ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1747/20 от 29.07.2020 Первомайского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело 2а-1747/2020

УИД 55RS0005-01-2020-002707-05

Строка статотчета 3.022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июля 2020 года <адрес>

Первомайский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Карева Е.П., с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика Администрации Советского административного округа г. Омска ФИО2, при секретаре судебного заседания Оганян Е.А., помощник судьи Сущенко В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Советского административного округа г. Омска о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Администрации Советского административного округа г. Омска о признании решения незаконным. В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ решением Администрации САО
<адрес> было отказано в присвоении адреса: дом, назначение жилое, площадь кв.м., этажность , с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в связи с отсутствием случаев, указанных в п. 8 Правил для присвоения объекту адресации адреса (подп. «г» п. 40). Считает указанное решение незаконным. На праве собственности он владеет земельным участком с кадастровым номером площадью кв.м, расположенным по адресу: <адрес>, межевание проведено, учтенный координаты: На земельном участке находится принадлежащий ему на праве собственности указанный выше дом. Согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности, правовой статус объекта недвижимости определен как жилой дом. В связи с чем, полагает, что домовладению должен быть присвоен индивидуальный адрес. Решение об отказе в присвоении адреса нарушаются его законные права и права членов его семьи. Жилой дом принадлежит ему на праве собственности, поставлен на государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с присвоением кадастрового номера. Соответственно выполнение в отношении жилого дома работ, необходимых для постановки объектов на кадастровый учет, не требуется, границы земельного участка, в рамках которого расположен жилой дом, определены. Считает, что согласно градостроительному законодательству подготовка документации по планировке территории (координат границ) в данном случае не требуется. На основании вышеизложенного, просил суд признать вышеуказанное решение Администрации САО г. Омска об отказе в присвоении адреса дому незаконным и обязать Администрацию Советского административного округа города Омска присвоить адрес дому, принадлежащему на праве собственности ФИО1

Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям указанным в административном иске, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в отзыве.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно материалам дела, административный истец является собственником земельного участка, с кадастровым номером , расположенного по адресу (местоположение): <адрес> и жилого дома, с кадастровым номером , расположенного в пределах объекта с кадастровым номером , местоположение: <адрес>

04 июня 2020 года административный истец через отдел «Служба одного окна» обратился в Администрацию САО г. Омска с заявлением о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса.

К указанному заявлению было приложено: копия правоустанавливающего документа на земельный участок, копия акта ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства.

Решением исполняющего обязанности главы администрации Советского АО
г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ отказано в присвоении адреса: строению (жилому дому) с кадастровым номером: , расположенному по адресу: <адрес>, в связи с подпунктом «г» пункта 40 Правил (отсутствуют случаи и условия для присвоению объекта адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пункте 8, а именно: в свидетельстве о государственной регистрации прав на жилой дом, декларативно поставленный на государственный учет 10.07.2014 г. указан адрес: <адрес>, объект адресации поставлен на кадастровый учет без координат границ, кадастровые работы в отношении указанного объекта адресации не проводятся).

Административный истец просит признать указанное решение незаконным, поскольку оно нарушает его права и законные интересы.

Оценивая указанные доводы административного истца, суд отмечает, что в силу положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является одновременное наличие двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия закону и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Оценивая правомерность принятого Администрации Советского административного округа решения об отказе в присвоении принадлежащего административному истцу жилому дому, суд отмечает, что пп. 21 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.

Федеральным законом от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предметом регулирования которого являются отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, осуществлением эксплуатации федеральной информационной адресной системы, а также отношения по использованию содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, объект адресации определен как объект капитального строительства, земельный участок или другой объект, предусмотренный установленным Правительством Российской Федерации перечнем объектов адресации.

Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 422 «Об администрации Советского административного округа города Омска» утверждено Положение об администрации Советского административного округа города Омска в соответствии с пп. 11, 11.1 п. 17 которого, администрация в сфере строительства, землепользования, благоустройства и охраны окружающей среды администрация: присваивает адреса объектам адресации, расположенным на территории округа, изменяет и аннулирует адреса объектов адресации, расположенных на территории округа; размещает сведения об адресах объектов адресации, расположенных на территории округа, в государственном адресном реестре.

Таким образом, наделение органа местного самоуправления правом на присвоение адреса конкретному жилого дому корреспондируется с соответствующей обязанностью данного органа, которая не зависит от его произвольного усмотрения.

В силу положений пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Постановлением Администрации города Омска от 30.03.2012 N 498-п утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Присвоение и аннулирование адресов объектам адресации на территории города Омска» (далее – регламент), который определяет порядок присвоения и аннулирования адресов объектам адресации на территории города Омска.

В соответствии с указанным регламентом, заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса подается собственником объекта адресации по собственной инициативе... (п. 2).

Муниципальная услуга предоставляется Администрацией города Омска в лице уполномоченных структурных подразделений Администрации города Омска - администраций административных округов города Омска в соответствии с функциями, предусмотренными, в том числе Положением об администрации Советского административного округа города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 29 июня 2011 года N 422 «Об администрации Советского административного округа города Омска».

Результатом предоставления муниципальной услуги является выдача (направление) заявителю копии распорядительного акта главы администрации административного округа о присвоении (аннулировании) адреса объекту адресации, расположенному на территории города Омска (далее - распоряжение о присвоении (аннулировании) адреса объекту адресации); выдача (направление) заявителю решения об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса по форме, утвержденной приложением № 2 «Форма решения об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса" к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 11 декабря 2014 года N 146н "Об утверждении форм заявления о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса, решения об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса» (п. 5).

Главой 8 указанного регламента определен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги.

В соответствии с указанной главой для предоставления муниципальной услуги необходимы, согласно п. 1 - заявление по соответствующей форме, и иные документы, указанные в п. 2-10.

Согласно Гл. 9 указанного регламента, для предоставления муниципальной услуги обязательным является из перечисленных выше документов, только заявление по соответствующей форме поданное самостоятельно, в том числе собственником.

При этом в соответствии с п. 13 регламента, заявители (представители заявителя) при подаче заявления вправе приложить к нему документы, указанные в подпунктах 2 - 10 пункта 8 настоящего административного регламента, если такие документы не находятся в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

Администрация административного округа не вправе требовать от заявителей представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги; представления документов и информации, которые находятся в распоряжении администрации административного округа города Омска, а также государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам, органам местного самоуправления организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, предусмотренных частью 6 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (п 14).

В соответствии с п. 17 регламента и корреспондирующим с ним п. 40 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221, в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если: 1) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пункте 2 настоящего административного регламента; 2) ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе; 3) документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации; 4) отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 Правил.

По смыслу п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» заявитель обязан подготовить пакет документов в соответствии с утвержденным перечнем и представить его в уполномоченный орган, а все иные необходимые действия подлежат исполнению самим органом в целях обеспечения надлежащего и своевременного предоставления услуги. При этом, уполномоченный орган должен использовать все предоставленные ему законодательством возможности для получения необходимой информации и оказания услуги, за которой обратился заявитель. Пункт 8 упомянутого Административного регламента содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, а пункт 17 этого же Регламента - исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, который не содержит таких оснований для отказа в предоставлении соответствующей муниципальной услуги, как отсутствие у объекта адресации - жилого дома координат границ, при постановке его на кадастровый учет.

При отказе в предоставлении муниципальной услуги Администрация ссылается на положение пп. «Г» п. 40 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221, в соответствии с которым в предоставлении муниципальной услуги может быть отказано, если отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные (согласно отказа) в пункте 8 настоящих Правил.

Согласно пп. «Б» п. 8 обозначенных Правил, присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства в случаях: выдачи (получения) разрешения на строительство здания или сооружения; выполнения в отношении здания, сооружения и объекта незавершенного строительства в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком здании, сооружении и объекте незавершенного строительства, при постановке здания, сооружения и объекта незавершенного строительства на государственный кадастровый учет (в случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для строительства или реконструкции здания, сооружения и объекта незавершенного строительства получение разрешения на строительство не требуется).

Судом установлено, что административный истец является собственником земельного участка, с кадастровым номером 55:36:070304:22, расположенного по адресу (местоположение): <адрес>, с кадастровым номером , расположенного в пределах объекта с кадастровым номером , местоположение: <адрес>.

Принадлежащий административному истцу земельный участок, на котором расположено домовладение, поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера

По сведениям публичной кадастровой карты, размещенной на официальном сайте Росреестра, данный земельный участок относится к землям населенных пунктов, и вид его разрешенного использования определен как «для ведения гражданами садоводства и огородничества».

В силу п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса выдача разрешения на строительство не требуется в случае, строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества.

Согласно п. 9 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов при присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства.

Судом установлено, что объект адресации - жилой дом, принадлежащий административному истцу, согласно выписке из ЕГРН, расположен в пределах объекта с кадастровым номером , т.е. в пределах земельного участка, и также поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему номера .

С учетом данных обстоятельств, суд полагает, что препятствия для присвоения адреса объекту адресации отсутствуют, поскольку не установлено случаев и условий, предусмотренных пунктами 5, 8 - 11 и 14 - 18 указанных Правил.

При этом, доводы представителя администрация, о том, что ими не исключается нарушение градостроительного законодательства, выразившегося в несоблюдении отступов от границ земельного участка с кадастровым номером имеют значения при разрешении настоящих требований, поскольку на момент рассмотрения заявления о присвоении почтового адреса объекту постановка данных земельного участка и жилого дома на кадастровый учет и право собственности административного истца на них никем не оспаривались.

Ссылки представителя административного ответчика на то, что согласно Единого государственного реестра недвижимости в отношении жилого дома, адрес объекта уже указан и в данном случае оснований для изменения этого адреса не имеется, суд находит несостоятельными, поскольку доказательств присвоения спорному объекту адреса и внесения его уполномоченным органом в государственный адресный реестр, не представлено.

В силу положений части 2 статьи 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из решений, в том числе об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

На основании вышеизложенного, оценив собранные по административному делу доказательства, во взаимосвязи с изложенными нормами права, при установленных по делу обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отказ органа местного самоуправления в установлении адреса принадлежащего административному истцу дома, является незаконным, нарушающим права и охраняемые законом интересы последнего.

С учетом приведенного выше, для восстановления нарушенного права ФИО1 суд полагает необходимым возложить на Администрацию Советского АО <адрес> обязанность присвоить адрес принадлежащему административному истцу жилому дому.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд, -

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Администрации Советского административного округа <адрес> о признании решения незаконным, удовлетворить.

Признать незаконным решение Администрации Советского административного округа <адрес> об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса от 17.06.2020 г.

Возложить на Администрацию Советского административного округа <адрес> обязанность присвоить адрес объекту адресации: строению (жилому дому) с кадастровым номером , адрес (местоположение): <адрес> по заявлению ФИО1 от 04.06.2020 г.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.П. Карев