ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1742/19 от 15.05.2019 Засвияжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-1742/2019

73RS0002-01-2019-001788-30

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ульяновск 15 мая 2019 года

Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Романовой М.А.,

при секретаре Губановой Л.Ф.,

с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ульяновского транспортного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Аэропорт Ульяновск» о возложении обязанности по проведению дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, аттестации сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры,

У С Т А Н О В И Л :

Ульяновский транспортный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к АО «Аэропорт Ульяновск», в котором просит обязать АО «Аэропорт Ульяновск» ОГРН <***> провести дополнительную оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры аэропорт Ульяновск (Баратаевка); обеспечить допуск к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры аэропорт Ульяновск (Баратаевка), а также привлекать к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры аэропорт Ульяновск (Баратаевка) от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом обеспечения безопасности объекта только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ. В обоснование исковых требований указал, что Ульяновской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения в АО «Аэропорт Ульяновск» ОГРН <***> законодательства о транспортной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения. В ходе проверки усыновлено, что АО «Аэропорт Ульяновск» в нарушение п/п 13 п.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ №886 от 28.07.2018 г., должностные лица службы авиационной безопасности в количестве 54 человек, допущенные к выполнению обязанностей, связанных с обеспечением транспортной безопасности, не прошли аттестацию в соответствии со ст.12.1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ. Также, в нарушение п.9 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса РФ от 12.04.2010 №87, АО «Аэропорт Ульяновск» до 02.11.2018 не проведена дополнительная оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры Аэропорт Ульяновск, в части, касающейся произошедших изменений, связи со вступившими 02.8.2018 в законную силу Требованиями. По результатам проверки в целях устранения выявленных нарушений законодательства о транспортной безопасности, 22.11.2018 Ульяновской транспортной прокуратурой генеральному директору АО «Аэропорт Ульяновск» наконечному С.И. внесено представление. Однако до настоящего времени в АО «Аэропорт Ульяновск» не проведена дополнительная оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры Аэропорт Ульяновск (Баратаевка), а также должностные лица службы авиационной безопасности, допущенные к выполнению обязанностей, связанных с обеспечением транспортной безопасности, не прошли аттестацию в соответствии со ст. 12.1 Федерльного закона от 09.02.2007 №16-ФЗ. Таким образом, несоблюдение АО «Аэропорт Ульяновск» требований законодательства о транспортной безопасности создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 административные исковые требования поддержал в полном объеме. Поддержал доводы, изложенные в административном иске.

Представитель административного ответчика АО «Аэропорт Ульяновск» ФИО2 административные исковые требования признала в полном объеме по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель заинтересованного лица – Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в судебное заседание не явился. представил заявление о рассмотрении дела без участия представителя УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора, письменный отзыв на административный иск.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

Согласно абзацу 4 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации.

Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (ч.1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности»).

В соответствии с ч.9 ст.1 Федерального закона о транспортной безопасности, субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Согласно ч.5 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» к объектам транспортной инфраструктуры относятся, в том числе, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств (п.«ж»).

Обязательность исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предписана субъектам транспортной безопасности Федеральным законом от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», детализирована Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденными Постановлением Правительства РФ №886 от 28.07.2018 г., и Порядком проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденным приказом Минтранса РФ от 12.04.2010 №87.

В соответствии с ч.1 ст. 12.1. Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Согласно ч.2 ст. 12.1. Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как следует из п.п. 16 п.5 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны допускать к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом обеспечения безопасности объекта только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности".

Статьей 5 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», п.п.17 п.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ №886 от 28.07.2018 г., п.9 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса РФ от 12.04.2010 №87, установлено, что при изменении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в трехмесячный срок проводится дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений.

Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 г. №886 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта» вступило в законную силу 02.08.2018 г.

В связи с изданием указанного документа, изменены требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденные ранее приказом Минтранса России от 08.02.2011 №40, который утратил силу (ч.2 ст.4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов» от 23.07.2013 №208-ФЗ).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Ульяновской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения АО «Аэропорт Ульяновск» законодательства об антитеррористической защищенности и транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, в ходе которой установлено, что должностные лица службы авиационной безопасности в количестве 54 человек, допущенные к выполнению обязанностей, связанных с обеспечением транспортной безопасности, не прошли аттестацию в соответствии со ст.12.1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ; не проведена дополнительная оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры Аэропорт Ульяновск, в части, касающейся произошедших изменений, связи со вступившими 02.8.2018 в законную силу Требованиями.

По результатам проверки 22.11.2018 г. Ульяновской транспортной прокуратурой внесено представление генеральному директору «Аэропорт Ульяновск» об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности.

Как следует из протокола от 18.12.2019 г. рассмотрения представления от 22.11.2018 №07-03-2018 об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности, выявленных в ходе проведения проверки АО «Аэропорт Ульяновск», проводимой Ульяновской транспортной прокуратурой, АО «Аэропорт Ульяновск» принято решение провести аттестацию 57 обученных сотрудников САБ до конца ноября 2019 г., повести дополнительную оценку уязвимости ОТИ АО «Аэропорт Ульяновск» в 4 квартале 2019 г.

В ходе судебного разбирательства установлено, что административным ответчиком предпринимаются меры к устранению выявленных административным истцом нарушений законодательства об антитеррористической защищенности и транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

Вместе с тем, ко времени рассмотрения настоящего дела, выявленные нарушения не устранены в полном объеме, доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено, а в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах, административные исковые требования Ульяновского транспортного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.176-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

административные исковые требования Ульяновского транспортного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Аэропорт Ульяновск» удовлетворить.

Обязать акционерное общество «Аэропорт Ульяновск» провести дополнительную оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры аэропорт Ульяновск (Баратаевка); обеспечить допуск к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры аэропорт Ульяновск (Баратаевка), а также привлекать к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры аэропорт Ульяновск (Баратаевка) от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом обеспечения безопасности объекта только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.А. Романова