ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-174/20 от 30.09.2020 Альменевского районного суда (Курганская область)

Дело № 2а-174/2020г.

УИД 45RS0001-01-2020-000210-04

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Альменево 30 сентября 2020 года

Альменевский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Хабирова Р.Н.,

при секретаре Галимове С.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Альменевского района Курганской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Альменевского района Курганской области, о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Альменевского района Курганской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Альменевского района Курганской области с вышеуказанным административным иском. В обоснование административного иска указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере теплоснабжения на территории Альменевского района, в ходе которой выявлены существенные нарушения закона. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; развитие систем централизованного теплоснабжения; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения. Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального № 190 – ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации. В соответствии с ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона № 190-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 15 Федерального закона от 06.10.2033 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится рациональное пользовании и распоряжение имуществом находящимся в муниципальной собственности муниципального района. В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 131 – ФЗ в целях решения вопросов местного значения орган местного самоуправления муниципального района обладает полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении». В ходе проведенной проверки прокуратурой района установлено, что Администрацией Альменевского района 23.04.2020 года принято распоряжение № 43-12 р «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Альменевского района к осенне-зимнему периоду 2020-2021 годов», которым утвержден перечень мероприятий по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к осенне-зимнему периоду 2020-2021 годов по Альменевскому району. Надзорными мероприятиями установлено, что 12.11.2019 в Администрацию Альменевского района от директора теплоснабжающей организации ООО Энергосервис» а также 08.11.2019 от директора теплоснабжающей организации ООО «Пермьэнергосервис» поступили уведомления о прекращении оказания услуг теплоснабжения потребителям Альменевского района с 01.08.2020 года. Несмотря на поступление указанных уведомлений Администрацией Альменевского района должные меры по организации обеспечения теплоснабжения потребителей района не приняты, организация, которая будет осуществлять обеспечение теплоснабжения потребителей в отопительный период 2020-2021 г.г. не определена, в связи с чем прокуратурой района 29.04.2020 года Главе Альменевского района направлена информация о необходимости заблаговременного определения поставщика коммунальной услуги по теплоснабжению. 26.06.2020 г. прокуратурой района Главе Альменевского района ФИО 1 объявлено предостережение о недопустимости нарушения законодательства в сфере теплоснабжения. Как показала проверка, до настоящего времени действенных мер по изменению сложившейся ситуации должностными лицами Администрации района не принято, договор о теплоснабжении на отопительный период 2020-2021гг. не заключен, теплоснабжающая организация не определена. В соответствии с информацией ООО «Пермьэнергосервис» от 26.08.2020 и ООО «Энергосервис» от 26.08.2020 г. данные организации не планируют осуществлять на территории Альменевского района подготовку к отопительному сезону на территории района не осуществляют. Администрации Альменевского района предложено рассмотреть вопрос по заключению договора на оказание услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию котельных и тепловых сетей для производства и подачи тепла потребителям Альменевского района, но Администрацией района мер по заключению таких договоров не принято. По состоянию на 26.08.2020 г. на территории Альменевского района Курганской области подготовка к отопительному сезону 2020-2021 годов не осуществляется. Бездействие Администрации Альменевского района Курганской области по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории Альменевского района Курганской области, организации подготовки к отопительному сезону 2020-2021гг. противоречит ст. ст. 3,6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указанные факты нарушают права неопределенного круга лиц на обеспечение надежного теплоснабжения. Прокурор просил признать незаконным бездействие Администрации Альменевского района Курганской области, выразившееся в ненадлежащем обеспечении надежного теплоснабжения потребителей на территории Альменевского района Курганской области, в ненадлежащей организации подготовки к отопительному периоду 2020-2021 годов на территории Альменевского района Курганской области, и возложить на Администрацию Альменевского района Курганской области обязанность организовать надлежащую подготовку к отопительному сезону 2020-2021 годов в срок до01.10.2020 года и организовать обеспечение надежного теплоснабжения потребителей на территории Альменевского района Курганской области.

В суд не явились представители заинтересованных лиц – ООО «Пермьэнергосервис», ООО «Энергосервис», Уральского управления Ростехнадзора, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.

Прокурор Альменевского района Кравцов А.В. в судебном заседании исковые требования о признании незаконным бездействия Администрации Альменевского района Курганской области, выразившееся в ненадлежащем обеспечении надежного теплоснабжения потребителей на территории Альменевского района Курганской области, в ненадлежащей организации подготовки к отопительному периоду 2020-2021 годов на территории Альменевского района Курганской области, поддержал; от исковых требований в части возложения на Администрацию Альменевского района Курганской области организовать надлежащую подготовку к отопительному сезону 2020-2021 годов в срок до01.10.2020 года и организовать обеспечение надежного теплоснабжения потребителей на территории Альменевского района Курганской области отказался в связи с тем, что теплоснабжение начато.

Определением суда производство в части исковых требований о возложении на административного ответчика вышеуказанных обязанностей прекращено.

В обоснование исковых требований прокурор в судебном заседании указал, что в результате надзорных мероприятий установлено, что 12.11.2019 в Администрацию Альменевского района от директора теплоснабжающей организации ООО Энергосервис», а также 08.11.2019 от директора теплоснабжающей организации ООО «Пермьэнергосервис» поступили уведомления о прекращении оказания услуг теплоснабжения потребителям Альменевского района с 01.08.2020 года. Однако несмотря на поступление указанных уведомлений Администрацией Альменевского района должные меры по организации обеспечения теплоснабжения потребителей района не приняты; организация, которая будет осуществлять обеспечение теплоснабжения потребителей в отопительный период 2020-2021гг., не определена, в связи с чем прокуратурой района 29.04.2020 года Главе Альменевского района направлена информация о необходимости заблаговременного определения поставщика коммунальной услуги по теплоснабжению. Затем 26.06.2020 г. прокуратурой района Главе Альменевского района ФИО 1 объявлено предостережение о недопустимости нарушения законодательства в сфере теплоснабжения. Однако действенных мер по изменению сложившейся ситуации не принято, договор о теплоснабжении на отопительный период 2020-2021гг. не заключен, теплоснабжающая организация не определена. В соответствии с информацией, поступившей от 26.08.2020 от ООО «Пермьэнергосервис» и 26.08.2020г от ООО «Энергосервис», данные организации не планируют осуществлять на территории Альменевского района, подготовку к отопительному сезону на территории района не осуществляют. До настоящего времени нет никаких гарантий тому, что в Альменевском районе не будет сорван отопительный период; отсутствие надлежащего отопления может стать основанием к введению на территории района режима чрезвычайной ситуации. Администрацией Альменевского района 23.04.2020 года принято распоряжение № 43-12р «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Альменевского района к осенне-зимнему периоду 2020-2021 годов», которым утвержден перечень мероприятий по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к осенне-зимнему периоду 2020-2021 годов по Альменевскому району. Однако как следует из показаний должностного лица Администрации Альменевского района ФИО 2 курирующего вопросы организации теплоснабжения на территории Альменевского района, не все мероприятия выполнены, не во всех муниципальных образованиях сельских поселений имеются утвержденные главой района схемы теплоснабжения, отсутствует резервные источники теплоснабжения в количестве, достаточном для оказания услуг по теплоснабжению в случае, если теплоснабжающие организации ООО «Пермьэнэнергосервис» и ООО «Энергосервис» не будут оказывать услуги по теплоснабжению. Отказ от исковых требований в части возложения на административного ответчика указанных в административном иске действий обусловлен фактическим началом оказания ООО «Пермьэнэнергосервис» и ООО «Энергосервис» услуг по теплоснабжению. Доводы представителя административного ответчика о том, что вся ответственность в части организации должного теплоснабжения лежит на муниципальных образованиях сельских поселений несостоятельны, поскольку собственником тепловых сетей, котельных является муниципальное образование Альменевский район. Администрацией Альменевского района не проводилась проверка готовности района к предстоящему отопительному периоду, не принято необходимых мер к обеспечению надежного теплоснабжения потребителей на территории Альменевского района Курганской области, к надлежащей организации подготовки к отопительному периоду 2020-2021 годов на территории Альменевского района Курганской области.

Представитель административного ответчика Администрации Альменевского района Курганской области Ибатуллин Р.Ф. в суде полностью не признал исковые требования. Пояснил, что на территории Альменевского района действуют две теплоснабжающие организации - ООО «Пермьэнэнергосервис» и ООО «Энергосервис». В ноябре 2019 года в Администрацию Альменевского района от руководителей теплоснабжающих организаций ООО «Пермьэнергосервис», ООО «Энергосервис» поступили уведомления о том, что эти организации прекращают оказывать услуги по теплоснабжению потребителям Альменевского района с 1 августа 2020 года. До настоящего времени эти уведомления не отозваны. Однако в настоящее время эти организации стали оказывать услуги по теплоснабжению. После получения от данных организаций уведомлений о том, что услуги по теплоснабжению они прекращают с 1.08.2020 года, Администрацией Альменевского района принимались меры к тому, чтобы отопительный период 2020-2021гг. не был сорвал. Неясна была суть уведомлений, поскольку договоры аренды тепловых сетей и источников теплоснабжения, заключенные с указанными организациями Администрацией Альменевского района в 2012 году, не были расторгнуты. Порядок расторжения договоров аренды со стороны данных организаций соблюден не был. После получения уведомлений в 2019 году во избежание срыва отопления в прошлый период была достигнута договоренность о том, что данные организации продолжат оказывать услуги по теплоснабжению до окончания отопительного периода 2019-2020гг. При этом велась переписка с данными теплоснабжающими организациями, направлялись предложения об отзыве ими своих уведомлений о прекращении оказания услуг с августа 2020 года, однако ответов не поступило. Летом 2020 году на областном уровне обсуждалась проблема оказания услуг теплоснабжающими организациями, входящими в холдинг «Уралкотел», где их представителем было указано, что такие услуги будут оказываться. Кроме того, фактически Администрация Альменевского района не отвечает за организацию теплоснабжения на территории района, поскольку в соответствии с Законом Курганской области № 108 полномочия по подготовке к отопительному периоду переданы на уровень сельского поселения, фактически Администрация Альменевского района является лишь потребителем услуг по теплоснабжению.

В отзыве представителем заинтересованного лица – Уральского управления Ростехнадзора указано, что на территории Альменевского района значатся две теплоснабжающие организации - ООО «Пермьэнэнергосервис», эксплуатирующее центральную котельную, работающую на твердом топливе в с. Альменево, и ООО «Энергосервис», эксплуатирующее 12 котельных, работающих на твердом топливе в <адрес> в рамках подготовки к отопительному периоду 2020-2021 гг. в Уральское управление Ростехнадзора были предоставлены следующие документы: распоряжение Администрации Альменевского района от 23.04.2020 № 43- 12р «О подготовке объектов ЖКХ и социальной сферы Альменевского района к осенне-зимнему периоду 2020-2021 годов» с приложениями; перечень теплоснабжающих организаций Альменевского района; справка Администрации Альменевского района об отсутствии бесхозяйных сетей от 02.06.2020 № 667. Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии проводится органом местного самоуправления в соответствии с Приказом Минэнерго РФ от 12.03.2013 № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду». Статьей 21 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 191 – ФЗ «О теплоснабжении» определен порядок вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации. В случае уведомления органа местного самоуправления собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии, тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов, этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в потреблении указанных объектов, вправе осуществить выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей вправе продать муниципальному образованию указанные объекты по цене, которая ниже определенной оценщиком рыночной стоимости, или передать их безвозмездно. В случае приобретения муниципальным образованием источника тепловой энергии, тепловых сетей, оно несет ответственность за их эксплуатацию.

Выслушав прокурора, представителя административного ответчика, оценив отзыв заинтересованного лица – Уральского управления Ростехнадзора, допросив свидетеля, изучив письменные материалы дела, суд считает, что поддержанные прокурором исковые требования о признании бездействия незаконным являются законными и обоснованными.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения орган местного самоуправления муниципального района обладает полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

Законом Курганской области от 06.07.2004г. № 419 "О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, сельского поселения, городского поселения, о месте нахождения представительных органов муниципальных районов, сельских поселений, об установлении наименований представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований, местных администраций (исполнительно - распорядительных органов муниципальных образований)" муниципальному образованию Альменевский район присвоен статус муниципального района.

Согласно п. 4 Положения Об Администрации Альменевского района, Администрация Альменевского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Курганской области.

Согласно подп. 5 п. 12 Положения Об Администрации Альменевского района, к полномочиям Администрации Альменевского района относится организация теплоснабжения, предусмотренная Федеральным законом «О теплоснабжении».

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ) принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; развитие систем централизованного теплоснабжения; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения.

Согласно ч. 1 ст. 6 данного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленномправиламиорганизации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; в случаях, установленных настоящим Федеральнымзаконом, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации; направление в федеральныйорганисполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, для утверждения проекта схемы теплоснабжения или проекта актуализированной схемы теплоснабжения поселения, городского округа с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, разработанных в соответствии стребованиямик схемам теплоснабжения, порядку их разработки, утверждения и актуализации; осуществление иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона № 190-ФЗ, полномочия органов местного самоуправления, предусмотренныечастью 1ст. 6 данного Федерального закона, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, полномочия по организации теплоснабжения на территории Альменевского района в том числе и принятие соответствующих мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, законодателем возложена на органы местного самоуправления, то есть – и на Администрацию Альменевского района.

В силу ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010г. № 190-ФЗ, проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляется впорядке, установленном Правительством Российской Федерации. Проверка готовности к отопительному периоду осуществляется в соответствии справиламиоценки готовности к отопительному периоду, которыми устанавливаютсякатегориипотребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке,требованияк указанным потребителям икритериинадежности их теплоснабжения с учетом климатических условий,требованияк теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей. Согласно ч. 4 ст. 20 Федерального закона № 190-ФЗ, проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется в целях определения наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения.

Согласно ч. 5 указанной статьи, проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетейтребованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, обязаны обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Согласно ч. 6 ст. 21 Федерального закона № 190-ФЗ, в случае уведомления органа местного самоуправления собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии, тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей вправе продать муниципальному образованию указанные объекты по цене, которая ниже определенной оценщиком рыночной стоимости, или передать их безвозмездно. В случае приобретения муниципальным образованием источника тепловой энергии, тепловых сетей, оно несет ответственность за их эксплуатацию.

Из представленных стороной административного ответчика выписок из ЕГРН следует, что муниципальное образование Альменевский район является собственником недвижимого имущества – сооружений коммунального хозяйства: тепловых сетей, зданий котельных, расположенных в сельских поселениях, в том числе в с. Альменево Альменевского района Курганской области.

Из договоров аренды от 12.08.2012, 8.11.2012, 15.04.2014 следует, что Администрация Альменевского района передала ООО «Пермьэнергосервис» и ООО «Энергосервис» муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения потребителей в с. Альменево, а также имущественные комплексы (здания котельных, с оборудованием, наземной теплотрассой) для производства и передачи тепловой энергии потребителям.

Из уведомлений ООО «Пермьэнергосервис» и ООО «Энергосервис» от 8.11.2019 года и 12.11.2019 года следует, что руководство указанных организаций уведомляет Администрацию Альменевского района о прекращении оказания услуг по теплоснабжению с 1.08.2020 года.

Из направленной 29.04.2020 года прокурором Альменевского района Главе Альменевского района информации следует, что несмотря на поступление уведомлений ООО «Пермьэнергосервис» и ООО «Энергосервис» о прекращении ими оказания услуг по теплоснабжению с 1.08.2020 года, Администрацией Альменевского района не приняты меры по организации обеспечения теплоснабжения потребителей района, организация, которая будет осуществлять обеспечение теплоснабжения в отопительный период 2020-2021гг. не определена. Отсутствие теплоснабжающей организации может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, срыву отопительного периода. Просил Главу района рассмотреть вопрос о выборе теплоснабжающей организации.

Из обращения от 30.04.2020 к директору ООО «Энергосервис» следует, что в связи с запросом прокурора, связанным с письмом директора ООО «Энергосервис» от 12.11.2019 № 108 о прекращении оказания услуг теплоснабжения с 01 августа 2020 года, Глава Альменевского района ФИО 1 просит сообщить о намерениях по дальнейшей работе в отопительный период 2020-2021гг. по теплоснабжению потребителей Альменевского района.

Из обращения от 30.04.2020 к директору ООО «Пермьэнергосервис» следует, что в связи с запросом прокурора, связанным с письмом директора ООО «Пермьэнергосервис» от 08.11.2019 № 63 о прекращении оказания услуг теплоснабжения с 01 августа 2020 года, Глава Альменевского района ФИО 1 просит сообщить о намерениях по дальнейшей работе в отопительный период 2020-2021гг. по теплоснабжению потребителей с. Альменева.

Из ответа Главы Альменевского района ФИО 1 от 18.05.2020 года, направленного прокурору в ответ на информацию от 29.04.2020 года, следует, что руководству ООО «Пермьэнергосервис», ООО «Энергосервис» направлены запросы о дальнейшем сотрудничестве и продолжении отопительного периода на 2020-2021гг., ответ не получен, Администрация Альменевского района и сельсоветы проводят мероприятия по подготовке к отопительному периоду.

Из письменных обращений от 16.06.2020 года в адрес директоров ООО «Пермьэнергосервис», ООО «Энергосервис» Глава Альменевского района ФИО 1 просит сообщить их об аннулировании их писем соответственно от 08.11.2019 № 63 и 12.11.2019 № 108.

Из приложенного к административному иску письменного объяснения заместителя Главы Альменевского района ФИО 2 от 26 августа 2020 года следует, что в ноябре 2019 года в Администрацию Альменевского района от директоров теплоснабжающих организаций ООО «Пермьэнергосервис», ООО «Энергосервис» поступили уведомления о том, что эти организации прекращают оказывать услуги по теплоснабжению потребителям Альменевского района с 1 августа 2020 года. До настоящего времени эти уведомления не отозваны. В июле 2020 года проводилось совещание среди районов, которые отапливаются агрохолдингом, учредителем которого является ФИО 3 который предварительно дал согласие на оказание услуг. От начальника участка ООО «Пермьэнергосервис», ООО «Энергосервис» известно о наличии запаса топлива. Готовность жилищного фонда к отопительному сезону составляет 60 % котельных, 70% сетей.

Из ответа директора ООО «Пермьэнергосервис» от 26.08.2020 года в адрес заместителя прокурора Альменевского района следует, что ими было направлено уведомление от 8.11.2019 года № 63 о прекращении оказания услуг теплоснабжения, в связи с чем аварийная и диспетчерская службы не создавались, оборудование к сезону готово, но подготовка к отопительному сезону не ведется, топливо не закупалось. Директор ООО «Пермьэнергосервис» предлагает прокурору и Администрации Альменевского района (с приведением примера об электронном конкурсе в другом районе) совместно рассмотреть вопрос по заключению договора на оказание услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию котельных и тепловых сетей.

Из ответа директора ООО «Энергосервис» от 26.08.2020 года в адрес заместителя прокурора Альменевского района следует, что ими было направлено уведомление от 12.11.2019 года № 108 о прекращении оказания услуг теплоснабжения, в связи с чем аварийная и диспетчерская службы не создавались, оборудование к сезону готово, но подготовка к отопительному сезону не ведется, топливо не закупалось. Директор ООО «Пермьэнергосервис» предлагает прокурору и Администрации Альменевского района (с приведением примера об электронном конкурсе в другом районе) совместно рассмотреть вопрос по заключению договора на оказание услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию котельных и тепловых сетей.

Из предостережения прокурора Альменевского района от 26.06.2020 года о недопустимости нарушения закона следует, что прокурор со ссылкой Федеральные законы № 131-ФЗ, № 190-ФЗ соответственно «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О теплоснабжении», со ссылкой на отсутствие мер по определению теплоснабжающей организации с учетом того, что ООО «Пермьэнергосервис», ООО «Энергосервис» не отозвали свои уведомления о прекращении оказания услуг по теплоснабжению с 1.08.2020 года, предостерегает Главу Альменевского района о недопустимости нарушения закона.

Из объяснений Главы Альменевского района ФИО 1 от 26.06.2020 года следует, что Администрацией Альменевского района направлены запросы в адрес ООО «Пермьэнергосервис», ООО «Энергосервис» с предложением аннулировать уведомления о прекращении от оказания услуг по теплоснабжению с 1.08.2020 года, но ответы не получены. С данными организациями ведется диалог, от своих услуг они не отказываются. До Департамента ЖКХ данная проблема доведена. Теплоснабжающие организации занимаются подготовкой к отопительному периоду 2020-2021гг., частично произведена замена котлов и трубы для подачи тепла.

Из распоряжения Администрации Альменевского района № 43-12р от 23.04.2020 года «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Альменевского района к осенне-зимнему периоду 2020-2021 годов» следует, что распоряжением утвержден перечень мероприятий по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к осенне-зимнему периоду 2020-2021 годов по Альменевскому району. Руководителям муниципальных учреждений указано о необходимости создать необходимый запас материалов и оборудования к началу отопительного периода и обеспечить выполнение прилагаемых мероприятий по подготовке объектов к осенне-зимнему периоду 2020-2021 годов. Рекомендовано главам сельских советов Альменевского района утвердить комиссии по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к работе в осенне-зимний период 2020-2021 годов, предусмотреть установку резервных котлов во всех подведомственных котельных; МУП «Уют», ООО «Пермьэнергосервис», ООО «Энергосервис», главам сельсоветов Альменевского района (по согласованию), руководителям муниципальных бюджетных учреждений, подведомственных Администрации Альменевского района, обеспечить выполнение прилагаемых мероприятий по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Альменевского района к осенне-зимнему периоду 2020-2021 годов. В приложении к распоряжению изложен перечень мероприятий в том числе в виде конкретных работ, которые должны быть выполнены ООО «Пермьэнергосервис» и ООО «Энергосервис».

Таким образом, установлено, что на территории Альменевского района Курганской области в 2019 году услуги по теплоснабжению оказывали две организации – ООО «Пермьэнергосервис» и ООО «Энергосервис», которые в ноябре 2019 года уведомили Администрацию Альменевского района Курганской области о прекращении услуг по теплоснабжению с 1 августа 2020 года.

Указанное подтверждено представителем административного ответчика в судебном заседании и бесспорно доказывается исследованными доказательствами, в том числе представленными прокурором письменными документами (уведомлениями от 8.11.2019 и 12.11.2019г., информацией, направленной в апреле 2020 года адрес Главы Альменевского района, предостережением от 26.06.2020 года, обращениями Главы Альменевского района от 30.04.2020 года, 16.06.2020 года в указанные организации о продолжении сотрудничества и аннулированию уведомлений о прекращении оказания услуг по теплоснабжению), а также письменными объяснениями заместителя главы Альменевского района ФИО 2 и его показаниями в суде о том, что от ООО «Пермьэнергосервис» и ООО «Энергосервис» в ноябре 2019 года поступали уведомления о прекращении услуг по теплоснабжению с 1 августа 2020 года.

Однако административным ответчиком не представлено доказательств тому, что на момент обращения прокурора с настоящим административным иском в суд и до настоящего времени, на территории Альменевского района Курганской области обеспечено надежное теплоснабжение и осуществлена надлежащая организация подготовки к отопительному периоду 2020-2021 годов.

Из ответов директоров ООО «Пермьэнергосервис», ООО «Энергосервис» от 26.08.2020 года в адрес заместителя прокурора Альменевского района следует, что в связи с направленными в ноябре 2019 года уведомлениями №№ 63 и 108 о прекращении оказания услуг теплоснабжения, аварийная и диспетчерская службы не создавались, подготовка к отопительному сезону не ведется, топливо не закупалось; предложено заключить договоры на оказание услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию котельных и тепловых сетей.

С учетом этого, с учетом направленной в прокуратуру района информации из ООО «Пермьэнергосервис», ООО «Энергосервис» от 26.08.2020, надлежит признать, что прокурор с учетом направлявшихся им ранее в адрес Главы Альменевского района информации и предостережения о недопустимости нарушений закона обоснованно обратился с настоящим иском в суд в связи с отсутствием по состоянию на 26.08.2020 года оснований считать, что ООО «Пермьэнергосервис», ООО «Энергосервис» или какие-либо иные организации будут оказывать услуги по производству и поставке тепловой энергии потребителям в период 2020-2021гг.

Фактически это подтверждено и доводами представителя административного ответчика в ходе предварительного судебного заседания, который пояснил об отсутствии в настоящее время договоров с теплоснабжающими организациями на оказание услуг по теплоснабжению на период 2020-2021гг. Подтвердил наличие нерешенное к моменту предварительного судебного заседания (к 11.09.2020) проблемы неясной позиции ООО «Пермьэнергосервис», ООО «Энергосервис» относительно уведомлений о прекращении оказания услуг по теплоснабжению с 1.08.2020 года, которые так и этими организациями не отозваны и не аннулированы.

Таким образом, при таких обстоятельствах надлежит признать, что как на момент подачи прокурором настоящего иска, так и после этого (фактически до начала отопительного периода) теплоснабжающих организаций, которые будут оказывать услуги по теплоснабжению, определено не было. Доказательств обратному не представлено.

Несмотря на информацию прокурора и предостережение, административным ответчиком не был гарантированно решен вопрос о том, кто будет оказывать услуги по теплоснабжению в отопительном периоде 2020-2021гг.

Нерешение этого вопроса с ноября 2019 года до сентября 2020 года указывает о бездействии Администрации Альменевского района.

Каких-либо действий в контексте вышеизложенных положений ч.ч. 1, 1.1 ст. 6, ч. 6 ст. 21 Федерального закона № 190-ФЗ должностными лицами Администрацией Альменевского района в целях обеспечения надежного теплоснабжения не было выполнено.

Указанные факты нарушают права неопределенного круга лиц на обеспечение надежного теплоснабжения на территории Альменевского района.

Как правильно указано прокурором, каких-либо реальных действий по определению теплоснабжающих организаций, которые будут оказывать услуги по теплоснабжению в период 2020-2021гг, о проверке готовности их к работе в предстоящий отопительный ответчиком не выполнено.

Должностными лицами Администрации Альменевского района не принято необходимых мер, направленных на исправление сложившейся неблагоприятной ситуации в сфере теплоснабжения, на момент рассмотрения иска прокурора, административным ответчиком не определена теплоснабжающая организация, тем самым не обеспечена надежность теплоснабжения потребителей на территории с. Альменево и Альменевского района, не произведена оценка готовности поселений и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, прямо предусмотренном ст. 6 Федерального закона № 190-ФЗ. Из представленных прокурором письменных ответов глав сельсоветов следует, что не во всех муниципальных образованиях сельских поселений имеются утвержденные главой района схемы теплоснабжения. Из показаний свидетеля ФИО 2 в суде следует, что отсутствует резервные источники теплоснабжения в количестве, достаточном для оказания услуг по теплоснабжению в случае, если теплоснабжающие организации ООО «Пермьэнэнергосервис» и ООО «Энергосервис» не будут оказывать услуги по теплоснабжению.

Показания свидетеля ФИО 2 о его участии 21 июля 2020 года в совещании глав муниципальных образований, где обсуждалась проблема оказания услуг теплоснабжающими организациями, входящими в холдинг «Уралкотел», не являются доказательством того, что на территории Альменевского района обеспечено надежное теплоснабжение. Как следует из указанного протокола, представитель холдинга «Уралкотел» лишь устно заверил о готовности котельных. Кроме того, по итогам совещания принято решение главам муниципальных образований организовать взаимодействие теплоснабжающих организаций с Уральским управлением Ростехнадзора для своевременного устранения выявленных недостатков и получения паспортов готовности в срок до 20.08.2020 года. Доказательств реализации данного решения административным ответчиком не представлено.

Простая безответная переписка с ООО «Пермьэнергосервис» и с ООО «Энергосервис», участие в собрании при отсутствии гарантированных письменных обязательств, характеризуют фактический режим ожидания Администрацией Альменевского района того, продолжат ли ООО «Пермьэнергосервис» и ООО «Энергосервис» оказывать услуги по теплоснабжению в с. Альменево и на территории Альменевского района. Следствием такой выжидательной позиции стало отсутствие на момент обращения прокурора в суд с настоящим иском конкретных теплоснабжающих организаций, готовых отказывать услуги по теплоснабжению в районе и в с. Альменево; подтвержденное сведениями от этих организаций о том, что по состоянию на 26.08.2020 года в связи с направленными в ноябре 2019 года уведомлениями о прекращении оказания услуг по теплоснабжению, подготовка к отопительному сезону не ведется. Безусловно, все это в совокупности не может быть признано надлежащей организацией надежного теплоснабжения.

Включение в апреле 2020 года в перечень мероприятий по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к осенне-зимнему периоду 2020-2021 годов действий применительно к ООО «Пермьэнергосервис» и ООО «Энергосервис» фактически было осуществлено в ситуации отсутствия каких-либо гарантий и обязательств со стороны данных организаций, то есть при тех же прежних обстоятельствах – при наличии сведений о прекращении оказания ими услуг по теплоснабжению с 1.08.2020г.

Довод представителя административного ответчика о том, что теплоснабжающие организации ООО «Пермьэнергосервис» и ООО «Энергосервис» не расторгли договоры аренды источников теплоснабжения и тепловых сетей, не является гарантией того, что эти организации продолжат оказывать услуги по теплоснабжению в отопительном периоде 2020-2021гг. Об указанном свидетельствуют факты обращений Главы района в вышеуказанные организации с просьбой продолжить сотрудничество и аннулировать уведомления о прекращении оказания услуг по теплоснабжению.

Доводы представителя административного ответчика о том, что вся ответственность в части организации должного теплоснабжения лежит на муниципальных образованиях сельских поселений несостоятельны, поскольку собственником тепловых сетей, котельных является муниципальное образование Альменевский район; кроме того, согласно п. 12 Положения Об Администрации Альменевского района, к полномочиям Администрации Альменевского района относится организация теплоснабжения, предусмотренная Федеральным законом «О теплоснабжении».

Таким образом, из установленных по настоящему административному делу обстоятельств следует, что Администрацией Альменевского района вопрос местного значения по организации обеспечения надежного теплоснабжения населения Альменевского района решен не был.

Согласно п. 10 Правил оценки готовности к отопительному периоду сроки выдачи паспортов готовности к отопительному периоду, выдаваемых теплоснабжающим и теплосетевым организациям, определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 1 ноября. Вместе с тем, как следует из материалов дела, датой начала отопительного сезона 2020-2021 гг. определено 25 сентября 2020 г., в связи с установившейся среднесуточной температурой наружного воздуха ниже +8 градусов по Цельсию, соответственно, готовность как потребителей тепловой энергии, так и теплоснабжающих организаций к отопительному сезону должна быть обеспечена до начала отопительного сезона, то есть до указанной выше даты, что Администрацией Альменевского района сделано не было.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 14, 62, 175-180, 226, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора Альменевского района Курганской области о признании незаконным бездействия Администрации Альменевского района Курганской области, выразившегося в ненадлежащем обеспечении надежного теплоснабжения потребителей на территории Альменевского района Курганской области, в ненадлежащей организации подготовки к отопительному периоду 2020-2021 годов на территории Альменевского района Курганской области, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Альменевского района Курганской области, выразившееся в ненадлежащем обеспечении надежного теплоснабжения потребителей на территории Альменевского района Курганской области, в ненадлежащей организации подготовки к отопительному периоду 2020-2021 годов на территории Альменевского района Курганской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Альменевский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 9 октября 2020 года

Судья Хабиров Р.Н.