ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-173/2018 от 06.02.2018 Корсаковского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-173/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 февраля 2018 года город Корсаков

Корсаковский городской суд Сахалинской области

под председательством судьи Мурынчик Е.В.,

при секретаре судебного заседания Кравченко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Корсаковского городского округа, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о признании незаконным решение комиссии по формированию списков молодых семей, имеющих право на государственную поддержку в приобретении (строительстве жилья) и исключении из списка желающих участвовать в мероприятиях направленных на улучшение жилищных условий молодых семей в рамках Государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014-2020 годы» ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5

УСТАНОВИЛ:

16 января 2018 года ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации Корсаковского городского округа, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о признании незаконным решение комиссии по формированию списков молодых семей, имеющих право на государственную поддержку в приобретении (строительстве жилья), отраженного в протоколе от 21.07.2017 заседания комиссии в части включения в список желающих участвовать в мероприятиях направленных на улучшение жилищных условий молодых семей в рамках Государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014-2020 годы» семьи М-ных и исключении их из данного списка.

В обоснование заявленных требований указала, что она и члены ее семьи являются участниками государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 6 августа 2013 года .

3 июля 2017 года административный истец вместе с остальными участниками Государственной программы прибыла к зданию Администрации Корсаковского городского округа. Главой администрации в устной форме было разъяснено, что в здание администрации для подачи заявлений участников Государственной программы будут пропускать в порядке живой очереди по два человека. В порядке очередности она прошла в здание администрации и подала документы. Однако в последствии выяснилось, что, минуя образовавшуюся очередь возле главного входа администрации, в здание прошла ФИО2, являющаяся работником Районного Собрания, воспользовавшись данным обстоятельством, также, подала заявление для включения в список желающих участвовать в мероприятиях направленных на улучшение жилищных условий молодых семей в рамках Государственной программы.

Решением комиссии по формированию списков молодых семей, имеющих право на государственную поддержку в приобретении (строительстве) жилья, отраженным в протоколе заседания комиссии от 21 июля 2017 года, ФИО1 была включена в список под номером 12, а ФИО2 под номером 9.

Полагает, что действия административного ответчика ФИО2 поставило остальных участников Государственной программы, включая административного истца, в неравные условия, поскольку очередность подачи документов является юридически значимым обстоятельством.

В судебном заседании административный истец ФИО1 настаивала на удовлетворении требований. Дополнительно суду пояснила, что желающими участвовать в Государственной программе, в марте 2017 года была образована очередь, с целью определения очередность подачи документов для участия в названной программе. С этого времени до 3 июля они стояли в очереди на площади им. Ленина возле здания администрации, обозначив себя табличкой с соответствующей надписью. Административный ответчик ФИО2 в очереди не стояла, а 03.07.2017 года вошла в здание администрации как работник и подала документы для участия в Государственной программе, оказавшись в списке под номером 9, а она - под номером 12. В рамках названной программы были выделены денежные средства, которых хватило для выплат 10 семьям. В связи с тем, что ФИО6 подала заявление по времени регистрации в 8 часов 37 минут, а она в 8 часов 44 минуты, для её семьи денежных средств не хватило. Также пояснила, что о том, что ФИО2 были поданы документы, она узнала 03.07.2017 года, но поскольку глава администрации ФИО7 пообещал исключить всех сотрудников администрации из списка, в суд с данным иском ранее не обращалась, понадеявшись на обещание. Доказательств, уважительности пропуска срока обращения в суд не имеет и их суду представить не может.

Представитель административного ответчика Администрации Корсаковского городского округа и заинтересованного лица Департамента социального развития администрации Корсаковского городского округа – ФИО8, действующий на основании доверенностей от 09.01.2018 года № 5.02-2/18 и от 06.02.2018 № 5.02 – 10311/18, в судебном заседании административные исковые требования не признала. Суду пояснила, что оспариваемый протокол не является нормативным правовым актом в связи, с чем не может быть признан незаконным.

Кроме того, протокол заседания комиссии по формированию списков молодых семей, имеющих право на государственную поддержку в приобретении (строительстве) жилья утвержден в соответствии с требованиями Порядка формирования органом местного самоуправления списка молодых семей государственной программы «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014-2020 годы» с учетом даты и времени подачи заявлений, объема и достоверности представленных документов.

Оснований для признания данного протокола незаконным не имеется, приведенные в административном исковом заявлении доводы таковыми не являются. Также указала, что административным истцом пропущен установленный законом срок обращения в суд с административным исковым заявлением. В связи с изложенным, просила в исковых требованиях отказать в полном объеме.

Административный ответчик и законный представитель несовершеннолетних ФИО4 и ФИО5 - ФИО2 с требованиями не согласилась, просила в административном иске отказать. Суду пояснила, что действительно работает специалистом в Районном Собрании, которое находится в здании администрации. 3 июля 2017 года она пришла на своё рабочее место, затем спустилась в кабинет , увидев, что в кабинете нет очереди и иных участников Государственной программы, она подала заявление и все необходимые документы для включения в список молодых семей. В очереди сформированной гражданами самостоятельно с марта месяца она не стояла, также считает, что заблаговременно сформированная очередность гражданами законодательством не предусмотрена. Соответственно никаких нарушений закона ею не допущено.

Административный ответчик ФИО3 требования административного истца не признал, полагал их необоснованными.

Суд, выслушав административного истца ФИО1, представителя ответчика Администрации Корсаковского городского округа и заинтересованного лица Департамента социального развития администрации Корсаковского городского округа – ФИО8, ответчиков ФИО2, ФИО3, допросив свидетелей Ж., З., исследовав материалы дела и материалы надзорного производства , приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» предусмотрено предоставление социальной поддержки молодым семьям с детьми для целей обеспечения жильем.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Постановлением Правительства Сахалинской области от 6 августа 2013 года № 428 утверждена государственная программа «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014-2020 годы» основной целью которой является повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения Сахалинской области, создание инженерной и транспортной инфраструктуры для реализации генеральных планов (схем территориального планирования).

Раздел 3 государственной программы «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014-2020 годы» предусматривает мероприятия поддержки молодых семей (семей, в которых возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет) путем софинансирования из федерального бюджета региональных и муниципальных программ по предоставлению социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, в том числе, на оплату первоначального взноса, части основной суммы долга и процентных выплат по ипотечным кредитам, полученным до 1 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, а также иных форм поддержки молодых семей с учетом опыта реализации региональных программ по обеспечению жильем указанной категории граждан, а также, путем совершенствования механизмов использования гражданами средств материнского (семейного) капитала в целях улучшения жилищных условий.

С целью реализации указанного мероприятия, Постановлением мэра Корсаковского городского округа от 23 сентября 2014 года № 1597 утверждена муниципальная программа «Обеспечение населения Корсаковского городского округа качественным жильем» со сроком реализации муниципального программы в период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2020 года в один этап.

В перечень мероприятий указанной муниципальной программы включена, в том числе государственная поддержка на улучшение жилищных условий молодых семей, закрепленная в Приложении №1 к муниципальной программе.

Для реализации мероприятий, предусмотренных муниципальной программой, Постановлением администрации Корсаковского городского округа от 12 апреля 2017 года № 1111 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и документов для формирования списков молодых семей, имеющих право на государственную поддержку на приобретение (строительство) жилья» (далее Регламент).

Очередность в списках молодых семей, желающих участвовать в Программе в планируемом году определяется в соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 28 октября 2016 года № 553 «О предоставлении молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства».

Постановлением Правительства Сахалинской области от 28 октября 2016 года № 553 утвержден Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей – участников государственной программы (далее Порядок).

Пунктом 2.2 Регламента предусмотрено, что предоставление муниципальной услуги осуществляется администрацией Корсаковского городского округа в лице отдела по вопросам культуры, спорта и делам молодежи департамента социального развития администрации Корсаковского городского округа. Аналогичное положение содержится в п. 1.5 Порядка.

В соответствии с разделом 2.3 Регламента результатом предоставления муниципальной услуги является прием или мотивированный возврат комплекта документов, представленных для формирования списков молодых семей, имеющих право на государственную поддержку на приобретение (строительство) жилья.

Прием заявления и приложенных к нему документов на участие в мероприятиях, направленных на улучшение жилищных условий молодых семей государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014-2020 годы» и муниципальной программы «Обеспечение населения Корсаковского городского округа качественным жильем» ведется с 1 июля текущего года в течение 45 календарных дней (п.2.4.3 Регламента).

В силу п.1.2 Порядка, участником Государственной программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином РФ, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином РФ, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

- возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия уполномоченным органом исполнительной власти Сахалинской области решения о включении молодой семьи –участников Госпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (то есть не достиг 36 лет);

- признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с разделом 2 указанного Порядка;

- наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;

- постоянного проживания на территории Сахалинской области.Молодая семья (ранее не получавшая социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья), изъявившая желание принять участие в Госпрограмме в планируемом году, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства пакет документов, предусмотренных пунктом 2.6.4 Регламента.

Пунктом 2.6.4 Регламента установлен перечень документов, которые заявитель должен предоставить самостоятельно в течение 45 календарных дней, начиная с 1 июля текущего года, для участия в мероприятиях Программы, направленных на улучшение жилищных условий молодых семей, а именно: заявление по форме согласно приложению N 5 к настоящему Регламенту в 2-х экземплярах; справку с места жительства с указанием совместно зарегистрированных и постоянно проживающих лиц (всех членов семьи заявителя); копии документов удостоверяющих личность (свидетельство о рождении ребенка (детей), паспорт (паспорта) всех совершеннолетних членов семьи заявителя) с обязательным предоставлением оригиналов для сверки; копию свидетельства о заключении брака с обязательным предоставлением оригинала для сверки; документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Аналогичный список документов предусмотрен п. 4.1.2 Порядка.

Запрос и документы, предусмотренные настоящим Регламентом, подаются на бумажном носителе или в форме электронных документов (п.2.6.9 Регламента).

Согласно п.2.7 Регламента оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, не предусмотрено.

Как разъяснено в п.2.8.3 Регламента основанием для возврата комплекта документов на участие в мероприятиях, направленных на улучшение жилищных условий молодых семей государственной Программы в том числе являются: установление фактов предоставления молодой семьей недостоверных документов; не предоставление или предоставление не в полном объеме документов, указанных в подпунктах 2.6.4 и 2.6.5 настоящего Регламента. Аналогичный перечень оснований для возврата комплекта документов предусмотрен п.4.1.5 Порядка.

В соответствии с п.3.7 Регламента списки молодых семей, желающих участвовать в Программе формируются специалистом Отдела, ответственным за оказание муниципальной услуги, после окончания срока подачи заявления на участие в Программе или на получение дополнительной социальной выплаты по дате и времени предоставления заявления на участие в Программе и полного комплекта документов.

Дата и время приема документов фиксируется в заявлении и в журнале приема заявлений и документов в момент приема.

Включение в список молодых семей, изъявивших желание участвовать в Госпрограмме в планируемом году или получить дополнительную социальную выплату, производится после проверки документов, приложенных к заявлению в органе местного самоуправления по дате и времени представления полного комплекта документов, указанных в п.п.1.4.2 Порядка. (п.п.4.1.4 Порядка).

Списки молодых семей, изъявивших желание участвовать в Госпрограмме, а также списки молодых семей - участников Госпрограммы, претендующих на получение социальной выплаты в очередном году, и списки молодых семей, включенных в резерв на получение социальной выплаты, ежегодно формируются органами местного самоуправления заново (п.1.4 Порядка).

В силу п. 4.2.3 Порядка в случае обнаружения Министерством информации о несоответствии молодой семьи требованию, указанному в п.1.2 настоящего Порядка, при формировании сводного списка Министерство не включает такую семью в сводный список.

Основанием для исключения молодых семей из списка претендентов являются: письменное заявление молодой семьи об исключении из списка претендентов, составленное в произвольной форме, поданное в орган местного самоуправления по месту жительства, с указанием причин; уведомление банка о досрочном расторжении банковского договора; решение органа местного самоуправления об исключении молодой семьи из списка претендентов по основаниям, предусмотренным настоящим Порядком (п.4.3.1 Порядка).

Из материалов дела следует, что 03.07. 2017 года в 08.37 часов ФИО2 было подано заявление на участие в мероприятиях, направленных на улучшение жилищных условий молодых семей государственной программы Сахалинской области на 2018 год с просьбой о включении в список участников Госпрограммы и Программы в Корсаковском городском округе. К заявлению приложены следующие документы: справка с места жительства с указанием совместно зарегистрированных и постоянно проживающих лиц от 19.06.2017 г.; копия паспорта на имя ФИО2; копия паспорта на имя ФИО3; копия свидетельства о рождении ФИО5; копия свидетельства о рождении ФИО4; копия свидетельства о заключении брака от 27.10.2007 г.; сообщение о признании семьи ФИО6 нуждающейся в улучшении жилищных условий от 30.06.2017 №11.2-б/н, что не оспаривается административным истцом и подтверждается распечаткой из электронного журнала.

Административным истцом ФИО1 03.07.2017 года в 08.44 часов подано заявление на участие в мероприятиях, направленных на улучшение жилищных условий молодых семей государственной программы Сахалинской области на 2018 год с просьбой о включении в список участников Госпрограммы и Программы в Корсаковском городском округе с приложение необходимых документов, что не оспаривается административными ответчиками.

Решением комиссии по формированию списков молодых семей, имеющих право на государственную поддержку в приобретении (строительстве) жилья, отраженным в протоколе заседания комиссии от 21 июля 2017 года, ФИО1 была включена в вышеуказанный список под номером 12, семья М-ных под номером 9 (л.д.8-21).

Таким образом, административными ответчиками документы поданы в соответствии с п.2.6.4 Регламента, п.4.1.2 Порядка.

Принимая во внимание, что при проверке документов семьи М-ных не были установлены факты предоставления молодой семьей недостоверных документов, а также предоставление документов не в полном объеме, оснований для отказа включения в список участников Госпрограммы и Программы в Корсаковском городском округе, а также, возврата им документов не имелось.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение комиссии по формированию списков молодых семей, имеющих право на государственную поддержку в приобретении (строительстве жилья), отраженное в протоколе заседания комиссии от 21 июля 2017 года в части включения в список желающих участвовать в мероприятиях направленных на улучшение жилищных условий молодых семей в рамках Государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014-2020 годы» ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, является законным, принятым в рамках действующего административного Регламента, Порядка по формированию списков молодых семей-кандидатов на включение в такой список и действия администрации не находятся в противоречии с требованиями нормативных актов в области спорных правоотношений.

Кроме того, учитывая, что с заявлением об исключении из списка ФИО2 не обращалась, уведомлений банка о досрочном расторжении договора не поступало, каких либо иных фактов и доказательств, подтверждающие наличие обстоятельств являющихся основанием для исключения ответчиков из списка желающих участвовать в мероприятиях направленных на улучшение жилищных условий молодых семей в рамках Государственной программы материалы дела не содержат, административным истцом при рассмотрении настоящего дела суду не представлены.

На основании изложенного, правовые основания для исключения ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 из списка желающих участвовать в мероприятиях направленных на улучшение жилищных условий молодых семей в рамках Государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014-2020 годы» отсутствуют.

Ссылку истца на наличие в протоколе от 21 июля 2017 года возражений председателя муниципальной комиссии – И. в части включения в список кандидатов ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, суд находит несостоятельной, не имеющей правового значения для разрешения данного дела.

Также, суд находит несостоятельным довод ФИО1 о том, что ФИО2 подала документы для формирования списков молодых семей вне очереди в виду того, что порядок обращения с заявлениями для формирования списков молодых семей установлен Регламентом, Порядком, которыми не предусмотрена подача заявлений, документов в порядке живой очереди. Кроме того, данное обстоятельство в силу указанных выше норм не может являться основанием для исключения административных ответчиков из списка молодых семей, имеющих право на государственную поддержку в приобретении (строительстве) жилья.

Более того, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Вместе с тем, административным истцом не представлено доказательств тому, что оспариваемым решением нарушены его права на получение мер социальной поддержки.

Разрешая вопрос о пропуске административным истцом срока обращения с административным исковым заявлением в суд, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1,8 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, пропуск срока является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как следует из пояснений ФИО1, данных в судебном заседании, о подаче заявления на участие в госпрограмме на улучшение жилищных условий ФИО2 административному истцу стало известно 3 июля 2017 года.

12.07.2017 года было подано коллективное обращение Корсаковскому городскому прокурору, которое было подписано, в том числе, ФИО1

21 июля 2017 года протоколом заседания комиссии принято решение о включении в список желающих участвовать в мероприятиях, направленных на улучшение жилищных условий молодых семей в рамках Государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014-2020 годы» ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 под порядковым номером 9.

10.08.2017 года заместителем Корсаковского прокурора был подготовлен ответ на коллективное заявление и в этот же вручен лично К. под роспись для объявления остальным заявителям.

Таким образом, трехмесячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании протокола от 21.07.2017 года истек в ноябре 2017 года.

При этом, как следует из штампа входящей корреспонденции, с настоящим административным исковым заявлением ФИО1 обратилась в суд 16 января 2018 года, то есть по истечении установленного законом трехмесячного срока.

Доказательств, уважительности причин пропуска срока обращения в суд административным истцом не представлено и материалы дела не содержат.

С учетом изложенного, проанализировав все установленные по делу обстоятельства в совокупности с имеющимися доказательствами, принимая во внимание, что оспариваемый протокол соответствует требованиям нормативным правовым актам, регулирующим порядок формирования списка молодых семей для участия в Госпрограмме и не нарушает права и свободы административного истца, а также пропуск установленного законом срока для подачи административного искового заявления, суд полагает необходимым в удовлетворении требований ФИО1 отказать в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Администрации Корсаковского городского округа, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о признании незаконным решения комиссии по формированию списков молодых семей, имеющих право на государственную поддержку в приобретении (строительстве жилья), отраженного в протоколе заседания комиссии от 21 июля 2017 года в части включения в список желающих участвовать в мероприятиях направленных на улучшение жилищных условий молодых семей в рамках Государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014-2020 годы» ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и исключении их из списка желающих участвовать в мероприятиях направленных на улучшение жилищных условий молодых семей в рамках Государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014-2020 годы» отказать в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме постановлено 12.02.2018 года.

Судья

Корсаковского городского суда Е.В. Мурынчик