ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1731/2021 от 17.02.2022 Тутаевского городского суда (Ярославская область)

№ 2а - 240/2022

УИД 76RS0021-01-2021-002635-28

Изготовлено в мотивированной форме 17 февраля 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 февраля 2022 год

г. Тутаев Ярославская область

Тутаевский городской суд Ярославской области в составе судьи Стародыновой Л.В., при секретаре Петрунчак Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулировании тарифов Ярославской области к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области, Управлению федеральной службы судебных приставов России по Ярославской области, судебному приставу-исполнителю Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области ФИО4, о признании незаконным постановления об обращении взыскания на имущественные права должника от 05.10.2021 г. и его отмене,

у с т а н о в и л :

Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулировании тарифов Ярославской области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления об обращении взыскания на имущественные права должника от 05.10.2021 г. и его отмене.

В обосновании иска указал, что 05.10.2021 г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области ФИО4 вынесено постановление об обращении взыскания на имущественные права должника, в состав которого входит исполнительный лист № ФС от 26.02.2020 г., выданный Тутаевским городским судом в отношении должника МУП ТМР «Тутаевские коммунальные системы». В отношении должника МУП ТМР «Тутаевские коммунальные системы» имеется сводное исполнительное производство Согласно Постановлению судебным приставом-исполнителем обращено взыскание на принадлежащее МУП ТМР «Тутаевские коммунальные системы»-право получения денежных средств по договору от 22.03.2022 на возмещение убытков, возникающих в связи с установлением регулирующим органом области льготных тарифов в соответствии с законами Ярославской области от 2 декабря 2013 года № 64-з и № 65-з (далее-Договор) в размере 100% до погашения полной суммы задолженности в размере 40385391,41 руб. (ИН 36130/19/76025-СД). В постанавливающей части указано, что обращается взыскание на имущественное право должника МУП ТМР «Тутаевские коммунальные системы» на получение из бюджета Ярославской области субсидии на возмещение убытков. При этом в качестве основания для обращения взыскания на бюджетную субсидию сделана ссылка на статьи 14,68,75 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В части 3 статьи 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержится перечень мер принудительного исполнения. В указанном перечне отсутствует мера принудительного исполнения-обращение взыскания на субсидии, предоставляемые из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Предметом заключенного между департаментом и МУП ТМР «Тутаевские коммунальные системы» Договора является предоставление субсидии, которая не является имущественным правом МУП ТМР «Тутаевские коммунальные системы». Договор предоставления субсидии на компенсацию выпадающих доходов регулирует бюджетные правоотношения, складывающиеся между главным распорядителем бюджетных средств и получателем субсидии. Судебным приставом-исполнителем допущено обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в нарушении ст.239 Бюджетного кодекса Российской федерации (далее-БК). В силу п.2 ст.239 БК РФ обращение взыскания на бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных БК РФ. Согласно положения Договора (п.3.1) субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления и расходования субсидии на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, утвержденным постановлением Правительства области от 25.07.201 № 721-п, в случае выполнения установленных требований и условий предоставления субсидии, в том числе, предоставления услуг населению по льготным тарифам в соответствии с законодательством Ярославской области, документального подтверждения фактической потребности в субсидии по средствам предоставления отчетов и иных документов, подтверждающих размер недополученных доходов ресурсоснабжающей организации.

Таким образом, получения субсидии из областного бюджета не является безусловным правом МУП ТМР «Тутаевские коммунальные системы» и зависит от наступления ряда юридически значимых фактов и выполнения получателем установленных требований. Предоставление субсидии выполняется с соблюдением принципов адресности, безвозмездности, соблюдения получателем условий предоставления субсидии. Департамент, как главный распорядитель средств бюджета области, вправе отказать в предоставлении субсидии при отсутствии или недостаточности оснований для предоставления субсидии конкретному получателю.

Полагают, что вынесенное Постановление нарушает права, как департамента, так и департамента финансов ЯО, поскольку Порядком и Договором установлен порядок предоставления субсидии, а именно ее перечисление по платежным реквизитам Получателя в соответствии с принципом адресности предоставления субсидии. Перечисление субсидии по иным реквизитам создает риск ненадлежащего исполнения договора предоставления субсидии возможной финансовой ответственности для органов государственной власти Ярославской области.

В целях исключения рисков ненадлежащего исполнения договора о предоставлении субсидии МУП ТМР «Тутаевские коммунальные системы», в результате которого органы исполнительной власти ЯО могут быть привлечены к финансовой ответственности, связанной с необходимостью повторного перечисления причитающихся получателю субсидии бюджетных средств в порядке надлежащего использовании я бюджетных средств.

В судебное заседание представитель административного истцаФИО5 явилась, поддержала требования по основаниям, указанным в заявлении, просила их удовлетворить.

Представители административных ответчиков Управление ФССП России по Ярославской области – извещены, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, представитель административного ответчика Межрайонная ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области – извещены, причины неявки не сообщили, административный ответчик судебный пристав-исполнитель Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области ФИО4– извещена, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, представила отзыв на заявление в котором просила в удовлетворении требований истца отказать.

Представитель заинтересованного лица МУП ТМР «Тутаевские коммунальные системы» - извещены, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, представитель заинтересованного лица ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль»- извещены, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, представитель заинтересованного лица ПАО «МРСК Центра – извещены, причину неявки не сообщили, представитель заинтересованного лица ПАО «МРСК Центра-Ярэнерго»– извещены, причину неявки не сообщили, представитель заинтересованного лица ПАО «ТНС энерго Ярославль» – извещены, причину неявки не сообщили, представитель заинтересованного лица ООО «Водосток» – извещены, причину неявки не сообщили, представитель заинтересованного лица ООО «Чистая вода»– извещены, причину неявки не сообщили, представитель заинтересованного лица ПАО «Сбербанк России» - извещены, причину неявки не сообщили, представитель заинтересованного лица Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - извещены, причину неявки не сообщили, представитель заинтересованного лица ООО Частная охранная организация «Сокол 2» - извещены, причину неявки не сообщили, представитель заинтересованного лица ООО «Тепломаш» - извещены, причину неявки не сообщили, представитель заинтересованного лица ИФНС по Ленинскому району г.Ярославля – извещены, просили рассмотреть дел в свое отсутствие, представитель заинтересованного лица ООО «Хартия» – извещены, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, представитель заинтересованного лица ООО «Центр экспертно-правового обеспечения в сфере ЖКХ» – извещены, причины неявки не сообщили, представитель заинтересованного лица АО «Тутаевское ПГУ» – извещены, причины неявки не сообщили, представитель заинтересованного лица ГУ Ярославское региональное отделение фонда социального страхования РФ – просили рассмотреть дело в свое отсутствие, представитель заинтересованного лица ГУ «Центр по выплате пособий и обработке информации Пенсионного фонда России по Ярославской области» – извещены, причины неявки не сообщили, представитель заинтересованного лица ООО Юридический центр «Бизнесс Недвижимость Право» – извещены, причины неявки не сообщили, заинтересованное лицо ФИО1 – извещен, причины неявки не сообщил, представитель заинтересованного ООО «Фортис»– извещены, причины неявки не сообщили, представитель заинтересованного Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Ярославской области - извещены, причины неявки не сообщили, представитель заинтересованного лица Межрегиональное управление Росприроднадзора по Костромской области – извещены, причины неявки не сообщили, представитель заинтересованного лица ООО «Сокол» – извещены, причины неявки не сообщили, представитель заинтересованного лица ООО АП «СФЕРА» – извещены, причины неявки не сообщили, представитель заинтересованного лица ООО «Нуар»– извещены, причины неявки не сообщили, представитель заинтересованного лица Департамент финансов Ярославской области – просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

Заинтересованные лица ФИО2, ФИО3 в судебное заседание явились, ФИО2 просила не отменять постановления судебного пристава об обращении взыскания на имущество должникаМУП ТМР «Тутаевские коммунальные системы», поскольку решения суда вынесенное в отношении должника в их пользу практически не исполняется.

Судом определено рассмотреть дело при имеющейся явке.

Судом установлено и из материалов дела следует, что в отношении административного истца возбужден ряд исполнительных производств, в том числе и в пользу взыскателей физических лиц, предметом исполнения которых является взыскание денежных средств, данные исполнительные производства на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 05 октября 2021 года объединены в сводное исполнительное производство.

Общая сумма задолженности административного истца в рамках сводного исполнительного производства составила 40385391,41 руб..

Судебным приставом-исполнителем 05 октября 2021 года вынесено постановление об обращении взыскания на имущественное право должника-организации МПУ ТМР «Тутаевские коммунальные системы» ИНН <***>, а именно на право получения денежных средств по гражданско-правовому договору, от 22.03.2021 заключенному Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области с муниципальным унитарным предприятием Тутаевского муниципального района «Тутаевские коммунальные системы» о предоставлении из областного бюджета в 2021 году МУП ТМР «Тутаевские коммунальные системы» на возмещение убытков, возникших в связи с установлением регулирующим органом области льготных тарифов в соответствии с законом Ярославской области от 02 декабря 2013 года № 64-а,№ 65-а в размере 100% до погашения полной суммы задолженности в размере 40385391,41 руб. (но не более общей не выплаченной на дату получения настоящего).

Этим же постановлением Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области предписано перечислять денежные средства в сумме 40385391,41 руб. на депозитный счет Отдела судебных приставов, до погашения полной суммы задолженности по исполнительным производствам (но не более общей не выплаченной на дату получения настоящего).

Заявитель оспаривает данное постановление по следующим основаниям: вынесенное постановление нарушает права как департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, так департамента финансов Ярославской области. Договор от 22.03.2021 г. , заключенный между Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области и унитарным предприятием Тутаевского муниципального района «Тутаевские коммунальные системы» имеет своим предметом порядок предоставления и расходования субсидий на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, утвержденным Постановлением правительства Ярославской области от 25.07.2014 г.. Данным договором установлен порядок предоставления субсидий, а именно перечисление по платежным реквизитам получателя в соответствии с принципом адресности предоставления субсидии. Субсидия предоставляемая Договором не является имущественным правом МУП ТМР «Тутаевскик коммунальные системы».

Установленный в пункте 2 Постановления срок ежемесячного перечисления денежных средств на депозитный счет службы судебных приставов, противоречит требованиям Порядка, Договора и является неисполнимым, учитывая определенные в порядке сроки предоставления субсидии, а также наличие или отсутствие фактической потребности в субсидии, определяемой в соответствии предоставляемой ресурсоснабдающей организации отчётностью. Судебный пристав не вправе устанавливать данные сроки, так как они противоречат требованиям законодательства Ярославской области.

МУП ТМР «Тутаевскик коммунальные системы» осуществляет социально значимый регулируемый вид деятельности, связанный с предоставлением коммунальных услуг населению и в объекты социальной сферы. Обращение 100% взыскания на средства субсидии лишает МУП ТМР «Тутаевские коммунальные системы» возможность выполнять комплекс необходимых мер, что само по себе создает угрозу невозможности надежного бесперебойного предоставления коммунальных услуг, угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, несущей неблагоприятные социальные последствия. Исполнение требований судебного пристава-исполнителя, содержащихся в оспариваемом постановлении, создает угрозу вынужденного прекращения производственной деятельности должника в нарушении процедуры вывода коммунальных объектов из эксплуатации, предусмотренного законодательством.

Заявитель указывает, что в части 3 статьи 68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержится перечень мер принудительного исполнения. Обращение взыскания на имущественные права должника отнесено к мерам принудительного исполнения. Вместе с тем, в указанном перечне отсутствует мера принудительного исполнения-обращение взыскания на субсидии предоставляемые из бюджетов бюджетной системы РФ.

Заявитель указывает, что согласно ответа Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 17.12.2021 г. № ИХ.18-11191/21, департаментам по постановлению от 05.10.2021 г. 08.12.2021 г. произведена оплата в размере 469200 руб.27 коп.

Таким образом, по состоянию на 08.12.2021 года сумма задолженности МУП ТМР «Тутаевские коммунальные системы» составляет 39 916191, 14 руб. в связи, с чем требование судебного пристава-исполнителя о перечислении на депозитный счет суммы 40385391,41 руб. превышает сумму задолженности заявителя перед третьими лицами.

Оценив доводы сторон, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с со ст.360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Согласно п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 218, статьи 360 КАС РФ, часть 1 статьи 198 АПК РФ, часть 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве).

В силу статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Закон №229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Статьей 3 Закона №229-ФЗ установлено, что принудительное исполнение судебных актов и актов других органов Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов.

Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.(ч.1 ст.6 Закона № 229-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон о судебных приставах) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 75 Закона № 229-ФЗ в рамках исполнительного производства взыскание может быть обращено на принадлежащее должнику имущественные права, в том числе право требования должника к третьему лицу, не исполнившему денежное обязательство перед ним как кредитором (далее - дебитор), в том числе право требования по оплате фактически поставленных должником товаров, выполненных работ или оказанных услуг, по найму, аренде и другим (далее - дебиторская задолженность);

Согласно части 1 статьи 76 Закона № 229-ФЗ обращение взыскания на дебиторскую задолженность состоит в переходе к взыскателю права должника на получение дебиторской задолженности в размере задолженности, определяемом в соответствии с частью 2 статьи 69 настоящего Федерального закона, но не более объема дебиторской задолженности, существовавшего на день обращения взыскания, и на тех же условиях.

В силу части 2 указанной статьи обращение взыскания на дебиторскую задолженность производится: 1) при наличии согласия взыскателя - путем внесения (перечисления) дебитором дебиторской задолженности на депозитный счет службы судебных приставов; 2) при отсутствии согласия взыскателя или невнесении (неперечислении) дебитором дебиторской задолженности на депозитный счет службы судебных приставов - путем продажи дебиторской задолженности с торгов.

Согласно части 4 статьи 76 Закона № 229-ФЗ об обращении взыскания на дебиторскую задолженность судебный пристав-исполнитель выносит постановление, в котором указывает порядок внесения (перечисления) денежных средств дебитором на депозитный счет службы судебных приставов. Указанное постановление не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется дебитору и сторонам исполнительного производства.

Судебный пристав-исполнитель своим постановлением обязывает дебитора исполнять соответствующее обязательство путем внесения (перечисления) денежных средств на указанный в постановлении депозитный счет службы судебных приставов, а также запрещает должнику изменять правоотношения, на основании которых возникла дебиторская задолженность(часть 5 ст.76 Закона № 229-ФЗ).

Со дня получения дебитором постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на дебиторскую задолженность исполнение дебитором соответствующего обязательства осуществляется путем внесения (перечисления) денежных средств на указанный в постановлении депозитный счет службы судебных приставов. Такое исполнение обязательства дебитором считается исполнением надлежащему кредитору. Права дебитора по отношению к должнику при этом не изменяются (часть 6 ст.76 Закона № 229-ФЗ).

При этом ч.3 ст.76 Закона № 229-ФЗ содержит закрытый перечень оснований, при которых обращение на дебиторскую задолженность не допускается. Среди этого перечня нет указаний на принадлежность дебиторской задолженности к организации определенной организационно-правовой формы.

В определении от 28.03.2018 N 305-КГ17-18216 Верховный Суд Российской Федерации указал, что организационно-правовая форма юридического лица, к которому у должника имеется имущественное требование, не влияет на возможность обращения взыскания на это право требования и наложения судебным приставом ареста в целях обеспечения данного взыскания.

К тому же дебиторская задолженность не является средствами третьего лица, а является правом требования к этому лицу.

Таким образом, постановление пристава-исполнителя об обращении взыскания на право получения денежных средств по договору о возмещении выпадающих доходов не нарушает требования статьи 239Бюджетного кодекса РФ, согласно которой иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 93.6, 142.2, 142.3, 166.1, 218, 242 и 242.6 настоящего Кодекса; обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.

Следует отметить, что условия договора от 22.03.2021 г.№ 16/2021, заключенного между заявителем и МУП ТМР «Тутаевские коммунальные системы» не ограничивает последнего в распоряжении данными денежными средствами. При этом закон не ограничивает судебного пристава-исполнителя в установлении размера денежных средств, подлежащих перечислению на депозитный счет службы судебных приставов.

Сумма задолженности в размере 40385391,41 руб. указана в оспариваемом постановлении является законной и обоснованной.

Судебный пристав-исполнитель ФИО4 осуществляла необходимые действия, направленные на принудительное исполнение судебного акта в рамках исполнительного производства N ИН 36130/19/76025-СД. Доказательств, свидетельствующих о незаконности постановления судебного пристава-исполнителя при исполнении требований исполнительного документа, материалы дела не содержат.

Доводы заявителя в том, что в перечне указанном в ст.68 Закона № 229-ФЗ отсутствует мера принудительного исполнения-обращение взыскания на субсидии представляемые из бюджетов бюджетной системы РФ, суд считает несостоятельной поскольку статьей 75 ФЗ «Об исполнительном производстве» определен перечень имущественных прав должника, на которые может быть обращено взыскание. Как следует из пункта 7 части 1 этой статьи, перечень имущественных прав, принадлежащих должнику, на которые может быть обращено взыскание, не является исчерпывающим. Среди указанного перечня, нет указаний на принадлежность дебиторской задолженности к организации определенной организационно-правовой формы. Дебиторская задолженность не является средствами третьего лица, а является правом требования к этому лицу.

Законом об исполнительном производстве не исключена возможность обращения взыскания на имущественные права должника, связанные с получением денежных средств (предоставлением из областного бюджета) на возмещение убытков, возникающих в связи с установлением регулирующим органом области льготных тарифов.

Кроме того, условия договора от 16/2021 от 22.03.2021, заключенного между заявителем и МУП ТМР "Тутаевские коммунальные системы" не ограничивают последнего в распоряжении данными денежными средствами.

При таких обстоятельствах суд не находит правовых оснований для удовлетсоврения заявленый требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд,

р е ш и л :

Административное исковое заявление Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулировании тарифов Ярославской области к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области, Управлению федеральной службы судебных приставов России по Ярославской области, судебному приставу-исполнителю Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области ФИО4, о признании незаконным постановления об обращении взыскания на имущественные права должника от 05.10.2021 г. Вынесенного в рамках исполнительного производства № ИП 36130/19/76025-СД - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение одного месяца путем подачи жалобы через Тутаевский городской суд Ярославской области.

Судья Л.В.Стародынова