ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1736/2022КОПИ от 29.09.2022 Чусовского городского суда (Пермский край)

Дело №2а-1736/2022 КОПИЯ

59RS0044-01-2022-002309-34

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Чусовой 29 сентября 2022 года

Чусовской городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Куренных Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сараевой О.М.,

с участием административного истца Томашова С.Б.,

представителя административных ответчиков Мерзлякова П.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чусовом в помещении суда с использованием средств аудиопротоколирования видеоконференцсвязи административное дело по административному иску Томашова Сергея Борисовича к ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю о признании ненадлежащими условий содержания в помещении стационарного содержания Медицинской части №1 ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России в период с ..., а также с ..., взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 50 000 рублей,

установил:

29 августа 2022 года Томашов С.Б. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №10 ГУФСИН России по Пермскому краю» (далее – ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю») о признании ненадлежащими условий содержания в помещении медицинского стационара Медицинской части №1 ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России в период с ... по ..., а также с ..., взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 150 000 рублей.

Определением от 01.09.2022 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России, Федеральная служба исполнения наказаний, в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Пермскому краю.

В обоснование исковых требований Томашов С.Б. с учетом дополнения на л.д. 8-10 указал, что отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю. В период с ..., а также с ... содержался в стационаре при Медицинской части №1 ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России в специальном блоке для лиц, отбывающих наказание в строгих условиях содержания. Указанные помещения запираются, находятся на втором этаже здания медико-санитарной части №1 ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России.

В нарушение требований российского и международного законодательства ему не предоставлялась возможность для ежедневной прогулки на свежем воздухе. Санитарный узел спецблока не соответствует установленным требованиям: отсутствует писсуар, вытяжка имеется только в туалете и душевой, умывальник вентиляцией не оборудован. Остальные помещения специального блока также не оборудованы вентиляцией.

Окна в коридоре и палатах №... закрыты металлическими пластинами, что препятствует проникновению света и свежего воздуха. Площадь палаты №... не соответствует установленным нормативам.

В спецблоке отсутствует кнопка экстренного вызова персонала, расположенного на первом этаже здания. Пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии, из средств пожаротушения имеется лишь один огнетушитель.

Доставка пищи производится осужденным с нарушением санитарных норм. Отдельное помещение для приема пищи в спецблоке отсутствует. Пищу приходится принимать прямо в палате, на тумбочке, что осложняет ее прием. Нет емкости для питьевой воды, воду не выдают.

Уборка производится не ежедневно. Нахождение в указанных условиях вызвало особо тяжелые психологические страдания у истца.

Просит признать ненадлежащими условия содержания в специальном блоке стационара медицинской части №1 ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России, взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 150 000 рублей.

В судебном заседании административный истец на иске настаивал, указал, что помещался в стационар дважды в течение ... года. Не отрицает, что первый раз мог находиться в спецблоке в мае 2022 года. Отбывает наказание в строгих условиях содержания. Подтвердил нарушения, указанные в административном исковом заявлении. Указал, что лично наблюдал, как осужденные из не запираемой части стационара регулярно выходят на прогулку на территорию около здания медицинской части, он такой возможности был лишен. В мае 2022 года содержался в специальном блоке один, находился в плате .... В августе и до ... сентября 2022 года находился в палате ... в течение двух недель с ним находился осужденный ... в остальное время других лиц в специальный блок не помещали. Не отрицал, что имел свободный доступ во все палаты внутри специального блока.

Считает, что его права нарушены созданием ненадлежащих условий содержания, просит взыскать в свою пользу компенсацию за нарушение условий содержания в размере 150 000 рублей.

Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России, Мерзляков П.Е. с иском был не согласен. Не оспаривая нахождения истца в запираемом помещении медицинской части, пояснил, что осужденному были созданы все необходимых условия, его права не нарушались. Помещения специального блока после ремонта, наличие металлических пластин на окнах обусловлено соображениями безопасности, при этом в коридоре и палатах имеется искусственное освещение. Питание и его доставка соответствуют установленным требованиям. Требования противопожарных норм не нарушены. Вызов сотрудников медицинской части может производиться через дневального, который находится в помещении стационара, а также посредством других осужденных. В помещениях спецблока имеется выход на открытую площадку (аналог балкона), где осужденный Томашов С.Б. и находился фактически вместо прогулки, не предусмотренной распорядком дня стационара медицинской части. Конструкция оконных блоков не исключает возможность проветривания помещения. Количество санитарных точек в помещениях спецблока соответствует расчетному, при этом нахождение Томашова С.Б. одного во всех платах, а также совместно с осужденным ... вдвоем исключало какие-либо нарушения его прав в данной части, доступ во все палаты свободный. Санитарное состояние специального блока надлежащее, в помещениях чисто.

ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России в судебное заседание своего представителя не направили о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению дела в отсутствие представителя ответчика.

Представитель Министерства финансов РФ, Управления Федерального казначейства по Пермскому краю Иванова Ю.В. с исковыми требованиями была не согласна, в письменном отзыве указала, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, факт нарушения законодательства со стороны ответчика не доказан, Министерство финансов РФ надлежащим ответчиком по делу не является.

Суд, заслушав административного истца, представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В силу ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 21 Конституции РФ никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния.

Согласно ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В силу ст. 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Как определено ст. 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации - лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (принятые в г. Женева 30 августа 1955 года) предусматривают, что санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности (пункт 12 части 1). Все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, на освещение, отопление и вентиляцию (пункт 10 части 1 Правил).

В помещениях, где живут и работают заключенные: a) окна должны иметь достаточные размеры для того, чтобы заключенные могли читать и работать при дневном свете, и должны быть сконструированы так, чтобы обеспечивать доступ свежего воздуха, независимо от того, существует ли или нет искусственная система вентиляции; b) искусственное освещение должно быть достаточным для того, чтобы заключенные могли читать или работать без опасности для зрения (пункт 11 части 1 Правил). Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности (пункт 12 части 1 Правил).

Как разъяснено в пунктах 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на личную безопасность и охрану здоровья; право на обращение в государственные органы; право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий.

Право лишенных свободы лиц на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки установлены статьями 93, 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, приказом ФСИН России от 27.07.2006 N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы".

Томашов С.Б. заявил исковые требования о признании ненадлежащими условий содержания, взыскании компенсации за содержание в ненадлежащих условиях в блоке специальных палат медицинского стационара филиала Медицинская часть №1 ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России в период с ...

Факт нахождения истца в условиях медицинского стационара, включая нахождение его в помещении специальных палат для лиц, отбывающих наказание в строгих условий содержания, следует из административного искового заявления, медицинской справки, материалов дела, административными ответчиками не оспаривается.

Как установлено частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

По аналогичным делам Европейским судом сформулировано правило о шестимесячном сроке для обращения в жалобой, который начинает течь с момента окончания последнего нахождения заявителя под стражей в одном и том же исправительном учреждении при одних и тех же нарушающих его права условиях (Постановления от 16 января 2007 года по делу «Солмаз против Турции», от 10 января 2012 года по делу «А. и другие против Российской Федерации»).

Принимая во внимание то, что административный истец заявляет требования о признании незаконными условий содержания, а также о взыскании компенсации в связи с ненадлежащими условиями отбывания наказания в ФКУ ИК №10 ГУФСИН России по Пермскому краю, куда он был помещен 20 марта 2022 и где отбывает наказание в виде лишения свободы по настоящее время, суд полагает, что оснований для отказа в иске в связи с пропуском срока для обращения за судебной защитой, не имеется. Срок обращения в суд Томашова С.Б. с административным исковым заявлением ... не пропущен, так как Томашов С.Б. продолжает отбывать наказание по настоящее время в строгих условиях содержания, нарушение длящееся.

Исследуя материалы дела, суд приходит к выводу о том, что доводы Томашова С.Б. о ненадлежащих условиях содержания в блоке специальных палат медицинского стационара филиала Медицинская часть №1 ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России в период с ... по ..., не нашли своего подтверждения.

В материалы дела представлен технический паспорт нежилого здания (строения) на территории ФБУ ИК №10 ГУФСИН России по Пермскому краю, по состоянию на 11.09.2009 года.

Из пояснений административного истца Томашова С.Б., представителя административных ответчиков Мерзлякова П.Е. следует, что помещения медицинского стационара, включая специальные запираемые платы, расположены на втором этаже данного здания. Как следует из технического паспорта: помещения второго этажа имеют общую площадь 318,0 кв.м. На втором этаже расположены: помещения стационара, кроме того, отдельно расположены специальные палаты в количестве пяти штук, выходящие в общий коридор. Также в указанных помещениях имеется умывальная душевая и туалет. Проход в помещение, где расположены санузлы осуществляется через двери.

Судом исследована фототаблица помещений специального блока, которая соответствует техническому паспорту, фотографирование произведено представителем ответчика Мекрзляковым П.Е.

Из объяснений Томашова С.Б. следует, что в мае ... года он размещался один в палате ... специального блока, что не опровергается ответчиком и материалами дела. Палата №2 представляет собой отдельное помещение, оборудованное одной кроватью, одной тумбочкой, что нашло свое отражение в фототаблице. Площадь палаты №...

Кроме того, из объяснений Томашова С.Б. следует, что в августе-сентябре 2022 года он размещался один в двухместной палате №3 специального блока, в течение двух недель с ним вместе находился осужденный ...

Из показаний свидетеля ... следует, что они вместе с Томашовым С.Б. выбрали себе палату сами, размещались в палате №5, направо от входа, трехместной, не имевшей выхода на улицу.

Свидетель ... пояснил, что разговаривал с Томашовым С.Б. в августе 2022 года, при этом Томашов С.Б. располагался один в специальном блоке в палате, находящейся справа от входа в специальный блок.

Палата ... на которую указывал Томашов С.Б. в своих объяснениях, расположена слева от входа в общий коридор, двухместная, как и палата ... которая имеет выход на улицу (балкон).

С учетом показаний свидетелей, представленного технического паспорта, суд приходит к выводу, что с ... Томашов С.Б. размещался в палате ... специального блока.

Палата ... представляет собой отдельное помещение, оборудованное тремя кроватями, вешалкой для одежды, одной тумбочкой двухместной, двумя табуретами, что нашло свое отражение в фототаблице. Площадь палаты ...

В соответствии со статьей 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части.

Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В медицинских организациях УИС медицинская помощь в стационарных условиях лицам, заключенным под стражу, или осужденным оказывается в больницах, а также в специализированных отделениях при медицинских частях (далее - больница) (пункт 18 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы", утвержден Приказ Минюста России от 28.12.2017 N 285.

Согласно части 3 статьи 123 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в запираемых помещениях. Им разрешается пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа. При хорошем поведении осужденного и наличии возможности время прогулки может быть увеличено до трех часов.

В то же время, разделы XX-XXI Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений №..., разделы XXX-XXXI Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений №..., устанавливают дополнительные ограничения при прохождении осужденными стационарного лечения.

В соответствии с указанными требованиями в представленном распорядке дня для больных осужденных, находящихся в стационаре филиала «Медицинская часть №1» ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России ..., время для прогулки не предусмотрено.

При этом нарушения прав и законных интересов истца Томашова СБ. суд не усматривает, поскольку через палату ... спецблока имеется возможность выхода на свежий воздух - на площадку, огороженную металлическому решетками, которой фактически и пользовался Томашов С.Б., что подтвердил в своих показаниях свидетель ... а также следует из представленной фототаблицы.

Как следует из представленного технического паспорта помещения специального блока медико-санитарной части оборудованы санитарным узлом, который предоставляет собой отдельную комнату, имеющую вход с общего коридора и состоит из умывальной, собственно санитарного узла и душевой. В помещениях санитарного узла и душевой визуально видно наличие вентиляции, имеющей приточно-вытяжной характер через отверстие в наружной стене с установкой механического вентилятора.

Из представленного технического плана помещения, с учетом пояснений сторон, следует, что в помещении санузла установлен сантехнический прибор «чаша Генуа».

Приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» установлена расчетная величина количества умывальников и унитазов на осужденных: 1 умывальник на 10 осужденных и 1 унитаз на 15 осужденных (приложение 2 к Приказу ФСИН России от 27 июля 2006 года № 512).

В соответствии с пп. 14.1 и 31, 32 таблицы п. 14.3 СП 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №... года, в общежитии для осужденных умывальная должна быть оборудована одной ножной ванной и одним умывальником на 15 осужденных, уборные в мужских туалетах следует оборудовать одним унитазом и одним писсуаром на 15 осужденных.

Доводы истца о недостаточности санитарных точек, необходимости установки писсуаров, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Из объяснений представителя ответчика, фототаблицы следует, что специальный блок состоит из пяти палат, общее количество лиц, которые может разместить специальный блок одновременно составляет 9 осужденных, в связи с чем количество установленного санитарного оборудования является достаточным. Кроме того, в рассматриваемый период времени Томашов С.Б. находился в специальном блоке один, а также в течение двух недель вдвоем с осужденным ... что свидетельствует об отсутствии нарушения прав и законных интересов истца в данной части.

Из фототаблицы и технического паспорта также следует, что в помещениях санузла и умывальной имеется один общий вентиляционный канал, что опровергает довод Томашова С.Б. о необходимости установки дополнительной вентиляции в умывальном помещении.

Кроме того, при изучении фототаблицы судом визуально установлена возможность проветривания помещения палаты №4, выхода на улицу, проветривания при помощи дверного блока в палате ... отсутствие препятствий для проветривания в коридоре и других палатах при помощи оконных блоков. Довод о том, что металлические пластины на окнах препятствуют доступу свежего воздуха также не нашел своего подтверждения.

Указанные обстоятельства в совокупности с установлением распорядком дня от ... времени для проветривания помещений с 07.30 до 08.00 часов, опровергают доводы Томашова С.Б. о нарушении его прав в результате отсутствия принудительной вентиляции в остальных помещениях специального блока.

Довод истца о том, что окна в коридоре и палатах №1-3 закрыты металлическими пластинами, что препятствует проникновению света, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

При этом суд не усматривает нарушения прав и законных интересов истца в данной части.

Согласно справке начальника отдела безопасности ФКУ ИК—10 ГУФСИН России по Пермскому краю ..., наличие решеток на окнах специального блока обусловлено соображениями безопасности, в связи с их выходом в сторону запретной зоны и локальных участков жилой зоны, а также для обеспечения повышенной изоляции осужденных, содержащихся в специальном медицинском блоке.

Оценивая довод истца о недостаточности освещения в специальном блоке в связи с нахождением металлических пластин на части окон в палатах и коридоре суд учитывает в том числе следующие обстоятельства: наличие ламп дневного освещения как в общем коридоре, так и в каждой из палат, отсутствие металлических пластин в палатах ... возможность выхода на свежий воздух на специальную площадку из палаты №5, возможность беспрепятственного пребывания Томашова С.Б. в период нахождения в специальном блоке в любом из помещений, цветовую гамму стен и потолков помещений спецблока, окрашенных в светлые тона, что в совокупности свидетельствует об отсутствии нарушения прав истца в результате наличия металлических пластин на оконном проеме в части палат, учитывая достаточность освещения помещений специального блока в целом.

Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в лечебных исправительных учреждениях составляет три квадратных метра, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пять квадратных метров (ч. 1 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Данные требования соблюдены. Площадь палаты №2 (одноместной) составляет ....м. Площадь палаты ... (трехместной) составляет 16,4 кв.м. или 5,4 кв.м. на человека.

Представитель ответчика не оспаривал отсутствие в специальном медицинском блоке кнопки экстренного вызова персонала, расположенного на первом этаже здания, а также постоянного нахождения входной двери в запертом состоянии.

Требования к оборудованию изолированного участка со строгими условиями отбывания наказания закреплены в попд. 8 п. 30 раздела IV Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом Минюста России от 04.09.2006 N 279.

Оборудование изолированного участка со строгими условиями отбывания наказания осуществляется применительно к требованиям, предъявляемым к общежитиям учреждений УИС. При этом в нем обеспечивается повышенная изоляция осужденных от остальной территории исправительной колонии.

Здание общежития со строгими условиями содержания осужденных оборудуется наружными дверьми усиленной конструкции со смотровым глазком с поворотной крышкой и электромеханическим замковым устройством. В дополнение к наружным дверям усиленной конструкции с внутренней стороны устанавливаются решетчатые двери.

Изолированный участок со строгими условиями отбывания наказания оборудуется видеокамерами с передачей изображения в помещение ОД.

Место несения службы инспектора дежурной смены по изолированному участку со строгими условиями отбывания наказания оборудуется абонентским устройством прямой связи с ОД и вызывным устройством СТС - ручным охранным извещателем, применяемым для подачи сигналов тревоги на объектах УИС в ручном режиме.

Иных инженерно-технических средств охраны и надзора для участка со строгими условиям содержания данным нормативным документом не предусмотрено.

Оборудование кнопки для вызова инспектора дежурной смены внутри камер предусмотрено для помещений ПКТ, ЕПКТ, ШИЗО, ДИЗО, ПФРСИ, ТПП, одиночных камерах в ИК особого режима, к которым здание медицинской части не относится (подп. 12 п. 32 раздела IV Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы).

Подп. 12 п. 30 раздела IV Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, также не предусматривает установления двустороннего переговорного устройства либо кнопки вызова в зданиях медицинских частей.

С учетом объяснений представителя административного ответчика, показаний свидетелей ... о том, что вызов сотрудника медицинской части осуществляется дневальным, расположенным в общем коридоре стационара в дневное время, а в ночное время любым осужденным, суд не усматривает нарушения условий содержания в данной части.

Из представленной фототаблицы также видно, что входная дверь в помещение спецблока является не металлической, а деревянной, в верхней части до половины застеклена, что позволяет увидеть осужденного, содержащегося в специальном блоке. Вход в специальные палаты совмещен со входом в палату №3 стационара медицинской части, что позволяет контролировать возможные обращения от осужденных как в дневное, так и в ночное время.

Довод Томашова С.Б. о неисправном состоянии пожарной сигнализации, недостаточности средств пожаротушения является субъективным мнением истца. Наличие в помещениях спецблока пожарной сигнализации явствует из представленной фототаблицы. Сведений о том, каким именно образом ответчик нарушил требования Приказа ФСИН РФ от 30.03.2005 №214 об утверждении Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, в чем заключается неисправность пожарной сигнализации, каким образом это было установлено, исковое заявление не содержит и при рассмотрении дела истцом не было указано, что исключает возможность проверки доводов Томашова С.Б. в данной части.

Истец Томашов С.Б. определенных последствий в связи с нарушением формы одежды осужденным при доставке пищи в специальный блок не указал. Не сослался на такие последствия и свидетель ... своих показаниях. Обращения Томашова С.Б. по вопросам, связанны с нарушением пригодности пищи к употреблению в результате ее ненадлежащей доставки отсутствуют.

Свидетель ... пояснил, что пища в специальный блок действительно доставляется осужденным с соблюдением санитарных норм – в белом халате, медицинском головном уборе и в перчатках.

Учитывая изложенное, суд не находит нарушений прав административного истца при доставке пищи в специальный блок.

Отсутствие специального помещения для приема пищи обусловлено самим характером помещений специального блока, предназначенных для лиц, содержащихся в строгих условиях без вывода в общую столовую, принимающих пищу в помещении для дневного пребывания (п. 149 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений ... Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений №110 от 04.07.2022).

В палатах имеются тумбочки и табуреты, которые позволяют осуществлять прием пищи сидя.

Приказом Минюста России от 27.07.2006 N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.

В Приложении NN 4 к Приказу ФСИН России от 27.07.2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", не предусмотрено, что палаты стационаров оборудуются баками для питьевой воды. Для изоляторов (на 2 места) предусмотрено наличие графина и стакана. При этом из медицинской справки следует, что Томашов С.Б. в изолятор не помещался, инфекционных заболеваний у него не выявлялось.

Довод истца о том, что уборка помещений спецблока проводится не ежедневно, раз в неделю, опровергается представленной фототаблицей из которой следует, что в помещениях специального блока, а также в санитарном узле чисто.

По указанным доводам искового заявления суд отказывает Томашову С.Б. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Определением от 01.09.2022 административный истец Томашов С.Б. освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина с него не взыскивается (л.д. 2).

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, оснований для взыскания государственной пошлины с ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю, как организации уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования Томашова Сергея Борисовича оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда по рассмотренному административному делу составляется в течение десяти дней со дня окончания судебного разбирательства.

Судья подпись Е.В. Куренных

Копия верна: судья