ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1731/19 от 23.05.2019 Королёвского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Королёвский городской суд Московской области в составе:

судьи Касьянова В.Н.

при секретаре Мамедове Э.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-1731/19 по административному иску Князева Андрея Сергеевича к Администрации городского округа Королёв Московской области о признании отказа незаконным, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа Королёв Московской области, в котором просит признать незаконным отказ Администрации городского округа Королёв <адрес> в лице заместителя руководителя Администрации, от ДД.ММ.ГГГГ, в согласовании переустройства нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; и обязать Администрацию городского округа Королёв Московской области выдать истцу решение о согласовании переустройства нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на основании Договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ. Принадлежащее ему нежилое помещение не подключено к системам водоснабжения (горячего и холодного), а также водоотведения, которые имеются в многоквартирном доме, что создает определенные неудобства в пользовании нежилым помещением, а также нарушает права истца как собственника помещения на пользование коммунальными ресурсами. В целях согласования планируемого переустройства в нежилом помещении, ООО «Строй-норматив» был изготовлен Проект подключения инженерных сетей к нежилому помещению по указанному адресу. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Администрацию <адрес>ёв с заявлением о согласовании переустройства, приложив указанный Проект, а также полный комплект документов, предусмотренный ст. 26 ЖК РФ, в чем ему было отказано по основанию отсутствия решения собственников помещений в многоквартирном доме о пользовании общим имуществом и согласования с собственником <адрес> планируемых работ. Истец считает данный отказ незаконным, поскольку им был представлен полный пакет документов на согласование переустройства, в число которых в обязательном порядке согласно ст. 26 ЖК РФ не должны входить технические условия, на которые в ответе ссылается Администрация, а также согласие собственников МКД и собственника <адрес>. Как видно из Проекта подключения инженерных сетей к нежилому помещению по указанному адресу, результат работ по данному проекту не предполагает присоединение к данному нежилому помещению части общего имущества в многоквартирном доме, т.е. по данному проекту не переносятся стояки горячего и холодного водоснабжения, а также водоотведения и вытяжной вентиляции, не перекрывается к ним доступ другим жильцам, стояки не перегораживаются дополнительными стенками или перегородками, не забирается какая-либо дополнительная площадь, являющаяся общим имуществом многоквартирного дома. Проект предусматривает только подключение к существующим инженерным системам дома согласно техническим условиям, выставленным управляющей компанией (сведения из пояснительной записки к Проекту). Таким образом, ответчик при отказе в согласовании переустройства потребовал предоставить документы, не предусмотренные ст. 26 ЖК РФ, что является незаконным, а решение подлежащим отмене.

В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные исковые требования, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Администрации городского округа Королёв Московской области просил в удовлетворении заявленных требований отказать и пояснил, что отказ в согласовании является законным и обоснованным.

Заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явилась.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащим удовлетворению, учитывая следующее.

Согласно п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из материалов дела следует, что Князев А.С. является собственником нежилого помещения по адресу: <адрес>

Как указывает истец, и не опровергнуто ответчиком, указанное нежилое помещение не подключено к системам водоснабжения (горячего и холодного), а также водоотведения, которые имеются в многоквартирном доме.

В целях согласования планируемого переустройства в нежилом помещении, по инициативе истца ООО «Строй-норматив» был изготовлен Проект подключения инженерных сетей к нежилому помещению по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Князев А.С. обратился в Администрацию городского округа Королёв с заявлением о согласовании переустройства, приложив указанный Проект, а также полный комплект документов, предусмотренный ст. 26 ЖК РФ.

Как следует из письма от ДД.ММ.ГГГГ № ивтг/1645, административный ответчик отказал ФИО1 в согласовании переустройства, по основанию отсутствия решения собственников помещений в многоквартирном доме о пользовании общим имуществом и согласования с собственником <адрес> планируемых работ, в соответствии с техническими условиями на присоединение к общедомовым коммуникациям инженерных систем, выданными ОАО «Жилкомплекс» от ДД.ММ.ГГГГ.

Давая оценку законности данного решения об отказе, суд исходит из следующего.

Понятие переустройства помещений содержится в статье 25 Жилищного кодекса РФ, а порядок и условия работ раскрываются в нормах главы 4 ЖК РФ. Отношения регламентируются Административным регламентом предоставления органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Московской области государственной услуги «Согласование переустройства и перепланировки жилого помещения» утвержденным распоряжением Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 23.08.2017 г. №31РВ-167.

Согласно ст. 26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и

или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса;

4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;

5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги «Согласование переустройства и перепланировки жилого помещения» установлен в п.10 Административного регламента предоставления органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Московской области государственной услуги «Согласование переустройства и перепланировки жилого помещения» утвержденным распоряжением Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 23.08.2017 г. №31РВ-167.

Основания отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения установлены ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, к ним относятся: непредставление определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя; поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе; представления документов в ненадлежащий орган; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Аналогичные основания установлены п.12 Административного регламента предоставления органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Московской области государственной услуги «Согласование переустройства и перепланировки жилого помещения» утвержденным распоряжением Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 23.08.2017 г. №31РВ-167.

Согласно ч. 2 ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

В качестве основания для отказа в предоставлении государственной услуги «Согласование переустройства и перепланировки жилого помещения», административный ответчик ссылается на отсутствие решения собственников помещений в многоквартирном доме о пользовании общим имуществом и согласования с собственником <адрес> планируемых работ.

Суд не может согласиться с приведенными основаниями для отказа.

Условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений регулируются также Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстроя России) от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".

Согласно п. 1.7.1 Правил переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.

Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.

В соответствии с пунктами 1.7.2, 1.7.3 Правил переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, а также перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.

Как следует из приложенного истцом к заявлению к административному ответчику Проекта ООО «Строй-норматив» подключения инженерных сетей к нежилому помещению по адресу: <адрес>, данный Проект предусматривает только подключение нежилого помещения к существующим системам коммунального снабжения дома: водоснабжения, канализации и вентиляции.

Действительно, на основании ч. 2 ст. 40 ЖК РФ требуется согласие всех собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома, основаны на неправильном применении норм материального права.

В соответствии с указанной нормой, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ч. 3 ст. 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

Между тем, подключение сантехнических приборов, установленных истцом, к общедомовым сетям канализации и водопровода не является присоединением общего имущества к квартире истца в смысле ст. 36 ЖК РФ, не ведет к его уменьшению, и для выполнения данного вида работ по переустройству согласие всех собственников помещений многоквартирного дома не требуется.

Так, согласно приведенного Проекта, результат работ по данному проекту не предполагает присоединение к данному нежилому помещению части общего имущества в многоквартирном доме, т.е. по данному проекту не переносятся стояки, горячего и холодного водоснабжения, а также водоотведения и вытяжной вентиляции, не перекрывается к ним доступ другим жильцам, стояки не перегораживаются дополнительными стенками или перегородками, не забирается какая-либо дополнительная площадь, являющаяся общим имуществом многоквартирного дома. Проект предусматривает только подключение к существующим инженерным системам дома согласно техническим условиям, выставленным управляющей компанией.

Таким образом, работы по переустройству, которые должны быть выполнены в нежилом помещении истца не требуют согласования с собственниками иных помещений многоквартирного жилого дома.

Оценив изложенные обстоятельства в их совокупности, принимая во внимание, что приведенным решением необоснованно созданы препятствия к осуществлению истцом своих прав, суд приходит к выводу о том, что отказ Администрации городского округа Королёв Московской области ДД.ММ.ГГГГ, в согласовании переустройства нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> является незаконным.

В этой связи суд считает необходимым обязать Администрацию городского округа Королёв Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца, а именно рассмотреть заявление ФИО1 о согласовании переустройства нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом отсутствия необходимости согласования переустройства нежилого помещения с собственниками помещений многоквартирного жилого дома по указанному адресу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180-186 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Князева Андрея Сергеевича к Администрации городского округа Королёв Московской области – удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации городского округа Королёв Московской области ДД.ММ.ГГГГ, в согласовании переустройства нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Администрацию городского округа Королёв Московской области рассмотреть заявление Князева Андрея Сергеевича о согласовании переустройства нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом отсутствия необходимости согласования переустройства нежилого помещения с собственниками помещений многоквартирного жилого дома по указанному адресу.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Королёвский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.