ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1748/2021 от 27.10.2021 Артемовского городского суда (Приморский край)

№ 2а-1748/2021

25RS0007-01-2021-003102-62

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 октября 2021 года г. Артем Приморского края

Артемовский городской суд Приморского края в составе:

судьи Гладских Д.Ю.,

при секретаре Алтуниной Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Артемовского городского округа о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

установил:

прокурор <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковыми требованиями к администрации Артемовского городского округа о признании бездействия незаконным и возложении обязанности.

В обосновании требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства территориальными отделами инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> и органами местного самоуправления при осуществлении функций по контролю за качеством возводимых жилых домов.

По результатам проверки заместителем прокурора города главе Артемовского городского округа внесено представление от <дата><номер> об устранении нарушений требований ч. 5 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 2 Федерального закона от <дата> № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 5 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган, выдавший разрешение на строительство, в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от <дата> № 210-ФЗ муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от <дата><номер>-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований».

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ, нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, является административный регламент.

Истец полагает, что процедура осмотра объекта, указанная в ч. 5 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обладает признаками муниципальной услуги, поскольку такая процедура предусматривает заявительный механизм (подачи заявителем заявления и иных документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги) и соответственно получение заявителем результата предоставления муниципальной услуги, без проведения которой уполномоченный орган не сможет рассмотреть указанные заявления, документы.

Пунктом 3.2.4 Административного регламента предоставления администрацией Артемовского городского округа муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», утвержденного постановлением администрации Артемовского городского округа от <дата><номер>-па (далее - Регламент), установлено, что должностное лицо, ответственное за рассмотрение заявления осуществляет: проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в подпунктах 2.6.2 и 2.6.3 настоящего Регламента; осмотр объекта капитального строительства. В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка: соответствия такого объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства. Результатом административной процедуры является наличие проверенного на соответствие установленным требованиям пакета документов, необходимого для подготовки результата предоставления муниципальной услуги.

Таким образом, проведение осмотров зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемым к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиям проектной документации проводится должностным лицом управления архитектуры и градостроительства администрации.

Однако, в нарушение требований ч. 5 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 2, п. 4 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ результаты указанных осмотров каким-либо образом не фиксируются (не оформляются).

Допущенные нарушения требований закона являются недопустимыми, нарушающими права неопределенного круга лиц на безопасную эксплуатацию объектов капитального строительства в отсутствие зафиксированных, подтвержденных документально результатах осмотра объекта капитального строительства, в отношении которых в администрацию поступило заявление о вводе в эксплуатацию. Отсутствие зафиксированных, подтвержденных документально результатов осмотра объекта капитального строительства влечет угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц при эксплуатации объекта капитального строительства.

Должностное лицо администрации, рассмотрев представление прокуратуры города от <дата><номер>, не устранило нарушения требований закона, изложенные в представлении. В ответе должностного лица администрации от <дата><номер> на представление содержится информация о том, что документальным подтверждением осмотра объекта и соответствия его проектной документации является выданное разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Административный истец просил признать незаконным бездействие администрации Артемовского городского округа по неисполнению ч. 5 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 3.2.4 Административного регламента предоставления администрацией Артемовского городского округа муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», утвержденного постановлением администрации Артемовского городского округа от <дата><номер>-па, выразившееся в не проведении осмотра объектов капитального строительства, не оформлении результата осмотра объектов капитального строительства в письменном виде.

Возложить на администрацию Артемовского городского округа обязанность проведения осмотра объектов капитального строительства, в соответствии с ч. 5 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 3.2.4 Административного регламента предоставления администрацией Артемовского городского округа муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», утвержденного постановлением администрации Артемовского городского округа от <дата><номер>-па, и оформление результата осмотра объектов капитального строительства в письменном виде.

В судебном заседании представитель административного истца Газеева К.А. доводы иска поддержала, на требованиях настаивала.

Представитель ответчика администрации Артемовского городского округа Еремина П.А. с требованиями иска не согласилась. Полагали, что муниципальная услуга "выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" проводится в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом Российской Федерации и административным регламентом, утвержденным постановлением администрация Артемовского городского округа от <дата><номер>-па.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Застройщики, наименования которых содержат слова "специализированный застройщик", также могут обратиться с указанным заявлением с использованием единой информационной системы жилищного строительства, за исключением случаев, если в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется через иные информационные системы, которые должны быть интегрированы с единой информационной системой жилищного строительства (часть 2 статьи).

Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предусмотрен частью 3 статьи.Правительством Российской Федерации могут устанавливаться помимо предусмотренных частью 3 настоящей статьи иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет (часть 4 статьи).

В силу части 5 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязаны обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. В случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия регулируются Федеральным законом от <дата> N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от <дата> N 210-ФЗ понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги является административный регламент (пункт 4 статьи 2 указанного Закона).

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от <дата> N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением администрации Артемовского городского округа от <дата> N 2741-па утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".

Исчерпывающий перечень административных процедур при предоставлении данной муниципальной услуги предусмотрен пунктом 3.1 Регламента. Ими являются:

а) прием и регистрация заявления и прилагаемых к нему документов, консультирование по порядку и срокам предоставления муниципальной услуги;

б) рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов в Администрации;

в) межведомственное взаимодействие для сбора документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги;

г) проверка представленных документов на соответствие установленным требованиям;

д) подготовка и выдача документа, являющегося результатом предоставления муниципальной услуги;

е) направление документов на объект недвижимости, в отношении которого выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

В ходе процедуры, предусмотренном подпунктом «г» пункта 3.1 Регламента (проверка представленных документов на соответствие установленным требованиям) а соответсвии с пунктом 3.2.4 Регламента должностное лицо, ответственное за рассмотрение заявления, осуществляет:

а) проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в подпунктах 2.6.2 и 2.6.3 настоящего Регламента;

б) осмотр объекта капитального строительства.

В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка:

а) соответствия такого объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

б) соответствия такого объекта разрешенному использованию земельного участка;

в) соответствия ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

г) соответствия требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Материалами дела установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства территориальными отделами инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> и органами местного самоуправления при осуществлении функций по контролю за качеством возводимых жилых домов.

По результатам проверки заместителем прокурора города главе Артемовского городского округа внесено представление от <дата><номер> об устранении нарушений требований ч. 5 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 2 Федерального закона от <дата> № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Как следует из указанного представления, в нарушение требований ч. 5 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 2, п. 4 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ в Регламенте предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" не содержится положений о порядке проведения, результате административной процедуры по осмотру построенного, реконструированного объекта капитального строительства.

При этом административным истцом заявлены требования о признании незаконным бездействия администрации Артемовского городского округа и возложении на административного ответчика обязанности по оформлению результатом осмотра объектов капитального строительства в письменном виде.

В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, при этом возлагая на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Приведенные положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию", не предусматривают обязательного оформления результатов осмотра объектов капитального строительства в письменном виде.

Перечни документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации, Регламентом предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию", не содержат документа, составляемого по результатам осмотра объектов капитального строительства (акта, протокола осмотра и т.п.).

Административным истцом доказательств того, что не оформление соответствующими должностными лицами администрации Артемовского городского округа в письменном виде результатов осмотра объектов капитального строительства не соответствует нормативным правовым актам, не представлено.

При этом доводы административного истца о том, что проведение указанных осмотров объектов капитального строительства является самостоятельной процедурой, не принимаются судом, поскольку указанная процедура Регламентом предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" не предусмотрена. Требования об оспаривании указанного нормативного акта в данной части административный истец не заявляет.

Вопреки доводам иска в судебном заседании не представлено доказательств и нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку само по себе отсутствие зафиксированных в письменном виде результатов осмотра объекта капитального строительства не может повлечь угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц при эксплуатации объекта капитального строительства.

Из анализа положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что для принятия судом решения о признании бездействия незаконным необходимо наличие двух условий – не соответствие этого бездействия закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Поскольку указанная совокупность условий по делу не установлена, суд не находит основания для удовлетворения административного иска прокурора <адрес>.

Руководствуясь статьей 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Артемовского городского округа о признании бездействия незаконным и возложении обязанности, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Артемовский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

Судья Д.Ю. Гладских