ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1748/2022 от 22.04.2022 Геленджикского городского суда (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Геленджик «22» апреля 2022 года

Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Тарасенко И. А.,

при секретаре судебного заседания Джабагян Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Геленджикскому отделу Управления Росреестра по Краснодарскому краю об оспаривании приостановления государственного кадастрового учёта,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, уточнённым в соответствии со статьёй 46 Кодекса административного судопроизводства РФ, к Геленджикскому отделу Управления Росреестра по Краснодарскому краю об оспаривании приостановления государственного кадастрового учёта здания с кадастровым номером .

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 на праве собственности принадлежит здание с кадастровым номером , назначение: «Нежилое здание», наименование: «Профилакторий с гаражом», количество этажей, в том числе подземных этажей: «2, в том числе подземных 0», адрес: <адрес>

Указанное здание расположено на арендуемом административным истцом земельном участке с кадастровым номером , площадью 38700 кв. м., категория земель: «Земли населённых пунктов», вид разрешённого использования: «Для размещения производственной базы», адрес: «Установлено относительно ориентира, расположенного в пределах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>

В отношении нежилого здания административным истцом были проведены работы по его капитальному ремонту без затрагивания конструктивных и других характеристик его надежности и безопасности.

16 декабря 2021 года ФИО1 в лице представителя, действующего на основании доверенности ФИО3, обратилась в управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик с заявлением об изменении наименования здания с кадастровым номером с «Профилакторий с гаражом» на «Склад для замороженной и охлажденной продукции с административными помещениями».

По результатам рассмотрения обращения ответом от 13 января 2022 года было сообщено следующее:

«В соответствии с действующим законодательством администрация муниципального образования город-курорт Геленджик не принимает решений об изменении наименований объектов капитального строительства.

При этом сведения о назначении и фактическом использовании того или иного объекта, содержащиеся в его техническом паспорте (техническом плане), указываются на основании результатов обследования и произведенных инструментальных измерений указанного объекта, которые осуществляются специалистом специализированной организации при обследовании соответствующего объекта.

Учитывая изложенное, изменение наименования объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес> кадастровым номером площадью 1461,1 кв. м., на земельном участке с кадастровым номером , с наименования «Профилакторий с гаражом» на «Склад для замороженной и охлажденной продукции с административными помещениями», путем издания органом местного самоуправления соответствующего правового акта, не представляется возможным.

Обращаю также Ваше внимание на то, что вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать виду разрешенного использования размещенного на нем объекта капитального строительства».

С целью внесения в Единый государственный реестр недвижимости, произошедших в отношении объекта капитального строительства изменений, административный истец обратилась в Геленджикский отдел Росреестра по Краснодарскому краю с соответствующим заявлением, к которому был приложен технический план, подготовленный 21 февраля 2022 года кадастровым инженером Перепелицей И. О.

Уведомлением от 04 марта 2022 года государственный кадастровый учёт изменений был приостановлен. Основанием для приостановления послужило отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию нежилого здания, принадлежащего административному истцу, с указанием испрашиваемых характеристик объекта.

Вместе с тем, административный истец полагает, что у административного ответчика отсутствовали основания для приостановления государственного кадастрового учёта в силу следующих доводов.

Согласно части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

В силу части 15 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.

Вместе с тем, на основании договора оказания услуг от 16 марта 2020 года № 21/20/4 была проведена экспертиза нежилого здания площадью 1461,1 кв. м., количество этажей: 2, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , по результатам которой ООО «Эксперт» подготовило заключение специалиста от 22 июня 2020 года №21/20/4. Специалистом было установлено, что нежилое здание площадью 1461,1 кв. м., наименование: «Склад для замороженной и охлаждённой продукции с административными помещениями», количество этажей: 2, расположенное на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, соответствует действующим строительным, противопожарным и санитарным нормам и правилам, а также не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.

Таким образом, административный истец полагает, что требование регистрирующего органа о необходимости представления разрешения на ввод здания в эксплуатацию в данном случае не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца, в связи с чем обратилась в суд.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом, вместе с тем в материалах дела имеется заявление, в котором просила административное исковое заявление с учётом уточнений удовлетворить, обязать Геленджикский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учёт изменений характеристик объекта недвижимости с кадастровым номером , согласно техническому плану, подготовленному 21 февраля 2022 года кадастровым инженером Перепелицей И. О., рассмотреть дело в своё отсутствие, а также просила в случае удовлетворения административных исковых требований с учётом уточнений обратить решение к немедленному исполнению, письменно пояснив, что замедление исполнения решения может нанести значительный ущерб частным интересам в связи с невозможностью использования здания с кадастровым номером по назначению, а именно в виде «Склада для замороженной и охлажденной продукции с административными помещениями».

В судебное заседание административный ответчик Геленджикский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю не явился, извещён надлежащим образом, вместе с тем представителем административного ответчика, действующей на основании доверенности, ФИО4, в материалы дела представлены возражения на административное исковое заявление ФИО1, ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие ответчика, в которых просила рассмотреть дело в отсутствие ответчика, отметив при этом, что суду доверяет, отводов не имеет, при вынесении решения, относительно пункта 2 требований административного истца, а также рассмотрении поступающих в ходе судебного разбирательства ходатайств, считает возможным полагаться на усмотрение суда.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик не явился, извещён надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства РФ и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами административного дела, ФИО1 на праве собственности принадлежит здание с кадастровым номером , назначение: «Нежилое здание», наименование: «Профилакторий с гаражом», количество этажей, в том числе подземных этажей: «2, в том числе подземных 0», адрес: <адрес>, что подтверждается записью от 15 октября 2020 года № 23:40:0411006:712-23/231/2020-3 о государственной регистрации права.

В отношении нежилого здания административным истцом были проведены работы по его капитальному ремонту без затрагивания конструктивных и других характеристик его надежности и безопасности.

16 декабря 2021 года ФИО1 обратилась в управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик с заявлением об изменении наименования здания с кадастровым номером с «Профилакторий с гаражом» на «Склад для замороженной и охлажденной продукции с административными помещениями».

По результатам рассмотрения обращения ответом от 13 января 2022 года было сообщено следующее:

«В соответствии с действующим законодательством администрация муниципального образования город-курорт Геленджик не принимает решений об изменении наименований объектов капитального строительства.

При этом сведения о назначении и фактическом использовании того или иного объекта, содержащиеся в его техническом паспорте (техническом плане), указываются на основании результатов обследования и произведенных инструментальных измерений указанного объекта, которые осуществляются специалистом специализированной организации при обследовании соответствующего объекта.

Учитывая изложенное, изменение наименования объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Геленджик, тер. Южная промышленная зона, д. 18 с кадастровым номером , площадью 1461,1 кв. м., на земельном участке с кадастровым номером , с наименования «Профилакторий с гаражом» на «Склад для замороженной и охлажденной продукции с административными помещениями», путем издания органом местного самоуправления соответствующего правового акта, не представляется возможным.

Обращаю также Ваше внимание на то, что вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать виду разрешенного использования размещенного на нем объекта капитального строительства».

С целью внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), произошедших в отношении объекта капитального строительства изменений, административный истец обратилась в Геленджикский отдел Росреестра по Краснодарскому краю с соответствующим заявлением, к которому был приложен технический план, подготовленный 21 февраля 2022 года кадастровым инженером Перепелицей И. О.

Уведомлением от 04 марта 2022 года № КУВД-001/2022-7325673/1 Геленджикского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю государственный кадастровый учёт изменений был приостановлен. Основанием для приостановления послужило отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию нежилого здания, принадлежащего административному истцу, с указанием испрашиваемых характеристик объекта.

Суд находит доводы административного ответчика необоснованными в силу следующего.

Согласно пункту 12 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Согласно части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

В силу части 15 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.

Пунктом 7.3 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении).

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

Согласно части 8 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком разрешения на строительство здания, сооружения (в случае, если для строительства таких здания, сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности требуется получение такого разрешения), проектной документации таких объектов недвижимости. Если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8-10 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости (часть 11 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Таким образом, требование регистрирующего органа о необходимости представления разрешения на ввод здания в эксплуатацию в данном случае не соответствует нормам действующего законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Административным истцом объективно и всецело приведены доводы, а также подтверждены сведения о том, что уведомлением от 04 марта 2022 года № КУВД-001/2022-7325673/1 Геленджикского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю нарушены права ФИО1

Вместе с тем Геленджикским отделом Управления Росреестра по Краснодарскому краю доказательств о том, что отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию нежилого здания, принадлежащего административному истцу, с указанием испрашиваемых характеристик объекта, является основанием для приостановления государственного кадастрового учёта, достоверно представлено не было.

Кроме того, в материалы административного дела представлено заключение специалиста от 22 июня 2020 года № 21/20/4 нежилого здания, подготовленное ООО «Эксперт». Специалистом было установлено, что нежилое здание площадью 1461,1 кв. м., наименование: «Склад для замороженной и охлаждённой продукции с административными помещениями», количество этажей: 2, расположенное на земельном участке с кадастровым номером по адресу: «<адрес>, соответствует действующим строительным, противопожарным и санитарным нормам и правилам, а также не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.

Все представленные в материалах дела доказательства, а также иные юридически значимые обстоятельства, исследованы судом и получили свою оценку в соответствии с требованиями статей 59-61, 70, 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, в связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить уточнённые требования административного истца.

Заявленное административным истцом ходатайство об обращении решения к немедленному исполнению суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Статьей 188 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае отсутствия в Кодексе административного судопроизводства РФ прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 46, 175-180, 188 Кодекса административного судопроизводства РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Обязать Геленджикский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учёт изменений характеристик объекта недвижимости с кадастровым номером <адрес> согласно техническому плану, подготовленному 21 февраля 2022 года кадастровым инженером ФИО5.

Настоящее решение является обязательным основанием для получения адресного заключения, изготовления технического плана, постановки на кадастровый учёт (внесения изменений) объекта капитального строительства с кадастровым номером <адрес> в соответствии с настоящим решением суда, техническим планом, подготовленным 21 февраля 2022 года кадастровым инженером ФИО2, а также является основанием для внесения и/или исключения соответствующих записей/изменений/уточнений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), в том числе в отношении изменений характеристик объекта капитального строительства с кадастровым номером <адрес> в любом отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Геленджикский городской суд в течение месяца.

Председательствующий: