ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1730/20 от 18.11.2020 Елабужского городского суда (Республика Татарстан)

УИД 16RS0038-01-2020-004878-90

Дело № 2а-1730/2020

Учет 3.022а

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 ноября 2020 г. г. Елабуга

Елабужский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Совковой М.В.,

при секретаре судебного заседания Ямалеевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к муниципальному казенному учреждению «Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан», Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Прикамское территориальное Управление о признании решений незаконными, об обязании в кратчайшие сроки исполнить свои обязанности и оказать муниципальную услугу с обязательным извещением сторон о принятых мерах,

установил:

ФИО1 обратилась к МКУ Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан, Министерству экологии и природных ресурсов РТ Прикамское территориальное Управление с административными исковыми требованиями о признании решений незаконными, об обязании в кратчайшие сроки исполнить свои обязанности и оказать муниципальную услугу с обязательным извещением сторон о принятых мерах.

Требования мотивированы тем, что является членом ...... владеет земельным участком, расположенным по адресу: ......

ФИО1 обратилась в МКУ Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики об утверждении схемы расположения земельного участка.

Решением Министерства экологии и природных ресурсов РТ Прикамское территориальное Управление истцу было отказано в предоставлении муниципальной услуги, мотивируя тем, что земельный участок административного истца отклоняется от согласования для ведения садоводства по причине несоответствия пункта 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, а именно расположение земельного участка на береговой полосе безымянного водного объекта.

Истец не согласна выводами ответчиков, поскольку ответчики не определили с каким водным объектом граничит ее земельный участок.

На основании изложенного, истец просит признать решение административных ответчиков незаконными и обязать административных ответчиков в кратчайшие сроки исполнить свои обязанности и оказать муниципальную услугу административному истцу с обязательным извещением сторон о принятых мерах.

Протокольным определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено СПК «Шинник».

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 - ФИО2 административный иск поддержал.

Представители административных ответчиков МКУ «Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан» ФИО3, Министерства экологии и природных ресурсов РТ Прикамское территориальное Управление ФИО4 исковые требования не признали.

Представитель ответчика СПК «Шинник» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что ФИО1 является членом ...... и владеет земельным участком, площадью 403 кв. м, расположенным по адресу: ......

Истица обратилась в МКУ «Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Уведомлением административного ответчика МКУ «Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан» Номер обезличена от Дата обезличена, ФИО5 в утверждении схемы расположения земельных участков отказано, по мотиву того, что испрашиваемый земельный участок подпадает в водоохранную зону.

Согласно заключению Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Прикамское территориальное управление по обследованию земельного участка от Дата обезличенаНомер обезличена, земельный участок Номер обезличена, расположенный по адресу: ...... отклоняется от согласования для ведения садоводства МКУ «Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан» по причине несоответствия пункту 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации № 74-ФЗ от 03.06.2006, а именно расположение запрашиваемого земельного участка на береговой полосе безымянного водного объекта.

Представитель истицы обратилась в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Прикамское территориальное Управление с заявлением о несогласии с вышеуказанным заключением по обследованию земельного участка.

Как усматривается из сообщения Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Прикамское территориальное Управление от 07.07.2020 № 485, при визуальном осмотре государственным инспектором Управления прилегающей территории вышеуказанного земельного участка установлено, что используемый земельный участок расположен в границах 20 метровой береговой полосы безымянного водного объекта имеющего характерные формы и признаки водного режима для озера, озеро – это компонент гидросферы, представляющий собой естественно возникающий водоем, заполненный в пределах озерной чаши (озерного ложа) водой и не имеющий непосредственного соединения с морем (океаном), данный факт подтвержден наличием имеющегося на момент осмотра ограждения (забора), что не соответствует пункту 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации № 74-ФЗ от 03.06.2006.

По вопросу отнесения данного водного объекта к каналу, реке или ручью разъяснено, что канал – это искусственное русло для воды, река – это природный водный поток (водоток) значительных размеров с естественным течением по руслу (выработанному им естественному углублению) от истока вниз до устья и питающийся за счет поверхностного и подземного стока с его бассейна, ручей – это небольшой постоянный или временный водоток, обычно шириной от нескольких дециметров до нескольких метров. Обычно длина ручья составляет не более 3-5 км, а глубина редко превышает 1,5 метра, однако четкой границы между ручьем и малой рекой нет.

Обращаясь в суд с иском, ФИО1, в обоснование своих требований о признании решений незаконными и обязании исполнить услугу, указала, что на болота, родники и гейзеры, ледники и снежники правило о береговой полосе общего пользования не распространяется, однако ответчиками не определено с каким водным объектом граничит ее земельный участок.

Земельные участки, располагающиеся в береговой полосе водного объекта, находящегося в собственности Российской Федерации, также находятся в собственности Российской Федерации. Распоряжение такими земельными участками вправе осуществлять Российская Федерация в лице уполномоченного органа. Указанная правовая позиция, согласуется с выводами Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в определении от 21.12.2015 N 308-ЭС15-13877.

Федеральным законом № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», установлено, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими (пункт 1 статьи 3.3). Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 3.3).

В силу пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Согласно пункту 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Статья 5 Водного кодекса Российской Федерации устанавливает, что водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты; подземные водные объекты.

В силу части 2 указанной нормы к поверхностным водным объектам относятся: водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

На основании пункта 2 части 4 Водного кодекса РФ береговая линия (граница водного объекта) определяется для: реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом.

Из пункта 1 статьи 6 Водного кодекса РФ, следует, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водным объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами.

Согласно части 6 указанной статьи полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 километров, ширина береговой полосы которых составляет 5 метров.

В части 8 статьи 6 Водного кодекса РФ предусмотрено право каждого гражданина пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 1 ГрК РФ, территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (п. 12 ст. 85 ЗК РФ).

С учетом вышеизложенного, следует, что при установлении границ земельных участков и предоставлении органами местного самоуправления их на том или ином праве гражданам и юридическим лицам, необходимо учитывать, что береговая линия водного объекта не может входить в границы таких участков, так как является водным объектом и находится в федеральной собственности.

Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 253 утверждено Положение о ведении государственного водного реестра.

Согласно названному Положению реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об использовании водных объектов, о речных бассейнах и бассейновых округах (п. 2).

В заключении Номер обезличена от Дата обезличена Прикамского ТУ МЭПР РТ указано, что в 5 метрах от земельного участка находится безымянный водный объект (п.5). Кроме того в соответствии с ч. 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации береговая полоса - это полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования.

Передача указанного земельного участка в собственность может повлечь загрязнение водного объекта, а также нарушение права свободного доступа к водному объекту неограниченного круга лиц.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что решения МКУ «Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан», Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Прикамское территориальное Управление являются обоснованными и не противоречат вышеприведенным нормам права, а СПК «Шинник» является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования ФИО1 к муниципальному казенному учреждению «Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан», Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Прикамское территориальное Управление о признании решений незаконными, об обязании в кратчайшие сроки исполнить свои обязанности и оказать муниципальную услугу с обязательным извещением сторон о принятых мерах - оставить без удовлетворения.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Татарстан через Елабужский городской суд Республики Татарстан.

Судья