Дело № 2а-1741/2021
УИД 23RS0005-01-2021-003409-73
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
24 ноября 2021 г. Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего - судьи Наумова С.Н.,
при секретаре Шатохиной А.С.,
с участием представителя ФИО1 и ФИО2 – ФИО3, по доверенности, представителя администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района ФИО4, по доверенности и представителя МП «Апшеронск» Апшеронского городского поселения Апшеронского района ФИО5, по доверенности, помощника прокурора Апшеронского района Трубициной А.В., представителя ФИО6. – ФИО3, по доверенности,
рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 и ФИО2 к администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района и МП «Апшеронск» Апшеронского городского поселения Апшеронского района о признании решения администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района незаконным,
у с т а н о в и л:
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с административным иском к административным ответчикам о признании решения администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района незаконным. В обоснование заявленных требований указали, что ФИО2 на праве собственности принадлежит торговое место № в виде торгового павильона по адресу: <адрес>. На основании договора о предоставлении торгового места от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 предоставила в аренду вышеуказанное торговое место за 10 000 рублей в месяц ФИО1 Постановлением администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района от 01.10.2021 г. № МП «Апшеронск» Апшеронского городского поселения Апшеронского района было разрешено организовать в Апшеронском городском поселении периодичную универсальную розничную ярмарку с 04.10.2021 г. по 03.11.2021 г. по <адрес> в <адрес>, в количестве 197 мест. Однако МП «Апшеронск» стали осуществляться действия по организации торговой деятельности (розничной ярмарки) на территории земельных участков с кадастровым № и №, расположенных по адресу: <адрес> Поскольку земельные участки право собственности на которые в установленном законом порядке не зарегистрировано за администрацией Апшеронского городского поселения, в реестре муниципальной собственности не значатся, торговые павильоны размещены МП «Апшеронск» в хаотичном порядке, доступ к ним собственникам и арендаторов был ограничен, что лишило их возможности осуществить погрузку или разгрузку товара и использовать как свое, так и арендуемое имущество в удобное время, просит признать незаконными действия администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района по предоставлению МП «Апшеронск» Апшеронского городского поселения Апшеронского района разрешения по организации периодичной универсальной розничной ярмарки на территории земельных участков с кадастровыми номерами № и №, расположенных по адресу: <адрес> обязать администрацию Апшеронского городского поселения отменить постановление от 01.10.2021 г. № 780 «Об организации периодичной универсальной розничной ярмарки в Апшеронском городском поселении Апшеронского района», признать незаконными действия МП «Апшеронск» Апшеронского городского поселения <адрес> по организации торговой деятельности (розничной ярмарки) на территории земельных участков с кадастровым № и №, расположенных по адресу: <адрес>, обязать МП «Апшеронск» Апшеронского городского поселения <адрес> обеспечить беспрепятственный, свободный доступ автомобильного и иного транспорта, а также прекратить организацию торговой деятельности (розничной ярмарки) на территории земельных участков с кадастровым № и № расположенных по адресу: <адрес>, б/н.
Представитель ФИО1 и ФИО2 – ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района ФИО4 и представитель МП «Апшеронск» Апшеронского городского поселения Апшеронского района - ФИО5, в судебном заседании возражали против удовлетворения административного искового заявления ФИО1 и ФИО2 и просили отказать.
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФИО6 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в заявлении в адрес суда просит удовлетворить заявленные ФИО1 и ФИО2 требования.
Выслушав представителей сторон, прокурора полагавшего, что административные исковые требования ФИО1 и ФИО2 подлежат удовлетворению частично, а именно, в части признании незаконными постановления администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района от 01.10.2021 г. № 780 «Об организации периодичной универсальной розничной ярмарки в Апшеронском городском поселении Апшеронского района» просил отказать, поскольку оно вынесено в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в части признания незаконными действия МП «Апшеронск» Апшеронского городского поселения Апшеронского района по организации периодичной универсальной розничной ярмарки на территории земельных участков с кадастровым № и №, расположенных по адресу: <адрес>, а также обязании МП «Апшеронск» Апшеронского городского поселения <адрес> обеспечить беспрепятственный, свободный доступ автомобильного и иного транспорта, а также прекратить организацию периодичной универсальной розничной ярмарки на территории земельных участков с кадастровым № и №, расположенных по адресу: <адрес> просил требования удовлетворить, так как ярмарка располагается на земельных участках, на которых разрешения о ее проведении администрацией не выдавалось, в остальной части административного иска полагался на усмотрение суда, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования ФИО1 и ФИО2 подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В силу ч.4 ст.213 КАС РФ административное дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается с участием прокурора. В случае, если административное дело об оспаривании нормативного правового акта возбуждено на основании административного искового заявления прокурора, он не дает заключение по этому административному делу. В случае, если административное дело об оспаривании нормативного правового акта возбуждено не на основании административного искового заявления прокурора, прокурор, вступивший в судебный процесс, дает заключение по этому административному делу.
В соответствии с требованиями ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как установлено в судебном заседании, ФИО2 на праве собственности на основании договора купли-продажи недвижимости от 28.04.2016 г. принадлежит нежилое строение-торговый павильон, общей площадью 28,2 кв.м по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано в установленном законном порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности.
На основании договора о предоставлении торгового места от 01.07.2021 г. ФИО2 предоставила в аренду нежилое строение-торговый павильон, общей площадью 28,2 кв.м торговое место № по адресу: <адрес>, ФИО1 за 10 000 рублей в месяц.
Постановлением администрации Апшеронского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, МП «Апшеронск» Апшеронского городского поселения <адрес> разрешено организовать в Апшеронском городском поселении периодичную универсальную розничную ярмарку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по <адрес> в <адрес>, в количестве 197 мест.
На территории РФ отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, регулируются положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», а также другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ был принят Закон №-КЗ «Об организации деятельности розничных рынков, ярмарок и агропромышленных выставок-ярмарок на территории <адрес>», который также регламентируется деятельность розничных рынков, ярмарок и агропромышленных выставок-ярмарок на территории края.
Согласно п.2 ст.2 Закона №-КЗ «Об организации деятельности розничных рынков, ярмарок и агропромышленных выставок-ярмарок на территории <адрес>», ярмарка это форма торговли, организуемая в установленном месте и на установленный срок с предоставлением торговых мест с целью продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров купли-продажи и договоров бытового подряда цен.
В силу ст. 7 Закона №-КЗ «Об организации деятельности розничных рынков, ярмарок и агропромышленных выставок-ярмарок на территории <адрес>», в зависимости от масштаба проведения ярмарки, выставки-ярмарки могут быть краевыми, муниципальными и межмуниципальными.
В зависимости от специализации ярмарки, выставки-ярмарки могут быть специализированными (с продажей отдельных товарных групп, выполнением отдельных видов работ, оказанием отдельных видов услуг) и универсальными.
В зависимости от условий торговли ярмарки, выставки-ярмарки могут быть розничными, оптовыми и оптово-розничными.
Основанием для проведения ярмарки, выставки-ярмарки является решение администрации муниципального образования, на территории которого проводится ярмарка, выставка-ярмарка ч.1 ст.10 Закона №-КЗ «Об организации деятельности розничных рынков, ярмарок и агропромышленных выставок-ярмарок на территории <адрес>».
Из п.2 ст.10 Закона №-КЗ «Об организации деятельности розничных рынков, ярмарок и агропромышленных выставок-ярмарок на территории <адрес>», следует, что в решении о проведении ярмарки, выставки-ярмарки указываются:
1) наименование и вид ярмарки, выставки-ярмарки в соответствии со статьей 7 настоящего Закона;
2) организатор ярмарки, выставки-ярмарки, его юридический (почтовый) адрес, адрес электронной почты (при наличии), номер контактного телефона, факса (при наличии);
3) место проведения ярмарки, выставки-ярмарки;
4) срок и время проведения ярмарки, выставки-ярмарки;
5) меры по охране общественного порядка во время проведения ярмарки, выставки-ярмарки.
В соответствии с требованиями ч. 4.1 ст. 9 Закона №-КЗ «Об организации деятельности розничных рынков, ярмарок и агропромышленных выставок-ярмарок на территории <адрес>» к заявке на проведение ярмарки должны быть приложены: копии документов, подтверждающих право собственности (пользования, владения) земельным участком (объектом имущественного комплекса), на территории которого предполагается проведение ярмарки; согласие собственника (землепользователя, землевладельца), арендатора земельного участка (объекта имущественного комплекса) в простой письменной форме на проведение ярмарки в случае, если организатор ярмарки не является собственником (землепользователем, землевладельцем), арендатором земельного участка (объекта имущественного комплекса), на территории которого предполагается проведение ярмарки. В случае, когда земельный участок (объект имущественного комплекса), на территории которого предполагается проведение ярмарки, находится в муниципальной собственности, получение согласия собственника земельного участка (объекта имущественного комплекса) осуществляется органом местного самоуправления в установленном им порядке.
Как следует из материалов административного дела, оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ принято администрацией Апшеронского городского поселения на основании заявления МП «Апшеронск» Апшеронского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ и представленных к нему документов.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 10 Закона №-КЗ «Об организации деятельности розничных рынков, ярмарок и агропромышленных выставок-ярмарок на территории <адрес>», в решении о проведении ярмарки указываются: наименование и вид ярмарки, организатор ярмарки, его юридический (почтовый) адрес, адрес электронной почты (при наличии), номер контактного телефона, факса (при наличии); место проведения ярмарки; срок и время проведения ярмарки; меры по охране общественного порядка во время проведения ярмарки.
Из постановления администрации Апшеронского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что в нем указан адрес проведения периодичной универсальной розничной ярмарки с указанием времени ее проведения, а также количества мест, в связи с чем, не могут быть приняты судом во внимание, доводы административных истцов в части не указания места проведения ярмарки.
МП «Апшеронск» Апшеронского городского поселения <адрес> предоставлен план мероприятий по организации ярмарки и продаже товаров на ней, оборудованы торговые места, разработана и утверждена дислокация торговых мест.
В связи с чем, в данной части доводы административных истцов суд находит несостоятельными, поэтому, оснований для признания незаконными действия администрации Апшеронского городского поселения <адрес> по предоставлению МП «Апшеронск» Апшеронского городского поселения <адрес> разрешения по организации периодичной универсальной розничной ярмарки на территории земельных участков с кадастровыми номерами 23:02:0406012:5829 и 23:02:0406012:5828, расположенных по адресу: <адрес>, б/н и обязании администрацию Апшеронского городского поселения отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации периодичной универсальной розничной ярмарки в Апшеронском городском поселении <адрес>» не имеется, поскольку разрешение на проведение розничной ярмарки на земельных участков с кадастровыми номерами 23:02:0406012:5829 и 23:02:0406012:5828 администрацией не выдавалось.
Кроме того, суд принимает во внимание, что срок действия постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ истек ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время действует постановление от ДД.ММ.ГГГГ№.
Судом принимается во внимание, что в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации периодичной универсальной розничной ярмарки в Апшеронском городском поселении <адрес>» указан адрес его размещения, а именно: <адрес>.
Из представленной разработанной и утвержденной дислокации торговых мест МП «Апшеронск» Апшеронского городского поселения <адрес>, следует, что торговые места расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 23:02:0406012:5829 и 23:02:0406012:5828, имеющими юридический адрес: <адрес>, б/н, что также подтвердила в судебном заседании представитель МП «Апшеронск» Апшеронского городского поселения <адрес> ФИО5, при этом, как следует из п.1.2 представленного МП «Апшеронск» договора № на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ООО «Частная охранная организация Югальянс» и МП «Апшеронск» объект оказания услуг: розничная ярмарка по адресу: <адрес>, режим работы объекта с 07-00 до 14-00 часов п.1.3 Договора.
Как следует из выписок ЕГРН, земельные участки с кадастровым номером 23:02:0406012:5828 площадью 5 430 кв.м, и с кадастровым номером 23:02:0406012:5829 площадью 9 993 кв.м, являются землями, государственная собственность на которые не разграничена, обременение и правообладатель отсутствуют.
В силу ч.2 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в том числе органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Принимая во внимание, что торговые места расположены в хаотичном порядке, доступ к ним собственникам и арендаторов ограничен, что лишает их возможности осуществить погрузку или разгрузку товара и использовать как свое, так и арендуемое имущество в удобное время, при этом, со стороны МП «Апшеронск» Апшеронского городского поселения <адрес> имеются ограничения в виде перекрытого доступа через земельные участки с кадастровыми номерами 23:02:0406012:5829 и 23:02:0406012:5828, к своим торговым местам, имеются основания удовлетворения административного искового заявления в части признания незаконными действия МП «Апшеронск» Апшеронского городского поселения <адрес> по организации торговой деятельности (розничной ярмарки) на территории земельных участков с кадастровым номером 23:02:0406012:5829 и 23:02:0406012:5828, расположенных по адресу: <адрес>, б/н и обязании МП «Апшеронск» Апшеронского городского поселения <адрес> обеспечить беспрепятственный, свободный доступ автомобильного и иного транспорта, а также прекратить организацию торговой деятельности (розничной ярмарки) на территории земельных участков с кадастровым номером 23:02:0406012:5829 и 23:02:0406012:5828 расположенных по адресу: <адрес>, б/н, так как в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ указан иной адрес, по которому МП «Апшеронск» разрешено проводить периодичную универсальную розничную ярмарку.
Судом отклоняются доводы административного ответчика администрации Апшеронского городского поселения <адрес> о том, что ДД.ММ.ГГГГ за № вынесено постановление о присвоении адреса земельному участку с кадастровым номером 23:02:0406012:5829, адрес: <адрес>, з/у, 26, поскольку сведения о внесении в государственный адресный реестр им не представлен.
В соответствии со ст. 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользоваться предоставленным таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка.
Кроме того, суд принимает во внимание, что как следует из соглашения об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для муниципальных нужд Апшеронского городского поселения <адрес>, администрация Апшеронского городского поселения передала ФИО6 в аренду сроком на 25 лет часть земельного участка площадью 1 770 кв.м, который будет преобразован из земельного участка с кадастровым номером 23:02:0406012:5829, находящийся по адресу: <адрес>, б/н.
При этом, согласие ФИО6 на организацию на территории вышеуказанного земельного участка (площадью 1 770 кв.м.) МП «Апшеронск» не представлено. Сведения о расторжении данного соглашения или об изменении его существенных условий суду в ходе судебного разбирательства также не представлено.
В связи с этим, суд приходит к выводу, что вопреки мнению административных ответчиков часть территории спорных земельных участков обременена правами третьих лиц и административных истцов и организация торговой деятельности (муниципальной ярмарки) на этих земельных участках приводит к нарушению их имущественных прав и законных интересов.
В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования административных истцов подлежат удовлетворению в части признания незаконными действия МП «Апшеронск» Апшеронского городского поселения <адрес> по организации торговой деятельности (розничной ярмарки) на территории земельных участков с кадастровым номером 23:02:0406012:5829 и 23:02:0406012:5828, расположенных по адресу: <адрес>, д. б/н и обязании МП «Апшеронск» Апшеронского городского поселения <адрес> обеспечить беспрепятственный, свободный доступ автомобильного и иного транспорта, а также прекратить организацию торговой деятельности (розничной ярмарки) на территории земельных участков с кадастровым номером 23:02:0406012:5829 и 23:02:0406012:5828 расположенных по адресу: <адрес>, б/н.
Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В силу п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Руководствуясь ст.ст. 226-227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление ФИО1 и ФИО2 удовлетворить частично.
Признать незаконными действия МП «Апшеронск» Апшеронского городского поселения <адрес> по организации периодичной универсальной розничной ярмарки на территории земельных участков с кадастровым номером 23:02:0406012:5829 и 23:02:0406012:5828, расположенных по адресу: <адрес>, б/н.
Обязать МП «Апшеронск» Апшеронского городского поселения <адрес> обеспечить беспрепятственный, свободный доступ автомобильного и иного транспорта, а также прекратить организацию периодичной универсальной розничной ярмарки на территории земельных участков с кадастровым номером 23:02:0406012:5829 и 23:02:0406012:5828, расположенных по адресу: <адрес>, б/н.
В остальной части административного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Апшеронский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья
Апшеронского районного суда С.Н. Наумов