дело № 2а-1750/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
4 декабря 2018 г. г.Мичуринск
Мичуринский городской суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Михкельсона О.Н.,
при секретаре Манаенковой Л.И.,
с участием: старшего помощника прокурора ***ФИО1 , представителя административного ответчика администрации ***ФИО2 ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора *** в интересах неопределенного круга лиц к администрации *** о возложении обязанности привести в соответствие с федеральным законодательством нормативный правовой акт,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора *** обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого указал, что указал следующее.
Прокуратурой *** в ходе проведения проверки соответствия федеральному и региональному законодательству нормативных правовых актов органов местного самоуправления установлено, что постановлением администрации ****** от *** утверждено Положение о порядке предоставления субсидий на возмещение затрат ресурсоснабжающим организациям, возникающих в ходе реализации плана мероприятий по созданию, реконструкции или модернизации объектов коммунальной инфраструктуры ***, отдельные нормы которого противоречат федеральному законодательству.
По своей структуре и содержанию Положение не в полной мере соответствует общим требованиям.
В разделе 2 «Условия и порядок предоставления субсидий» Положения определены условия предоставления субсидий. Однако в силу п.4 Общих требований такая информация включению в соответствующий раздел муниципального правового акта местной администрации не подлежит.
Анализ правовых норм Общих требований (подп. «а», «б» п. 4, п. 9) позволяет сделать вывод о том, что рассмотрение представленных получателем субсидии документов, а также принятие решения о ее предоставлении принимается главным распорядителем бюджетных средств.
Названные полномочия администрацией *** ( п. 2.3.1, 2.3.3) неправомерно возложены на специально созданную комиссию по рассмотрению документов и принятию решения о предоставлении (отказе в предоставлении) субсидий.
В то же время п. 1.3.1 Положения определено, что главным распорядителем средств городского бюджета является управление городского хозяйства администрации города функции главного распорядителя средств бюджета *** по предоставлению субсидий и осуществлению рассмотрения документов претендентов на предоставление субсидий выполняет Управление городского хозяйства администрации города.
Таким образом, указанный пункт содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный п. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ****** «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», а именно широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).
Срок перечисления субсидии, установленный п. 2.9.1 Положения не отвечает требованием п.9 Общих требований, в силу которого субсидии перечисляются не позднее десятого рабочего дня после принятия главным распорядителем бюджетных средств решения о ее предоставлении ( п. 2.9.1 - в течение 15 дней с момента заключения соглашения).
Пункт 3.1 Положения, обязывающий ресурсоснабжающие организации, получившие субсидии ежеквартально и ежегодно представлять в управление городского хозяйства отчет о расходовании субсидии противоречит п.5 Общих требований, в соответствии с которым требования к отчетности предусматривают определение порядка, сроков и формы представления получателем субсидии отчетности о достижении показателей, указанных в подпункте «з» пункта 4 настоящего документа, или право главного распорядителя как получателя бюджетных средств устанавливать в соглашении сроки и формы представления получателем субсидии указанной отчетности.
Вопреки требованиям п.п. 4 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ Положение не содержит также случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством ( реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году.
На постановление администрации ****** от *** «Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий на возмещение затрат ресурсоснабжающим организациям, возникающих в ходе реализации плана мероприятий по созданию, реконструкции или модернизации объектов коммунальной инфраструктуры ***» прокуратурой ****** исх. *** принесен протест.
Однако до настоящего времени требования прокурора *** не исполнены, постановление администрации ****** от ***г. «Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий на возмещение затрат ресурсоснабжающим организациям, возникающих в ходе реализации плана мероприятий по созданию, реконструкции или модернизации объектов коммунальной инфраструктуры ***» в соответствие с федеральным законодательством не приведено.
Не выполнив требований указанных федеральных законов и законных требований прокуратуры ***, длительное время администрацией *** были нарушены интересы РФ в сфере безусловного и единообразного исполнения законов.
Помимо этого, бездействием администрации *** нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан, жителей ***.
Просит обязать администрацию *** выполнить в полном объеме требования прокурора ***, изложенные в протесте от ******, а именно в месячный срок привести в соответствие с федеральным законодательством Положение о порядке предоставления субсидий на возмещение затрат ресурсоснабжающим организациям, возникающих в ходе реализации плана мероприятий по созданию, реконструкции или модернизации объектов коммунальной инфраструктуры ****** от ***
В судебном заседании старший помощник прокурора ***ФИО1 заявленные требования поддержала, по основаниям изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации ***ФИО2 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что в настоящее время проводится работа по приведению нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд находит административные исковые требования заместителя прокурора *** подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Из материалов дела видно, что прокуратурой *** в ходе проведения проверки соответствия федеральному и региональному законодательству нормативных правовых актов органов местного самоуправления установлено, что постановлением администрации ****** от *** утверждено Положение о порядке предоставления субсидий на возмещение затрат ресурсоснабжающим организациям, возникающих в ходе реализации плана мероприятий по созданию, реконструкции или модернизации объектов коммунальной инфраструктуры ***, отдельные нормы которого противоречат федеральному законодательству.
Пунктом 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждением), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, в соответствии с п.3 ст. 78 бюджетного кодекса РФ должны соответствовать общим требованием, установленным Правительством РФ.
Такие требования утверждены Постановлением Правительства РФ от ****** «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лица - производителям товаров, работ, услуг».
По своей структуре и содержанию Положение не в полной мере соответствует общим требованиям.
В разделе 2 «Условия и порядок предоставления субсидий» Положения определены условия предоставления субсидий. Однако в силу п.4 Общих требований такая информация включению в соответствующий раздел муниципального правового акта местной администрации не подлежит.
Анализ правовых норм Общих требований (подп. «а», «б» п. 4, п. 9) позволяет сделать вывод о том, что рассмотрение представленных получателем субсидии документов, а также принятие решения о ее предоставлении принимается главным распорядителем бюджетных средств.
Названные полномочия администрацией *** ( п. 2.3.1, 2.3.3) неправомерно возложены на специально созданную комиссию по рассмотрению документов и принятию решения о предоставлении ( отказе в предоставлении) субсидий.
В то же время п. 1.3.1 Положения определено, что главным распорядителем средств городского бюджета является управление городского хозяйства администрации города функции главного распорядителя средств бюджета *** по предоставлению субсидий и осуществлению рассмотрения документов претендентов на предоставление субсидий выполняет Управление городского хозяйства администрации города.
Таким образом, указанный пункт содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный п. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ****** «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», а именно широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления ( их должностных лиц).
Срок перечисления субсидии, установленный п. 2.9.1 Положения не отвечает требованием п.9 Общих требований, в силу которого субсидии перечисляются не позднее десятого рабочего дня после принятия главным распорядителем бюджетных средств решения о ее предоставлении ( п. 2.9.1 - в течение 15 дней с момента заключения соглашения).
Пункт 3.1 Положения, обязывающий ресурсоснабжающие организации, получившие субсидии ежеквартально и ежегодно представлять в управление городского хозяйства отчет о расходовании субсидии противоречит п.5 Общих требований, в соответствии с которым требования к отчетности предусматривают определение порядка, сроков и формы представления получателем субсидии отчетности о достижении показателей, указанных в подпункте «з» пункта 4 настоящего документа, или право главного распорядителя как получателя бюджетных средств устанавливать в соглашении сроки и формы представления получателем субсидии указанной отчетности.
Вопреки требованиям п.п. 4 п.3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ Положение не содержит также случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством ( реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году.
На постановление администрации ****** от *** «Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий на возмещение затрат ресурсоснабжающим организациям, возникающих в ходе реализации плана мероприятий по созданию, реконструкции или модернизации объектов коммунальной инфраструктуры ***» прокуратурой ****** исх. *** принесен протест.
Согласно ответу на протест от *** исх. *** нормативный правовой акт будет приведен в соответствие с федеральным законодательством.
Однако до настоящего времени требования прокурора *** не исполнены, постановление администрации ****** от *** «Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий на возмещение затрат ресурсоснабжающим организациям, возникающих в ходе реализации плана мероприятий по созданию, реконструкции или модернизации объектов коммунальной инфраструктуры ***» в соответствие с федеральным законодательством не приведено.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Конституции РФ Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.
Согласно ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии со ст. 129 Конституции РФ полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ****** «О прокуратуре РФ» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Таким образом, не выполнив требований указанных федеральных законов и законных требований прокуратуры ***, длительное время администрацией *** были нарушены интересы РФ в сфере безусловного и единообразного исполнения законов.
Помимо этого, бездействием администрации *** нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан, жителей ***.
При таких обстоятельствах административные исковые требования заместителя прокурора *** подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию *** выполнить в полном объеме требования прокурора ***, изложенные в протесте от ******, а именно в месячный срок привести в соответствие с федеральным законом законодательством Положение о порядке предоставления субсидий на возмещение затрат ресурсоснабжающим организациям, возникающих в ходе реализации Плана мероприятий по созданию, реконструкции или модернизации объектов коммунальной инфраструктуры ***, утвержденное постановлением администрации ****** от ***
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Мичуринский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено ***
председательствующий - О.Н. Михкельсон