ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1742/19 от 04.03.2019 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-1742/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 марта 2019 года г. Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего Монгуш Р.С., при секретаре Шыырап А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлениюАлдай С.Б. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконным отказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца,

с участием представителя административного истца Бушуевой Ч.К.,

УСТАНОВИЛ:

Алдай С.Б. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконным отказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на плане территории, расположенного по адресу <адрес> В обоснование административного иска указала, что 20 октября 2018 года подала заявление об утверждении схемы расположения земельного участка через МФЦ в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва. В расписке расчетный срок оказания услуги, то есть выдачи ответа на ее заявление указана дата 04 декабря 2018 года, регистрационный номер заявления 100/60804. К указанной дате ответ не был готов, лишь 14 января 2019 года отправлен ответ, которая нами получена 15 января 2019 года. Согласно ответу одним из оснований в предоставлении государственной услуги является случай, когда на указанном в заявлении земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам. Что на основании сведений из публичной кадастровой карты министерством выявлено, что в границах испрашиваемого земельного участка расположено здание, в связи с чем министерство рекомендует предоставить правоустанавливающие документы на здание, в противном случае, министерство будет вынуждено обратиться в отдел земельного контроля Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии <адрес>. Таким образом, административный ответчик отказал в предварительном согласовании земельного участка. Полагает, что необоснованный отказ в предварительном согласовании предоставлении земельного участка нарушает права административного истца на получение земельного участка в рамках процедур, предусмотренных ст. 39.18 ЗК РФ, для осуществления строительства. Кроме того, ответчиком нарушен 30-дневный срок, установленный пунктом 7 статьи 39.15 ЗК РФ, для рассмотрения заявления. Просит признать незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на плане территории, расположенного по адресу <адрес> признать незаконным нарушение 30-дневного срока рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязать устранить допущенные нарушения, согласовать предоставление земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка на плане территории.

В судебное заседание истец Алдай С.Б. не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель административного истца Бушуева Ч.К. просила удовлетворить требования по указанным основаниям.

Представитель административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещены надлежащим образом, представлено письменное возражение на иск, где просит в удовлетворении исковых требований отказать и рассмотреть административное дело без участия представителя административного ответчика.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 и 2 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 8.1 Конституционного закона Республики Тыва от 27.11.2004 N 886 ВХ-1 "О земле" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "<адрес> Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, осуществляет Правительство Республики Тыва и (или) специально уполномоченный Правительством Республики Тыва исполнительный орган государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Распоряжение земельными участками, указанными в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Тыва.

В соответствии с п.1.1 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "<адрес> Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 08 февраля 2013 года N 81, органом исполнительной власти Республики Тыва в сфере управления и распоряжения такими земельными участками является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.

Из материалов дела следует, что 20 октября 2018 года Алдай С.Б., на основании ст.ст. 39.6, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, обращалась в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 17:18:0102004, площадью 1500 кв.м., расположенного АО адресу: <адрес>, в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства.

Письмом от 11.01.2019 № ОГ-47 Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва сообщило: согласно пп. 2 п.2.10.4 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», государственная собственность на которые не разграничена гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства» одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является случай, когда на указанном в заявлении земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам. На основании сведений из Публичной кадастровой карты, министерством выявлено, что в границах испрашиваемого Вами участка расположено здание. Министерство рекомендует предоставить правоустанавливающие документы на здание, в противном случае, министерство будет вынуждено обратиться в отдел земельного контроля Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии <адрес>.

В соответствии с п.1 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Подпунктом 15 пункта 2 указанной статьи предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, в том числе, земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Согласно п.1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Порядок подачи заявлений, их рассмотрения и принятия решений устанавливается административными регламентами предоставления государственных (муниципальных) услуг, принимаемыми Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва.

Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа «<адрес> Республики Тыва», в безвозмездное пользование, в постоянное (бессрочное) пользование, в собственность или аренду без проведения торгов» утвержден приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 12.05.2017 № 40 (далее - Административный регламент).

В настоящем случае в письме административного ответчика содержится лишь ссылка на пп. 2 п. 2.10.4 Административного регламента, однако в судебном заседании установлено, что в пункте 2.10. содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

В течение 10 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка министерство возвращает заявление заявителю, если оно: 1) не соответствует требованиям к содержанию заявления, указанного в пункте 2.6 административного регламента; 2) обращение в министерство за оказанием государственной услуги, не предоставляемой министерством; 3) к заявлению не приложены документы, указанные в пункте 2.6 регламента.

При этом разъяснений на основании какой нормы необходимо заявителю предоставить правоустанавливающий документ ответ Министерства не содержит, указано лишь на основание для отказа в предоставлении государственной услуги.

В соответствии с пунктом 3.3.4. при установлении исполнителем факта, что заявителем не представлен какой-либо из документов, указанных в пунктах 2.6.1, 2.6.2 настоящего Регламента, исполнитель готовит проект письма о возврате этого заявления с указанием причин возврата и передает его на согласование должностным лицам, ответственным за согласование. Исполнитель вправе в письменной форме предложить заявителю устранить причины, препятствующие рассмотрению вопроса о принятии решения о предоставлении государственной услуги.

Учитывая, что к моменту рассмотрения дела по существу административный ответчик не представил достаточных документов, обосновывающих их правовую позицию, то суд считает, что данный Министерством ответ по настоящему делу не может быть признан законным и обоснованным.

При данных обстоятельствах, поскольку административный ответчик не разрешил по существу вопросы, поставленные истцом в заявлении, ограничившись формальной ссылкой на нормы закона, то отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва является преждевременным, не основан на нормах Земельного кодекса Российской Федерации.

Поэтому требования истца о признании незаконным отказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, изложенного в письме от 10.01.2019 года, подлежит удовлетворению; следует обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу рассмотреть по существу заявление Алдай С.Б. от 20.10.2018 в установленном законом порядке и сообщить в месячный срок со дня вступления решения в законную силу об исполнении в Кызылский городской суд Республики Тыва и административному истцу. Несоблюдение сроков рассмотрения заявления и направления письменного ответа также привело к нарушению прав административного истца на рассмотрение в установленном законом порядке органом государственной власти его обращения, связанного с реализацией его прав и законных интересов. Поскольку требование о признании незаконным ответа подлежит удовлетворению, судом установлено нарушение прав административного истца, оснований для самостоятельного признания нарушения срока незаконным не имеется.

Вместе с тем, оснований для возложения обязанности на ответчика согласовать предоставление земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка на плане территории в настоящее время не имеется в связи с тем, что ответчик фактически заявление по существу не рассмотрел.

Исходя из положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 227,228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Алдай С.Б. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконным отказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 11 января 2019 года № ОГ-47 на заявление Алдай С.Б. от 21 октября 2018 года.

Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва в течение 15 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Алдай С.Б. путем рассмотрения ее заявления от 21.10.2018 в установленном законом порядке и сообщить в месячный срок со дня вступления решения в законную силу об исполнении в Кызылский городской суд Республики Тыва и административному истцу.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2019 года.

Председательствующий Монгуш Р.С.