ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-173/2021 от 27.04.2021 Котельниковского районного суда (Волгоградская область)

Дело №2а-173/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Котельниковский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Лунева А.В.

при секретаре Кочергиной О.А.,

рассмотрев 27 апреля 2021 года в городе Котельниково Волгоградской области в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу к администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным постановление,

У С Т А Н О В И Л:

Представитель Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу обратился в Котельниковский районный суд Волгоградской области с административным исковым заявлением к администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным постановление, указывая следующие основания.

Постановлением администрации Котельниковского городского поселения Волгоградской области от 23 марта 2017 года №235 ООО «*****» в аренду сроком на 10 лет предоставлен земельный участок с кадастровым номером из категории земель населенных пунктов, площадью ***** кв.м. расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: для строительства АГНКС. Уполномоченной организацией ФГБУ «*****» при сопоставлении описания местоположения границ спорного земельного участка, содержащихся в ЕГРН, с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда, выявлено, что спорный земельный участок полностью сформирован из состава земель лесного фонда части выдела 13 квартала 16 Котельниковского участкового лесничества Светлоярского лесничества Волгоградской области, площадь пересечения (наложения) составляет 5400 кв.м., о чем составлено заключение от 29 ноября 2019 года №1.

Согласно сведениям ЕГРН Российская Федерация является собственником лесного участка с кадастровым номером . Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Сведения о местоположении границ данного земельного участка в ЕГРН отсутствуют.

Согласно письму Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 24 декабря 2020 года земельный участок с кадастровым номером полностью расположен на землях государственного лесного фонда части выдела 13 квартала 16 Котельниковского участкового лесничества Светлоярского лесничества Волгоградской области. Доказательством отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда является заключение ФГБУ «*****» от 29 ноября 2019 года №1. Координаты поворотных точек пересечения спорного земельного участка и лесного участка отражены в заключении.

Лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01 января 2017 года признаются ранее учтенными объектами недвижимости, в силу ч.1 ст. 4.2 ФЗ от 04 декабря 2006 года «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации». План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются также юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

При этом, ни Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ни иными нормативными правовыми актами не предусматривается требований к правообладателям земельных участков, являющихся ранее учтенными объектами недвижимости, по определению местоположения их границ и внесению соответствующих сведений в ЕГРН.

Таким образом, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда, земельный участок признается относящимся к землям лесного фонда по материалам лесоустройства, которые являются единственным и официальным документом, подтверждающим границы и площадь лесного участка. При отсутствии в ЕГРН сведений о границах земельного участка, местоположение, границы и площадь лесного участка, возможно определить по материалам лесоустройства. Согласно материалам лесоустройства выдел 13 квартала 16 Котельниковского участкового лесничества Светлоярского лесничества Волгоградской области относится к защитным лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов – леса, расположенные в лесопарковых зонах.

Вышеперечисленные обстоятельства (по мнению административного истца) указывают на неправомерность предоставления администрацией Котельниковского городского поселения Волгоградской области спорного земельного участка в аренду ООО «*****», произведенного за счет лесного фонда.

Представитель Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу просит признать незаконным постановление администрации Котельниковского городского поселения Волгоградской области от 23 марта 2017 года №235.

Представитель административного ответчика – администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области представил возражения на административное исковое заявление и просил оставить требования истца без удовлетворения, а также рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заинтересованных лиц Комитета природных ресурсов. Лесного хозяйства и экологии Волгоградской области просил рассмотреть дело в его отсутствие и представил объяснения.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что 14 июня 2016 года с заявлением к главе Котельниковского городского поселения обратился директор филиала в г. Краснодар ООО «*****» об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, для строительства АГНКС, расположенного по адресу: <адрес>, в переделах кадастрового квартала .

Постановлением №473 от 21 июня 2016 года главы Котельниковского городского поселения утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес> площадью ***** кв.м., с видом разрешенного использования: для строительства АГНКС, в границах кадастрового квартала .

Как следует из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером (кадастровый квартал ) от 04 июля 2016 года, земельный участок площадью ***** кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, относится к категории земель населенных пунктов с разрешенным видом использования для строительства АГНКС. Сведения об объекте недвижимости имеют статус временные. Дата истечения срока действия временного характера 05 июля 2021.

Распоряжением И.о. Губернатора Волгоградской области №56-р от 02 марта 2017 года признано возможным предоставление обществу с ограниченной ответственностью «*****» (ИНН ) для реализации масштабного инвестиционного проекта ООО «*****» по строительству сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) на территории Волгоградской области» в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Постановлением главы Котельниковского городского поселения №235 от 23 марта 2017 года предоставлен ООО «*****» в аренду на срок 10 лет земельный участок из категории населённых пунктов с кадастровым номером , площадью ***** кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты>, с видом разрешенного использования: для строительства АГНКС. Цель использования земельного участка – реализация масштабного инвестиционного проекта ООО «*****» по строительству сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС).

03 апреля 2017 года между Котельниковским городским поселением Котельниковского муниципального района Волгоградской области и ООО «*****» на основании постановления №235 от 23 марта 2017 года «О предоставлении земельного участка в аренду» заключен договор аренды. В соответствии с п.п. 1.1, 1.3 договора администрация поселения сдала на срок 10 лет ООО «*****» на условиях аренды земельный участок из категории земель населенных пунктов. С кадастровым номером , площадью ***** кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: для строительства АГНКС.

Как следует из выписки из государственного лесного реестра от 19 января 2021 лесной участок, входящий в состав земельного участка, назначение: земли лесного фонда, площадь ***** га, с кадастровым (условным) номером , на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации от 01 декабря 2004 г. , расположен: Волгоградская область, Котельниковский муниципальный район, Светлоярское лесничество, Котельниковское участковое лесничество, квартал 16, часть выдела 13. Общая площадь ***** га.

Из выписки из ЕГРН от 13 января 2021 года следует, что земельный участок кадастровый общей площадью ***** кв.м. относится к категории земель лесного фонда, вид разрешенного использования леса зеленых зон поселений и объектов, для размещения лесной растительности. Адрес (местоположение): Волгоградская область, Котельниковский район, Котельниковский лесхоз, Котельниковское лесничество, квартал 12-27. Собственность Росси и с 18 января 2005 года. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения, необходимые для заполнения раздела: 3 – Описание местоположения земельного участка, отсутствуют.

Земельный участок с кадастровым номером , находящийся по адресу <адрес>, площадью ***** кв.м., относящийся к категории земель населенных пунктов находится в аренде с 23 мая 2017 года по 02 апреля 2017 года у ООО «*****». В разделе 3 – Описание местоположения земельного участка имеется схема земельного участка (выписка из ЕГРН от 11 апреля 2021 года)

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.


В соответствии с п. 11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Как следует из ст.91 Лесного кодекса РФ, в государственном лесном реестре содержится документированная информация о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса.

В силу ст. 114 Лесного кодекса РФ, в лесах, расположенных в зеленых зонах, запрещаются строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов. Изменение границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 настоящей статьи, которое может привести к уменьшению площади таких земель, не допускается.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания решения, действия (бездействия) должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Такая совокупность условий по делу не усматривается. Административным ответчиком представлены доказательства соответствия закону, на день принятия постановления, действий о предоставлении земельного участка в аренду ООО «*****», так как не был установлен факт нахождения спорного земельного участка с кадастровым номером , площадью ***** кв.м. в составе земельного участка лесного фонда с кадастровым номером в квартале 16 (выдел 13) Котельниковского участкового лесничества Светлоярского лесничества Волгоградской области, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации.

Как указано выше границы земельного участка лесного фонда, согласно сведений из ЕГРН, с кадастровым номером общей площадью ***** кв.м. не установлены.

Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Пунктом 1 статьи 8 ЛК РФ также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Таким образом, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).

Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

Согласно пунктам 5, 6 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 178, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, для рассмотрения и представления заключения в части вопросов, входящих в компетенцию этого уполномоченного отраслевого

Главе администрации городского поселения заместителем руководителя Федерального Агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06 октября 2017 года направлено письмо. В указанном письме Федеральное агентство лесного хозяйства в соответствии с информацией представленной Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, согласовало проект внесения изменений в генеральный план Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области. При этом, также не указано о наложении границ спорного земельного участка населенного пункта на земельный участок лесного фонда.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для признания незаконным постановление администрации Котельниковского городского поселения Волгоградской области от 23 марта 2017 года №235 не имеется, в связи с чем, в удовлетворении административного искового заявления Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу к администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным постановление администрации Котельниковского городского поселения Волгоградской области от 23 марта 2017 года №235 следует отказать.

В соответствии со ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Суд истцом не пропущен срок на обращение с данным иском в суд.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу к администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным постановление администрации Котельниковского городского поселения Волгоградской области от 23 марта 2017 года №235 отказать.

Решение принято в окончательной форме 11 мая 2021 года и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Котельниковский районный суд.

Судья А.В. Лунев