ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1751/18 от 13.09.2018 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

В окончательной форме решение суда принято 17 сентября 2018 года

Дело № 2а-1751/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ялта 13 сентября 2018 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Зайцевой М.О., с участием: истца – Суворова Н.Е., представителя ответчика УМВД – Казаковой Е.Н., представителя ответчика МВД РФ – Надворного Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Суворова Николая Евгеньевича к Управлению Министерства внутренних дел России по городу Ялте Республики Крым, следователю следственного отдела полиции № 2 «Ливадийский» УМВД России по городу Ялте Колесниковой Людмиле Вячеславовне, Министерству внутренних дел Российской Федерации, с участием заинтересованного лица – Отдел полиции № 2 «Ливадийский» УМВД России по городу Ялте о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л :

Суворов Н.Е. обратился в суд с иском о признании незаконными действий (бездействия) Управления МВД России по гор. Ялте в лице территориального органа – отдела полиции № 2 «Ливадийский УМВД России по гор. Ялте и должностного лица – следователя следственного отдела полиции № 2 «Ливадийский» УМВД России по гор. Ялте Колесниковой Л.В. по ненадлежащему рассмотрению его заявления о выплате вознаграждения адвокату, участвующему в уголовном деле № 1701350009087346 по назначению следователя; возложении обязанности на Управление МВД России по гор. Ялте устранить нарушение его прав и выплатить в его пользу задолженность по оплате труда адвоката в размере 23924 рублей.

Исковые требования мотивированы тем, что истец является адвокатом и был привлечен следователем в период с 11.07.2017 года по 27.12.2017 год в качестве защитника по представлению интересов обвиняемого в порядке статей 50, 51 УПК РФ по уголовному делу № 1701350009087346 на стадии предварительного следствия. 27 декабря 2017 года следователю следственного отдела полиции № 2 «Ливадийский» УМВД России по гор. Ялте» Колесниковой Л.В. им было подано заявление о выплате вознаграждения за оказание правовой помощи по вышеуказанному уголовному делу, которое подлежало рассмотрению в течение трех суток. 26 января 2018 года он обратился с заявлением на имя начальника ОП № 2 «Ливадийский» с просьбой сообщить о результатах рассмотрения его заявления, однако до настоящего времени результаты рассмотрения его заявления ему неизвестны, выплата вознаграждения не произведена. Поскольку до настоящего времени никакого решения по выплате ему вознаграждения так и не принято, полагает, что ответчики неправомерно бездействуют, нарушая тем самым его конституционное право на оплату труда.

Истец в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика УМВД по городу Ялте, представитель ответчика МВД РФ исковые требования не признали. Возражения мотивированы тем, что для оплаты адвокату вознаграждения за участие в уголовном деле за прошедший бюджетный период необходимо включение указанных выплат в кредиторскую задолженность очередного финансового года. Вместе с тем, постановление о выплате адвокату Суворову Н.Е. вознаграждения за участие в уголовном деле в 2017 году поступило в бухгалтерию УМВД России по гор. Ялте только 30.01.2018 года, когда возможность включения указанной в постановлении суммы в кредиторскую задолженность была утрачена, соответственно и осуществить оплату в 2018 финансовом году постановления о выплате вознаграждения адвокату за прошлый бюджетный период (2017 год) не представлялось возможным. Кроме того, указанная истцом в его заявлении сумма вознаграждения не совпадает с суммой вознаграждения, указанной в постановлении следователя.

Ответчик – следователь Колесникова Л.В., представитель заинтересованного лица – отдела полиции № 2 «Ливадийский» в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомили.

В соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения истца и возражения представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Суворов Николай Евгеньевич является адвокатом (удостоверение № 1524, выданное 18 апреля 2016 года ГУ Министерства России по Республике Крым и гор. Севастополю).

Частью 5 ст. 50 УПК РФ предусмотрено, что в случае, если адвокат участвует в производстве предварительного расследования или судебном разбирательстве по назначению дознавателя, следователя или суда, расходы на оплату его труда компенсируются за счет средств федерального бюджета.

Согласно ч. 2 ст. 131 УПК РФ, к процессуальным издержкам относятся в том числе суммы, выплачиваемые адвокату за оказание им юридической помощи в случае участия адвоката в уголовном судопроизводстве по назначению.

Суммы, указанные в части второй настоящей статьи, выплачиваются по постановлению дознавателя, следователя, прокурора или судьи либо по определению суда (ч. 3).

В соответствии с п. 8 ст. 25 Федерального Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», труд адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, оплачивается за счет средств федерального бюджета. Расходы на эти цели учитываются в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год и соответствующей целевой статье расходов; размер и порядок вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что 27 декабря 2017 года Суворов Н.Е. обратился к следователю следственного отдела полиции № 2 «Ливадийский» УМВД России по гор. Ялте Колесниковой Л.В. с заявлением о выплате ему, как адвокату, вознаграждения за оказание правовой помощи ФИО-1, обвиняемому в совершении преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, п. «а», «в» ч. 3 ст. 158 УК РФ, ч. 1 ст. 226 УК РФ по уголовному делу № 1701350009087346 за счет средств федерального бюджета в размере 23924 рублей.

Согласно представленных ответчиками материалов, 27.01.2018 года следователем следственного отдела полиции № 2 «Ливадийский» УМВД России по городу Ялте Колесниковой Л.В. было вынесено постановление о выплате адвокату Суворову Н.Е. вознаграждения за участие в уголовном деле № 1701350009087346 в период с 11.07.2017 года по 27.12.2017 год, которое поступило в бухгалтерию УМВД России по гор. Ялте 30.01.2018 года (л.д. 54).

Указанное постановление было возвращено 16.03.2018 года Начальнику следственного отдела ОП № 2 «Ливадийский» УМВД России по гор. Ялте на доработку (л.д. 53).

27 марта 2018 года следователем СО по расследованию преступлений на территории обслуживания ОП № 2 «Ливадийский» УМВД России по гор. Ялте Колесниковой Л.В. вновь было вынесено постановление о выплате адвокату Суворову Н.Е. вознаграждения за оказание правовой помощи ФИО-1 по уголовному делу в размере 16880 рублей за счет средств федерального бюджета (л.д. 24-27).

01 июня 2018 года документы для выплаты вознаграждения адвокату Суворову Н.Е. были возвращены УМВД России по гор. Ялте начальнику следственного отделения ОП № 2 «Ливадийский» без исполнения.

Основанием возврата документов указано, что согласно заявлению, адвокат участвовал в уголовном деле № 1701350009087346 в период с 11.07.2017 года по 10.12.2017 год.

Согласно требований Бюджетного кодекса РФ, оплату постановлений прошлых бюджетных периодов необходимо производить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов, соблюдать полноту отражения расходов (задолженности) и в полном объеме отражать в отчетности соответствующего бюджета.

Соответственно в 2018 финансовом году постановления с участием адвоката за прошлый бюджетный период (2017 год) не предоставляется возможным (л.д. 30-31).

Судом установлено, что Суворов Н.Е. обращался в суд с жалобой в порядке ст. 125 УПК РФ о признании незаконным в том числе бездействия следователя следственного отдела полиции № 2 «Ливадийский» УМВД России по гор. Ялте Колесниковой Л.В. по ненадлежащему рассмотрению его заявления о выплате вознаграждения за участие в качестве защитника по уголовному делу по назначению следователя.

Постановлением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 17 апреля 2018 года было отказано в принятии жалобы адвоката Суворова Н.Е. на бездействие начальника и следователя ОП № 2 «Ливадийский» УМВД России по гор. Ялте и разъяснено, что действия должностных лиц по длительному рассмотрению заявления адвоката о выплате вознаграждения за оказание правовой помощи не являются предметом проверки, предусмотренной ст. 125 УПК РФ и подлежат обжалованию в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Вышеуказанное постановление вступило в законную силу на основании Апелляционного постановления от 31 мая 2018 года.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, оплата вознаграждения адвоката Суворова Н.Е. за участие в оказании им правовой помощи обвиняемому на стадии предварительного следствия в период с 11.07.2017 года по 27.12.2017 год по постановлению следователя Колесниковой Л.В. УМВД по гор. Ялта не произведена.

В обоснование своих исковых требований о признании незаконным бездействия УМВД по гор. Ялте, о возложении на него обязанности произвести оплату труда адвоката истец ссылается на нарушение ответчиком требований Постановления Правительства РФ от 01.12.2012 года № 1240.

Так, в соответствии с п. 25 Постановления Правительства РФ от 01.12.2012 года № 1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации», возмещение процессуальных издержек подотчетным лицам по уголовным делам в размере, установленном пунктами 2 - 11, 19, 20, 22, 23 и 24 настоящего Положения, а также выплата вознаграждения адвокату осуществляются на основании постановления дознавателя, следователя, прокурора, судьи или определения суда (далее - решение уполномоченного государственного органа), вынесенного по результатам рассмотрения письменного заявления указанных лиц или их представителей, составленного в произвольной форме (далее - заявление), с приложением в случаях, предусмотренных пунктами 5, 9, 12 - 18, 22, 23 и 24 настоящего Положения, соответствующих документов, за счет средств, предусмотренных федеральным бюджетом на указанные цели федеральным судам общей юрисдикции, государственным органам, наделенным полномочиями по производству дознания и предварительного следствия, после исполнения подотчетными лицами своих процессуальных обязанностей.

В соответствии с предусмотренным пунктами 28,29 указанного Постановления порядком исполнения постановлений по возмещению процессуальных издержек, решение уполномоченного государственного органа, указанное в пункте 25 настоящего Положения, заверенное печатью этого органа, направляется в соответствующую финансовую службу (орган, подразделение органа) для выплаты денежных сумм подотчетным лицам или их представителям по месту ее нахождения или посредством перечисления указанных в решении денежных сумм на текущий (расчетный) счет подотчетного лица по его ходатайству.

Денежные суммы, причитающиеся адвокату, участвующему в деле по назначению дознавателя, следователя или суда, перечисляются на текущий (расчетный) счет адвокатского образования в течение 30 дней со дня получения указанного в пункте 25 настоящего Положения решения уполномоченного государственного органа.

Вместе с тем, как установлено судом, истец просит возложить на Управление обязанность принять меры к возмещению ему в 2018 году из средств федерального бюджета денежных средств в сумме 23924 рублей за оказанные им услуги, как адвокатом, привлекаемым для проведения следственных действий в 2017 году.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации установлены и определены Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), участниками бюджетного процесса являются: Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы); исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); Центральный банк Российской Федерации; органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.

Согласно ст. 162 БК РФ, получатель бюджетных средств: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В соответствии с пунктом 2 ст. 219 БК РФ, исполнение бюджета по расходам предусматривает принятие и учет бюджетных и денежных обязательств.

Согласно ст. 6 БК РФ бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году, которые получатель бюджетных средств принимает в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Лимит бюджетных обязательств – объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) из исполнение в текущем финансовом году.

Пунктом 3 ст. 219 БК РФ предусмотрено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий и осуществлением мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, в соответствии с платежными документами (пункт 4 ст. 219 БК РФ).

Таким образом, из изложенного следует, что бюджетные обязательства принимаются и исполняются в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов текущего финансового года.

При этом согласно пунктам 1,3 ст. 242 БК РФ, операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря. Порядок завершения операций по исполнению бюджета текущего финансового года устанавливается финансовым органом.

Исходя из приведенных выше положений БК РФ, следует, что исполнение бюджета в рамках бюджетных обязательств текущего финансового года после 31 декабря соответствующего года не допускается, поскольку 31 декабря прекращают свое действие предельные объемы финансирования текущего финансового года.

Так, порядок завершения операций по исполнению федерального бюджета установлен приказом Минфина России от 06.06.2008 года № 56н «Об утверждении Порядка завершения операций по исполнению федерального бюджета в текущем финансовом году».

В соответствии с п. 3 Порядка, получатели средств федерального бюджета (администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета) обеспечивают представление в органы Федерального казначейства по месту обслуживания платежных и иных документов, необходимых для подтверждения в установленном порядке принятых ими денежных обязательств, и последующего осуществления кассовых выплат из федерального бюджета не позднее, чем за один рабочий день до окончания текущего финансового года, а для осуществления операций по выплатам за счет наличных денег - не позднее, чем за два рабочих дня до окончания текущего финансового года.

Согласно п. 5 Порядка, неиспользованные остатки средств на счетах, открытых органам Федерального казначейства на балансовом счете N 40116 "Средства для выдачи и внесения наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям" (далее - счет N 40116), не позднее, чем за два последних рабочих дня до окончания текущего финансового года перечисляются платежными поручениями в части средств федерального бюджета на счета органов Федерального казначейства, открытые на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета" (далее - счета N 40105 органов Федерального казначейства), за вычетом суммы средств, которая будет использована получателями средств федерального бюджета (администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета) в три последних рабочих дня текущего финансового года для получения наличных денег со счета N 40116.

Органы Федерального казначейства в последний рабочий день текущего финансового года при наличии неиспользованных остатков средств на счетах N 40116 перечисляют их платежными поручениями в части средств федерального бюджета на счета N 40105 органов Федерального казначейства.

По состоянию на 1 января очередного финансового года остаток средств на счетах N 40116 в части средств федерального бюджета не допускается, за исключением случаев, установленных пунктом 6 Правил обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 199н.

Таким образом, в силу приведенных выше положений действующего законодательства, по состоянию на 31 декабря 2014 года у УМВД по гор. Ялта, как у получателя бюджетных средств, отсутствовали лимиты бюджетных обязательств, необходимых для исполнения денежных обязательств по оплате вознаграждения адвокату Суворову Н.Е. за услуги, оказанные им в 2017 года, поэтому соответствующие обязательства, возникшие в обозначенном периоде, не могли исполняться ответчиком после 31 декабря 2017 года.

Учитывая, что из представленных ответчиком документов следует, что постановление следователя о выплате вознаграждения адвокату Суворову Н.Е. было датировано сначала 27 января 2018 года, а повторно вынесено 27 марта 2018 года, его исполнение ответчиком УМВД по гор. Ялте в 2018 году противоречило бы требованиям статей 162,242 БК РФ, а также пункту 3 Порядка завершения операций по исполнению федерального бюджета.

Исходя из вышеизложенного, суд считает, что УМВД России по гор. Ялте при возвращении без исполнения поступившего в 2018 году постановления следователя ОП № 2 «Ливадийский» действовало правомерно, в соответствие с требованиям законодательства и в пределах предоставленных бюджетным законодательством полномочий, в связи с чем оснований для удовлетворения предъявленных к ним исковых требований не имеется.

Вместе с тем, что касается исковых требований, предъявленных к следователю, о признании его бездействия незаконным, суд приходит к выводу о следующем.

Как следует из материалов дела, адвокат Суворов Н.Е. обратился с заявлением к следователю следственного отдела полиции № 2 «Ливадийский» УМВД России по городу Ялте Колесниковой Л.В. о выплате ему вознаграждения 27 декабря 2017 года.

В соответствии со ст. 120 УПК РФ, ходатайство может быть заявлено в любой момент производства по уголовному делу.

Ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. В случаях, когда немедленное принятие решения по ходатайству, заявленному в ходе предварительного расследования, невозможно, оно должно быть разрешено не позднее 3 суток со дня его заявления (ст. 121 УПК РФ).

Вместе с тем, заявление о выплате вознаграждения было первоначально разрешено только лишь постановлением следователя от 27 января 2018 года, то есть спустя месяц после его поступления, что исключило возможность его оплаты за счет бюджетных лимитов 2017 года, и свидетельствует о неправомерном бездействии следователя.

Исходя из вышеизложенного, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

С учетом частичного удовлетворения исковых требований, в соответствии со ст. 111 КАС Российской Федерации УМВД по гор. Ялте подлежит возмещению истцу Суворову Н.Е. уплаченная им при подаче иска государственная пошлина в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

иск Суворова Николая Евгеньевича удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие следователя следственного отдела полиции № 2 «Ливадийский» УМВД России по городу Ялте Колесниковой Людмилы Вячеславовны, выразившееся в ненадлежащем рассмотрении заявления адвоката Суворова Николая Евгеньевича от 27 декабря 2017 года по оплате вознаграждения за оказание правовой помощи.

В остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Управления Министерства внутренних дел России по городу Ялте Республики Крым в пользу Суворова Николая Евгеньевича судебные расходы в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья Ю.С. Кононова