ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1750/2021 от 28.06.2021 Коминтерновского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

ДЕЛО № 2а-1750/2021

УИД: 36RS0002-01-2021-000264-30

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июня 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Оробинской О.В.,

при секретаре Асановой Р.Ю.,

с участием представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2,

представителя административного ответчика Администрации Чебулинского муниципального округа Кемеровской области по доверенности ФИО3,

представителя заинтересованного лица Комитета по управлению муниципальным имуществом Чебулиского муниципального района Кемеровской области по доверенности ФИО4,

представителя заинтересованного лица ООО «Чебулинское» по доверенности ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску ФИО1 к Администрации Чебулинского муниципального района Кемеровской области о признании незаконным постановления об отмене аукциона на право заключения договора купли-продажи земельного участка, обязании составить и опубликовать протокол результатов проведения торгов, указав победителя торгов,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Администрации Чебулинского муниципального округа Кемеровской области, в котором указал, что на 26.10.2020, 14 часов 00 минут было назначено проведение торгов на право заключения договора купли-продажи земельного участка, площадью 26945 кв.м, категория земель – «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – «хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, для иных видов сельскохозяйственного использования», с кадастровым номером (№), местоположение: Российская Федерация, <адрес>, государственная собственность на который не разграничена. Торги были проведены с его участием, и он был признан победителем, о чем имеется аудиозапись. При этом административным ответчиком были допущены нарушения, которые существенным образом повлияли на результат аукциона. Организатор торгов уклонился от подписания протокола итогов проведения торгов. Несмотря на факт проведения торгов и объявления победителя, организатор торгов опубликовал постановление от 26.10.2020 № 596-п «Об отмене аукциона на право заключения договора купли-продажи земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>». В постановлении не указаны основания и причины отмены торгов. В силу ст. 449 ГК РФ признание торгов недействительными допускается только в судебном порядке и только по иску заинтересованного лица. Отмена результатов торгов самим организатором торгов после их проведения недопустима. Заявители, подавая заявку на участие в торгах, согласились с конкурсной документацией, запросов о разъяснении в адрес организатора торгов не направляли. Кроме того, извещение об отмене торгов было опубликовано 26.10.2020 в 13 часов 22 минуты по Московскому времени, или в 17 часов 22 минуты по месту проведения торгов, то есть административный ответчик вынес постановление об отмене торгов после их проведения, что не допустимо и не соответствует ст. 448 ГК РФ.

Просил признать постановление Администрации Чебулинского муниципального округа Кемеровской области от 26.10.2020 № 596-п «Об отмене аукциона на право заключения договора купли-продажи земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>» незаконным; обязать Администрацию Чебулинского муниципального округа Кемеровской области составить и опубликовать протокол результатов проведения торгов (т. 1, л.д. 5-7).

Определением суда от 19.05.2021, занесенным в протокол судебного заседания, приняты уточнения предмета административных исковых требований, согласно которым административный истец ФИО1 просит признать постановление Администрации Чебулинского муниципального округа Кемеровской области от 26.10.2020 № 596-п «Об отмене аукциона на право заключения договора купли-продажи земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>» незаконным; обязать Администрацию Чебулинского муниципального округа Кемеровской области составить и опубликовать протокол результатов проведения торгов; обязать администрацию Чебулинского муниципального округа Кемеровской области, указать в протоколе проведения торгов победителя торгов ФИО1 (т. 2, л.д. 53-54, т. 2, л.д. 218). Указанным определением отказано в принятии уточнений предмета административных исковых требований в части: признать состоявшимся открытый конкурс по составу участников и закрытый по форме подачи предложений по продаже земельного участка местоположением: <адрес> с разрешенным использованием хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, для иных видов сельскохозяйственного использования, государственная собственность на который не разграничена.

В процессе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Комитет по управлению муниципальным имуществом Чебулинского муниципального района Кмеровской области, ООО «Чебулинское», ООО «Усть-Сертинское», ООО «АГРО-ИМПУЛЬС».

Судебное заседание по делу было назначено на 19.05.2021, 10.15 час., затем объявлен перерыв до 23.06.2021, 10.15 час., затем объявлен перерыв до 28.06.2021, 11.00 час.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, пояснил изложенное.

Представитель административного ответчика Администрации Чебулинского муниципального округа Кемеровской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, поддержала письменные возражения на иск (т. 1, л.д. 37-45, 48-56).

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению муниципальным имуществом Чебулиского муниципального района Кемеровской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, поддержал письменный отзыв на иск (т. 1, л.д. 58-65).

Представитель заинтересованного лица ООО «Чебулинское» по доверенности ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, поддержала письменные возражения на иск (т. 1, л.д. 193-196, т. 2, л.д. 1-4, л.д. 86-90, 121-125, 169-171, 194-196).

Представитель ООО «Усть-Сертинское» после объявленного перерыва в судебное заседание не явился, до объявления перерыва представители по доверенности ФИО6, ФИО7 возражали против удовлетворения заявленных административных исковых требований, поддержали письменные возражения на иск (т. 1, л.д. 185-189, т.2 л.д. 47-51).

Представитель заинтересованного лица ООО «АГРО-ИМПУЛЬС» в в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, прослушав приобщенную к материалам дела аудиозапись, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государствен­ной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных от­дельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наде­ленные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что на­рушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осу­ществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возло­жены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодек­сом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездей­ствия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы админи­стративного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано со­ответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) пол­номочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого дей­ствия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия ос­париваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие осно­вания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Частями 18, 19 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ установлено, что организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона («шаг аукциона»). «Шаг аукциона» устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона. Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 года № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» адрес сайта www.torgi.gov.ru определен в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении аукционов по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ предусмотрены случаи, когда земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона.

Пунктом 24 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи. Извещение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте организатором аукциона в течение трех дней со дня принятия данного решения. Организатор аукциона в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в проведении аукциона обязан известить участников аукциона об отказе в проведении аукциона и возвратить его участникам внесенные задатки.

В соответствии с частью 4 статьи 448 Гражданского кодекса РФ если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.

Судом установлено, что 25.09.2020 администрацией Чебулинского муниципального округа Кемеровской области вынесено постановление № 497-п о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи земельного участка по адресу: <адрес>. Согласно пункту 2 указанного постановления начальная цена предмета аукциона 47 692,65 руб., размер задатка 9538,53 руб., шаг аукциона 2384,63 руб. (т. 1, л.д. 16-17).

25.09.2020 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.torgi.gov.ru было размещено извещение № 250920/1217416/01 о проведении открытого аукциона на право заключения договора купли-продажи земельного участка, площадью 26 945 кв.м, с кадастровым номером (№), по адресу: <адрес>. Организатор аукциона являлся Комитет по управлению муниципальным имуществом Чебулинского муниципального района. Дата и время начала приема заявок 25.09.2020, 16:30, дата и время окончания приема заявок 26.10.2020, 13:00. Дата и время проведения аукциона 26.10.2020, 14.00. Место проведения аукциона: 652270, Кемеровская область. Чебулински район, пгт. Верх-Чебула, ул. Мира д. 4 (т. 1, л.д. 9-12).

На участие в аукционе поступили следующие заявки:

1. ООО «Усть-Сертинское» от 07.10.2020 на право заключения договора аренды данного земельного участка (т. 1, л.д. 76-99).

2. ООО «АГРО-ИМПУЛЬС» от 26.10.2020 на право заключения договора купли-продажи данного земельного участка (т. 1, л.д. 100-118).

3. ФИО8 от 26.10.2020 на право заключения договора купли-продажи данного земельного участка (т. 1, л.д. 119-128).

4. ФИО9 от 26.10.2020 на право заключения договора купли-продажи данного земельного участка (т. 1, л.д. 129-134), который впоследствии не был допущен к участию в аукционе.

Как следует из прослушанной в судебном заседании аудиозаписи (т. 1, л.д. 14), пояснений представителей сторон, 26.10.2020 в 14.00 часов торги были проведены, победителем был объявлен ФИО1 При этом уже после проведения торгов 26.10.2020 в 13 часов 22 минуты по Московскому времени (17 часов 22 минуты по местному) на сайте www.torgi.gov.ru было опубликовано сообщение об отмене торгов по всему извещению в связи с изданием Постановления Администрации Чебулинского муниципального округа от 26.10.2020 № 596-п «Об отмене аукциона на право заключения договора купли-продажи земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>».

Таким образом, в силу изложенных выше обстоятельств, у административного ответчика отсутствовали правовые основания для принятия решения об отказе от проведения аукциона после его проведения.

Вместе с тем, судом установлено, что в силу подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ земельный участок с кадастровым номером (№) не мог являться предметом аукциона, поскольку на данном земельном участке расположены задания с кадастровыми номерами (№), принадлежащие ООО «Чебулинское», что подтверждается представленными в суд выписками из ЕГРН (т. 2, л.д. 5-25).

Кроме того, действия Комитета по управлению муниципальным имуществом Чебулинского муниципального района Кемеровской области по проведению вышеуказанного аукциона не соответствовали требованиям к форме и порядку проведения аукциона, установленным статьями 39.11, 39.12, 39.3 Земельного кодекса РФ, а именно: в извещении о проведении аукциона, опубликованного в «Чебулинская газета» 08.10.2020, фактически указано право аренды, а именно: ЛОТ-1 - аренда на земельный участок, из земель населенного пункта с кадастровым номером (№), по адресу: <адрес>, тогда как на официальном сайте указано – продажа; содержание конкурсной документации противоречит извещению о проведение аукциона и положениям ЗК РФ, а именно: в конкурсной документации фактически прописаны условия проведения конкурса не в форме аукциона, а в форме публичного предложения (закрытые конверты с ценой). Данные обстоятельства подтверждены решением Управления Федеральной антимонопольной службы от 17.05.2021, вынесенному по заявлению административного истца ФИО1, которое в силу ст.ст. 59-62 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами, подтверждающими вышеуказанные обстоятельства, суд считает возможным принять во внимание.

Так же стороной административных ответчиков в судебное заседание представлено Постановление Администрации Чебулинского муниципального округа от 31.05.2021 № 369-па, которым фактически устранены несоответствия вышеприведенным правовым нормам оспариваемого решения, а именно в пункт 1 Постановления Администрации Чебулинского муниципального округа от 26.10.2020 № 596-п «Об отмене аукциона на право заключения договора купли-продажи земельного участка, находящегося по адресу: Российская Федерация, <адрес>» внесены изменения – слова «отменить аукцион» заменены словами «аннулировать (отменить) результаты (итоги) аукциона». 31.05.2021 составлен протокол о результатах торгов и об отмене (аннулировании) результатов (итогов) торгов (т. 2, л.д. 190-193).

Согласно представленной в суд заявки на возврат № 6 Комитетом по управлению муниципальным имуществом Чебулинского муниципального района административному истцу ФИО1 26.10.2020 возвращены денежные средства в сумме 9538,53 руб., уплаченные им в качестве задатка для участия в аукционе (т. 2, л.д. 213-215).

Следует также указать, что в соответствии с выпиской из ЕГРН спорный земельный участок в настоящий момент собственником земельного участка с кадастровым номером (№), по адресу: Российская Федерация, <адрес> является ООО «Чебулинское» на основании договора купли-продажи находящегося в муниципальной собственности земельного участка от 03.02.2021 № 04 (т. 2, л.д. 145-147).

В силу пункта 1 части 9 статьи 226 КАС РФ обязательным условием для удовлетворения административного искового заявления является нарушение прав и свобод гражданина, обратившегося в суд за защитой своих прав.

Из положений статьи 46 Конституции РФ и положений главы 22 КАС РФ следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

Исходя из указанного, административное исковое заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

Анализируя установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку при изначально незаконно проведенном аукционе в отношении спорного земельного участка, признание незаконным постановления, отменяющего данный аукцион, не будет способствовать восстановлению нарушенных прав административного истца. Более того, будет являться незаконным и указанный административным истцом способ восстановления нарушенных прав о возложении обязанности составить и опубликовать протокол проведения торгов, указав в протоколе проведения торгов победителя ФИО1 Помимо этого, суд учитывает, что на момент рассмотрения дела спорный земельный участок продан муниципальным образованием иному лицу, что также делает невозможным применения испрашивамого административным истцом способа защиты нарушенного права. При этом суд считает, что при указанных обстоятельствах права административного истца не нарушены, материальные затраты в виде внесенного задатка стороной административного ответчика истцу возращены.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Администрации Чебулинского муниципального района Кемеровской области о признании незаконным постановления от 26.10.2020 № 596-п «Об отмене аукциона на право заключения договора купли-продажи земельного участка, находящегося по адресу: Российская Федерация, <адрес>», возложении обязанности составить и опубликовать протокол результатов проведения торгов, указать в протоколе проведения торгов победителя торгов ФИО1 – отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: О.В. Оробинская

Решение в окончательной форме изготовлено 12.07.2021.

ДЕЛО № 2а-1750/2021

УИД: 36RS0002-01-2021-000264-30