ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1741/2018 от 09.06.2018 Советского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело № 2а-1741/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09.06.2018 г. г. Воронеж

Советский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего - судьи Сушковой С.С., при секретаре Попове И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по административному исковому заявлению ФИО3 и ФИО4 к Управлению жилищных отношений администрации г.о.г. Воронеж о признании незаконным отказов от 26.02.2018 г. и 06.03.2018 г. и об обязании Управления жилищных отношений администрации г.о.г. Воронеж включить семью М-вых в список молодых семей –претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2018 г., а также об обязании выдать семье М-вых свидетельство о праве на получение социальной выплаты в 2018 г.

,

УСТАНОВИЛ:

10.05.2018г. ФИО3 и ФИО4 обратились в Советский районный суд г. Воронежа с административным исковым заявлением к Управлению жилищных отношений администрации г.о.г. Воронеж о признании незаконным отказов от 26.02.2018 г. и 06.03.2018 г. и об обязании Управления жилищных отношений администрации г.о.г. Воронеж включить семью М-вых в список молодых семей –претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2018 г., а также об обязании выдать семье М-вых свидетельство о праве на получение социальной выплаты в 2018 г.

В обоснование своих требований истцы указали, что семья М-вых, состоящая из 3-х человек: ФИО3, ФИО4 и их <данные изъяты>ФИО1 были включены в состав участников муниципальной целевой программы улучшения жилищных условий молодых семей и молодежи «Молодой семье -доступное жилье» (2005-2010 г.г.), что подтверждается уведомлением администрации г.о.г. Воронеж от 16.02.2009 г. После рождения <данные изъяты>ФИО2. УЖО администрации Воронежской области также включило его в список участников вышеуказанной программы, что подтверждается уведомлением от 17.07.2014 г. Приказом УЖО администрации г. Воронеж № 272 от 19.03.2014 г. семья М-вых была признана нуждающейся в жилом помещении на том основании, что на каждого члена семьи в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., приходится менее учетной нормы площади жилого помещения. 14.07.2017 г. между ФИО3, ФИО4 с одной стороны и ПАО «Сбербанк» - с другой был заключен кредитный ипотечный договор на сумму 1500000 руб. на приобретение квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, которая была приобретена в долевую собственность супругов (по ? доли на каждого) за 2350000 руб., при этом 850000 руб. были оплачены за счет собственных средств, а остальные 1500000 руб. - банком по вышеуказанному кредитному договору. Впоследствии часть кредита была погашена за счет материнского капитала. 25.01.2018 г. истцами было получено уведомление УЖО администрации г. Воронежа от 18.01.2018 г. о необходимости предоставления ряда документов для подтверждения своего права на получение свидетельства о праве получения социальной выплаты, в том числе, документы о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении. В связи с тем, что приказом УЖО администрации г.о.г. Воронеж от 19.03.2014 г. семья М-вых уже была признана нуждающейся в жилом помещении и в распоряжении УЖО уже имелось учетное дело, 29.01.2018 г. административными истцами было подано заявление о предоставлении социальной выплаты на погашение ипотечного кредита от 14.07.2017 г., где было указано, что М-вы уже были признаны нуждающимися в жилом помещении. Однако, ответом за от 26.02.2918 г. УЖО администрации г.о.г. Воронеж было отказано в предоставлении административным истцам социальной выплаты на приобретение жилья, как молодой семье, при этом в качестве основания для отказа было указано, что заявителями не был предоставлен документ, подтверждающий, что молодая семья М-вых была признана нуждающейся в жилом помещении на момент заключения кредитного договора. Административные истцы обратились в УЖО администрации г.о.г. Воронеж с заявлением о признании семьи М-вых нуждающейся в жилом помещении на момент заключения ипотечного кредитного договора, т.е. на 14.07.2017 г., повторно предоставив все необходимые документы, однако, ответом за от 06.03.2018 г. УЖО администрации г.о.г. Воронежа отказало в удовлетворении указанного заявления с учетом определения уровня обеспеченности семьи общей площадью, принимая во внимание площадь квартиры, приобретенной с помощью ипотечного кредита в рамках реализации программы «молодая семья». Административные истцы считают вышеуказанные отказы от 26.02.2018 г. и от 06.03.2018 г. незаконными по следующим основаниям:

В соответствии с п.7 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования» (далее- Правила) семья М-вых была признана уполномоченным органом нуждающейся в жилых помещениях как на момент вынесения приказа № 272 от 19.03.2014 г., так и на момент заключения кредитного договора, поскольку площадь жилого помещения на одного члена семьи составляла менее учетной нормы, предусмотренной действующим законодательством; М-вы являлись участниками программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области», в соответствии с которой молодая семья имеет право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и является состоящей на таком учете до момента получения в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения. Помимо этого, на основании п.2 ч.1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги. Кроме того, в соответствии с п. 9 Закона Воронежской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» от 30.11.2005 г. № 71-ОЗ, на каждого гражданина, принятого на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, заводится учетное дело, в котором содержатся необходимые документы. Все эти нормы свидетельствуют о том, что в Управлении жилищных отношений имелся документ, подтверждающий, что семья М-вых была признана нуждающейся в жилом помещении и, следовательно, отказ УЖО от 26.02.2018 г. противоречит действующему законодательству, нарушает право семьи на получение социальной выплаты.

Определяя уровень обеспеченности семьи М-вых общей площадью с учетом включения площади квартиры, приобретенной административными истцами по ипотечному кредиту, УЖО 06.03.2018 г. было отказано в признании семьи М-вых нуждающимися в жилом помещении, при этом расчет площади был произведен на дату подачи заявления, а не на дату заключения кредитного договора, как это было отражено в заявлении, в связи с чем данный отказ также является незаконным.

08.06.2018 г. ФИО3 и ФИО4 обратились в суд с уточненным исковым заявлением в порядке ст. 46 КАС РФ, в котором указали, что отраженные в уведомлении от 18.01.2018 г. документы, которые им необходимо было предоставить, не соответствовали данной ситуации, поскольку семья М-вых уже была признана нуждающейся в жилом помещении и административные истцы претендовали на получение социальной выплаты на погашение ипотечного кредита.

В судебном заседании ФИО3 исковые требования поддержал и пояснил, что уведомление УЖО от 18.01.2018 г., в котором указано о необходимости предоставления ряда документов до 25.01.2018 г., он получил в этот же день, после чего 26.01.2018 г. он обратился в Управление, чтобы передать документы, которые у него принимать отказались, узнав о получении им ипотечного кредита. Расстроившись, он ушел, а 29.01.2018 г. вместе с заявлением, передал только выписку из ЕГРН. Приказ УЖО о том, что семья признана нуждающейся в жилом помещении, имелся в Управлении, поэтому прикладывать его не стал. Помимо этого, пояснил, что в приобретенной квартире они не зарегистрированы, фактически начали проживать в ней только с декабря 2017 г., однако, об изменении жилищных условий сообщили в УЖО только после получения уведомления в январе 2018 г.

В судебном заседании 29.05.2018 г. ФИО4 также поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель административных истцов по доверенности - ФИО5 просила удовлетворить иск по основаниям, указанным в административном исковом заявлении и в письменных возражениях. При этом пояснила, что п. 19 Правил, на которые ссылается административный ответчик в отказе от 26.02.2018 г. относится к лицам, участвующим в подпрограмме использования социальной выплаты, а семья М-вых является участницей Программы улучшения жилищных условий молодых семей и молодежи, к которой применимы нормы п. 31 указанных Правил.

Представитель административного ответчика по доверенности - ФИО6 исковые требования не признала и поддержала письменные возражения на иск, при этом пояснила, что семья М-вых действительно является добровольным участником целевой программы улучшения жилищных условий, в соответствии с которой они должны сообщать об изменении своих жилищных условий, однако, М-вы сообщили об этом только после получения ими уведомления от 18.01.2018 г., нарушив условия Программы.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Реализация гражданином данного права регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Согласно требований указанного Федерального закона, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12).

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в том числе, выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

На основании решения Воронежской городской Думы от 23.06.2005 г. № 77-II (в редакции решения Воронежской городской Думы от 04.10.2006 г. № 190-II от 23.04.2008 г. № 122-II) «О муниципальной целевой программе улучшения жилищных условий молодых семей и молодежи «Молодой семье - доступное жилье» (2005-2010 г.г.) семья М-вых, состоящая из 3-х человек (ФИО3, ФИО4 и <данные изъяты>ФИО1) является участником настоящей программы ( л.д. 16)

В связи с заявлением ФИО3 от 20.12.2014 г. приказом Управления жилищных отношении администрации г.о.г. Воронеж от 19.03.2014 г. молодая семья в составе: супруга - ФИО3, супруги - ФИО4, <данные изъяты> - ФИО1, признана нуждающейся в жилом помещении с 20.02.2014 г.- даты подачи заявления ( л.д. 17).

Согласно сообщения Управления жилищных отношении администрации г.о. г. Воронежа от 17.07.2014 г. <данные изъяты> М-вых - ФИО2 включен в списки участников подпрограммы «Молодой семье - доступное жилье» ( л.д. 19).

В соответствии с уведомлением Управления жилищных отношении администрации г.о. г. Воронежа за от 18.01.2018 г. ФИО3 нужно было до 25.01.2018 г. предоставить необходимые документы для решения вопроса о предоставлении молодой семье свидетельства о праве получения социальной выплаты в 2108 г. ( л.д. 20)

29.01.2018 г. ФИО3 обратился к руководителю УЖО с заявлением о предоставлении молодой семье М-вых, состоящей из 4-х человек свидетельства о праве получения социальной выплаты в 2018 г., при этом в качестве приложения документов указал выписку из ЕГРН ( л.д. 21)

06.02.2018 г. в дополнении к заявлению от 29.01.2018 г. ФИО3 представил в УЖО заявление о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на дату получения ипотечного кредита- 14.07.2017 г., при этом в приложении, в частности, указал правоустанавливающие документы на квартиру, приобретенную в результате договора купли-продажи и кредитного договора-14.07.2018 г. ( л.д. 30)

Правительство Российской Федерации, действуя в рамках осуществления нормативно-правового регулирования в социальной сфере общественных отношений, в целях содействия решению жилищных проблем молодой семьи утвердило Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, регламентирующие предоставление этим семьям социальной выплаты.

Закрепив в них право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты "в" и "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты - признание молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитного договора (договора займа).

Согласно п.п. «е» п. 2 Правил, социальные выплаты используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

В соответствии с п. 19 указанных Правил, для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы: а) заявление по форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется); г) выписка (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на жилое помещение (жилой дом), приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), либо договор строительного подряда или иные документы, подтверждающие расходы по строительству жилого дома (далее - документы на строительство), - при незавершенном строительстве жилого дома (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2016 N 1562); д) копия кредитного договора (договора займа) (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2016 N 466); е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта; ж) справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).

Однако, ФИО3 обратившись 29.01.2018 г. к руководителю УЖО с заявлением о предоставлении молодой семье М-вых, состоящей из 4-х человек свидетельства о праве получения социальной выплаты в 2018 г., предоставил только выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 24.07.2017 г., указав это в качестве приложения. (л.д. 21), при этом вообще каких-либо документов, подтверждающих, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении, в том числе и на момент заключения кредитного договора, как то требуют указанные Правила, ФИО3 предоставлено не было, хотя как пояснил он в судебном заседании, у него дома имелись данные документы.

Кроме того, как следует из заявления ФИО3 и его пояснений в судебном заседании, административные истцы намеревались использовать социальную выплату для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, что предусмотрено именно п.п. «е» п.2 и п. 19 Правил.

Пунктом 2.6 Административного регламента администрации г.о.г. Воронеж по предоставлению муниципальной услуги «Признание нуждающимися в предоставлении жилых помещений отдельных категорий граждан», утвержденных постановлением администрации г.о.г. Воронеж 07.04.2016 г. № 242 ( далее- Административный регламент) предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, который и был отражен в уведомлении УЖО администрации г.о.г. Воронеж от 18.01.2018 г., как и документы молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты в соответствии с п. 4 Порядка и условий признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, которое осуществляется в целях участия молодой семьи в основном мероприятии "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", мероприятии 1.1 "Обеспечение жильем молодых семей" подпрограммы 1 "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Воронежской области" государственной программы Воронежской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области"

Пунктом 3 Муниципальной целевой программы улучшения жилищных условий молодых семей и молодежи «Молодой семье- доступное жилье» (2005-2010 г.г.), утвержденной решением Воронежской городской Думы от 23.06.2005 г. № 77-II ( в редакции решения Воронежской городской Думы от 04.10.2006 г. № 190-II от 23.04.2008 г. № 122-II)», предусмотрено, что участник программы, в частности, должен соответствовать следующему условию: признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В соответствии с Административным регламентом, молодыми семьями, нуждающимися в предоставлении жилых помещений, признаются, в частности, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у членов молодой семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Решением Воронежской городской Думы от 07.07.2005 г. № 102-II» Об учетной норме и норме предоставления площади жилого помещения», учетная норма площади жилого помещения в г. Воронеже установлена в размере 11 кв.м. общей площади на человека.

Как следует из представленных заявителем документов, общая площадь жилого помещения, имеющегося у административных истцов в общей долевой собственности и расположенного по адресу: <адрес>, составляет <данные изъяты> кв.м. ( л.д. 22).

Согласно выписки из ЕГРИП, общая площадь жилого помещения, приобретенного административными истцами на основании договора купли-продажи от 14.07.2017 г., расположенное по адресу: <адрес> составляет 74,7 кв.м. ( л.д. 27 ).

Таким образом, общая площадь жилого помещения на одного члена семьи М-вых составляет более учетной нормы, предусмотренной Решением Воронежской городской Думы от 07.07.2005 г. № 102-II» Об учетной норм и норме предоставления площади жилого помещения», что и указано в отказе УЖО администрации г.о.г. Воронеж о 06.03.2018 г., где также был отражен тот факт, что УЖО не наделено полномочиями по признанию членов молодых семей, нуждающимися в предоставлении жилых помещений без соответствующего заявления на момент заключения гражданами кредитного договора (ранней датой). (л.д. 14-15)

Материалами дела подтверждено, что обращение заявителя рассмотрено тем должностным лицом, которому оно адресовано, в соответствии с законом и в пределах предоставленных полномочий, ответ дан в установленный законом срок и по существу поставленных в обращении вопросов.

На основании изложенного указанные в данном административном исковом заявлении требования ФИО3 и ФИО4 удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 226-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 и ФИО4 к Управлению жилищных отношений администрации г.о.г. Воронеж о признании незаконным отказа от 26.02.2018 г. в предоставлении свидетельства о праве получения социальной выплаты в 2018 г. и отказа от 06.03.2018 г. о признании семьи М-вых, состоящей из четырех человек: ФИО3, ФИО4, ФИО1 и ФИО2, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также об обязании Управления жилищных отношений администрации г.о.г. Воронеж включить семью М-вых в список молодых семей –претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2018 г. и об обязании выдать семье М-вых свидетельство о праве на получение социальной выплаты в 2018 г.- отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Сушкова С.С.

Мотивированное решение изготовлено 14.06.2018 г.