мотивированное решение изготовлено 12 мая 2020 года
УИД 78RS0016-01-2020-000425-67
№2а-1735/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Судья Октябрьского районного суда Санкт Петербурга ФИО1 рассмотрела в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу о признании незаконным решения,
установил:
ФИО2 посредством почтовой связи 18.02.2020 обратился в суд с административным иском к Главному управлению Министерства юстиции по Санкт-Петербургу, в котором просил суд признать незаконным распоряжение Главного управления Министерства юстиции по Санкт-Петербургу № от 28.01.2020 об отказе в государственной регистрации Автономной некоммерческой организации «Центр консультаций ипотечных заёмщиков». В качестве мер по восстановлению нарушенных прав просил суд обязать административного ответчика принять решение о государственной регистрации вышеуказанной некоммерческой организации.
Свои требования административный истец мотивировал тем, что отказ в государственной регистрации является незаконным по тем основаниям, что пункты 2-5 решения об отказе обоснованы нарушением Приказа ФНС России от 25.01.2012 № Тем не менее, административный ответчик не вправе ссылаться на данный приказ, поскольку эти правила утверждены Федеральной налоговой службой, которая не является законодательным органом, как следствие, принятые ей нормативные акты не относятся к законодательным актам. Указанные административным ответчиком нарушения носят декларативный характер, так как Приказ ФНС России от 25.01.2012 № не содержит требований об обязательности указания номер телефона учредителя и руководителя юридического лица. А пункты 4 и 5 замечаний изложены без учета фактических обстоятельств и правовых норм — заявителем являлся ФИО2, а не ФИО5, соответственно страница подписи для ФИО3 отсутствует, а требования о нотариальном удостоверении подписи при личной подаче заявления о государственной регистрации удостоверении подписи при личной подаче заявления о государственной регистрации при создании не распространяются, что предусмотрено ст.9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Требовании об обязательности подписи заявления о регистрации при создании всеми учредителями закон не содержит. В п.1 уведомления отказ административным ответчиком обоснован нарушением требований о наименовании некоммерческой организации, установленной ч.1 ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации. Административный ответчик отождествляет термины предмет деятельности и виды деятельности и исходит из того, что перечень видов деятельности необходимо указывать в наименовании юридического лица. Тем не менее, такой вывод не основан на законе, так как ни нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, ни Федерального закона "О некоммерческих организациях" не содержат таких требований. Сфера деятельности организации определена в пункте 5 раздела 1 Устава некоммерческой организации.
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте слушания дела извещались судом по правилам главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении слушания дела в адрес суда не направили, административный истец в адрес суда направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, административный ответчик представил письменные возражения с приложенными к нему копиями доказательств, на которые он ссылался в своих письменных возражениях.
Определением суда от 12.05.2020 суд перешёл к рассмотрению дела в упрощённом (письменном) производстве.
Суд, исследовав материалы настоящего административного дела и оценив их, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с пп. 5 п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца.
Материалами дела подтверждено, что 10.01.2020 на государственную регистрацию ФИО2 для государственной регистрации Автономной некоммерческой организации «Центр консультаций ипотечных заёмщиков» представлены следующие документы: копия уведомления об отказе; заявление по форме №; протокол от 25.12.2019; сведения об учредителях (ФИО2 и ФИО3); сведения об адресе; гарантийное письмо; согласие на назначение; Устав Организации.
При проведении правовой экспертизы Главным управлением были выявлены нарушения при заполнении заявления формы № Р11001:
- в нарушение пункта 2.13.7 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (утверждены Приказом ФНС России от 25.01.2012 № (далее —Требования) в разделе 7 Листа Е Заявления не указан номер телефона, по которому может осуществляться связь с физическим лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица;
- в нарушение пункта 2.20.4 Требований в подпункте 4.6.1 пункта 4.6 Листа 11 заявления не указан номер телефона, по которому может осуществляться связь с заявителем;
-в нарушение пункта 2.20 Требований в заявлении отсутствует страница 3 Листа 11 в отношении заявителя ФИО3, которая подлежит обязательному заполнении в отношении каждого из заявителей, тогда как согласно сведениям содержащимся в заявлении, заявителями при государственной регистрации Организации выступают ФИО2 и ФИО3;
- в нарушение пунктов 1.18 и 2.20.5 Требований подлинность подписей заявителей в заявлении не засвидетельствована в нотариальном порядке.
По итогам проведения проверки 28.01.2020 выдано заключение, которым на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в государственной регистрации Организации при её создании отказано.
Уведомлением № от 28.01.2020 ФИО2 и ФИО3 были извещены об отказе в регистрации Организации.
Отклоняя доводы административного иска, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с учетом установленного данным Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.
Пунктом 5 статьи 13.1 Закона «О некоммерческих организациях» установлен перечень документов предоставляемых для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган, одним из них является заявление, подписанное уполномоченным лицом с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов.
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимое для государственной регистрации заявление № Р11001 предоставляется в регистрирующий орган по форме, требования к оформлению которой устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе»).
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения.
Пунктом 16 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста России от 30 декабря 2011 года N 455 (далее - Административный регламент), установлено, что наименование государственной услуги - государственная услуга по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании, реорганизации, ликвидации, о внесении изменений в учредительные документы некоммерческих организаций, внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений (изменений в сведения) о некоммерческих организациях.
Согласно пункту 35 Административного регламента, в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представляются: заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы; решение о внесении изменений в учредительные документы; учредительные документы некоммерческой организации в новой редакции; документ об уплате государственной пошлины.
Согласно пункту 36 Административного регламента для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации, представляются: заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы; решение (протокол, выписка из протокола) руководящего органа некоммерческой организации, подтверждающее в установленных законодательством Российской Федерации случаях сведения о некоммерческой организации, подлежащие изменению в Едином государственном реестре юридических лиц.
Приказом Минюста России от 7 мая 2013 года N 68 "Об определении форм документов, представляемых в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы для государственной регистрации некоммерческих организаций" установлено, что для государственной регистрации некоммерческих организаций, принятие решений о государственной регистрации которых отнесено к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов, а также для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра юридических лиц, не связанных с внесением изменений в их учредительные документы, используются формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, утвержденные приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 года № "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
Пунктом 1 указанного Приказа Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 года № утверждены формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц: форма № "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица" согласно приложению N 4 к настоящему приказу; форма № "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц" согласно приложению N 6 к настоящему приказу.
Таким образом, утверждение административного истца о незаконности использования регистрирующим органом положений Приказа ФНС России от 25.01.2012 № является необоснованным и не может быть принято судом во внимание.
В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) и пунктом 1 статьи 4 Закона «О некоммерческих организациях» наименование некоммерческой организации должно содержать указание на организационно-правовую форму и характер деятельности данного юридического лица, то есть отражать цели и предмет деятельности (виды деятельности), предусмотренные уставом некоммерческой организации. Согласно характеру деятельности, отраженному в наименовании (пункт 2 Устава), Организация предоставляет услугу в сфере консультаций для ипотечных заемщиков. Целью деятельности Организации согласно пункту 4 Устава является оказание услуг для повышения уровня правовой грамотности населения при совершении сделок с недвижимым имуществом. Поскольку перечень таких услуг целями Организации не определен, он значительно шире, чем услуги в сфере консультаций для ипотечных заемщиков.
Из смысла приведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что наличие собственного наименования является обязательным признаком юридического лица как участника гражданских правоотношений и служит способом его индивидуализации.
Как верну установлено административным ответчиком, в нарушение указанных норм характер деятельности, отраженный в цели деятельности Организации (пункты 4 Устава), шире характера деятельности, указанного в её наименовании, что допускает осуществление Организацией деятельности за рамками характера деятельности, определенного её наименованием. Кроме того, цель, указанная в пункте 1 Устава, и виды деятельности (пункт 5 Устава), в том числе виды приносящей доход деятельности (пункт 4.3 Устава), не содержат указания на сферу деятельности, в которой Организация намеревается осуществлять деятельность.
Таким образом, исходя из наименования Организации определить характер её деятельности невозможно, что противоречит закону.
Поскольку в силу статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации целью административного судопроизводства является защита лишь нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, суд, не установив наличие факта нарушения прав и законных интересов административного истца, не усматривает наличия законных оснований для удовлетворения административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 293-294.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление ФИО2 оставить без удовлетворения.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Судья –