ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1750/2021 от 09.12.2021 Тулунского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тулун 9 декабря 2021 г.

Тулунский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи – Татаринцевой Е.В.,

при секретаре – Синицыной К.Н.,

с участием:

административных истцов – ФИО1, ФИО2,

представителя административного ответчика – главы Афанасьевского сельского поселения ФИО3, действующего на основании распоряжения от ......***,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1750/2021 по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к администрации Афанасьевского сельского поселения о признании бездействия незаконным,

установил:

ФИО1, ФИО4 обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Афанасьевского сельского поселения (далее также администрация) о признании бездействия незаконным.

В обоснование заявленных требований они указали, что ...... на **** талые воды перешли на **** и затопили жилые дома по ****

Полагают, что затопление талыми водами произошло по вине администрации, которая не выполнила необходимые работы по очистке стоков вдоль дорог (один из стоков был перекопан, что послужило причиной того, что талые воды с полей затопили их дома).

...... и ...... они обращались к мэру Тулунского муниципального района и главе Афанасьевского сельского поселения с заявлениями об установлении виновных лиц или организаций, создании комиссии для выяснения причин перехода воды через **** в .......... на ......, но ответов до настоящего времени не получили.

Просили признать бездействие администрации Афанасьевского сельского поселения по решению вопросов, касающихся водоотведения по **** в ****, приведших к затоплению жилых домов по ****......, незаконным.

Определением Тулунского городского суда Иркутской области от ...... была произведена замена истца ФИО4 на ФИО2 в связи вступлением последней в брак ...... и сменой фамилии (л.д. ..........).

Представитель истцов ФИО5, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Суд находит возможным рассмотреть дело в соответствии с ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В судебном заседании административный истец ФИО1 требования административного иска поддержала в полном объёме. Суду пояснила, что ...... они ходили в администрацию сельского поселения и говорили, что на дороге скопилась вода. Глава администрации сказал, что ничего страшного, а когда она приехала из ****, то в доме было по колено воды, в воде плавали вещи. Она живет одна, имеет на иждивении дочь, а от администрации никакой помощи не было. Ответ на заявление из администрации района они получили в первых числах ...... г., а из администрации сельского поселения ответ не получали. В **** водоотведение как коммунальная услуга не предоставляется. В период после случившегося и до момента обращения в суд она не болела, на длительное время никуда не уезжала. На момент затопления квартиры она вступила в наследство на жилое помещение, в котором проживает, по адресу: ****.

Административный истец ФИО2 требования административного иска также поддержала. Суду пояснила, что проживает по ********. У неё затопило подполье, в котором была семенная картошка, кочегарку. Талая вода шла с полей, скопилась на **** пошла на **** причин для пропуска ею срока на обращение в суд с административным иском нет.

Представитель административных истцов ФИО5, ранее принимавший участие в рассмотрении дела, требования административного иска также поддержал, пояснив, что администрацией Афанасьевского сельского поселения никаких действий для отведения воды не предпринималось, а когда пошла вода, то меры были приняты в течение одного дня. Полагает, что срок на обращение в суд не пропущен, поскольку ответ на заявление из администрации Афанасьевского сельского поселения не поступал.

Представитель административного ответчика – глава Афанасьевского сельского поселения ФИО3 требования административного иска не признал.

В возражениях на исковое заявление администрация Афанасьевского сельского поселения указала, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения. В Перечень автомобильных дорог, утверждённый администрацией Афанасьевского сельского поселения 18 апреля 2011 г. № 05-ПГ (в редакции постановления от 26 ноября 2019 г. № 38-ПГа), автомобильная дорога по **** не включена, так как на основании постановления Правительства Иркутской области от 5 августа 2016 г. № 478-пп она является автомобильной дорогой регионального или межмуниципального значения. В связи с тем, что автомобильная дорога является собственностью Иркутской области и не относится к автомобильным дорогам Афанасьевского сельского поселения, администрация Афанасьевского сельского поселения не может осуществлять дорожную деятельность и нести расходы в отношении указанной автомобильной дороги (л.д. ..........).

Выслушав стороны, представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В определении от 28 июня 2018 г. № 1656-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации действует во взаимосвязи с частью 11 этой же статьи, возлагающей обязанность доказывания названного в оспариваемом пункте обстоятельства на лицо, обратившееся в суд. Такое распределение бремени доказывания по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обусловлено принципом состязательности административного судопроизводства и характером спорных отношений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2017 г. № 725-О, от 18 июля 2017 г. № 1750-О, от 26 октября 2017 г. № 2485-О и от 24 апреля 2018 г. № 1089-О).

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяющим государственные гарантии его осуществления, установлено, что вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абз. 12 ч. 1 ст. 2).

Из положений п. 4 ч. 1 ст. 14 названного закона следует, что к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

К вопросам местного значения городского поселения в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного самоуправления городского поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Как указано в ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 – 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

На основании пп. 1, 2, 7 ст. 2 Закона Иркутской области от 3 ноября 2016 г. № 96-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» за сельскими поселениями Иркутской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные п. п. 4, 5, 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

К числу сельских поселений, на которые распространяется действие указанных пунктов, относится Афанасьевское муниципальное образование (п. 21.4 Приложения № 1, п. 23.4 Приложения № 2, п. 20.4 Приложения № 7).

Частью .......... ст. .......... Устава Афанасьевского муниципального образования к вопросам местного значения отнесены: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. ***); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов сельского поселения в обеспечение безопасности на них (п. ***); участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (п. ***) (л.д. ..........).

Из представления Тулунского межрайонного прокурора от ......*** усматривается, что в период с ...... на ...... в результате обильного снеготаяния вследствие высокой температуры воздуха талыми водами с сельскохозяйственного поля была частично подтоплена автомобильная дорога областного подчинения, а также усадьбы жилых домов по **** (л.д. ..........).

Как следует из постановления Правительства Иркутской области от 5 августа 2016 г. № 478-пп автомобильная дорога .........., проходящая по **** (от границы **** (км ..........) до границы **** (км ..........)) (..........), является автомобильной дорогой общего пользования регионального или межмуниципального значения Иркутской области (л.д. ..........).

В Перечень автомобильных дорог Афанасьевского сельского поселения, согласно приложению *** к постановлению главы администрации Афанасьевского сельского поселения от ......***, входит **** (п. ***) (л.д. ..........).

Из материалов дела следует, что на основании договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ...... собственниками квартиры по адресу: ****, являлись Л. и М. (л.д. ..........).

......Л. и М. вступили в брак, после регистрации которого жене была присвоена фамилия ФИО1 (запись акта о регистрации брака от ......*** составлена Афанасьевской сельской администрацией Тулунского района) (л.д. ..........).

......Л. умер (л.д. ..........).

...... нотариусом Тулунского нотариального округа Иркутской области ФИО1 было выдано свидетельство о праве на наследство по закону – .......... доли в праве обще долевой собственности на квартиру, находящуюся по адресу: **** (л.д. ..........).

Административный истец ФИО2 (л.д. ..........) вместе с детьми: И. и И.Ю. (л.д. ..........) являются собственниками квартиры и земельного участка, находящихся по адресу: ****, в размере по .......... доли каждый (л.д. ..........).

...... административные истцы обратились к мэру Тулунского муниципального района Г., главе Афанасьевского сельского поселения ФИО3 с заявлением, в котором указали, что ...... на территории **** талые воды перешли на территорию **** и затопили их жилые дома, расположенные по адресам: ****. На день обращения никаких мер по устранению последствий не принято, виновные лица или организации не установлены. Просили создать комиссию для выяснения причин перехода воды через ****, скопления воды с правой стороны от ****, установления виновных лиц и организаций (л.д. ..........).

В ответе от ......*** мэр Тулунского муниципального района Г. указал, что ...... в результате повышения температуры воздуха до + 14?С произошло интенсивное таяние снега в ****. На место для принятия мер по ликвидации последствий выезжали: мэр Тулунского муниципального района Г., первый заместитель мэра Тулунского муниципального района Ш., заведующий отделом по делам ГО и ЧС – начальник МКУ «ЕДДС» Тулунского района К., ведущий эксперт Тулунского отдела инспектирования дорог ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации дорог Иркутской области» К.Н., директор филиала «Тулунский» ОАО «Дорожная служба Иркутской области» А., начальник .......... ПСО ФПС ГУ МЧС России по Иркутской области Ф., на месте находился глава Афанасьевского сельского поселения ФИО3 Было принято решение привлечь силы ОАО «Дорожная служба Иркутской области» в количестве .......... единиц техники, .......... дорожных рабочих. В результате устранены заторы, освобождены ото льда и снега водосливные канавы, подготовлены углубления для отвода воды, всего отработано около одного километра водосливных канав. Администрацией Афанасьевского сельского поселения ...... с ОАО «Дорожная служба Иркутской области» заключен договор *** на оказание услуг спецтехники по проведению в осенний период ...... г. работ по расчистке и изготовлению водосливных канав вдоль автомобильных дорог **** (л.д. ..........).

Аналогичный ответ был дан административным истцам ......*** главой администрации Афанасьевского сельского поселения (л.д. ..........).

Как следует из договора на оказание услуг спецтехники от ......***, он заключён между администрацией Афанасьевского сельского поселения и АО «Дорожная служба Иркутской области» на оказание услуг с использованием спецтехники, определённой в приложении *** к договору, с целью проведения работ по содержанию автомобильных дорог в соответствии с условиями данного договора на объектах заказчика на основании заявок. Срок действия договора – до ...... (п. п. *** (л.д. ..........).

В ответе на представление прокурора от ......*** глава администрации Афанасьевского сельского поселения ФИО3 указал, что выявленные прокурором нарушения законодательства, причины и условия им способствующие устранены, ведущий специалист администрации А.М. привлечён к дисциплинарной ответственности (л.д. ..........).

Из распоряжения администрации Афанасьевского сельского поселения от ......*** усматривается, что А.М. – ведущему специалисту администрации Афанасьевского сельского поселения за ненадлежащее исполнение обязанностей было объяснено замечание (л.д. ..........).

Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (далее – ПДД), под дорогой понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В силу п. 3.36 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утверждённых приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. № 1034/пр (далее – СП 42.13330.2016), улицей является территория общего пользования, ограниченная красными линиями улично-дорожной сети городского и сельского поселения.

Улично-дорожная сеть (УДС) – это система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы УДС закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая УДС, относится к землям общего пользования транспортного назначения (п. 3.37 СП 42.13330.2016).

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение – прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Под сточными водами централизованной системы водоотведения согласно п. 23 ст. 2 указанного Федерального закона принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

В силу п. 10 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации под строчными водами понимаются дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

Поверхностными (дождевыми, ливневыми, талыми) сточными водами являются сточные воды, которые образуются в процессе выпадения дождей и таяния снега (п. 3.4 «Свода правил. Канализация. Наружные сети и сооружения» СНиП 2.04.03-85, утверждён и введён в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 25 декабря 2018 г. № 860/пр (далее – СНиП 2.04.03-85).

Согласно п. 7.1.7 СНиП 2.04.03-85 для предотвращения загрязнения водных объектов талым стоком в зимний период с территорий поселений и городских округов с развитой сетью автомобильных дорог и интенсивным движением транспорта, необходимо предусматривать организацию уборки и вывоза снега с депонированием на «сухие» снегосвалки или его сброс в снегоплавильные камеры с последующим отводом талых вод в канализационную сеть.

Пунктом 7.1.10 СНиП 2.04.03-85 определено, что на территории городских и сельских поселений, промышленных предприятий следует предусматривать закрытые системы отведения поверхностных сточных вод. Отведение по открытой системе водостоков с применением лотков, канав, кюветов, оврагов, ручьев и малых рек допускается для селитебных территорий с малоэтажной индивидуальной застройкой, поселков в сельской местности, а также парковых территорий с устройством мостов или труб на пересечениях с дорогами. В пешеходной зоне и внутридворовых проездах многоэтажной застройки в городских и сельских поселениях допускается использование открытых лотков с малой площадью поперечного сечения согласно СП 42.13330. Отведение на очистку поверхностного стока от автомобильных дорог и объектов дорожного сервиса, расположенных вне городских и сельских поселений, допускается выполнять лотками и кюветами.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций (пп. «а»); осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (пп. «г»); осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (пп. «н»); разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований (пп. «о»).

Из протокола заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах администрации Тулунского муниципального района ......, утверждённого мэром Тулунского района, видно, что по вопросу подготовки к противопаводковому периоды комиссией было принято решение рекомендовать главам администраций сельских поселений Тулунского муниципального района до ......: провести уточнение зон экстренного оповещения населения при угрозе и (или) возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными гидрологическими явлениями; обеспечить готовность местных систем оповещения в населённых пунктах, подпадающих в зону наибольшего риска подтопления, с использованием всех существующих средств оповещения; в населённых пунктах, подверженных подтоплениям, провести мероприятия по подготовке сточных канав к пропуску талых и склоновых вод, а также готовности мобильных средств для откачки воды (л.д. ..........).

Постановлением администрации Афанасьевского сельского поселения от ...... был утверждён План основных противопаводковых мероприятий на территории Афанасьевского сельского поселения (далее – План) (л.д. ..........).

Согласно п. п. 5 и 6 данного Плана в перечень планируемых мероприятий были включены: подготовка данных о численности населения, находящегося в зоне возможного подтопления (затопления), и очистка от снега кюветов, пропускных труб мостов. Проведение указанных мероприятий запланировано на ...... г. (л.д. ..........).

Частью 1 ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В судебном заседании было установлено, и данный факт не оспаривался сторонами, что централизованной системы водоотведения в **** нет, а накопившийся с полей снег, таяние которого привело к подтоплению домов по ****, находился у автомобильной дороги общего пользования регионального значения по **** указанной деревни.

Частью 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 1.1 указанной статьи, если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Поскольку в **** отсутствует централизованная система водоотведения, принимающая, в том числе талые воды; СНиП 2.04.03-85 предусматривает для сельских поселений возможность использования не водоотведения, а отведения водостоков с применением как закрытой, так и открытой системы с использованием лотков, канав, кюветов, оврагов; администрацией Тулунского муниципального района в рамках предупреждения чрезвычайных ситуаций органам местного самоуправления сельских поселения было рекомендовано подготовить сточные канавы к пропуску талых вод, администрацией Афанасьевского сельского поселения данное мероприятие включено в план работы по противопаводковым мероприятиям, но в должной мере не выполнено, вместе с тем после случившегося приняты меры к очистке сточных канав вдоль автомобильных дорог путём заключения договора об оказании услуг в АО «Дорожная служба Иркутской области»; бездействие органа местного самоуправления произошло ......, ответ на заявление административным истцам был дан вышестоящим органом – администрацией Тулунского муниципального района ...... и факт его получения в начале ...... г. не оспаривался ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании; мероприятия по подготовке сточных канав к пропуску талых и склоновых вод должны были быть выполнены в ...... г., трёхмесячный срок по выполнению противопаводковых мероприятий к моменту подачи административными истцами административного иска (......) истёк, то требования административного иска не подлежат удовлетворению.

Доводы административных истцов об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд в связи с тем, что они не получали ответ администрации Афанасьевского сельского поселения на их заявление, не принимаются судом, поскольку данный ответ идентичен ответу администрации Тулунского муниципального района от ...... (полностью совпадает), администрацией Афанасьевского сельского поселения для расчистки сточных канав заключён договор с АО «Дорожная служба Иркутской области», а кроме того, с наступлением зимы обязанность по очистке сточных канав для пропуска талых вод в ...... г. у органа местного самоуправления прекратилась.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО1, ФИО2 к администрации Афанасьевского сельского поселения о признании бездействия незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Тулунский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Е.В. Татаринцева

Решение принято судом в окончательной форме 13 декабря 2021 г.