ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1741/2021 от 21.07.2021 Клинского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-1741/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор. Клин Московской области 21 июля 2021 года

Клинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Вороновой Т.М.,

при секретаре судебного заседания Баламутовой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным уведомления от 29 марта 2021 года о приостановлении государственного кадастрового учета, устранении нарушенных прав,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным уведомления от 29 марта 2021 года о признании незаконным уведомления от 29 марта 2021 года о приостановлении государственного кадастрового учета, устранении нарушенных прав.

В обоснование иска указывал на то, что на основании договора купли-продажи №1 от 20.01.2020 года является собственником земельного участка с кадастровым номером /номер/, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства кафе.

27.07.2020 года решением Совета депутатов г.о. Клин Московской области были утверждены правила землепользования и застройки территории городского округа Клин Московской области, в соответствии с которыми его земельный участок расположен в границах территориальной зоны О-1 «Многофункциональная общественно-деловая зона».

К основным видам разрешенного использования зоны О-1 «Многофункциональная общественно-деловая зона» относятся:

1. Коммунальное обслуживание - код (числовое обозначение ВРИ) 3.1;

2. Социальное обслуживание - код (числовое обозначение ВРИ) 3.2;

3. Бытовое обслуживание - код (числовое обозначение ВРИ) 3.3;

4. Амбулаторно-поликлиническое - код (числовое обозначение ВРИ) 3.4.1;

В силу п.2 ст. 13 указанных ПЗЗ, утвержденных Решением Совета Депутатов «Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждении, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования».

Руководствуясь действующими правилами ПЗЗ истец обратился 09 марта 2021 года в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений в части смены вида разрешенного использования своего земельного участка на Амбулаторно-поликлиническое - код (числовое обозначение ВРИ) 3.4.1, что является одним из основных видов разрешенного использования зоны О-1 «Многофункциональная общественно-деловая зона», в котором расположен его земельный участок.

29 марта 2021 года Клинским отделом Управления Росреестра по Московской области истцу выдано уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета.

В обоснование приостановления государственного кадастрового учета был положен п. 7 ч.1 ст. 26 ФЗ №218 - «форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации». Также в самом уведомлении указано, что земельный участок, заявленный к учету, не соответствует градостроительному регламенту данной территориальной зоны. На земельном участке с кадастровым номером /номер/ нарушены минимальные отступы от границ земельного участка.

ФИО1 считает, что уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета вынесено в нарушении действующих норм права и нарушает его права и законные интересы.

Основание, указанное Управлением Росреестра по Московской области указало в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета, не соответствует действительности, так как и форма и содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Утверждение Управления Росреестра по Московской области о том, что земельный участок, заявленный к учету, не соответствует градостроительному регламенту данной территориальной зоны, так как на земельном участке с кадастровым номером 50:03:0010311:46 нарушены минимальные отступы от границ земельного участка, не соответствует действительности, в связи с тем, что в силу п. 12 ст. 11 ПЗЗ городского округа Клин Московской области «12. Для объектов капитального строительства, предельные параметры которых не соответствуют предельным параметрам, установленным градостроительными регламентами, предельными считаются фактические параметры, подтвержденные действующими градостроительным планом земельного участка, разрешением на строительство, разрешением на ввод объекта в эксплуатацию, документами государственного учета, ситуационными планами, содержащимися в технических паспортах расположенных на земельных участках объектов недвижимости, которые находятся в архивах организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, выданными до вступления в силу настоящих Правил. Предельные размеры земельных участков, образованных до принятия Правил, принимаются равными фактической площади таких земельных участков при подтверждении (установлении) в ЕГРН вида разрешенного использования земельного участка аналогичному основному виду разрешенного использования земельного участка, установленного настоящими Правилами. Данное правило не применяется при изменении одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования. При формировании земельных участков под существующими объектами капитального строительства, размер земельного участка может не соответствовать минимальным размерам земельного участка, установленным в Правилах в составе градостроительного регламента».

Таким образом, основание, которое положено Управлением Росреестра по Московской области в основу уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета, не может являться основанием для приостановления проведения изменения государственного кадастрового учета в части изменения ВРИ из числа основных видов разрешенного использования зоны О-1 «Многофункциональная общественно-деловая зона».

Следовательно, уведомление Управления Росреестра по Московской области о приостановлении государственного кадастрового учета по заявлению № MFC-0555/2021- 470547-1 является незаконным и нарушает его права и законные интересы.

Учитывая указанные обстоятельства, ФИО1 просил суд признать уведомление Управления Росреестра по Московской области от 29.03.2021 года о приостановлении государственного кадастрового учета по заявлению № MFC-0555/2021-470547-1 незаконным, обязать устранить нарушение его прав и внести изменения в ЕГРН в части изменения ВРИ (вида разрешенного использования) в земельном участке с кадастровым номером /номер/, указав его вид разрешенного использования - Амбулаторно-поликлиническое - код (числовое обозначение ВРИ) 3.4.1.

Административный истец ФИО1 и его представитель по доверенности в судебное заседание явились, поддержали административный иск, просили удовлетворить требования.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, извещен, представил в суд возражения на иск, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо установить, что они не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

Осуществление кадастрового учета объектов недвижимости и государственной регистрации прав на него с 1 января 2017 года регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с ч.1 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленный Законом о регистрации порядке.

Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав перечислены в ч.2 ст. ст. 14 Закона о регистрации.

Согласно статье 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» порядке.

При этом в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 вышеназванного Федерального закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета являются вступившие в законную силу судебные акты.

Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации предусмотрено проведение государственным регистратором правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного, кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Статьей 7 Земельного кодекса РФ произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно статье 7 Земельного кодекса РФ возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий. Данное положение конкретизировано в части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, которой предусмотрено, что без дополнительных разрешений и согласования правообладателями выбираются основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно частям 1, 3 ст. 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия и определения: правообладатели земельных участков - собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

Из статьи 40 Земельного кодекса РФ следует, что если земельный участок закреплен за лицом, то возможность его застройки определяется в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования участка. Первоначально разрешенное использование участка определяется в процессе градостроительного зонирования или в процессе предварительного согласования места размещения объекта. Если же правообладатель земельного участка по тем или иным причинам желает застроить его иным образом, то для этого подлежит изменению его целевое назначение и разрешенное использование с получением на это необходимых согласований и с соблюдением процедуры, установленной законом.

Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве. Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.

Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

По смыслу указанного законоположения оно устанавливает общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на основании договора купли-продажи №1 от 20.01.2020 года ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером /номер/ категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства кафе.

27.07.2020 года Решением Совета депутатов г.о. Клин Московской области были утверждены ПЗЗ - правила землепользования и застройки территории городского округа Клин Московской области, в соответствии с которыми земельный участок с кадастровым номером /номер/ расположен в границах территориальной зоны О-1 «Многофункциональная общественно-деловая зона».

К основным видам разрешенного использования зоны О-1 «Многофункциональная общественно-деловая зона» относятся:

1. Коммунальное обслуживание - код (числовое обозначение ВРИ) 3.1;

2. Социальное обслуживание - код (числовое обозначение ВРИ) 3.2;

3. Бытовое обслуживание - код (числовое обозначение ВРИ) 3.3;

4. Амбулаторно-поликлиническое - код (числовое обозначение ВРИ) 3.4.1;

В силу п.2 ст. 13 указанных ПЗЗ утвержденных Решением Совета Депутатов «Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждении, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.»

Руководствуясь действующими правилами ПЗЗ ФИО1 обратился 09 марта 2021 года в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений в части смены ВРИ (вида разрешенного использования) своего земельного участка на Амбулаторно-поликлиническое - код (числовое обозначение ВРИ) 3.4.1, что является одним из основных видов разрешенного использования зоны О-1 «Многофункциональная общественно-деловая зона», в котором расположен его земельный участок.

29 марта 2021 года Клинским отделом Управления Росреестра по Московской области ФИО1 выдано уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета.

В обоснование приостановления был положен п. 7 ч.1 ст. 26 ФЗ №218 - «форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации». Также в самом уведомлении указано, что земельный участок, заявленный к учету, не соответствует градостроительному регламенту данной территориальной зоны. На земельном участке с кадастровым номером 50:03:0010311:46 нарушены минимальные отступы от границ земельного участка.

Обращаясь в суд с иском, ФИО1 указывает на то, что уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета вынесено в нарушении действующих норм права и нарушает его права и законные интересы, поскольку основания, которые Управление Росреестра по Московской области указало в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета не соответствуют действительности, так как и форма и содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Кроме того, истец указывал на то, что утверждение Управления Росреестра по Московской области о том, что земельный участок, заявленный к учету, не соответствует градостроительному регламенту данной территориальной зоны, так как на земельном участке с кадастровым номером /номер/ нарушены минимальные отступы от границ земельного участка, не соответствует действительности, в связи с тем, что в силу п. 12 ст. 11 ПЗЗ городского округа Клин Московской области «12. Для объектов капитального строительства, предельные параметры которых не соответствуют предельным параметрам, установленным градостроительными регламентами, предельными считаются фактические параметры, подтвержденные действующими градостроительным планом земельного участка, разрешением на строительство, разрешением на ввод объекта в эксплуатацию, документами государственного учета, ситуационными планами, содержащимися в технических паспортах расположенных на земельных участках объектов недвижимости, которые находятся в архивах организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, выданными до вступления в силу настоящих Правил. Предельные размеры земельных участков, образованных до принятия Правил, принимаются равными фактической площади таких земельных участков при подтверждении (установлении) в ЕГРН вида разрешенного использования земельного участка аналогичному основному виду разрешенного использования земельного участка, установленного настоящими Правилами. Данное правило не применяется при изменении одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования. При формировании земельных участков под существующими объектами капитального строительства, размер земельного участка может не соответствовать минимальным размерам земельного участка, установленным в Правилах в составе градостроительного регламента».

Таким образом, основание, которое положено Управлением Росреестра по Московской области в основу уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета, не может являться основанием для приостановления проведения изменения государственного кадастрового учета в части изменения ВРИ из числа основных видов разрешенного использования зоны О-1 «Многофункциональная общественно-деловая зона».

Кроме того, суд обращает внимание на то, что 13.12.2018 года Министерством жилищной политики Московской области было выдано разрешение на ввод объекта (кафе), расположенного по адресу: /адрес/ в эксплуатацию.

В соответствии с пунктом 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Таким образом, с учетом вышеуказанной нормы и положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.

Согласно пунктам 3, 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки принятия соответствующего решения об изменении вида, для изменения вида разрешенного использования достаточно заявления собственника объекта недвижимости.

Согласно правилам землепользования и застройки городского округа Клин Московской области, утвержденных решением Совета депутатов г.о. Клин от 27.07.2020 года № 5/67 земельный участок истца расположен в многофункциональной общественно – деловой зоне (зона О-1).

Возможность самостоятельного выбора любого вида разрешенного использования без дополнительных разрешений и процедур согласования предусмотрена при наличии зонирования территорий, которое осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Поскольку заявленный вид разрешенного использования земельного участка соответствует утвержденным Правилам землепользования и застройки, регистрационный орган необоснованного отказал в изменении вида разрешенного использования.

Учитывая указанные обстоятельства, суд полагает требования ФИО1 о признании уведомления Управления Росреестра по Московской области от 29.03.2021 года о приостановлении государственного кадастрового учета по заявлению № MFC-0555/2021-470547-1 незаконным, и обязании Управления Росреестра по Московской области устранить нарушение его прав путем внесения изменений в ЕГРН в части изменения ВРИ (вида разрешенного использования) в земельном участке с кадастровым номером /номер/, указав его вид разрешенного использования - Амбулаторно-поликлиническое - код (числовое обозначение ВРИ) 3.4.1., подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.175, ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по /адрес/ о признании незаконным уведомления от /дата/ о приостановлении государственного кадастрового учета, устранении нарушенных прав - удовлетворить.

Признать уведомление Управления Росреестра по Московской области от 29.03.2021 года о приостановлении государственного кадастрового учета по заявлению ФИО1 № MFC-0555/2021-470547-1 незаконным и обязать Управление Росреестра по Московской области устранить нарушение прав ФИО1 путем внесения изменений в ЕГРН в части изменения вида разрешенного использования в земельном участке с кадастровым номером /номер/, указав его вид разрешенного использования - Амбулаторно-поликлиническое - код (числовое обозначение ВРИ) 3.4.1.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья подпись Т.М. Воронова

Мотивированное решение суда изготовлено 26 июля 2021 года.

Решение не вступило в законную силу

Судья Т.М. Воронова