ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-174/2022 от 07.09.2022 Володарского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело № 2а-174/2022

32RS0004-01-2021-003559-33

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 сентября 2022 года г. Брянск

Володарский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи Рубцовой С.И.,

при секретаре Коваленко Е.С.,

с участием административного истца К.А.В.,

представителя административного истца К.М.И.,

представителя административных ответчиков Брянской городской администрации, Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации М.Е.С.,

представителей заинтересованного лица Государственной строительной инспекции Брянской области П.С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К.А.В. к Брянской городской администрации, Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, Володарской районной администрации г.Брянска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, по административному исковому заявлению К.А.В. к Брянской городской администрации, Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, Володарской районной администрации г.Брянска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

К.А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Брянской городской администрации, Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, Володарской районной администрации г.Брянска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, указывая, что он является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: , площадью 250 кв.м., с кадастровым номером №..... Земельный участок с кадастровым номером №.... на котором расположено указанное домовладение, принадлежит ему на праве аренды. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации с заявлением о предоставлении указанного земельного участка по адресу: , в собственность за плату на основании ст. 39.14 ЗК РФ. Письмом №.... от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка в собственность было отказано. Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является несоответствие назначения объекта недвижимости с кадастровым номером №.... разрешенному виду использования земельного участка. Вместе с тем, поскольку он является собственником расположенных на земельном участке объектов недвижимости, имеет исключительный характер права на приватизацию спорного земельного участка. С учетом уточнения заявленных исковых требований, просил суд признать незаконным и отменить отказ Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ№.... в предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером №...., площадью 1072 кв.м., расположенного по адресу: А, обязав Управление повторно рассмотреть заявление по вопросу предоставления в собственность указанного земельного участка в соответствии с действующим законодательством, действовавшим на дату подачи заявления.

Кроме того, К.А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Брянской городской администрации, Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, Володарской районной администрации г.Брянска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, указывая, что он является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: , площадью 250 кв.м., с кадастровым номером №.... Земельный участок с кадастровым номером №.... на котором расположено указанное домовладение, принадлежит ему на праве аренды. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации с заявлением о предоставлении указанного земельного участка по адресу: А, в собственность за плату на основании ст. 39.14 ЗК РФ. Однако письмом №.... от ДД.ММ.ГГГГ Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации сообщило об отказе в предоставлении в собственность указанного земельного участка. Вместе с тем, указанный отказ не содержит ссылки на положения ст. 39.16 ЗК РФ, предусматривающей исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В отказе Управление ссылается на то обстоятельство, что ранее он обращался с аналогичным заявлением, однако, поскольку адрес был аннулирован, он обратился повторно по вопросу предоставления в собственность земельного участка по адресу: А. Кроме того, действующее законодательство не содержит запрета на обращение повторно с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов за плату. С учетом уточнения исковых требований, просил признать незаконным и отменить отказ Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ№.... в предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером №...., площадью 1072 кв.м., расположенного по адресу: А, обязав Управление повторно рассмотреть заявление по вопросу предоставления в собственность указанного земельного участка в соответствии с действующим законодательством, действовавшим на дату подачи заявления.

Определением Володарского районного суда г.Брянска от ДД.ММ.ГГГГ административное дело №.... по административному исковому заявлению К.А.В. к Брянской городской администрации, Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, Володарской районной администрации г. Брянска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка было объединено с административным делом №.... по административному исковому заявлению К.А.В. к Брянской городской администрации, Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, Володарской районной администрации г. Брянска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.

Административный истец К.А.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования с учетом их уточнения и доводы в их обоснование, указав, что он исправно оплачивает аренду за земельный участок, задолженностей не имеется. Согласно фрагменту плана, предоставленного Управлением по строительству и развитию территории г.Брянска, спорный земельный участок находится в функциональной жилой зоне с индивидуальными жилыми домами, дорога земельный участок не затрагивает. Кроме того, согласно градостроительному плану жилой дом стоит в границах земельного участка. За нецелевое использование земельного участка он к ответственности не привлекался.

Представитель административного истца К.М.И. в судебном заседании поддержала заявленные административные исковые требования и доводы в их обоснование, указав, что спорный земельный участок не входит в зону перспективного расширения дороги. Отказ в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ является немотивированным, что противоречит законодательству. Определением Арбитражного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что никакая коммерческая деятельность на данном земельном участке не осуществляется, а используется К.А.В. для личных нужд. В материалы дела представлен протокол осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на спорном земельном участке расположен жилой дом, в котором расположена мебель, личные вещи и предметы личной гигиены проживающих в нем лиц: К.А.В., Е.И.П., К.Ю.И., К.М.А. Допрошенные в ходе рассмотрения дела свидетели ФИО7 и ФИО8 также подтвердили, что на земельном участке имеется жилой дом, в котором проживает К.А.В. со своей семьей. Более того, К.А.В. не привлекался к административной ответственности за нецелевое использование земельного участка. Кроме того, на спорном земельном участке расположено два жилых дома, принадлежащих К.А.В., в связи с чем он имеет исключительное право на приобретение земельного участка без проведения торгов за плату.

Представитель административных ответчиков Брянской городской администрации и Управления имущественных и земельных отношения Брянской городской администрации М.Е.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, указав, что причиной отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов К.А.В. явилось нахождение на земельном участке отеля «Империал», что свидетельствует об использовании земельного участка не по назначению. Пояснила, что отказ в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ является мотивированном, поскольку в нем имеется ссылка на первоначальный отказ, который содержит причины отказа в предоставлении земельного участка.

Представитель заинтересованного лица Государственной строительной инспекции Брянской области П.С.Г. в судебном заседании отнес рассмотрение спорного вопроса на усмотрение суда.

Представитель административного ответчика Володарской районной администрации г.Брянска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, причина неявки не известна. В материалах дела имеется отзыв на исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении требований, поскольку Володарская районная администрация г.Брянска является ненадлежащим ответчиком по делу в связи с отсутствием полномочий по предоставлению земельных участков.

Представитель заинтересованного лица Управления по строительству и развитию территории города Брянска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Дело рассмотрено в порядке ст. 150 КАС РФ.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п.1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом установлено, что Постановлением Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ№.... земельный участок, общей площадью 1072 кв.м., по адресу: , с кадастровым номером №.... был предоставлен К.А.А. на праве аренды для эксплуатации жилого дома.

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г.Брянска в лице Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Брянска и К.А.А. был заключен договор №.... аренды вышеуказанного земельного участка.

На основании договора уступки прав требований от ДД.ММ.ГГГГ права и обязанности по вышеуказанному договору аренды земельного участка перешли к К.А.В.

Согласно выписке ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером №.... общей площадью 1072 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для использования индивидуального жилого дома, в пределах земельного участка находятся объекты недвижимости с кадастровыми номерами №.... и №....

В соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, объект недвижимости с кадастровым номером №.... представляет собой жилой дом, площадью 593,1 кв.м., расположенный по адресу: , объект недвижимости с кадастровым номером №.... представляет собой жилой дом, общей площадью 250 кв.м., расположенный по адресу: . Указанные объекты недвижимости принадлежат К.А.В. на праве собственности.

ДД.ММ.ГГГГК.А.В. обратился в Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов по адресу: , с кадастровым номером №.... указав, что на земельном участке расположен объект недвижимости – жилой дом с кадастровым номером №....

Письмом №.... от ДД.ММ.ГГГГ Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации указало, что на спорном земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером №.... Однако в ходе визуального осмотра земельного участка было установлено, что расположенный на земельном участке объект недвижимости не соответствует виду разрешенного использования земельного участка – в указанном здании располагается отель «Империал», а также нежилые помещения, сдающиеся в аренду. В свою очередь Управлением по строительству и развитию города Брянска предоставлена информация о том, что на земельном участке выявлена самовольная постройка – этажный объект капитального строительства, площадью 593,1 кв.м., частично находящийся за пределами места допустимого размещения основного строения (выявлено нарушение обязательных требование проектной документации, установленных ч. 6 ст. 52 Градостроительного Кодекса РФ). Кроме того, определением Арбитражного суда Брянкой области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.... запрещены регистрационные действия, осуществление строительных работ в отношении данного объекта недвижимости. В связи с изложенным, руководствуясь п. 14, 19 ст. 39.16 ЗК РФ Управление отказало К.А.В. в предоставлении земельного участка.

Одновременно Управление сообщило, что согласно заключению Управления по строительству и развитию территории г.Брянска в соответствии с ограничениями, установленными Правилами землепользования и застройки г.Брянска, утвержденными Решением Брянского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№...., и Генерального плана города Брянска, утвержденного Решением Брянского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№...., испрашиваемый земельной участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), частично в санитарном разрыве железной дороги, в зоне подтопления грунтовыми водами и зоне затопления паводковыми водами 1 % обеспеченности, в водоохраной зоне , городской дороги непрерывного движения (), частично в зоне охраняемого природного ландшафта; согласно неактуализированным топографическим материалам на земельном участке находятся инженерные коммуникации (газопровод низкого давления d=108 мм). Кроме того, по информации Управления по строительству и развитию территории по результатам соответствующих публичных слушаний МКУ «УЖКХ» г.Брянска осуществляет доработку проекта планировки территории, ограниченной кольцевым пересечением в районе железнодорожного вокзала Брянск-1, руслом реки Десна и домом №.... по , согласно которому данный земельный участок расположен в границах перспективных красных линий по . В силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

На основании постановления Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ№....-зп жилому дому, площадью 593,1 кв.м. с кадастровым номером №.... а также земельному участку, площадью 1072 кв.м., с кадастровым номером №.... присвоен адрес: А.

В силу п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ).

Как следует из ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.17 ЗК РФ.

Согласно п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.16 ЗК РФ, и является исчерпывающим.

Как следует из отказа Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, выразившегося в письме №.... от ДД.ММ.ГГГГ, основаниями для отказа в предоставлении К.А.В. земельного участка без проведения торгов, явились п. 14, 19 ст. 39.16 ЗК РФ.

В силу ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (п. 14); предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (п.19).

В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно ч. 2 ст. 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В силу ст. 37 Градостроительного Кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.

В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Таким образом, исходя из приведенных норм права, фактическое использование земельного участка должно отвечать установленному виду его разрешенного использования.

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером №.... общей площадью 1072 кв.м., с видом разрешенного использования «для использования индивидуального жилого дома» находится в зоне Ж-1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами», установленной Градостроительным планом земельного участка, а также Правилами землепользования и застройки г.Брянска, утвержденных решением Брянского городского Совета народных депутатов от 26.07.2017 N 796. В пределах земельного участка согласно сведениям ЕГРН расположены два жилых дома: с кадастровым номером №.... площадью 593,1 кв.м., и с кадастровым номером №...., общей площадью 250 кв.м., собственником которых является К.А.В.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Акт Управления муниципального контроля Брянской городской администрации визуального осмотра земельного участка с кадастровым номером №.... представленный в материалы дела представителем Брянской городской администрации с приложением фотоматериалов, согласно которому выявлено использование здания, расположенного на спорном земельном участке, в коммерческих целях, составлен ДД.ММ.ГГГГ, то есть до обращения К.А.В. в Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации с вопросом о предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов. Доказательств выдачи К.А.В. предписания для устранения выявленных в соответствии с актом от ДД.ММ.ГГГГ нарушений материалы дела не содержат.

Доказательств проведения каких-либо иных визуальных осмотров земельного участка, в том числе расположенного на нем здания, на предмет использования земельного участка не в соответствии с видами разрешенного использования, с момента обращения К.А.В. в Управление по вопросу предоставления земельного участка в собственность, суду не представлено.

Допрошенные в ходе рассмотрения дела свидетели ФИО8, ФИО7 пояснили, что они являются соседями К.А.В., который проживает со своей семьей в жилом доме, расположенным по адресу: .

Более того, как следует из ответа Управления Росреестра по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ, К.А.В. не привлекался к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.

Таким образом, суд приходит к выводу о недоказанности факта использования К.А.В. спорного земельного участка не по назначению, а также отсутствию оснований, предусмотренных п. 14, п.19 ст. 39.16 ЗК РФ, для отказа в предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов.

Кроме того, согласно п. 4 ст. 39.16 ЗК РФ к основаниям для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов является, в том числе обстоятельство, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно уведомлению №.... от ДД.ММ.ГГГГ Государственной строительной инспекции Брянской области на земельном участке с кадастровым номером №.... по адресу: , на основании акта проверки №.... от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенной проверки в результате рассмотрения градостроительного плана земельного участка и схемы расположения объекта недвижимости на земельном участке из выписки из ЕГРН установлено, что объект капитального строительства с кадастровым номером №.... частично находится за пределами места допустимого размещения основного строения, а также выявлены нарушения обязательных требований, предусмотренных ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с ответом Государственной строительной инспекции Брянской области №....-и от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (акт №.... от ДД.ММ.ГГГГ) предписание в отношении К.А.В. не выдавалось.

В настоящее время в производстве Володарского районного суда г.Брянска находится гражданское дело по исковому заявлению Брянской городской администрации к К.А.В. о сносе самовольно возведенного объекта с кадастровым номером №.... расположенного на спорном земельном участке с кадастровым номером №.... решение по которому до настоящего времени не принято.

Вместе с тем, на земельном участке с кадастровым номером №.... расположен иной объект недвижимости – жилой дом, общей площадью 250 кв.м., с кадастровым номером №.... собственником которого является К.А.В.

Таким образом, суд приходит к выводу, что выявление на земельном участке самовольной постройки, в отношении которой на момент рассмотрения обращения К.А.В. решение о признании ее таковой не принято, наряду с наличием на земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего заявителю, право собственности на который никем не оспорено, не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.

Согласно ответу Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области №.... от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №.... полностью находится в границах водоохраной зоны .

В силу ст. 65 Водного кодекса РФ к водоохранным зонам отнесены территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 названной статьи ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Земельный участок признается ограниченным в обороте по основаниям, предусмотренным п. 5 ст.27 ЗК РФ.

Пунктом 8 статьи 27 ЗК РФ установлен запрет приватизации земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

На основании изложенного, действующее законодательство не устанавливает ограничений для передачи в собственность земельных участков только на том основании, что они расположены в водоохранной зоне водного объекта. Ограничение выкупа земельных участков, в границах которых установлены водоохранные зоны, земельным законодательством не установлено.

Внесенные в Земельный кодекс РФ Федеральным законом от 3 июня 2006 года № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» изменения исключили водоохранные зоны из земель водного фонда и земель особо охраняемых территорий и установили запрет на приватизацию земельных участков только в пределах береговой полосы.

В соответствии с ответом Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области №.... от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке, расположенном по адресу: , с кадастровым номером №.... отсутствуют объекты культурного наследия, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленные объекты культурного наследия и объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия (в т.ч. археологического). Испрашиваемый земельный участок расположен вне защитных зон и зон охраны объектов культурного наследия.

Кроме того, в силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно ответу Управления по строительству и развитию территории города Брянска №.... от ДД.ММ.ГГГГ постановлением Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ№....-п утвержден проект планировки территории магистрали городского значения на участке от железнодорожного вокзала Брянск-№.... Володарского района до проспекта , содержащий проект межевания указанной территории, согласно которому земельный участок с кадастровым номером №.... не входит в границы проектирования. Земельный участок с кадастровым номером №.... расположен в границах проектируемых красных линий по , разработанных МКУ «УЖКХ» в составе проекта планировки территории, ограниченной кольцевым пересечением в районе ж/д вокзала Брянск-й, территорией ж/д вокзала Брянск-№...., русла реки Десна и до . Данный проект планировки прошел процедуру публичных слушаний, в настоящий момент проект постановления Брянской городской администрации «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной кольцевым пересечением в районе железнодорожного вокзала Брянск-№...., территорией железнодорожного вокзала Брянск-№...., руслом реки Десна и до » находится в стадии подготовки.

В силу положений п. 1, 2 ст. 85 ЗК РФ отнесение земельных участков к определенной территориальной зоне осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами, установленными правилами землепользования и застройки.

Согласно п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

В соответствии с п. 11, 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

В силу ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (ст. 41 Градостроительного кодекса РФ).

Основная часть проекта планировки территории включает чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются линии, обозначающие дороги, границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, и положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории (ст. 42 Градостроительного кодекса РФ).

Вместе с тем, как следует из отказа Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, выразившегося в письме №.... от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанный проект планировки территории, ограниченной кольцевым пересечением в районе ж/д вокзала Брянск-й, территорией ж/д вокзала Брянск-№...., русла реки Десна и до дома №.... по , на момент рассмотрения обращения К.А.В. утвержден не был, красные линии не установлены, в связи с чем отказ в предоставлении в собственность земельного участка на основании его отнесения в границы перспективных красных линий необоснован.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о признании отказа Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ№.... в предоставлении К.А.В. в собственность земельного участка с кадастровым номером №...., площадью 1072 кв.м., расположенного по адресу: А, незаконным и подлежащем отмене.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГК.А.В. обратился в Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов по адресу: А, с кадастровым номером №.... указав, что на земельном участке расположены объекты недвижимости: жилой дом с кадастровым номером №.... жилой дом с кадастровым номером №.... а также гараж.

Письмом №.... от ДД.ММ.ГГГГ Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации указало, что ранее обращение К.А.В. о предоставлении земельного участка в собственность было рассмотрено Управлением, в адрес заявителя направлено письмо с указанием причин, по которым предоставление данного земельного участка противоречит действующему законодательству. Причиной для отказа послужило то, что в производстве Володарского районного суда г.Брянска находится административное дело о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка. Управление также пояснило, что в производстве Арбитражного суда Брянской области находится дело №.... о сносе самовольно возведенного объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №.... В связи с изложенным, предоставление в собственность земельного участка невозможно.

Поскольку заявления К.А.В. о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №.... без проведения торгов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ имеют разное содержание с указанием разных адресов испрашиваемого земельного участка, а также с различным отражением расположенных на земельном участке объектов недвижимости, указанные заявления должны быть рассмотрены в соответствии с п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ с принятием отдельного решения по каждому обращению в отдельности. Кроме того, действующим законодательством не установлен запрет на количество обращений по вопросу предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов.

Как указывалось ранее, согласно п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Вместе с тем, отказ Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, выразившееся в письме №.... от ДД.ММ.ГГГГ, не содержит в себе ссылки на основания, предусмотренные статьей 39.16 ЗК РФ, для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов, в связи с чем является немотивированным.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о признании отказа Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ№.... в предоставлении К.А.В. в собственность земельного участка с кадастровым номером №...., площадью 1072 кв.м., расположенного по адресу: А, незаконным и подлежащим отмене.

Поскольку в соответствии с действующим законодательством вопрос согласования границ земельного является прерогативой уполномоченного органа местного самоуправления, суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти. Иное означало бы нарушение конституционных принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции.

Таким образом, требование об обязании Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации повторно рассмотреть заявления К.А.В. от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №...., площадью 1072 кв.м., расположенного по адресу: А, в соответствии с действующим законодательством, действующим на дату подачи К.А.В. заявлений, обоснованно и подлежит удовлетворению, что приведет к восстановлению прав административного истца.

В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации» введена ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ, согласно абз. 1 п. 2 которой предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно Уставу города Брянска Брянская городская администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Брянской области.

В соответствии с п. 2.2 Положения об управлении и распоряжении земельными участками на территории города Брянска, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов от 29 апреля 2015 года № 168, к полномочиям Брянской городской администрации в области земельных отношений относится, в том числе, принятие решений о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Брянска, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории города Брянска, в собственность бесплатно.

В силу п.1.1 Положения об Управлении имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов от 7 августа 2009 года № 95, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации является отраслевым (функциональным) органом Брянской городской администрации, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности города Брянска (далее по тексту - муниципальное имущество), за исключением жилых помещений в муниципальном жилищном фонде и земельных участков, а также организационно-технические функции в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Брянска, и земельных участков, расположенных на территории города Брянска, государственная собственность на которые не разграничена.

Исходя из п. 1.3 Положения Управление обладает правами юридического лица, имеет обособленное имущество, от своего имени приобретает и осуществляет имущественных и личные неимущественные права и обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде, в том числе арбитражном, по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Таким образом, поскольку действующим законодательством Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации наделено исполнительно-распорядительными функциями в отношении земельных участков, расположенных на территории города Брянска, государственная собственность на которые не разграничена, с учетом того, что решения об отказе в предоставлении в собственность спорного земельного участка без проведения торгов в рамках своих полномочий принимало непосредственно Управление, а также с учетом того, что доводы административного истца не содержат в себе фактов нарушения либо угрозы нарушения прав, свобод или законных интересов со стороны Брянской городской администрации и Володарской районной администрации г.Брянска, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований, предъявленных к указанным административным ответчикам.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования К.А.В. к Брянской городской администрации, Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, Володарской районной администрации г.Брянска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка удовлетворить частично.

Признать незаконными и отменить отказ Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ№.... и отказ Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ№.... в предоставлении К.А.В. в собственность земельного участка с кадастровым номером №...., площадью 1072 кв.м., расположенного по адресу: А.

Обязать Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации повторно рассмотреть заявления К.А.В. от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №...., площадью 1072 кв.м., расположенного по адресу: А, в соответствии с действующим законодательством, действующим на дату подачи К.А.В. заявлений.

В удовлетворении исковых требований К.А.В. к Брянской городской администрации, Володарской районной администрации г.Брянска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Володарский районный суд г. Брянска.

Председательствующий судья С.И. Рубцова