ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1732/2021 от 20.01.2021 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2а-1732/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ в г. Нижний Новгород Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород в составе председательствующего судьи Маркиной О.Е., при ведении протокола секретарем Королевой С.Е., с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3, представителя административного ответчика ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Приволжскому таможенному управлению, Нижегородской таможне об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче паспорта транспортного средства, обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском к Нижегородской таможне о признании незаконным решения Нижегородской таможни от ДД.ММ.ГГГГ, обязании выдать паспорт транспортного средства.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ Начальником Кстовского таможенного поста вынесено решение в ответ на заявление от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче паспорта транспортного средства на легковой автомобиль HONDA STREAM, 2006 года выпуска.

С данным решением административный истец не согласен, считает его незаконным.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Дела об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего подлежат рассмотрению в порядке предусмотренным ст. 22 КАС РФ.

В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (ред. от 11.11.2015) «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» (далее - Положение о ПТС) паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию (п.1).

Паспорта выдаются на полнокомплектные автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и более и максимальной конструктивной скоростью 50 км/час и более, прицепы к ним, подлежащие регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, и на шасси транспортных средств, не входящие в комплект транспортного средства, принадлежащие юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, а также лицам без гражданства в порядке, установленном настоящим Положением (п.2).

К полнокомплектным транспортным средствам относятся, в том числе транспортные средства легковые автомобили и автобусы, оборудованные кузовами и двигателями (п.3).

Паспорта выдаются собственникам транспортных средств или шасси либо лицам, от имени собственников владеющим, пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами и шасси на законных основаниях (п. 4).

Таможенными органами, уполномоченными ФТС России, паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые в Российскую Федерацию после ДД.ММ.ГГГГ, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после ДД.ММ.ГГГГ (п.6).

Наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении (п.9).

Паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами на полнокомплектные транспортные средства, классифицируемые в следующих позициях единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, в том числе автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей (п. 53).

Паспорта выдаются таможенными органами, в том числе после помещения транспортных средств и (или) шасси под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или на транспортные средства и (или) шасси для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза; в иных случаях ввоза в Российскую Федерацию транспортных средств и (или) шасси, являющихся товарами Таможенного союза.

Выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии одобрения типа транспортного средства (ОТТС), одобрения типа шасси (ОТШ) или Свидетельств, заявлений на выдачу паспорта (на товары Таможенного союза), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси (п. 57).

В соответствии с п. 58 указанного Положения о ПТС выдача паспортов на транспортные средства или шасси транспортных средств, являющиеся товарами Таможенного союза, производится на основании заявлений, подаваемых в таможенный орган собственниками или владельцами транспортных средств на каждое транспортное средство или шасси по форме, устанавливаемой таможенным органом, а также и документов на транспортное средство или шасси.

Заявление подается в таможенный орган, в регионе деятельности которого на территории Российской Федерации находится или зарегистрирован собственник или владелец транспортных средств или шасси.

В заявлении указываются обстоятельства ввоза или приобретения транспортного средства или шасси либо иные обстоятельства, которые являются основанием для выдачи паспорта, страна происхождения и товарная позиция транспортного средства или шасси в соответствии ТН ВЭД ТС, а также перечень прилагаемых документов. Позиция ТН ВЭД ТС может указываться должностным лицом таможенного органа. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие изложенные сведения.

При выдаче паспорта представленные на транспортные средства или шасси документы, послужившие основанием для его выдачи, вместе с копией паспорта остаются в таможенном органе и учитываются в установленном порядке.

Согласно п. 2 (1) Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 №938 (ред. от 26.04.2020) «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», регистрация транспортных средств, за исключением транспортных средств, зарегистрированных на территории государств -членов Евразийского экономического союза или временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более 6 месяцев, осуществляется с выдачей соответствующих документов и государственных регистрационных знаков без резервирования за юридическими, или физическими лицами их отдельных серий или сочетаний символов. Порядки выдачи таких знаков устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

По мнению административного истца, по смыслу нормы пункта 2(1) Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 г. №938 регистрация транспортных средств, зарегистрированных надлежащим образом на территории государств - членов Евразийского экономического союза, в органах МВД РФ не требуется.

Согласно п. 5 ст. 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, таможенному декларированию подлежат транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах; 3 допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза физическими липами государств-членов транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.

Административный истец просит суд признать незаконным решение Нижегородской Таможни от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче паспорта транспортного средства; обязать административного ответчика выдать ФИО5 паспорт транспортного средства.

В судебном заседании административный истец ФИО1, его представитель ФИО2 (на основании устного заявления, занесенного в протокол судебного заседания) заявленные требования поддержали.

Представители административных ответчиков в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились, поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Как следует из материалов дела, ФИО1 на основании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права собственности транспортного средства, является собственником транспортного средства – HONDA STREAM, 2006 года выпуска.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился к начальнику таможенного поста ФИО6 с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства на транспортное средство, ввезенное из Республики Армения – автомобиля HONDA STREAM, 2006 года выпуска. К заявлению приложены следующие документы: копия паспорта, заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ, платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ.

Порядок ввоза и соответственно необходимость уплаты таможенных пошлин, налогов зависит от того каким статусом обладает ввозимый физическими лицами для личного пользования автомобиль, а именно является ли транспортное средство товаром таможенного союза или обладает статусом иностранного транспортного средства.

В связи с этим, в целях принятия решения о выдаче паспорта транспортного средства и во исполнение п.58 Положения о паспортах транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России , Минпромэнерго России , Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ (в настоящее время утратил силу) ДД.ММ.ГГГГ Кстовским таможенным постом направлен запрос в уполномоченные органы Республики Армения для документального подтверждения статуса транспортного средства как товара Таможенного союза, учитывая тот факт, что информация о транспортном средстве отсутствует в Реестре автомобилей, выпущенных в Республике Армения.

Заявление ФИО1 было рассмотрено Кстовским таможенным постом в соответствии с положениями Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан».

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан» обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

В связи с направлением запроса в компетентные органы Республики Армения на основании ч.2 ст. 12 Федерального закона №59-ФЗ начальником Кстовского таможенного поста принято решение о продлении сроков рассмотрения заявления на 30 суток до ДД.ММ.ГГГГ, о чем на заявлении имеется резолюция начальника.

В связи с истечение предельного срока рассмотрения заявления и отсутствием ответа на запрос, направленного в Республику Армения Кстовским таможенным постом Нижегородской таможни принято решение об отказе в выдаче Паспорта транспортного средства административному истцу, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

Из указанного письма об отказе от ДД.ММ.ГГГГ следует, что обращение по вопросу выдачи паспорта транспортного средства на легковой автомобиль HONDA STREAM, 2006 года выпуска, идентификационный номер (VIN) отсутствует, номер кузова , рассмотрено в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ». В соответствии с п. 57 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств", утвержденного приказом МВД России , Минпромэнерго России , Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, ПТС выдаются таможенными органами при ввозе в Российскую Федерацию транспортных средств и (или) шасси, являющихся товарами Таможенного союза. В целях определения статуса ввезенного в Российскую Федерацию автомобиля, как товара Таможенного союза, Кстовским таможенным постом Нижегородской таможни был направлен запрос в компетентные органы Республики Армения. До настоящего времени ответа от компетентных органов Республики Армения не поступило. В связи с истечением сроков рассмотрения письменного обращения, на основании статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке обращений граждан Российской Федерации», Кстовским таможенным постом принято решение об отказе в выдаче паспорта транспортного средства.

Письмом Комитета государственных доходов Республики Армения от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированным в Нижегородской таможне ДД.ММ.ГГГГнаправлен ответ на запрос, из которого следует, что транспортное средство HONDA STREAM, 2006 года выпуска не обладает статусом товара Евразийского экономического союза.

Указанное письмо не обжаловано административным истцом.

ДД.ММ.ГГГГ Нижегородской таможней административному истцу направлено сообщение, в котором указано, что в соответствии с пунктом 57 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005, паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами на транспортное средство для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза. Указанное транспортное средство отсутствует в реестре автомобилей, ввезенных в Республику Армения и выпущенных в свободное обращение, размешенном на портале ФТС России, в связи с чем, Кстовским таможенным постом сделан соответствующий запрос в целях получения информации из Комитета государственных доходов при Правительстве Республики Армения. При поступлении информации со стороны Республики Армения было установлено, что автомобиль марки HONDA STREAM, 2006 года выпуска был задекларирован в Армении ДД.ММ.ГГГГ по таможенной процедуре «Выпуск для внутреннего потребления». В соответствии с условиями и положениями, указанными в Договоре о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе, от ДД.ММ.ГГГГ в случае помещения транспортного средства, классифицируемого в товарных позициях 8703 ТН ВЭД ЕАЭС, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или выпуска в свободное обращения в качестве товара для личного пользования на территории Республики Армения после ДД.ММ.ГГГГ, такое транспортное средство признается иностранным товаром до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 №107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования». Предусмотрена возможность выдачи паспорта транспортного средства на данный автомобиль после подачи пассажирской таможенной декларации. В этом случае необходимо предъявить транспортное средство в зону таможенного контроля. Лицо, подавшее декларацию, обязано уплатить таможенные платежи в размере 1 017 024 руб. в течение десяти дней с момента получения данного письма. При этом с учетом положений п.3 ст.8 Федерального закона № 283-ФЗ от 03.08.2018 года владелец транспортного средства не имеет права его эксплуатации, если оно ранее не состояло на государственном учете в Российской Федерации и не было поставлено на государственный учет в течение десяти дней со дня приобретения прав владельца транспортного средства. В случае неуплаты таможенных платежей, транспортное средство будет изъято, в соответствии со ст. 55 ТК ЕАЭС.

Не согласившись с указанным письмом, административный истец обратился в суд с данными требованиями.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 18.05.1993 г. N 477 "О введении паспортов транспортных средств" (действовавшему на дату обращения с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства) паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 1 июля 1997 г., а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.

Паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами в соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 г. (далее - Положение о паспортах).

В соответствии с пунктом 58 Положения о паспортах выдача паспортов на транспортные средства или шасси транспортных средств, являющиеся товарами Таможенного союза, производится на основании заявлений, подаваемых в таможенный орган собственниками или владельцами транспортных средств на каждое транспортное средство или шасси по форме, устанавливаемой таможенным органом, а также и документов на транспортное средство или шасси.

Заявление подается в таможенный орган, в регионе деятельности которого на территории Российской Федерации находится или зарегистрирован собственник или владелец транспортных средств или шасси.

В заявлении указываются обстоятельства ввоза или приобретения транспортного средства или шасси либо иные обстоятельства, которые являются основанием для выдачи паспорта, страна происхождения и товарная позиция транспортного средства или шасси в соответствии ТН ВЭД ТС, а также перечень прилагаемых документов. Позиция ТН ВЭД ТС может указываться должностным лицом таможенного органа. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие изложенные сведения.

При выдаче паспорта представленные на транспортные средства или шасси документы, послужившие основанием для его выдачи, вместе с копией паспорта остаются в таможенном органе и учитываются в установленном порядке.

Решение о выдаче либо об отказе в выдаче паспорта в отношении транспортных средств или шасси, указанных в абзаце первом настоящего пункта, должно быть принято в день поступления заявления о выдаче паспорта.

При необходимости направления таможенным органом запросов для проверки сведений, указанных в заявлении о выдаче паспорта и приложенных к нему документах, и (или) проверки подлинности приложенных к заявлению документов, срок принятия решений, предусмотренный абзацем пятым настоящего пункта, продлевается начальником либо заместителем начальника таможенного органа до 30 суток со дня поступления заявления.

В соответствии с Договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от ДД.ММ.ГГГГ (подписан в Минске ДД.ММ.ГГГГ) Армения является страной-участницей ЕАЭС.

На основании положений, закрепленных в пунктах 30-37 Приложения к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от ДД.ММ.ГГГГ установлены условия, и переходные положения в части, касающейся статуса автомобилей для личного пользования, ввозимых из Республики Армения на территорию государств-участников ЕАЭС.

При определении статуса автомобиля необходимо учитывать, что исходя из положений Договора, а именно пункта 31 Приложения к Договору, транспортное средство имеет статус товара ЕАЭС при наличии хотя бы одного из следующих условий:

- ввезено в Республику Армения до ДД.ММ.ГГГГ;

-ввезено в Республику Армению после ДД.ММ.ГГГГ с уплатой ставок таможенных пошлин, налогов, установленных приложением 5 к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском». Соглашение утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ, и в настоящее время применяется приложение 2 к Решению Совета ЕЭК от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», либо когда истечет 3 года после его ввоза в Республику Армения без уплаты вышеуказанных ставок таможенных пошлин, налогов после начала применения Республикой Армения ставок, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС, либо после уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и вышеуказанных сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, установленным Решением;

-транспортное средство ввезено в Республику Армения после подписания Договора (ДД.ММ.ГГГГ) и в отношении такого автомобиля таможенные пошлины уплачены по ставкам, установленным Единым таможенным тарифом ЕАЭС.

В иных случаях транспортное средство обладает статусом иностранного товара.

В соответствии с пунктом 35 Приложения № 3 к Договору автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 настоящего приложения (т.е. обладающие статусом иностранного товара), зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств - членов ЕАЭС только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств -членов ЕАЭС таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств -членов ЕАЭС допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом пункта 31 настоящего приложения.

Согласно пункта 34 Приложения № 3 к Договору, в случае, если таможенные пошлины, налоги в отношении автомобилей, обладающих статусом иностранных товаров, не уплачены в бюджет Республики Армения в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, установленным Решением, до ввоза на территории других государств - членов ЕАЭС, такие таможенные пошлины, налоги уплачиваются при таможенном декларировании таких автомобилей в бюджет того государства - члена ЕАЭС, в регионе деятельности таможенного органа которого находится место перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, в которое прибыли такие автомобили.

В соответствии с пунктом 33 Приложения № 3 к Договору в отношении автомобилей, обладающих статусом иностранного товара, при их ввозе на территории других государств - членов ЕАЭС проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей - совершаются таможенные операции в порядке, установленном Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право ЕАЭС, с учетом пунктов 34 и 35 настоящего приложения.

При этом пунктом 35 приложения №3 к Договору предусмотрена возможность ввоза легковых автомобилей, зарегистрированных на территори ФИО7 и сохранивших статус иностранных товаров, стерритории ФИО7 на территории других государств – членов ЕАЭС только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территории других государств – членов ЕАЭС таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях других государств – членов ЕАЭС допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих государств и уплаты таможенных пошлин, налогов.

В случае, если транспортное средство было помещено под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или выпущено в свободное обращение в качестве товара для личного пользования на территории Республики Армения после ДД.ММ.ГГГГ и имеет статус иностранного товара, для получения паспорта транспортного средства необходим осуществить таможенное декларирование таких транспортных средств и уплатить таможенные пошлины, налоги в размере разницы, уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в Республике Армения и сумм таможенных пошли, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в таблице 2 приложения №2., согласно письму Министерства Финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Принимая во внимание изложенное, ввоз в Российскую Федерацию и использование на территории Российской Федерации автомобиля, обладающего статусом иностранного товара, лицом, постоянно проживающим в Российской Федерации, допускается только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах и уплаты разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, установленным Решением.

Случаи и условия ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза транспортных средств для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей установлены приложением N 3 к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».

Таким образом, условия ввоза на таможенную территорию ЕАЭС транспортных средств для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, предусмотренные актами, составляющими право Союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании не распространяются на транспортные средства, ввозимые в Российскую Федерацию лицами государства-члена Союза.

Из материалов дела следует, что транспортное средство административного истца не обладает статусом товара Евразийского экономического союза, выпущено для внутреннего потребления в Республике Армения, таможенная пошлина составляет 101 903 (AMD). Изложенное обстоятельство следует из письма Комитета государственных доходов Республики Армения от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированным в Нижегородской таможне ДД.ММ.ГГГГ

Поскольку транспортное средство не обладает статусом товара Евразийского экономического союза, выпущено для внутреннего пользования в Республике Армения, административный ответчик ДД.ММ.ГГГГ направил ФИО1 информационное письмо о необходимости оплаты таможенной пошлины.

При рассмотрении заявления истца административный ответчик обоснованно пришел к выводу об отказе в вы даче паспорта транспортного средства, а также о необходимости подачи таможенной декларации, уплаты таможенных платежей для получения паспорта транспортного средства, поскольку ввезенное ФИО1 транспортное средство признается иностранным товаром до уплаты таможенных пошлин, транспортное средство не обладает статусом товара Евразийского экономического союза, выпущено для внутреннего пользования в Республике Армения.

Требования об обязании выдать паспорт транспортного средства в соответствии со ст. 227 КАС РФ расцениваются судом как требования об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Принимая во внимание изложенное, административные исковые требования о признании незаконным решения Нижегородской таможни от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.

В связи с чем, оснований для возложения на административного ответчика обязанности устранить нарушение прав – обязании выдать паспорт транспортного средства – не имеется.

руководствуясь ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Приволжскому таможенному управлению, Нижегородской таможне об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче паспорта транспортного средства, обязании устранить допущенные нарушения отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья О.Е. Маркина