ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-172/2023 от 24.10.2023 Усть-пристанского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2а-172/2023

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 октября 2023 года с.Усть-Чарышская Пристань

Усть-Пристанский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Репниковой О.А.

при секретаре Капаницыной О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Усть-Пристанского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Усть-Пристанского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать обустройства мест массового отдыха населения на водных объектах,

у с т а н о в и л:

Прокурор <адрес> обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> о признании незаконным бездействия по созданию условий для массового отдыха жителей муниципального образования <адрес> и организации обустройства мест массового отдыха, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам; возложении обязанности в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу определить место массового отдыха населения на водных объектах, в течение 6 месяцев – организовать обустройство мест массового отдыха населения на водных объектах (пляжей) в количестве не менее одного, соответствующих требованиям Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах <адрес>».

В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья граждан, о безопасности детей на водных объектах. В ходе проверки установлено, что на территории <адрес> места массового отдыха людей на водных объектах не определены и не организованы. В районе несанкционированного пляжа «Ковш» отсутствуют опознавательные знаки, обозначающие зоны купания, при этом имеются информационные знаки о запрете купания на водном объекте. Отсутствие на территории района пляжей, соответствующих требованиям закона, свидетельствует о бездействии Администрации <адрес> и несет угрозу безопасности жизни и здоровья людей на водных объектах в купальный сезон. Поэтому прокурор в соответствии с ч. 1 ст. 218, ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации счел необходимым обратиться в суд с настоящим административным иском.

В судебном заседании помощник прокурора Ненашева Е.П. на удовлетворении иска настаивала, уточнила срок исполнения обязанности – до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного ответчика по доверенности Сизова О.А. возражала об удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, пояснив, что на территории <адрес> находится много водных объектов, однако возможности оборудовать пляж не имеется. В соответствии с требованиями «ФИО5 55698-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Услуги пляжей» пляжи должны располагаться на территориях, пригодных для использования по климатическим, ландшафтным и санитарно-гигиеническим условиям. Не рекомендуется размещение пляжей вблизи автомобильных дорог, железнодорожного полотна, промышленных предприятий, свалок, а также в местах, незащищенных от холодных ветров, оползневых явлений, возможных селей, лавин, химического и бактериального загрязнения воды, почвы и воздуха. Согласно пункту 5.3 в местах, отведенных для купания, не должно быть выхода грунтовых вод, водоворотов, воронок и течения, превышающего 0,5 м/<адрес> воды акватории должно соответствовать СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-00. Качество береговой зоны должно соответствовать СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-03. Дно должно иметь постепенный скат без уступов до глубины 2 метров при ширине полосы от берега не менее 15 метров, очищено от водных растений, коряг, стекла, камней и других предметов. Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ создана комиссия по обследованию водоемов на территории района. В ходе обследований установлено, что на территории района протекают реки Обь, Чарыш, течение в которых превышает допустимый предел, дно имеет уступы, отсутствует пологий склон. Согласно Генеральному плану муниципального образования Усть-Пристанский сельсовет в районе «Ковша» и «Первого взвоза» находится крутой оползневый склон, что также делает невозможным организовать пляж. Некоторые поселения относятся к труднодоступным местностям, затопляемым территориям.

Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим способом.

Суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.

В соответствии со статьями 2, 17 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Как следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья, безопасности граждан, в том числе, несовершеннолетних, на водных объектах. По результатам проверки установлено, что места массового отдыха людей на водных объектах (пляжи) не определены и не организованы.

В силу пунктов 15, 20, 24, 26 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения отнесено создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб (формирований) на территории поселения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные подпунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса, предусмотренного пунктом 23).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи Федерального закона № 131-ФЗ).Согласно части 2 статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относятся обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, расположенным на территории городского поселения, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского поселения.

В соответствии с частью 3 статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации полномочия в области водных отношений, установленные частью 2 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельского поселения в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельским поселением соответствующих вопросов местного значения, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципального района.

Таким образом, решение вопросов создания условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, отнесено к компетенции органов местного самоуправления муниципального района.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах <адрес>» установлены обязательные требования, предъявляемые к обеспечению безопасности людей на пляжах и других организованных местах купания как природного, так и искусственного происхождения, местах массового отдыха на водных объектах, которые обязательны для исполнения всеми водопользователями, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами на территории <адрес>.

Судом установлено, что на территории <адрес> санкционированные места массового отдыха людей на водных объектах не определены и не оборудованы в соответствии с требованиями нормативных документов, что нарушает права граждан, приводит к угрозе жизни и здоровью людей, в том числе несовершеннолетних, проживающих на территории района.

Фактически на территории <адрес> имеются не санкционированные традиционные места отдыха населения на водных объектах (пляжи) на реках Обь, Чарыш, «Ковш», «Первый взвоз», «Мельница», Барчиха, озерах «Моховское», «Савинуха» и другие.

Данные обстоятельства не оспариваются ответчиком и подтверждаются постановлениями КДН Администрации <адрес> о привлечении в июне-июле 2023 года родителей несовершеннолетних детей, купающихся без сопровождения взрослых, фотографиями. Согласно ответу главы района от ДД.ММ.ГГГГ во всех местах, где есть несанкционированные пляжи, выставлены запрещенные таблички.

Указанное свидетельствует о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления района возложенных на него обязанностей, что в свою очередь влечет нарушение требований законодательства, регламентирующего правила пользования водными объектами общего пользования, а также способно привести к несчастным случаям с детьми при купании в таких местах.

Следовательно, бездействие Администрации <адрес> по созданию условий для организации мест массового отдыха населения на водных объектах на территории <адрес>, является незаконным.

Доводы Администрации <адрес> о невозможности создания пляжей на имеющихся водных объектах суд отклоняет по следующим основаниям.

Из представленных актов обследований береговой линии водных объектов на территории <адрес> и фотоматериалов следует, что в прудах и озерах установлено отсутствие дна с пологим уклоном, песчаного покрытия, небезопасный рельеф, наличие зарослей растений, наличие ям, глинистой почвы, илистого дна. В реке Обь установлено превышение содержания загрязняющих веществ, сильное течение, на береговой полосе и на дне реки находятся остатки металлоконструкции причала.

Вместе с тем, техническое освидетельствование мест массового отдыха граждан на водных объектах в границах <адрес> органом местного самоуправления не проводилось, акты технического освидетельствования не составлялись, за получением санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов и их дна санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения исполнения администрация не обращалась, до предъявления настоящего иска комиссия по обследованию водоемов на территории района не создавалась и конкретных мер по созданию пляжа не предпринималось.

Ссылка на Генеральный план муниципального образования Усть-Пристанский сельсовет о том, что по берегу реки Обь в районе «Ковша» находится крутой оползневый склон, не означает, что на другом берегу невозможно организовать пляж. Кроме того, данное обстоятельство не мешает проведению в этом месте отгрузку материалов для нужд юго-западного ДСУ. Возможность возникновения опасных процессов (оползней, обвалов) является предположением, однако мер к недопущению развития данных явлений административным ответчиком не принимается.

Тот факт, что все имеющиеся водные объекты находятся в запущенном состоянии (заросли растений на берегу, заболоченные участки, мусор на берегу, небезопасный рельеф, отсутствие песчаного покрытия) свидетельствует о необходимости проводить определенную работу, направленную на очистку и обустройство пляжа.

Каких-либо допустимых и достоверных доказательств невозможности оборудования на имеющихся водных объектах санкционированного места массового отдыха людей ответчик суду не представил.

Таким образом, суд считает установленным, что фактически на территории <адрес> отсутствуют оборудованные места массового отдыха населения на водных объектах, то есть пляжи.

При этом административный ответчик не принимает никаких мер к их созданию.

Бездействие Администрации <адрес> в решении данного вопроса является незаконным, поскольку нарушает права граждан на использование имеющихся водных объектов и безопасность пребывания, летнего отдыха на них.

Поэтому суд считает необходимым обязать административного ответчика принять меры к созданию, в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, мест массового отдыха населения на водных объектах (пляжа) на территории <адрес>, не менее одного.

Конституционный принцип разделения властей и самостоятельности органов местного самоуправления не предполагает, что они имеют право действовать на свое усмотрение произвольно. Во всяком случае, исполнение требований федерального законодательства является обязательным с учетом выполнения конкретных задач, стоящих перед исполнительно-распорядительным органом, в интересах населения муниципального образования.

В этой связи суд полагает, что отсутствует необходимость в конкретизации в решении определенного объекта для обустройства пляжа, поскольку не может указать Администрации <адрес>, каким способом она будет исполнять судебное решение и выполнять возложенные обязанности.

Отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств не является основанием для освобождения от выполнения данной обязанности.

Однако при определении срока суд учитывает финансовые возможности ответчика, планирование бюджета на следующий год, порядок реализации государственных программ, поэтому считает возможным определить срок исполнения обязанности до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административный иск прокурора Усть-Пристанского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Усть-Пристанского района Алтайского края, выразившееся в неисполнении полномочий по созданию условий для организации и создании мест массового отдыха населения на водных объектах на территории Усть-Пристанского района Алтайского края.

Обязать Администрацию Усть-Пристанского района Алтайского края определить место массового отдыха населения на водных объектах и организовать обустройство не менее одного места массового отдыха населения на водных объектах (пляжа) на территории Усть-Пристанского района Алтайского края, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Усть-Пристанский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий О.А. Репникова