Дело №2а-1735/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тамбов 03 сентября 2019г.
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
председательствующего судьи Кострюкова П.А.,
при секретаре Бабкиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации г. Тамбова о признании незаконным решения от 19.06.2019г. об отказе в изменении назначения объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации г. Тамбова о признании незаконным решения от 19.06.2019г. об отказе в изменении назначения объекта недвижимости, расположенного по адресу: *** об обязании принять решение об изменении назначения нежилого здания на жилое здание по ***, с кадастровым номером ***. В обоснование административного иска указал, что ему на праве собственности принадлежал жилой ***, общей площадью 578 кв.м., права, на который были зарегистрированы 21.04.2011г., и земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 467 кв.м., с видом разрешенного использования - под индивидуальное жилищное строительство. Постановлением администрации г.Тамбова *** от 28.09.2011г. ему был разрешен перевод в нежилое помещение части жилого *** с ее перепланировкой под магазин непродовольственных товаров согласно проекту. Пояснительной запиской проекта «Перепланировка части жилого *** под магазин непродовольственных товаров», подготовленного ООО «Архградо», предусмотрено, что 2-х этажный с подвалом жилой дом по *** частично подлежит перепланировке под магазин непродовольственных товаров. ФИО2 полностью не подлежал переводу в нежилое здание согласно постановлению администрации города Тамбова от ******. 19.12.2011г. Актом приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки, и (или) иных работ в жилом помещении при переводе жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое принято в эксплуатацию здание магазина непродовольственных товаров с жилым помещением после перепланировки части жилого дома ***. На основании данного акта приемочной комиссии, правоустанавливающего документа на земельный участок по ***, а также технического паспорта, была осуществлена государственная регистрация права в отношении принятого в эксплуатацию здания магазина непродовольственных товаров с жилым помещением после перепланировки части жилого ***, и в ЕГРН внесена запись о назначении объекта – как нежилое здание. Однако запись в ЕГРН о назначении здания противоречит акту приемочной комиссии от 19.12.2011г. Причиной такого противоречия послужила ошибка, допущенная сотрудником ГУПТИ Тамбовской области, в техническом паспорте здания ***. Допущенная ошибка в документах технической инвентаризации повлекла за собой изменения назначения здания, как жилого полностью на нежилое. 30.04.2019 года он обратился в ГУПТИ Тамбовской области с просьбой внести изменения в документы технической инвентаризации объекта расположенного по ***. 13.05.2019г. ГУПТИ Тамбовской области внесло изменения о наименовании объекта в документы технической инвентаризации, а именно в разделы технического паспорта: - 3. «Описание зданий и сооружений»; - 4. «Назначение, техническое состояние и стоимость зданий и сооружений». 21.05.2019г. он обратился в администрацию г. Тамбова с заявлением о принятии решения об изменении назначения объекта по ***, с кадастровым номером ***, а именно изменить назначение здания нежилое на жилое. Решением комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации г. Тамбова, выраженного в письме от 19.06.2019г., в удовлетворении его обращения было отказано, на том основании, что полномочий по признанию нежилого помещения жилым не имеется, а также, что перевод жилого помещения в нежилое возможен в рамках предоставления муниципальной услуги «Принятие документов, а также выдача решения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение на территории городского округа – город Тамбов», с предоставлением предусмотренного перечня документов. Считает данное решение незаконным, нарушающим его права, поскольку отсутствие решения органа местного самоуправления об изменении назначения объекта недвижимости, расположенного по адресу: ***, с нежилого здания на жилое здание, свидетельствует об отсутствии жилого дома, а запись о его регистрации по месту жительства по указанному адресу противоречит назначению здания. Также он лишен права зарегистрировать родственника или члена семьи по адресу: ***.
Определением Ленинского районного суда г. Тамбова от 31.07.2019г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГУПТИ Тамбовской области.
В судебном заседании представитель административного истца – адвокат по ордеру ФИО3 заявленные административные требования поддержал в полном объеме и по основаниям, изложенным в иске. Также пояснил, что до обращения в администрацию г. Тамбова, административный истец обратился в регистрационный орган – кадастровую палату об изменении назначения здания, однако ему в этом было отказано, поскольку отсутствует решение органа местного самоуправления об изменении назначения здания. К заявлению в администрацию г. Тамбова, административным истцом были приложены правоустанавливающие документы, акт ввода в эксплуатацию от 19.12.2011г. и технический паспорт ГУПТИ Тамбовской области с внесенными изменениями.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, считает оспариваемое решение законным и обоснованным, поскольку администрация г. Тамбова, как орган местного самоуправления, не имеет полномочий по изменению назначения здания. Администрация г. Тамбова только оказывает муниципальную услугу по переводу жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое, с предоставлением необходимых документов. Такая муниципальная услуга была оказана административному истцу в 2011 году. Из-за ошибок, допущенных иными органами относительно назначения объекта, принадлежащего административному истцу, оспариваемое решение не может являться не законным.
Представитель заинтересованного лица – ГУПТИ Тамбовской области по доверенности ФИО6 в судебном заседании пояснила, что по заявлению собственника в 2011 году был осуществлен выезд кадастрового инженера на объект и произведен замер здания, определив, что оно является нежилым. Технический паспорт был выдан как на нежилое здание в целом. В последующем было представлено постановление администрации г. Тамбова от 28.09.2011г. и акт ввода в эксплуатацию от 19.12.2011г., на основании которых в технический паспорт были внесены исправления, а именно было указано, что здание является нежилым с жилым помещением, поскольку площадь нежилого помещения больше, чем площадь жилого помещения.
Специалист МУП «Тамбов-недвижимость» ФИО5 в судебном заседании пояснил, что из инвентарного дела *** по техническому учету домовладения по адресу: *** следует, что до 2011 года по *** имелось другое жилое строение, а после оно было снесено и возведено новое строение. 02.03.2011г. новый объект был проинвентаризован и значился как жилой дом. 21.10.2011г. была произведена инвентаризация ГУПТИ Тамбовской области, при этом в техническом паспорте не было указано назначение объекта, однако это зависит от требований собственника. В описании соответствующих разделов технического паспорта от 21.10.2011г. наименование здания было указано как магазин непродовольственных товаров. В экспликации по техническому паспорту от 21.10.2011г. указано, что имеются жилые помещения общей площадью 44,4 кв.м. Также в инвентарном деле имеется технический паспорт, переданный в МУП «Тамбов-недвижимость» из ГУПТИ Тамбовской области, в котором проставлен штамп с указанием на то, что разрешение на ввод в эксплуатацию на момент инвентаризации не представлено, т.е. инвентаризация была произведена по факту, а соответствующее разрешение было представлено после изготовления технического паспорта от 21.10.2011г. Кроме того, пояснил, что на кадастровый учет объект недвижимости ставиться не на основании технического паспорта, а на основании технического плана.
Заинтересованное лицо – ФИО7 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель заинтересованного лица – Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, специалиста, исследовав материалы административного дела, инвентарного дела ***, суд приходит к следующему выводу.
Согласно положений ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.
Судом установлено и следует из материалов административного дела, что по состоянию на 02.03.2011 года по адресу: *** значился жилой дом, что следует из технического паспорта ГУПТИ Тамбовской области от 02.03.2011 года и не оспаривалось участниками процесса.
Постановлением администрации г. Тамбова *** от 28.09.2011г. ФИО1 был разрешен перевод в нежилое помещение части жилого *** с ее перепланировкой под магазин непродовольственных товаров согласно прилагаемому проекту.
Проектом перепланировки части жилого *** под магазин непродовольственных товаров, выполненного ООО «Архградо», было предусмотрено, что 2-х этажный с подвалом жилой дом по *** частично подлежит перепланировке под магазин непродовольственных товаров.
19.12.2011 года приемочной комиссией, назначенной постановлением администрации г. Тамбова, составлен акт о завершении переустройства и (или) перепланировки, и (или) иных работ в жилом помещении при переводе жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое, по заключению которого принято в эксплуатацию здание магазина непродовольственных товаров с жилым помещением после перепланировки части жилого ***.
Также из акта приемочной комиссии следует, что ФИО1 в комиссию был представлен технический паспорт, выполненный предприятием технической инвентаризации.
Из инвентарного дела *** по техническому учету домовладения по адресу: ***, а также пояснений специалиста МУП «Тамбов-недвижимость» следует, что до 2011 года по *** имелось жилое строение, которое было снесено и возведено новое строение. 02.03.2011г. новый объект был проинвентаризован и значился как жилой дом. 21.10.2011г. была произведена инвентаризация ГУПТИ Тамбовской области, при этом в техническом паспорте не было указано назначение объекта. В описании соответствующих разделов технического паспорта от 21.10.2011г. наименование здания было указано как магазин непродовольственных товаров. Также в экспликации по техническому паспорту от 21.10.2011г. указано, что имеются жилые помещения общей площадью 44,4 кв.м. В техническом паспорте от 21.10.2011г., изготовленный ГУПТИ Тамбовской области, имеется штамп с указанием на то, что разрешение на ввод в эксплуатацию на момент инвентаризации не представлено. Соответствующее разрешение было представлено после изготовления технического паспорта от 21.10.2011г.
Согласно Выписки из ЕГРН от 17.07.2018г., назначение объекта недвижимости, расположенного по адресу: ***, значится как нежилое здание.
В мае 2019 года административный истец обратился в администрацию г. Тамбова с заявлением об изменении назначения объекта по *** на жилое здание.
Из доводов административного иска, а также пояснений представителя административного истца следует, что к заявлению в администрацию г. Тамбова, административным истцом были приложены правоустанавливающие документы на здание и земельный участок, акт ввода в эксплуатацию от 19.12.2011г. и технический паспорт ГУПТИ Тамбовской области с внесенными изменениями в разделы №3 - «Описание зданий и сооружений» и №4 - «Назначение, техническое состояние и стоимость зданий и сооружений» по наименованию здания – магазин непродовольственных товаров с жилым помещением.
Решением комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации г. Тамбова, выраженного в письме от 19.06.2019г., в удовлетворении обращения ФИО1 было отказано, на том основании, что полномочий по признанию нежилого помещения жилым не имеется, а также, что перевод жилого помещения в нежилое возможен в рамках предоставления муниципальной услуги «Принятие документов, а также выдача решения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение на территории городского округа – город Тамбов», с предоставлением предусмотренного перечня документов.
Согласно п.39 ст.1 ГрК РФ, объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Жилым домом в силу ст.16 ЖК РФ признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Согласно п.7 ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально - определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В силу п.1 ст.3 названного Федерального закона государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
В кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе, о назначении здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание (подп.9 п.5 ст.8 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В силу ч.3 ст.8 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 N 218-ФЗ к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.
Согласно ч.2 ст.8 данного Федерального закона к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В силу ст.37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
При этом изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Из установленных выше обстоятельств, следует, что с учетом разрешенного постановлением администрации г. Тамбова от 28.09.2011г. перевода в нежилое помещение части жилого *** с ее перепланировкой под магазин непродовольственных товаров, изменение назначения указанного объекта - жилого дома, в целом, на нежилое не влекло.
Доказательств, объективно свидетельствующих, что внесение сведений в ЕГРН о назначении здания по *** как нежилое, в целом, было произведено на основании соответствующего решения администрации г. Тамбова, определяющего такое назначение указанного объекта недвижимости, со стороны административного истца в ходе судебного разбирательства суду не представлено.
Также доказательств, подтверждающих, что здание, в целом, расположенное по адресу: ***, в настоящее время является жилым, с учетом произведенного на основании постановления администрации г. Тамбова от 28.09.2011г. перевода в нежилое помещение части жилого дома, административным истцом суду не представлено, как и не представлено при обращении в администрацию г. Тамбова с заявлением об изменении назначения объекта недвижимости с нежилого на жилое.
В соответствии со ст.7 Устава города Тамбова, принятого решением Тамбовской городской Думы от 4 мая 2005 г. N 704, администрация г. Тамбова обладает полномочиями по принятию в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения (п.41).
Полномочий по принятию самостоятельного решения об изменении назначения объекта недвижимости у администрации г. Тамбова, как органа местного самоуправления, в соответствии с Уставом, не имеется.
Постановлением администрации города Тамбова от 11 ноября 2011г. N8289
утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Принятие документов, а также выдача решения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение" на территории городского округа - город Тамбов", которым определен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, которые заявитель предоставляет самостоятельно, в том числе:
- заявление, составленное по форме согласно приложению N1 к настоящему Административному регламенту;
- правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или заверенные в нотариальном порядке копии), если право на переводимое помещение не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
- подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
- согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.
На основании изложенного, суд находит оспариваемое решение от 19.06.2019г. законным, основанным на нормативном акте, устанавливающим возможность перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение.
Кроме того, то обстоятельство, что в ЕГРН назначение объекта недвижимости, расположенного по адресу: ***, значится как нежилое здание, не свидетельствует о не законности оспариваемого решения.
Таким образом, суд находит заявленные административные требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Кострюков П.А.
Решение суда в окончательной форме составлено 17.09.2019г.
Судья Кострюков П.А.