Дело № 2а-1745/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июня 2017 г. г. Сочи
Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе председательствующего Курина Ю.В., при секретаре судебного заседания Симованян К.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи о признании незаконным отказа в изменении срока действия разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратилась с административным иском к Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи о признании незаконным отказа в изменении срока действия разрешения на строительство № RU№ от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности на администрацию г.Сочи по продлению данного разрешения сроком на семь месяцев со момента внесения таких изменений в разрешение на строительство.
Административный иск мотивирован тем, что ФИО1 на основании заключенного с администрацией города Сочи сроком на 5 лет (до ДД.ММ.ГГГГ) договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ является арендатором земельного участка с разрешенным видом использования – торговый центр, площадью 1135 кв.м, с кадастровым номером 23:49:0202018:1053 по <адрес> Центрального района города Сочи. ФИО1 получен градостроительный план земельного участка № RU23309№, утвержденный директором департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства города Сочи ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому земельный участок находится в зоне «Ж 4» и одним из основных видов разрешенного использования является торговля. В целях освоения земельного участка в соответствии с его целевым назначением и строительства на нем торгового центра, административным истцом в установленном порядке получена проектная документация, выполненная ООО «АрхиТек». ДД.ММ.ГГГГ в порядке, установленном статьей 51 Градостроительного кодекса РФ, административный истец подала в МАУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг города Сочи» необходимые документы для получения разрешения на строительство торгового центра на принадлежащем ей земельном участке, приложив в том числе и проектную документацию ООО «АрхиТек», в которой общая продолжительность строительства была указана равной 11 месяцам. ДД.ММ.ГГГГ департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи Краснодарского края в своем ответе №.01-21/25187 отказал ФИО1 в выдаче разрешения на строительство. Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен административный иск ФИО1 и признано незаконным решение администрации города Сочи в лице Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства города Сочи Краснодарского края об отказе ФИО1 в выдаче разрешения на строительство торгового центра на земельном участке площадью 1135 кв.м. с кадастровым номером № по <адрес>. Этим же решением суда на администрацию города Сочи возложена обязанность по выдаче ФИО1 разрешение на строительство торгового центра общей площадью 653.8 квадратных метров этажностью - 2 на земельном участке площадью 1135 кв.м, с кадастровым номером № по <адрес><адрес> в соответствии с технико - экономическими характеристиками проектной документации, выполненной ООО «АрхиТек». ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Сочи во исполнение вступившего в законную силу решения суда истцу ФИО1 выдано разрешение на строительство № RU№ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на 11 месяцев. В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство объектов капитального строительства. Разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. При повторном обращении в администрацию г.Сочи с заявлением о выдаче разрешения на строительство ФИО1 вместе с решением Центрального районного суда г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ была представлена иная проектная документация, выполненная ООО «АрхиТек», где общий срок строительства указан равным 18 месяцев. Таким образом, разрешение на строительство торгового центра на земельном участке с кадастровым номером №, выданное администрацией города Сочи ДД.ММ.ГГГГФИО1, должно было соответствовать представленной проектной документации и иметь срок действия 18 месяцев. ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в администрацию г.Сочи с письменным заявлением об изменении срока действия разрешения на строительство № RU№ сроком до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи отказано ФИО1 в удовлетворении ее заявления. Полагает действия Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства города Сочи Краснодарского края по отказу в привидение разрешения № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство торгового центра в соответствие с градостроительным законодательством, а именно частью 1 статьи 51 ГрК РФ, а также с проектом организации строительства, и изменению срока действия указанного разрешения с 11 на 18 месяцев, не соответствуют градостроительному законодательству и нарушают права и законные интересы административного истца ФИО1 По изложенными основаниям просит суд признать незаконным отказ администрации г.Сочи по внесению изменений в разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ в части его срока и обязать административного истца продлить данный срок на семь месяцев.
В судебном заседании по данному делу представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО2 исковые требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г. Сочи по доверенности ФИО3 административный иск не признала и просила суд отказать в его удовлетворении в полном объеме по основаниям изложенным в ответе департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи на обращение ФИО1 Настаивала на том, что по результатам рассмотрения представленных ФИО1 документов, в том числе и проекта организации строительства и во исполнение решения Центрального районного суда г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ и определения Центрального районного суда города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Сочи ДД.ММ.ГГГГ выдано ФИО1 разрешение № RU№. Согласно представленному ФИО1 проекту организации строительства общая продолжительность строительства запроектирована равной 11 месяцев, в связи с чем и срок действия данного разрешения на строительство был установлен до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на 11 месяцев. Указала, что административным истцом не представлены доказательства, подтверждающие начало строительства вышеуказанного объекта.
Заслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования административного истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Таким образом, в силу статьи 13 Гражданского кодекса РФ признание незаконными действий (бездействия) должностных лиц органов государственной власти возможно только в том случае, если установлено в совокупности наличие двух критериев: несоответствие действий (бездействия) закону или нормативному правовому акту, нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося с соответствующим заявлением.
Согласно частям 8-9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме. Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу положений 62 КАС РФ административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов и решений, но обязан подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.
Между тем, административным истцом в нарушение требований 62 КАС РФ не представлено доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, свидетельствующих о незаконности оспариваемого решения органа местного самоуправления г. Сочи, связанного с отказом во внесении в ранее выданное разрешение на строительство торгового центра изменений в срок действия данного разрешения.
Как следует из материалов дела ФИО1 на основании заключенного с администрацией города Сочи договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ является арендатором земельного участка с разрешенным видом использования – торговый центр, площадью 1135 кв.м, с кадастровым номером №<адрес>
ДД.ММ.ГГГГФИО1 получен градостроительный план земельного участка №, утвержденный директором департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства города Сочи, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202018:1053 находится в зоне «Ж 4» и одним из основных видов разрешенного использования является торговля.
В 2015 года по заказу ФИО1 ООО «АрхиТек» подготовлена проектная документация.
В соответствии с п.2 раздела 6 проекта организации строительства ООО «АрхиТек», содержащим его подготовки – август 2015 г., общая расчетная продолжительность строительства торгового центра на земельном участке с кадастровым номером № запроектирована равной 11 месяцев.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в МАУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг города Сочи» с пакетом документов, предусмотренных ст. 51 ГрК РФ, включая проектную документацию ООО «АрхиТек», где срок на строительство указан 11 месяцев для получения разрешения на строительство торгового центра на принадлежащем ей земельном участке.
ДД.ММ.ГГГГ департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи Краснодарского края в своем ответе № отказал ФИО1 в выдаче разрешения на строительство.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен административный иск ФИО1 и признано незаконным решение администрации города Сочи в лице Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства города Сочи Краснодарского края об отказе ФИО1 в выдаче разрешения на строительство торгового центра на земельном участке площадью 1135 кв.м. с кадастровым номером № по <адрес>.
Этим же решением суда на администрацию города Сочи возложена обязанность по выдаче ФИО1 разрешения на строительство торгового центра общей площадью 653.8 квадратных метров этажностью - 2 на земельном участке площадью 1135 кв.м, с кадастровым номером № по <адрес>, в соответствии с технико - экономическими характеристиками проектной документации, выполненной ООО «АрхиТек».
ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Сочи во исполнение вступившего в законную силу решения суда истцу ФИО1 выдано разрешение на строительство № сроком до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на 11 месяцев.
Полагая, что разрешение на строительство № должно быть выдано сроком на 18 месяцев, истец ФИО1 обратилась в администрацию г. Сочи с письменным заявлением об изменении срока действия разрешения на строительство № RU№.
ДД.ММ.ГГГГ департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи отказано ФИО1 в удовлетворении ее заявления по тем основаниям, что согласно представленному ФИО1 проекту организации строительства продолжительность строительства запроектирована равной 11 месяцев, в связи с чем срок действия данного разрешения на строительство был установлен до ДД.ММ.ГГГГ, т.е на 11 месяцев.
Суд полагает, данный отказ законным и обоснованным и не нарушающим права и законные интересы административного истца ФИО1 по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8 ГрК РФ в объем полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности входит, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства (частью 19 статьи 51 ГрК РФ).
В соответствии с п. з) п. 23 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию следует, что раздел 6 «проекта организации строительства» должен содержать: в том числе обоснование принятой организационно-технологической схемы, определяющей последовательность возведения зданий и сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, обеспечивающей соблюдение установленных в календарном плане строительства сроков завершения строительства (его этапов).
Из пункта 6 части 12 статьи 48 ГрК РФ и пункта 23 Постановления N 87 следует, что проект организации строительства является одним из разделов, входящих в состав проектной документации объектов капитального строительства.
В обоснование своих доводов административным ответчиком представлены суду поступившее ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика заявление ФИО1 о выдаче ей разрешения на строительство торгового центра и приложенный к заявлению проект организации строительства, выполненный в августе 2015 г. ООО «АрхиТек» по заказу ФИО1
Из данных документов следует, что представленная ФИО1 проектная документация на планируемое к строительству здание торгового центра содержит расчетную продолжительность строительства равную 11 месяцев.
Согласно части 4.2 «Расчет продолжительности строительства» раздела 6 «Проект организация строительства» проектной документации, представленной ФИО1 административному ответчику, продолжительность строительства здания торгового центра определена сроком в 11 месяцев, в том числе подготовительный период – один месяц.
В соответствии с п.3.7 и 3.8 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства», утвержденного приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N 75, разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое решение выдается в соответствии с п. 2.13 настоящего административного регламента.
Срок действия разрешения на строительство объектов капитального строительства может быть продлен по заявлению лица, осуществляющего строительство, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи заявления.
Из системного толкования данных норм следует, что срок действия разрешения на строительство устанавливается исключительно в соответствии с разделом проектной документации «Проект организации строительства». Установление срока действия разрешения на строительство в соответствии со сроком, указанным в каком-либо ином документе (в том числе в техническом задании на проектирование или в заявлении о выдаче разрешения на строительство), действующим законодательством не предусмотрено.
Следовательно, на основании раздела 6 проектной документации «Проект организации строительства» ООО «АрхиТек», представленного ФИО1 в администрацию г. Сочи, орган местного самоуправления правомерно указал в разрешении на строительство срок его действия - 11 месяцев.
Административным истцом ФИО1 в материалы дела представлена проектная документация «Проект организации строительства» ООО «АрхиТек», датированная ДД.ММ.ГГГГ, где общая расчетная продолжительность строительства торгового центра на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0202018:1053 составляет 18 месяцев, вместе с тем, административным истцом не представлено доказательств обращения в администрацию г. Сочи именно с данным проектом.
В судебном заседании представитель ФИО1 не отрицала, что последняя до настоящего времени не приступила к строительству указанного торгового центра в соответствии выданным ей органом местного самоуправления г. Сочи разрешением.
При данных обстоятельствах административным истцом ФИО1 не утрачена возможность обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о продлении срока выданного ей разрешения на строительство торгового центрав соответствии с требованиями статьи 51 ГрК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ административного ответчика в изменении срока действия разрешения на строительство № RU№ от ДД.ММ.ГГГГ не нарушает права и законные интересы истца и не создает угрозу их нарушения, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд.
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи о признании незаконным отказа в изменении срока действия разрешения на строительство № RU№ от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности на администрацию г. Сочи по продлению данного разрешения сроком на семь месяцев со момента внесения таких изменений в разрешение на строительство оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Центральный районный суд г. Сочи в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено судом 09.06.2017 г.
СУДЬЯ:
Согласовано