Дело № 2а-1751/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июня 2021 года г. Миасс
Миасский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Глуховой М.Е.,
при секретаре Чемерис М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Долгополова КС к администрации Миасского городского округа о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка путем перераспределения,
У С Т А Н О В И Л:
Долгополов К.С. обратился в суд с административным иском к администрации Миасского городского округа (далее – администрация МГО) о признании незаконным отказа от ДАТАНОМЕР об отказе в предоставлении земельного участка в собственность путем перераспределения земельного участка по адресу: АДРЕС.
В обоснование административного иска административный истец указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, расположенного по адресу: АДРЕС, с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства. 08 февраля 2021 года он обратился в администрацию МГО с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка. На заявление получен ответ администрации от ДАТАНОМЕР, согласно которому административный ответчик указывает на невозможность принять решение по вопросу перераспределения земельного участка, поскольку земельный участок расположен в границах территории, которая может быть использована для формирования самостоятельного земельного участка. Считает, что отказ администрации МГО незаконный и необоснованный, несоответствующий требованиям земельного законодательства, нарушающий его права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административного истца Карапетян Т.С. поддержала заявленные требования.
Представитель административного ответчика администрации МГО Кашин И.И. возражал против удовлетворения исковых требований.
Истец Долгополов К.С. в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.
В статье 46 Конституции Российской Федерации закреплено право гражданина на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересы административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии со ст. 36 Конституции РФ условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Согласно положениям ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2, пунктами 1, 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу положений пунктов 2 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
Положениями ст. 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Пунктом 8 статьи 39.29 ЗК РФ установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с Утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Согласно11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее -схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п.З ст. 11.10 ЗК РФ).
В пункте 16 ст. 11.10 ЗК РФ указаны основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной Документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Таким образом, схема расположения земельного участка разрабатывается по заданию заинтересованного в получении земельного участка лица, и после ее утверждения является основанием для выполнения в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка кадастровых работ с целью его постановки на кадастровый учет.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Долгополову К.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, расположенного по адресу: АДРЕС, площадью 468 +/- 8 кв.м. с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 8-9).
08 февраля 2021 года Долгополов К.С. обратился в администрацию МГО с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС, и перераспределении земельного участка кадастровым номером НОМЕР, находящегося в собственности у административного истца с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, к которому приложил пакет необходимых документов.
Администрацией МГО письмом НОМЕР от ДАТА Долгополову К.С. отказано в перераспределении земельного участка, со ссылкой на пп.9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, в обоснование отказа указано на то, что в границах испрашиваемого земельного участка возможно сформировать самостоятельный земельный участок, ориентировочной площадью не менее 332 кв.м. также указано, что при формировании земельного участка могут быть нарушены права землепользователей смежного земельного участка по адресу: АДРЕС Представленная схема не содержит изображения границ учтенных земельных участком и схематического изображения оси переулка Песчаный (л.д. 6, 7).
В силу пп. 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Согласно п. 3 указанной статьи перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В соответствии с пп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ одним из оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, является возможность образовать из земель самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Требования к образуемым и измененным земельным участкам регламентированы в статье 11.9 ЗК РФ.
При образовании или изменении земельных участков должны учитываться расположенные на соответствующей территории объекты недвижимости в целях сохранения возможности разрешенного использования таких объектов недвижимости.
Из представленной схемы расположения формируемого земельного участка следует, что формируемый земельный участок состоит из земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, расположенного по адресу: АДРЕС, площадью 468 +/- 8 кв.м., принадлежащего на праве собственности административному истцу и земельного участка из земель Миассского городского округа, площадью 332кв. м. Формируемый земельный участок расположен в зоне В 1 (зона усадебной и коттеджной застройки) (л.д. 7).
Статья 11.9 ЗК РФ устанавливает требования к образуемым и измененным земельным участкам. Согласно пункту 1 названной статьи предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Решением Собрания депутатов Миасского городского округа от 25 ноября 2011 года № 1 утверждены Правила землепользования и застройки Миасского городского округа, согласно которым минимальный размер площади участка в территориальной зоне В1 должен составлять не менее 400 кв.м. и не более 1500 кв.м.
Заявленный к перераспределению земельный участок площадью 800 кв. м соответствует требованиям для образования земельного участка с разрешенным использованием - для эксплуатации строений и ведения личного подсобного хозяйства, то есть без нарушения предусмотренных требований, может быть предоставлен как вновь образованный земельный участок административному истцу.
Из материалов дела усматривается, что площадь испрашиваемого к перераспределению земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, составляет 332 кв. м, что не позволяет сформировать самостоятельный земельный участок для его использования, таким образом ссылка административного ответчика на пп.9 п.9 ст.39.29 ЗК РФ не может являться основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка.
Кроме того, как следует из заключения кадастрового инженера ФИО4 от 02 июня 2021 года НОМЕР, сформировать самостоятельный земельный участок с северной стороны существующего земельного участка по адресу: АДРЕС, не представляется возможным (л.д.54-70).
Доказательств иного административным ответчиком не представлено.
Также в материалы дела представлен акт согласования местоположения границ земельного участка, заключенного с собственниками земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕСФИО5, ФИО6 (л.д. 71).
Указание в ответе административного ответчика на то, что представленная схема не содержит изображения границ учтенных земельных участком и схематического изображения оси переулка Песчаный г. Миасса, основанием для отказа в удовлетворении требований не является.
Так, согласно пояснениям к заключению кадастрового инженера НОМЕР от 02 июня 2021 года схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории был выбран масштаб 1:500, в связи с чем границы учтенного земельного участка с кадастровым номером НОМЕР не вошли в область печати. В обоснование пояснений представлена схема масштаба 1:1000 с отображением границ учтенных земельных участков.
С учетом изложенного отказ администрации МГО в утверждении схемы расположения земельного участка, не соответствует закону и нарушает права административного истца на приобретение земельного участка в собственность.
Сделав вывод о незаконности оспариваемого решения, суд вправе возложить на орган, принявший такое решение, обязанности повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка. При этом, следует исходить из того, что к моменту рассмотрения спора судом могут существовать иные основания для отказа в удовлетворении заявления об утверждении схемы расположения земельного участка, которые могут учитываться при повторном рассмотрении соответствующим органом данного заявления.
В связи с вышеизложенным, суд считает необходимым возложить на администрацию МГО повторно рассмотреть заявление Долгополова К.С. о предоставлении земельного участка в собственность путем перераспределения земельного участка по адресу: АДРЕС.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Долгополова КС удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации Миасского городского округа Челябинской области от ДАТАНОМЕР об отказе в предоставлении земельного участка в собственность путем перераспределения земельного участка по адресу: АДРЕС.
Возложить на администрацию Миасского городского округа Челябинской области обязанность повторно рассмотреть заявление Долгополова КС о предоставлении земельного участка в собственность путем перераспределения земельного участка по адресу: АДРЕС.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Миасский городской суд Челябинской области.
Председательствующий М.Е. Глухова
Мотивированное решение составлено 05 июля 2021 года