ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1740/2016 от 30.03.2016 Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2а-1740/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 марта 2016 года г.Нижний Новгород

Сормовский районный суд г.Нижнего Новгорода в составе

председательствующего судьи Соколовой И.П.

при секретаре ФИО4

с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 об отмене решения Управления Федеральной миграционной службы России по <адрес> о депортации.

Установил:

Истец ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к УФМС России по <адрес>, в котором просит признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ о его депортации, ссылаясь, что в отношении него Министерством юстиции РФ вынесено распоряжение №<данные изъяты> о нежелательности пребывания в РФ сроком до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в отношении него УФМС России по <адрес> было принято решение о депортации за пределы РФ. ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Краснобаковского районного суда <адрес> он был помещен в СУВСИГ до исполнения решения суда о депортации, где и находится по настоящее время. В ходе его пребывания в спецприемнике было установлено, что он не является гражданином Республики Казахстан. Он никогда не обращался в полномочные органы Республики Казахстан за приобретением гражданства Республики <данные изъяты>, прибыл на территорию России в <данные изъяты> году вместе с родителями, проживал с ними в <адрес> в селе Выползово <адрес>. С <данные изъяты> года находился в местах лишения свободы. При освобождении из специального учреждения, он имеет возможность регистрации по месту проживания своих родителей и трудоустройства. Отсутствие документов и нежелание государств принимать его, делает невозможным исполнение решения о депортации. При указанных обстоятельствам его нахождение в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан носит, по факту, бессрочный характер, что влечет невозможность осуществления прав человека и основных свобод, регламентированных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ. Он является лицом без гражданства и при отмене решения о депортации, он планирует обратиться в суд с иском об отмене решения о его содержании в специальном учреждении и в полномочные органы <адрес> с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации. В настоящее время срок действия распоряжения Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ о нежелательности его пребывания истек.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика ФИО5 иск не признал.

Выслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, установив юридически значимые обстоятельства, огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд находит иск ФИО1 подлежащим удовлетворению.

Согласно ст.13 ГК РФ и разъяснениям, данным в п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №6, Пленума ВАС РФ №8 от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

По делу установлено, что истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес><данные изъяты> ССР, регистрации на территории Российской Федерации не имеет, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время содержится в ГКУ НО «Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации».

Приговором от ДД.ММ.ГГГГ был осужден по ст.<данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> годам лишения свободы. ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> УК РФ на основании <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> годам <данные изъяты> месяцу лишения свободы. ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> году ДД.ММ.ГГГГ месяцам лишения свободы. Освободился из исправительной колонии по отбытию срока наказания ДД.ММ.ГГГГ. Имеет непогашенную судимость.

Распоряжением Министерства юстиции РФ №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ признано пребывание (проживание) ФИО1 в Российской Федерации нежелательным сроком до ДД.ММ.ГГГГ и на него возложена обязанность покинуть территорию Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по <адрес> принято решение о депортации ФИО1 из Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 был освобожден из мест лишения свободы по отбытию срока наказания.

Решением Краснобаковского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 помещен в специальное учреждение УФМС России по <адрес> для временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых было принято решение об административном выдворении (депортации) за пределы России, до исполнения решения о депортации.

Срок нежелательности пребывания ФИО1 в Российской Федерации, установленный распоряжением Министерства юстиции РФ №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истек, решение УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о депортации не исполнено.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением по организации визовой и регистрационной работы ФМС России были рассмотрены представленные УФМС России по <адрес> материалы в отношении ФИО1, в результате чего были установлены основания для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) ФИО1 на территории Российской Федерации в соответствии с ч.3 ст.25.10 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». ДД.ММ.ГГГГ указанное решение было утверждено руководителем ФМС России.

Согласно сообщению Консульства Республики <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ гражданин ФИО1 по учетным данным ДВД <адрес> зарегистрированным либо снятым с регистрационного учета не значится. По данным паспортной базы ДТС МВД РК документированным удостоверением личности либо паспортом гражданина Республики Казахстан не значится.

Решением Сормовского районного суда г.ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ решение УФМС России по <адрес>, утвержденное руководителем ФМС Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, о нежелательности пребывания ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории Российской Федерации, признано незаконным.

Данные обстоятельства подтверждаются копиями: решения <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, справкой об освобождении ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, решения о депортации от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, решения Сормовского районного суда г.ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, сообщения Консульства Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ

С учетом изложенного, учитывая фактические обстоятельства данного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации).

Кроме того, Конституция РФ гарантирует иностранным гражданам и лицам без гражданства признание в Российской Федерации их прав в сфере семейной жизни, охраны здоровья и защиты от дискриминации при уважении достоинства личности, права на судебную защиту согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст.7, ч.1 ст.17, ч.2 ст.19, ст.21, ч.ч.1, и 2 ст.38, ч.1 ст.41, ст.46).

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №55-0, исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям (ст.55, ч.3 Конституции РФ), а также отвечать характеру совершенного деяния.

Согласно ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.

В силу положений ст.25.10 названного Федерального закона в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Указанная норма позволяет признавать нежелательным проживание (пребывание) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, как находящихся на территории Российской Федерации незаконно лишь по одному этому основанию так и находящихся законно и незаконно при наличии соответствующих указанных в ней обстоятельств.

При этом порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №199 утверждено Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, в соответствии с последним распоряжением о нежелательности пребывания (проживания) управомочено принимать в том числе Министерство юстиции РФ, ФМС России.

В соответствии со ст.31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии (п.11 ст.31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ).

Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в п.11 настоящей статьи либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда (п.12 ст.31 указанного Закона).

Иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации (п.9 ст.31 Закона).

Как следует из материалов дела, срок нежелательности пребывания ФИО1 в Российской Федерации, установленный распоряжением Министерства юстиции РФ №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истек.

ДД.ММ.ГГГГ ФМС России в отношении ФИО1 утверждено решение УФМС России по <адрес> о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации в соответствии с ч.3 ст.25.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

ДД.ММ.ГГГГ решением Сормовского районного суда г.ФИО2 решение о нежелательности пребывания ФИО1, на территории Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, признано незаконным.

Обеспечение государственной безопасности как комплекс целенаправленной деятельности общественных и государственных институтов и структур по выявлению, предупреждению и противодействию различным угрозам безопасности граждан России, российского общества и государства, являясь одним из основных национальных интересов России, выступает одновременно обязательным и непременным условием эффективной защиты всех ее остальных национальных интересов.

Право государства ограничивать пребывание на его территории иностранных граждан является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.

Вместе с тем, при вынесении решения о депортации миграционный орган не выяснил существенные для проведения депортации обстоятельства и ошибочно принял решение о депортации ФИО1 в страну, гражданином которой он не является.

В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод в ст.8 устанавливает недопустимость вмешательства со стороны публичных властей в осуществление права на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, которое имеет подтверждения наличия гражданства (подданства) зарубежного государства согласно абз.2 п.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют сведения о наличии у ФИО1 гражданства Республики Казахстан.

Отмена решения о депортации означает, что применение правовых последствий решения о депортации не может последовать на будущее время. Незаконным или недействительным решение о депортации не признавалось, на момент принятия судом решения ДД.ММ.ГГГГ депортация ФИО1 не должна производится, поскольку срок депортации, указанный в решении о депортации от ДД.ММ.ГГГГ истек – ДД.ММ.ГГГГ, а решение о нежелательности пребывания ФИО1, на территории Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным.

Исходя из изложенного, имеются основания для удовлетворения иска ФИО1

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ суд

Решил:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Решение Управления Федеральной миграционной службы России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о депортации ФИО1 из Российской Федерации, отменить.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Сормовский районный суд города ФИО2 в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Сормовского районного

суда Нижнего Новгорода Соколова И.П.