ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1731/2018 от 21.05.2018 Орджоникидзевского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

дело № 2а-1731/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 мая 2018 года город Уфа

Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Фахрисламовой Г.З.,

при секретаре Афанасьевой Ю.Р.,

с участием административного истца Сергеевой В.Г., представителя ответчика Хасановой Г.Д., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сергеевой В. Г. к Администрации сельского поселения Черкасский сельсовет МР Уфимского района РБ о признании отказа в предоставлении постановления о подготовке проекта межевания территории незаконным, обязании выдать постановление,

у с т а н о в и л:

Сергеева В.Г. обратилась в суд с административным иском к Администрации сельского поселения Черкасский сельсовет МР Уфимского района РБ об обязании рассмотреть заявление о подготовке проекта межевания территории земельных участков, мотивируя тем, что она обратилась в администрацию сельского поселения Черкасский сельсовет МР Уфимский район РБ с заявлением о выдаче ей и собственникам соседних земельных участков с кадастровыми номерами , , , находящихся в <адрес> РБ Постановления о подготовке проекта межевании территории указанных земельных участков в виде отдельного документа. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ написано, что в виде отдельного документа согласно градостроительного кодекса проект межевания не подготавливается.

С указанным отказом истец не согласна по следующим основаниям. Правила землепользования и застройки сельского поселения Черкасский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан утверждены решением от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая вышеизложенного, после уточнения исковых требований просит признать отказ в предоставлении постановления о подготовке проекта межевания территории в виде отдельного документа незаконным; обязать администрацию сельского поселения черкасский сельсовет муниципального района уфимский район Республики Башкортостан выдать постановление о подготовке проекта межевания территории земельных участков 02:47:160801:426, 02:47:160801:428.

В судебном заседании административный истец Сергеева В.Г. предъявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по доводам, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Администрации Черкасского Сельсовета Уфимского района РБ и заинтересованного лица Администрации Уфимского района РБ по доверенностям Хасанова Г.Д., в судебном заседании заявленные требования не признала, просила в удовлетворении отказать на основании доводов, изложенных в письменном возражении.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ», заинтересованные лица Втюрин Г.Л., Ермилов А.Н., Ермилова О.Л., Втюрина О.Б. на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Изучив материалы административного дела, заслушав мнения сторон, суд пришел к следующему.

Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 39.14 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок является непременным условием для его формирования, постановки на кадастровый учет и последующего приобретения в собственность.

Проект межевания территории - это документация по планировке территории. Готовится применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков. Подготовка проекта регламентируется статьей 43 Градостроительного кодекса РФ

В соответствии с ч. 2 ст. 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется для: определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.

Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта (ч. 3 ст. 43 ГрК РФ).

Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории.

Согласно ч. 5 ст. 43 ГрК РФ текстовая часть проекта межевания территории включает в себя: перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования; перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 6 ст. 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются: границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры; красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; границы зон действия публичных сервитутов.

Материалы по обоснованию проекта межевания территории включают в себя чертежи, на которых отображаются: границы существующих земельных участков; границы зон с особыми условиями использования территорий; местоположение существующих объектов капитального строительства; границы особо охраняемых природных территорий; границы территорий объектов культурного наследия.

Подготовка проектов межевания территории осуществляется с учетом материалов и результатов инженерных изысканий в случаях, если выполнение таких инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории требуется в соответствии с настоящим Кодексом. В целях подготовки проекта межевания территории допускается использование материалов и результатов инженерных изысканий, полученных для подготовки проекта планировки данной территории, в течение не более чем пяти лет со дня их выполнения (ч. 8 ст. 43 ГрК РФ).

Судом установлено, что Сергеева В.Г. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами , , находящихся в <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.

Сергеева В.Г. обратилась в администрацию сельского поселения Черкасский сельсовет МР Уфимский район РБ с заявлением на получение постановления о подготовке проекта межевания территории в виде отдельного документа земельных участков с кадастровыми номерами , , , находящихся в с.Черкассы Уфимского района РБ.

Как видно из ответа Администрации сельского поселения Черкасский сельсовет МР Уфимский район РБ № 76 от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованием Градостроительного кодекса РФ постановление о подготовке проекта межевания территории в виде отдельного документа не требует.

Согласно пункту 2 части 1.1. ст. 45 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно лицами, указанными в части 3 статьи 46.9 настоящего Кодекса, т.е. правообладателями земельных участков.

Соответственно, выпуск распорядительного акта в виде постановления либо распоряжения органа местного самоуправления о подготовке документации по планировке территории, в данном случае проекта межевания территории, не требуется.

Допрошенная в судебном заседании специалист Н.В.И. суду показала, что работает в МАО Управление землеустройства, архитектуры и строительтсва муниципального района Уфимский район РБ, пояснила, что любой собственник земельного участка может получить проект межевания, самостоятельно разработав его и предоставив его в Администрацию к согласованию, постановление для этого не обязательно.

В этой связи, утверждение Сергеевой В.Г. о нарушении ответчиком ее права, выраженное в отказе предоставить постановление о подготовке проекта межевания, безосновательно, ответ администрации СП Черкасский сельсовет МР Уфимский район РБ за исх. от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах требование Сергеевой В.Г. о признании отказа в предоставлении постановления о подготовке проекта межевания территории в виде отдельного документа незаконным удовлетворению не подлежит.

Также, в просительной части искового заявления истец просит обязать администрацию СП Черкасский сельсовет МР Уфимский район РБ выдать постановление о подготовке проекта межевания территории в виде отдельного документа.

В данной части иск также подлежит отклонению, поскольку судебный контроль ограничен принципом разделения властей, который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.

Понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации.

В связи с этим суд при указанных выше обстоятельствах не вправе возложить на орган местного самоуправления обязанность по выдаче постановления о подготовке проекта межевания территории в виде отдельного документа, права административного истца подлежат защите в соответствии с положениями п. 1 ч.3 ст. 227 КАС РФ, согласно которой в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Руководствуясь статьями 175-180, 194, 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления Сергеевой В. Г. к Администрации сельского поселения Черкасский сельсовет МР Уфимского района РБ о признании отказа в предоставлении постановления о подготовке проекта межевания территории в виде отдельного документа незаконным, обязании выдать постановление о подготовке проекта межевания территории земельных участков , , , отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Г.З. Фахрисламова