Дело № 2а-1746/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июня 2018 года город Барнаул
Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:
Председательствующего судьи Ангерман Н.В.,
при секретаре Зенкиной Е.В.,
с участием представителей административных ответчиков ФИО1, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, государственному регистратору прав ФИО4, ФГБУ «ФКП Росреестра» об оспаривании решения об исправлении технической ошибки, отказа в совершении регистрационных действий,
у с т а н о в и л:
Административный истец ФИО3 обратился с административным исковым заявлением к административным ответчикам Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, государственному регистратору ФИО4, в котором просит: признать незаконным решение филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости от 12.03.2014 в части изменения назначения здания с «многоквартирный дом» на жилой дом» в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: <адрес>; возложении обязанности на Управление Росреестра внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости в отношении назначения указанного объекта капитального строительства, указав вместо «жилой дом» - «многоквартирный дом»; признать незаконным решение об отказе в государственной регистрации права в отношении квартиры, расположенной по <адрес> в г.Барнауле от 19.01.2018 №22/001/056/2017-5156; возложить обязанность на Управление Росреестра осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права в отношении указанной квартиры.
В обоснование исковых требований указано, что решением Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 29.06.2016 за ФИО3 признано право общей долевой собственности на 25/124 долей в праве собственности на жилой дом по адресу: <адрес> в порядке приватизации. Решением Индустриального районного суда <адрес> края от 16.06.2017 в собственность ФИО3 выделена в натуре в виде жилого помещения жилого дома Литер А, находящегося по указанному выше адресу, общей площадью 40,1 кв.м., <адрес>. Прекращена общая долевая собственность на жилой дом Литер А по <адрес> между ФИО3 и ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, Комитетом жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула. Истец неоднократно обращался в Управление Росреестра за осуществлением государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности присужденного ему имущества, однако до настоящего времени Управление уклоняется от исполнения своих обязанностей, что выразилось в отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права. В уведомлении Росреестра от 19.10.2017 об отказе в государственной регистрации указано, что здание по <адрес> в <адрес> по своему назначению является жилым домом и для государственной регистрации права собственности на квартиру требуется смена назначения здания на многоквартирный дом, а также узаконение самовольного строительства, подготовка и предоставление технических планов на все помещения. Кроме того, заявителем подано заявление только в отношении одного из образованных объектов, не представлено заявление о государственной регистрации прав на образованные объекты и заявлений о прекращения прав на исходный объект недвижимости от других сособственников.
Истец полагает, что отказ в осуществлении государственной регистрации прав от 19.01.2017 является незаконным и нарушает право истца в полном объеме пользоваться и распоряжаться своим имуществом, право собственности на которое за истцом установлено судебных актом. Истец обратился с заявлением за осуществлением государственной регистрации прав в отношении присужденной ему квартиры на основании судебного акта, вступившего в законную силу, следовательно, государственному регистратору необходимо было руководствоваться, прежде всего нормами, регламентирующими порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на основании решения суда. Однако из оспариваемого решения усматривается, что государственным регистратором не были применены нормы, подлежащие в данном случае применению, что и повлекло к принятию необоснованного решения и нарушению прав истца. Кроме того, государственным регистратором не было учтено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, письмом № 08798/17-ИШ от 19.12.2017 регистрирующий орган известил истца о том, что смена назначения объекта недвижимости, расположенного по <адрес> в <адрес> с многоквартирного дома на жилой дом была осуществлена 12.03.2014 на оснований сведений филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ». Истец полагает, что под видом исправления технической ошибки кадастровым органом незаконно произведена смена назначения объекта недвижимости, что противоречит, в частности, ч.1 ст.16,22 Закона о кадастре, ст.51,55 Градостроительного кодекса РФ, ст.23 Жилищного кодекса РФ. Таким образом, у государственного регистратора не имелось достаточных оснований для отказа истцу в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на помещение, право собственности, на которое установлено за истцом судебным актом, вступившим в законную силу.
20.04.2018 к участию в деле по ходатайству административного истца в качестве административного ответчика привлечено ФГБУ «ФКП Росреестра» (200-201 том 1). 16.05.2018 судом в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО5, ФИО7, ФИО6, ФИО8, Комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула (л.д.6-7 том 2).
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее Управление Росреестра) в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление (л.д147-149 том 1).
Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление (л.д.166-168 том 1).
Административный ответчик государственный регистратор прав Управления Росреестра ФИО4, заинтересованные лица ФИО5, ФИО7, ФИО6, ФИО8, Комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула в судебное заседание не явилась, извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом определено о рассмотрении административного дела при имеющейся явке.
Выслушав пояснения представителей административных ответчиков, исследовав письменные материалы настоящего дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в пункте 2 той же статьи, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.3 ст.28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (действующего в спорный период времени), решение об исправлении технической ошибки в сведениях может быть обжаловано в судебном порядке.
В силу ч.12 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
По смыслу ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
Согласно ч.1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административный истец просит признать незаконным решение об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости от 12.03.2014, а также решение об отказе в государственной регистрации права в отношении квартиры от 19.01.2018 №22/001/056/2017-5156. Учитывая, что материалы дела не содержат иных сведений о дате, когда административному истцу стало известно об оспариваемом решении от 12.03.2014, административным ответчиком указанные сведения не представлены, суд исчисляет срок для подачи административного иска в суд об оспаривании указанного решения с 02.02.2018, исходя из пояснений истца в иске (л.д.14,96-97). С данным иском административный истец обратился в суд 21.03.2018, т.е. в установленный законом срок.
На основании ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Исходя из приведенных выше правовых норм, требование заявителя может быть удовлетворено при совокупности двух условий: незаконность решения должностного лица и нарушение прав и свобод гражданина (организации).
Согласно выписке ЕГРП, имеющейся в материалах дела (т. 1 л.д.180-181), жилой дом по адресу: <адрес> (кадастровый *** принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО8 (51/372 доли), ФИО7 (6/62 доли), ФИО6 (6/62 доли), городской округ – город Барнаул Алтайского края (67/124 доли), ФИО5 (16/124 доли).
Решением Индустриального районного суда г.Барнаула от 29.06.2016, вступившим в законную силу 05.08.2016, за ФИО3 признано право общей долевой собственности на 25/124 долей в жилом доме по адресу: <адрес> в порядке приватизации (том 1 л.д.186-188).
Решением Индустриального районного суда г.Барнаула от 10.04.2017, вступившим в законную силу 16.05.2017, прекращена общая долевая собственность на жилой дом Литер А, находящийся по адресу: Россия, <адрес> между ФИО3 и ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, комитетом жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула. В собственность ФИО3 выделена доля в натуре в виде жилого помещения жилого дома Литер А, находящегося по адресу: Россия, <адрес>, общей площадью 40,1 кв.м.: <адрес>- поз.1 жилая комната 16,8 кв.м., поз. 2 жилая комната площадью 14,9 кв.м., поз. 3 кухня площадью 8,4 кв.м. Признано право общей долевой собственности на жилой дом Литер А, находящегося по адресу: Россия, <адрес>: за Городской округ – г. Барнаул, Алтайского края -220/517 доли; за ФИО7-62/517 доли; ФИО6 62/517 доли; ФИО8-90/517 доли; ФИО5-83/517 доли (том л.д.189-191).
09.10.2017 ФИО3 обратился в Управление Росреестра с заявлением об осуществлении государственной регистрации права на помещение (назначение жилое помещение, квартира) по адресу: <адрес> (л.д.158-159). К заявлению были приложены решение Индустриального районного суда г.Барнаула от 10.04.2017, квитанция от 09.10.2017 №9117100932471 (л.д.155).
19.10.2017 государственным регистратором Управления Росреестра по Алтайскому краю на основании п.п.5,7 ч.1 ст.26 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вынесено решение о приостановлении государственной регистрации до 19.01.2018 (л.д.153-154).
В качестве оснований приостановления указано следующее:
- не изменено назначение здания с кадастровым номером 22:63:030508:237, без изменения назначения здания на многоквартирный дом постановка на государственный кадастровый учет помещения не предоставляется возможной;
- не предъявлено документов на возведение строения Лит. А1, необходимо узаконить самовольное строительство;
- технические планы на помещения не представлены, а также заявление не содержит необходимости постановки на кадастровый учет таких помещений, что не соответствует требованиям закона.
Для устранения причин, препятствующих государственной регистрации ФИО3 необходимо: изменить назначение здания с кадастровым номером **** на многоквартирный дом; узаконить самовольное строительство, после чего обратиться к кадастровому инженеру для подготовки технических планов на созданные помещения; представить все технические планы одновременно с новым заявлением на государственный кадастровый учет без одновременной государственной регистрации права; подать новое заявление о постановке на государственный кадастровый учет помещений с приложением технических планов всех помещений.
19.01.2018 государственным регистратором ФИО4 принято решение об отказе в государственной регистрации права, в связи с истечением срока приостановления и не устранением приведенных в уведомлении о приостановлении причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации права собственности, в том числе:
- Согласно сведениям ЕГРН <адрес> расположена в здании с кадастровым номером ****. При этом здание по своему назначению является не многоквартирным, а жилым домом. Заявления и документов, свидетельствующих об изменении назначения здания с кадастровым номером **** с жилого на многоквартирный дом в орган регистрации не поступало. Без изменения назначения здания на многоквартирный дом постановка на государственный кадастровый учет помещения не предоставляется возможной.
- Согласно требованиям Закона «О государственной регистрации недвижимости», в случае если необходимо осуществить государственный кадастровый учет исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости, таковой должен быть осуществлен в отношении всех помещений, расположенных в данном здании, в данном случае заявление предоставлено только от одного из собственников исходного объекта недвижимости – ФИО3, заявлений о постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности от ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 – не поступало.
- В соответствии с ч. 3 ст. 41 Закона, снятие с государственного учета и государственная регистрация прекращения права на исходные объекты недвижимости осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости. Заявления о государственной регистрации прекращения права на исходный объект недвижимости - жилой дом – от указанных выше лиц не предоставлено.
- Литер А1 в указанном жилом доме является самовольным строительством (л.д.150-152).
Административный истец оспаривает данное решение об отказе в государственной регистрации права в отношении помещения от 19.01.2018 №22/001/056/2017-5156, ссылаясь на то, что регистрирующий орган обязан был осуществить государственную регистрацию права на основании решения суда.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131); государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра, в котором должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения (пункт 1 статьи 8.1); уполномоченный в соответствии с законом орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, проверяет полномочия лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права, законность оснований регистрации, иные предусмотренные законом обстоятельства и документы (пункт 5 статьи 8.1).
В силу ст.3 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
Данным органом государственного регистратора прав является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты (п.5 ч.2 ст.14 данного закона).
В силу ч.3 ст.14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости, образованием объекта недвижимости, прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно ст.21 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (п.п.5,7 ч.1 ст.26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
Согласно ч.2 ст.26 данного Федерального закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (ст.27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
При разрешении настоящего спора суд учитывает требования ст.27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав может быть лишь в одном случае - если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В данном случае суд исходит из того, что недостатки заявления ФИО3 были указаны в уведомлении о приостановлении от 19.10.2017, следовательно, отказ в осуществлении государственной регистрации права возможен лишь в случае не исправления именно этих недостатков.
Исходя из изложенного, суд исходит из указания государственного регистратора Управления Росреестра, изложенного в уведомлении о приостановлении от 19.10.2017, где указано, что для устранения причин, препятствующих государственной регистрация ФИО3 необходимо: изменить назначение здания с кадастровым номером **** многоквартирный дом, узаконить самовольное строительство, после чего обратиться к кадастровому инженеру для подготовки технических планов на созданные помещения; технические планы должны отвечать требованиям ст.24 Закона и Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений»; представить все технические планы одновременно с новым заявлением на государственный кадастровый учет без одновременной государственной регистрации права; подать новое заявление о постановке на государственный кадастровый учет помещений с приложением технических планов всех помещений.
В силу п.п.5,7 ч.2 ст.14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты; а также межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Согласно п.2 ч.4 ст.18 указанного Федерального закона к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, в том числе, документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (ч.1 ст.24 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
В силу п. 4 ч. 8 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости соответственно является судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.
Действительно, согласно части 7 статьи 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в жилом строении (предусмотренном Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан") не допускаются.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае решением суда объект недвижимости был разделен, выделенное ФИО3 по решению суда жилое помещение представляет собой изолированную часть жилого дома (с отдельным входом), имеющее характеристики, позволяющее определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи.
Частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные постановления по гражданским делам являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное, образованная в результате раздела жилого дома изолированная часть подлежит постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права в качестве самостоятельного объекта недвижимости.
В то же время указание должностного лица Управления Росреестра о том, что государственная регистрация объекта должна осуществляться одновременно с постановкой на кадастровый учет, что требует представления соответствующего заявления и технического плана на объект обоснованно.
Как следует, из содержания заявления ФИО3 обратился с заявлением о государственной регистрации права на помещение.
Несмотря на наличие судебного решения, государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета в данном случае невозможна, так как сведения об объекте недвижимого имущества, право собственности на которое признано решением суда за ФИО3, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (п.1 ч.4 ст.14, ч.1 ст.41 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
Частью 1 статьи 14 названного Федерального закона установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Лица, по заявлениям которых осуществляется государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав, перечислены в статье 15 названного Федерального закона. А частью 1 статьи 18 этого закона установлено, что такие заявления подаются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
Пунктом 5 части 1 статьи 26 указанного закона установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Таким образом, исходя из приведенных положений части 1 статьи 14 и пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" отсутствие заявления о государственном кадастровом учете и (или) о государственной регистрации прав может являться основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В то же время статьей 58 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрены особенности осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании решения суда. В частности, частью 3 этой статьи установлено, что в случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом.
Анализ названных положений части 3 статьи 58 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" позволяет сделать вывод, что при осуществлении государственной регистрации права (государственного кадастрового учета) на основании решения суда, такая государственная регистрации (государственный кадастровый учет) может быть осуществлена не только по заявлению (заявлениям) всех лиц, участвовавших в споре, в отношении которых судебный актом установлено возникновение и (или) прекращение прав на имущество, подлежащее регистрации, но и по заявлению любого из этих лиц, у которого на основании судебного акта возникает право собственности или прекращается право собственности.
Иное толкование названной нормы означало бы игнорирование предписаний части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязательности вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку в случае отсутствия заявления о государственной регистрации (государственном кадастровом учете) одной из сторон, разрешенного судом спора, исполнение решения суда ставилось бы в зависимость от желания этой стороны исполнять судебный акт, что не допускает названная норма Кодекса.
Решением Индустарильного районного суда г.Барнаула от 16.06.2017 в силу статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации влечет за собой и прекращение права общей долевой собственности административного истца и заинтересованных лиц на жилой дом Литер А по <адрес> с одновременным возникновением у административного истца единоличного права собственности на часть этого дома площадью 40,1 кв. м и возникновением права долевой собственности у заинтересованных лиц на остальную часть этого дома.
Таким образом, в данном случае судебный акт влечет за собой прекращение и возникновение у административного истца и заинтересованных лиц по настоящему делу прав собственности. Поэтому в силу части 3 статьи 58 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав и (или) государственный кадастровый учет в отношении поименованных в судебных актах объектов может осуществляться на основании заявления любого из сторон рассмотренного спора, в том числе и административного истца.
При таких обстоятельствах, для осуществления регистрационных действий по вышеназванному заявлению административного истца от 09.10.2017 не требовалось подачи заявления о совершении регистрационных действий от заинтересованных лиц, а отсутствие этих заявлений не является препятствием для осуществления этих регистрационных действий.
Действительно, в соответствии с частью 1 статьи 41 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
Однако из названных предписаний закона не следует, что государственная регистрация и государственный кадастровый учет прав, возникающих на основании вступившего в законную силу судебного акта, обязательно должны осуществляться на основании заявлений всех собственников возникающих объектов. В связи с изложенным, не соответствует закону указание государственного регистратора на необходимость предоставления технических планов в отношении всех помещений в жилом доме.
Кроме того, суд полагает не соответствующим закону указание государственного регистратора на необходимость узаконения самовольного строительства Литер А1, поскольку ФИО3 подано заявление о государственной регистрации права на жилое помещение, которое выделено ему в собственность на основании решения суда, и расположено в Литере А, площадью 40,1 кв.м.
При установленных обстоятельствах, а также, учитывая основания, которые указаны регистратором для приостановления государственной регистрации (изменение назначения здания, узаконение самовольной постройки, изготовление технических планов на все созданные помещения, подача заявления о постановке на государственный кадастровый учет без одновременной государственной регистрации всех помещений с приложением технических планов) суд приходит к выводу о незаконности решения государственного регистратора об отказе в государственной регистрации права от 19.01.2018.
В качестве способа восстановления нарушенного права административного истца (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ) суд считает необходимым обязать Управление Росреестра по Алтайскому краю повторно в установленном порядке рассмотреть заявление ФИО3 от 09.10.2017.
Принять решение об устранении допущенных нарушений прав административного истца тем способом, который заявлен им в иске - обязать осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию, суд не находит оснований, поскольку представленные материалы дела не позволяют сделать однозначный вывод об отсутствии иных препятствий для осуществления такой государственной регистрации. Проверка комплектности и содержания представленных в целях осуществления кадастрового учета документов является прерогативой органа кадастрового учета; в рассматриваемом случае административным истцом не подавалось заявление о государственном кадастровом учете.
Кроме того, административным истцом заявлены требования к ФГБУ «ФКП Росреестра» о признании незаконным решения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости от 12.03.2014 в части изменения назначения здания с «многоквартирный дом» на жилой дом» в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 22:63:030508:237.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (закон, действующий на период возникновения спорных правоотношений) ошибкой в государственном кадастре недвижимости является техническая ошибка - (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях). Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки (ч.2 ст.28).
Согласно п. 5 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 11 января 2011 года N 1 "О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости" источниками для включения в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются:
1) сведения и содержащие данные сведения документы Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП);
2) сведения и содержащие данные сведения документы Единого государственного реестра объектов капитального строительства (далее - ЕГРОКС);
3) технические и кадастровые паспорта зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее - объекты технического учета), хранящиеся в архивах органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации (далее - организации технической инвентаризации);
4) акты органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (в части сведений о кадастровой стоимости ранее учтенных объектов недвижимости).
Из имеющегося в материалах инвентарного дела технического паспорта объекта недвижимости по <адрес> по состоянию на 22.09.2009 следует, что сведения об объекте недвижимости внесены в ЕГРОКС 29.06.2006, вид объекта – здание, назначение объекта – жилой дом (л.д.125 том 1).
При постановке на кадастровый учет 26.06.2012 филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю в соответствии со ст.45 Закона о кадастре указанному объекту присвоен статус «ранее учтенный». Одновременно с внесением сведений об указанном здании в ГКН Филиалом были внесены сведения о 6 расположенных в нем помещениях (квартирах) с кадастровыми номерами: ****
При проверки сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (ГКН) выявлена техническая ошибка в кадастровых сведениях об указанных помещениях, поскольку по сведениями ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Алтайскому краю (письмо от 27.12.2013 № Ф/22-5424) техническая инвентаризация названных помещений как самостоятельных объектов учета не осуществлялась, в связи с чем филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю принято решение № 22/14-1-22578 от 12.03.2014 об исправлении технической ошибки в ГКН, изменен статус сведений о помещениях с «ранее учтенного» на «архивный», согласно копии технического паспорта объекта недвижимости, переданного из ОТИ (л.д.118-119,131-134).
Учитывая, что сведения в ГКН об объекте по адресу: <адрес> и квартирах в нем были внесены на основании технического паспорта здания, суд приходит к выводу о том, что орган кадастрового учета верно квалифицировал наличие сведений о государственном кадастре недвижимости о выше перечисленных объектах недвижимости как техническую ошибку, поскольку согласно данным технического паспорта сведения о здании по указанному адресу внесены в ЕГРОКС с назначением - жилой дом, учет квартир, как самостоятельных объектов не осуществлялся органами БТИ.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому не противоречит требованиям действующего законодательства, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным решения от 12.03.2014, возложении обязанности на Управление Росреестра внести сведения в ГКН в отношении назначения объекта по адресу: <адрес>, указав вместо «жилой дом» - «многоквартирный дом».
В силу ст.111 Кодекса административного судопроизводства, с административного ответчика Управления Росреестра по Алтайскому краю в пользу административного истца подлежат взысканию понесенные им судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление ФИО3 – удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от 19 января 2018 года №22/001/056/2017-5156 об отказе в государственной регистрации права собственности жилого помещения, расположенного в доме по <адрес>5 в <адрес> края.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в установленном законом порядке повторно рассмотреть заявление ФИО3 о регистрации права собственности жилого помещения, расположенного в доме по <адрес> в <адрес> края.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Управления Росреестра по Алтайскому краю в пользу ФИО3 расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд города Барнаула.
Судья Н.В.Ангерман
****
****
****
****
****
****