2а-1749/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Оголихиной О.М.
при секретаре Беляевой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Федерального казенного предприятия «Аэропорты Красноярья» к УФССП по Красноярскому краю, Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП по Красноярскому краю о признании постановления о взыскании исполнительского сбора - незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Красноярья» обратилась в суд с административным исковым заявлением к УФССП по Красноярскому краю, Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП по Красноярскому краю о признании постановления о взыскании исполнительского сбора - незаконным.
В обоснование административного искового заявления указывает на то, что ДД.ММ.ГГГГ. Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП по Красноярскому краю вынесено постановление № о взыскании исполнительного сбора с ФКП «Аэропорты Красноярья». Основанием для принятия данного постановления послужило неисполнение, без наличия, по-мнению административного ответчика, предприятием, в установленный для добровольного исполнения срок, требований исполнительного документа.
Полагает, что вышеуказанное постановление является незаконным, принято без учета наличия у должника уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок для его добровольного исполнения.
Так, Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Красноярья» ДД.ММ.ГГГГ. было получено постановление о возбуждении исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с требованиями исполнительного документа, ФКП «Аэропорты Красноярья» надлежало в 5-ти дневный срок, с момента получения постановления, оснастить службы авиационной безопасности аэропортов Кодинск, Подкаменная Тунгуска, Северо-Енисейск, Туруханск служебным оружием и патронами нему.
Принимая во внимание длительность процедуры оснащения оружием, ФК1 «Аэропорты Красноярья» обратилось в Межрайонный отдел службы судебных приставов с заявлением о продлении срока исполнения постановления, которое было получен» Межрайонным ОСП ДД.ММ.ГГГГ ответ на которое в адрес должника не поступил. В указанном заявлении ФКП «Аэропорты Красноярья» сообщало о мерах, которые необходим» предпринять, чтобы оснастить службу авиационной безопасности служебным оружием, г. том числе получить согласование с контролирующими органами, к заявлению были приложены копии документов, подтверждающих доводы ФКП «Аэропорты Красноярья» » том, что им предпринимаются меры, направленные на исполнение требований судебной пристава-исполнителя.
Указывали на то, что постановление о взыскании исполнительского сбора принято бе учета наличия уважительных причин у должника неисполнения в установленный судебные приставом срок требований исполнительного документа, не дав ФКП «Аэропорт!.: Красноярья» возможности реализовать свои права и представить документы подтверждающие, что предприятие не уклоняется от исполнения решения суда.
В связи с чем, просили:
-признать незаконным и отменить постановление Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярск) УФССП по Красноярскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ. о взыскании исполнительского сбора.
Одновременно, просило о восстановлении процессуального срока на подачу административного искового заявления, поскольку постановление о взыскании исполнительского сбора поступило в адрес ФКП «Аэропорты Красноярья» ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., то есть в установленный законодательством срок, ФКП «Аэропорт! Красноярья» подано в суд административное исковое заявление, которое ошибочно направлено в Центральный районный суд г. Красноярска, откуда было возвращено, в связи с неподсудностью.
В судебное заседание представители административного истца, административных ответчиков не явились, были уведомлены надлежащим образом.
В предыдущих судебных заседаниях представитель административного истца ФКП «Аэропорты Красноярья» ФИО1 поясняла, что решением суда на ФКП «Аэропорты Красноярья» была возложена обязанность по оснащению служебных оружием и патронами службы авиационной безопасности, совершение иных действий н должника не возлагалось. Вместе с тем, ФКП «Аэропорты Красноярья» при исполнения решения суда столкнулось с необходимостью выполнения ряда иных действий для того чтобы получить лицензию на приобретение оружия, возникла необходимость оборудования помещений, что также, потребовало времени. Вместе с тем, судебный пристав исполнитель не выяснял по каким причинам лицензионно-разрешительными службами отказывалось в принятии положительного решения по заявлению должника о выдаче лицензии, лицензионно-разрешительная служба предъявляла к ФКП «Аэропорты Красноярья» дополнительные требования для выдачи лицензии и ФКП «Аэропорты Красноярья» предпринимало все меры для ее получения.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 и 3 ст. 112 ФЗ РФ № 229 от 02 октября 2007г. «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительских сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. Исполнительских сбор по исполнительным документам неимущественного характера устанавливается в размере <данные изъяты> рублей.
В силу ч.2 ст. 112 ФЗ РФ № 229 от 02 октября 2007г. «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 настоящей статьи, если должник не предоставил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 30 июля 2001г. № 13-п, законодатель, предусмотрев Федеральный закон от 21 июля 1997 года «Об исполнительном производстве», определяющий условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов, которым предоставлено право возлагать на граждан, организации и бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий (статья 1); принудительное исполнение судебных актов и актов других уполномоченных органов возлагается на службу судебных приставов (статья 3); требования судебного пристава - исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации, а в случае невыполнения требований судебного пристава - исполнителя он применяет меры, предусмотренные данным Федеральным законо\ и иными федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 4), одновременно вправе предусмотреть и санкции - в том числе штрафного характера - за их нарушение. Однако такого рода санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключав возможность их произвольного истолкования и применения.
Исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбо; должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым такт рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличш вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст. 49, 50. 52-54, 5" Конституции РФ).
Из материалов дела следует:
-ДД.ММ.ГГГГ. Емельяновским районным судом Красноярского края выда* исполнительный лист № в отношении должника - Федерального казенной предприятия «Аэропорты Красноярья», предмет исполнения: обязать Федеральное казенно предприятие «Аэропорты Красноярья» оснастить службы авиационной безопасное! i аэропортов «Кодинск», «Подкаменная Тунгуска», «Северо-Енисейск», «Туруханск служебным оружием и патронами к нему в течение шести месяцев с момента вынесени апелляционного определения -ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.53-54);
-ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярск принято постановление № о возбуждении исполнительного производства № в отношении должника ФКП «Аэропорты Красноярья», предмет исполнения: обязать Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Красноярья» оснастить службы авиационной безопасности аэропортов «Кодинск», «Подкаменная Тунгуска «Северо-Енисейск», «Туруханск» служебным оружием и патронами к нему в течение месяцев, с момента вынесения апелляционного определения (л.д.12-13);
-ДД.ММ.ГГГГ. Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Красноярья» обратилось заявлением в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению исполнительны документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России и Красноярскому краю о продлении срока исполнения постановления. В заявлении должно указывал на то, что возможность оснащения службы авиационной безопасности оружием патронами к нему связана с необходимостью получения соответствующей лицензш выдаваемой органом внутренних дел, для её получения ФКП «Аэропорты Красноярья проведены мероприятия по выполнению лицензионных требований. Предприятием в адрес Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Красноярском краю поданы заявления о получении лицензии на хранение оружия в аэропортах ФИО2 Северо-Енисейск, Туруханск, Подкаменная Тунгуска, ответы на которые не поступали, и* получению лицензии, будут осуществлены мероприятия по приобретению служебной оружия и патронов к нему. На заявлении стоит отметка о его получении Межрайонные, отделом службы судебных приставов. К заявлению приложены копии талонов-уведомлениг датированных ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., о приеме документов Центра лицензионно разрешительной работы Управления Росгвардии по Красноярскому краю (л.д.9-10,11).
-ДД.ММ.ГГГГ. постановлением судебного пристава-исполнителя в удовлетворено заявления ФКП «Аэропорты Красноярья» о продлении срока исполнения исполнительного документа - отказано (л.д.60), направление данного постановления должнику материалы исполнительного производства не содержат.
-ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю принято постановление № о взыскании с должника ФКП «Аэропорты Красноярья» исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей. Как следует из текста данного постановления, судебный пристав установил, что должник, в установленный для добровольного исполнения срок, требования исполнительного документа не исполнил. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю - не представил (л.д.7-8).
Удовлетворяя административное исковое заявление Федерального казенного предприятия «Аэропорты Красноярья» суд исходит из доказанности административным истцом наличия объективно существующих причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом срок.
Так, принимая постановление о взыскании исполнительского сбора с ФКП «Аэропорты Красноярья» судебный пристав формально, установив факт неисполнения ответчиком требований исполнительного документа, принял постановление о взыскании исполнительского сбора. Вместе с тем, в силу положений ст. 64 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» к исполнительным действиям, то есть действиям, направленным на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, помимо взыскания исполнительского сбора, предусмотрены: вызов стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; истребование необходимых сведений, в том числе персональных данных, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получение от них объяснений, справок; проведение проверок; поручение физическим и юридическим лицам; истребование у сторон исполнительного производства необходимой информации и иные.
Вместе с тем, судебным приставом, без проверки, имеющейся у него в распоряжении информации о подаче должником документов на получение лицензии, выполнения иных действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа, причин неисполнения требований исполнительного документа, принято постановление о взыскании исполнительского сбора. Вместе с тем, согласно уведомлений Управления по Красноярскому краю Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, направленных в адрес ФКП «Аэропорты Красноярья» от ДД.ММ.ГГГГ. (до даты возбуждения исполнительного производства) и ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.26,27,28), в выдаче лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов к нему должнику было отказано, после чего должником предпринимались меры на оборудование комнат хранения оружия, заключения договоров, повторное обращение за получением лицензии (л.д.30).
Поскольку исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства, для его применения должен быть установлен необходимый элемент - вина должника в неисполнении требований исполнительного документа, а доказательств наличия именно вины должника в неисполнении требований исполнительного документа №, административными ответчиками, в силу положений ст. 226 КАС РФ, согласно которым обязанность доказывания наличия оснований для принятия оспариваемого решения и соответствия его требованиям Закона, возлагается п административного ответчика, суду не представлено.
Подлежит удовлетворению и заявление административного истца о восстановлен и срока на подачу административного искового заявления, поскольку из материалов дел: следует, что его пропуск носит уважительный характер.
Так, из дела следует, что постановление о взыскании исполнительского сбор поступило в адрес административного истца - ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.7), административно" исковое заявление о его оспаривании было подано в Центральный районный суд г. Красноярска, но определением от ДД.ММ.ГГГГ. возвращен административному истцу, связи с его неподсудностью Центральному районному суду г. Красноярска (л.д. 19-20), копи определения суда от ДД.ММ.ГГГГ. получена административным истцом - ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19), административное исковое заявление подано в Емельяновский районный суд – ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 3).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Федерального казенного предприятия «Аэропорты Красноярья» - удовлетворить.
Восстановить Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Красноярья процессуальный срок на подачу административного искового заявления о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора № от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконным постановление Межрайонного отдела судебных приставов п исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярск УФССП по Красноярскому краю № № от ДД.ММ.ГГГГ. о взысканииисполнительского сбора с Федерального казенного предприятия «Аэропорты Красноярья».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ.), путем подачи жалобы через Емельяновский районный суд Красноярского края.
Копия верна
Судья
О.М. Оголихина
Ек ельяновский районный суд Красноярского края пронумеровано, прошито и скреп. на_____ \___________ листах Судья Оголихина О. М. Подпись |