к делу № 2а-1753/20 УИД 23RS0013-01-2020-002814-60
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гулькевичи 09 ноября 2020 года
Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Мелкозеровой О.М.
с участием административного истца Мариненко В.Т.
его представителя Задорожного О.А.
представителя административного ответчика – Алипченкова А.А.
при секретаре Степанове И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Мариненко В.Т. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, межмуниципальному отделу по Гулькевичскому и Кавказскому району о признании незаконным решения
установил:
Мариненко В.Т. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, межмуниципальному отделу по Гулькевичскому и Кавказскому районам и просит признать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 18.11.2019 года об отказе внесения изменений в государственный кадастр объекта недвижимости - земельного участка площадью 1056 кв.м., кадастровый №, категория земель - земли населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: РФ <адрес>, не законным; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести изменения в государственный кадастр объекта недвижимости - земельного участка площадью 1056 кв.м., кадастровый №, категория земель - земли населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: РФ <адрес>.
Административные исковые требования обоснованы тем, что он является сособственником 1\2 доли земельного участка общей площадью 2146 кв.м., кадастровый №, категория земель - земли населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: РФ <адрес>. Данный объект недвижимости принадлежит ему на праве собственности на основании договора купли-продажи незавершенной строительством квартиры с земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права, выданными ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю. Вторым сособственником 1\2 доли вышеуказанного земельного участка является Р.В.ДД.ММ.ГГГГ между ним и Р.В. было заключено соглашение о разделе земельного участка согласно условий которого земельный участок разделен следующим образом: - 1056 кв.м. переходит в собственность ему, 1090 кв.м. переходит в собственность Р.В. Земельные участки были отмежеваны и им присвоены кадастровые номера. С целью регистрации права собственности на вновь сформированный земельный участок площадью 1056 кв.м., кадастровый №, категория земель -земли населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: РФ <адрес>, в соответствии с действующим законодательством РФ он 05.07.2019 года обратился с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (в Муниципальный отдел по Гулькевичскому и Кавказскому району). Уведомлением от 14.08.2019 года движение по его заявлению было приостановлено, а 18.11.2019 года Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю вынесено решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости. Основанием к отказу послужило то, что размер вновь сформированного земельного участка 1056 кв.м. превышает максимальный размер градостроительного регламента - 1000 кв.м., установленного нормами Градостроительного кодекса РФ ст. 30. Считает отказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю неправомерным, поскольку со вступлением в силу ФЗ РФ «О внесении изменений в градостроительный Кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» №283 от 02.08.2019года внесены изменения в ст. 33 Градостроительного кодекса РФ. В данном случае превышение размера градостроительного регламента составляет 56 кв.м. т.е. менее 10 %, соответственно не может служить основанием к отказу в осуществлении регистрации. Он обратился в вышестоящее учреждение -Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с жалобой на отказ Муниципального отдела по Гулькевичскому и Кавказскому районам 09.04.2020 года, но также получил отказ в регистрации (письмо от 21.04.2020 года). 29.07.2020 года он обратился с заявлением о внесении изменений в правила землепользования и застройки Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района Краснодарского края в Администрацию МО Гулькевичский район и получил письменный ответ № от 31.08.2020 года с общением о том, что данные изменения будут утверждены очередной сессией Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района Краснодарского края в конце третьего квартала 2020 года (хотя изменения в Градостроительный Кодекс РФ приняты в августе 2019 года). На сегодняшний момент сессия не проведена и изменения не внесены. Учитывая вышеизложенные обстоятельства считает, что действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю грубо нарушающими его конституционные и гражданские права собственника недвижимого имущества, вынужден обратиться в суд за защитой, поскольку он, как собственник лишен права распоряжения принадлежащим ему недвижимым имуществом.
Административный истец Мариненко В.Т. и его представитель Задорожны О.А. в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, межмуниципального отдела по Гулькевичскому и Кавказскому районам по доверенности Алипченкова А.А. в судебном заседании с требованиями административного иска не согласился, поддержал письменные возражения, в которых указал, что считает заявленные требования незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. Относительно правомерности отказа внесения изменений в государственный кадастр объекта недвижимости - земельного участка площадью 1056 кв.м., кадастровый №, категория земель - земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства, осуществления государственного кадастрового учета в отношении квартиры, расположенного по адресу: <адрес> считает необходимым отметить следующее. 05.08.2019 года Мариненко В.Т. обратился с заявлением о государственном кадастровом учете изменений в отношении указанного выше земельного участка. 14.08.2019 года действия по государственному, кадастровому учету были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». 18.11.2019 на основании ст. 27 Закона о регистрации было принято решение об отказе внесения изменений в государственный кадастр объекта недвижимости. В соответствии с п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Таким образом, размеры земельных участков должны соответствовать определенным градостроительными регламентами предельным (максимальным и минимальным) размерам соответствующих виду разрешенного использования земельного участка. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № имеет уточненную площадь 1056 кв.м., Мариненко В.Т. была представлена декларация от заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования, однако согласно представленным сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования Гулькевичский район от 16.05.2019 № № в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж 1) установлен предельно максимальный размер земельных участков - 1000 кв.м. Учитывая вышеизложенное не представлялось возможным изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № на "Блокированная жилая застройка: размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (жилой дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей, имеющих общую стену с соседним домом, при общем количестве совмещенных домов не более десяти)", так как площадь вышеуказанного земельного участка выше предельно максимального размера, установленного для данной территориальной зоны. Таким образом, считает, что доводы административного истца в заявлении необоснованны. Административный истец указывает на то, что в связи с вступлением в силу Федеральною закона «О внесении изменений в Градостроительный Кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» №283 от 02.08.2019 в часть 3.3 статьи 33 ГрК РФ внесены изменения. В связи с этим административный истец полагает, что превышение размера градостроительного регламента составляет 56 кв.м., то есть менее 10 %, соответственно не может служить основанием к отказу в осуществлении регистрации. Однако, считает, что данная норма была трактована административным истцом не верно, а часть 3.3 статьи 33 ГрК РФ в административном заявлении изложена не в полном объеме. Данная норма предусматривает порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки в определенных случаях без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний, опубликования сообщения о принятии решения о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки и подготовки предусмотренного частью 4 настоящей статьи заключения комиссии, и не предусматривает возможность изменения вида разрешенною использования земельного участка с площадью выше предельно максимального размера, установленного для данной территориальной зоны. Согласно приложенного ответа администрации муниципального образования Гулькевичский район № от 31.08.2020 подготовлен проект о внесения изменений в правила землепользования и застройки Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района, в котором для территориальной зоны «Зона застройки индивидуальными жилыми домами», где для вида разрешенного использования "Блокированная жилая застройка: Размещение жилого дома, имеющего одну или несколько общих стен с соседними жилыми домами (количеством этажей не более десяти и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи. Имеет общую стену (общие степы) без проемов с соседним домом или соседними домами, расположен на отдельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки)» не предназначенного для раздела на квартиры (жилой дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей, имеющих общую стену с соседним домом, при общем количестве совмещенных домов не более десяти)" установлены предельные размеры земельного участка минимальный/ максимальный - 600/5000 кв.м. Таким образом, администрация муниципального образования Гулькевичский район проводит работы по внесению изменений в правила землепользования и застройки Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района. Просит в удовлетворении требований отказать.
Представитель заинтересованного лица – администрации муниципального образования Гулькевичский район в судебное заседание не явился, о времени месте слушания дела извещен надлежащим образом. Суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, находит административное исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из смысла приведенных норм права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Из материалов дела видно, что по договору купли-продажи незавершенной строительством квартиры с земельным участком от ДД.ММ.ГГГГМариненко В.Т. купил незавершенную строительством квартиру общей площадью 221,6 кв.м., фундамент общей площадью 33 кв.м., находящиеся по адресу: <адрес> и 1\2 доли земельного участка площадью 2146 кв.м. с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов – для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГМариненко В.Т. является общедолевым собственником – 1\2 доли земельного участка площадью 2146 кв.м. с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> Вторым собственником 1\2 доли в праве является Р.В.
ДД.ММ.ГГГГ между Мариненко В.Т. и Р.В. заключено Соглашение собственников о разделе земельного участка, по которому в результате раздела земельного участка площадью 2146 кв.м. разрешенное использование – для ИЖС по адресу <адрес> образованы земельные участки площадью 1056 кв.м. в собственность Мариненко В.Т. и площадью 1090 кв.м. в собственность Р.В.
Произведена государственная регистрация указанного Соглашения; с присвоением земельному участку Мариненко В.Т. кадастрового номера №
05.08.2019 Мариненко В.Т. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № на «Блокированная жилая застройка: размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (жилой дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей, имеющих общую стену с соседним домом, при общем количестве совмещенных домов не более десяти)".
Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 14.08.2019 года Мариненко В.Т. сообщено о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым номером №, поскольку согласно представленным сведеиям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования Гулькевичский район от 16.05.2019 № в зоне застройки индивидуальными жилыми домами \Ж1\ установлен предельно максимальный размер земельных участков – 1000 кв.м.
Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 18.11.2019 года Мариненко В.Т. отказано в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права в отношении земельного участка с кадастровым номером №, имеющим местоположение: <адрес>.
Из указанного решения следует, что согласно сведениям единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № имеет уточненную площадь 1056 кв.м. Мариненко В.Т. представлена декларация от заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования, однако согласно представленным сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования Гулькевичский от 16.05.2019 № в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж 1) установлен предельно максимальный размер земельных участков - 1000 кв.м. Учитывая вышеизложенное не представляется возможным изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № на «Блокированная жилая застройка: размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (жилой дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей, имеющих общую стену с соседним домом, при общем количестве совмещенных домов не более десяти)", так как площадь вышеуказанного земельного участка выше предельно максимального размера, установленного для данной территориальной зоны.
Из сообщения администрации муниципального образования Гулькевичский район от 31.08.2020 года следует, что рассмотрено заявление Мариненко В.Т. о внесении изменений в правила землепользования и застройки Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района, в территориальную зону: зона застройки индивидуальными жилыми домами (1-3 этажа) (Ж 1), увеличение максимального предельного параметра (размер) земельного участка для вида разрешенного использования «Блокированная жилая застройка» на 10 процентов. По результатам проведения публичных слушаний Комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования Гулькевичский район вынесла решение рекомендовать главе муниципального образования Гулькевичский район отклонить и направить на доработку проект и предоставить его повторно с учетом доработки до 15 июня 2020 года. Проект внесения изменений в правила землепользования и застройки Гулькевичского городского поседения Гулькевичского района направлен на согласование в управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края. После положительного согласования данный проект будет направлен на очередную сессию Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района на утверждение. В проекте внесения изменений в правила землепользования и застройки Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района в территориальной зоне «Зона застройки индивидуальными жилыми домами», где для вида разрешенного использования «Блокированная жилая застройка: Размещение жилого дома, имеющего одну или несколько общих стен с соседними жилыми домами (количеством этажей не более чем три, при общем количестве совмещенных домов не более десяти и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним домом или соседними домами, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки)», установлены предельные размеры земельного участка минимальный/максимальный- 600/5000 кв. м. Утверждение проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района планируется на конец третьего квартала 2020 года.
Согласно ч. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Таким образом, размеры земельных участков должны соответствовать определенным градостроительными регламентами предельным (максимальным и минимальным) размерам соответствующих виду разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент является составной частью правил землепользования и застройки, которые включают в себя также карту градостроительного зонирования с указанием территориальных зон.
В судебном заседании установлено, что Мариненко В.Т., как собственник земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, обратился в межмуниципальный отдел по Гулькевичскому и Кавказскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, просил изменить вид разрешенного использования земельного участка на «Блокированная жилая застройка: размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (жилой дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей, имеющих общую стену с соседним домом, при общем количестве совмещенных домов не более десяти)".
Земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий Мариненко В.Т., имеет уточненную площадь 1056 кв.м.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования Гулькевичский район от 16.05.2019 № в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж 1) установлен предельно максимальный размер земельных участков - 1000 кв.м.
Учитывая, что площадь земельного участка с кадастровым номером № выше предельно максимального размера, установленного для данной территориальной зоны, решением межмуниципального отдела по Гулькевичскому и Кавказскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 18.11.2019 года отказано в учете изменений объекта недвижимости.
Согласно ч. 3.3 ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения, - в целях внесения изменений в правила землепользования и застройки в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 5 части 2 и частью 3.1 настоящей статьи, а также в случае однократного изменения видов разрешенного использования, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, без изменения ранее установленных предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и (или) в случае однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, опубликование сообщения о принятии решения о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки и подготовка предусмотренного частью 4 настоящей статьи заключения комиссии не требуются.
Данная норма предусматривает порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки в определенных случаях без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний, опубликования сообщения о принятии решения о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки и подготовки предусмотренного частью 4 настоящей статьи заключения комиссии, и не предусматривает возможность изменения вида разрешенною использования земельного участка с площадью выше предельно максимального размера, установленного для данной территориальной зоны.
Согласно ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; принятие решений о развитии застроенных территорий; …
В силу действующего законодательства внесение изменений в правила землепользования и застройки относятся к полномочиям администрации муниципального образования Гулькевичский район, а не к полномочиям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Административный истец 27.07.2020 года обратился в администрацию муниципального образования Гулькевичский район с заявлением о внесении изменений в правила землепользования и застройки Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района, в территориальную зону: зона застройки индивидуальными жилыми домами (1-3 этажа) (Ж 1). Администрация муниципального образования Гулькевичский район проводит работы по внесению изменений в правила землепользования и застройки Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района.
Суд, исследовав представленные в дело доказательства, учитывая требования действующего законодательства РФ, приходит к выводу, что оспариваемое решение межмуниципального отдела по Гулькевичскому и Кавказскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 18.11.2019 года является законным и обоснованным.
На основании изложенного в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Мариненко В.Т. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, межмуниципальному отделу по Гулькевичскому и Кавказскому району о признании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 18.11.2019 года об отказе внесения изменений в государственный кадастр объекта недвижимости – земельного участка площадью 1056 кв.м., кадастровый №, категория земель - земли населенных пунктов – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу РФ <адрес>, незаконным; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести изменения в государственный кадастр объекта недвижимости – земельного участка площадью 1056 кв.м., кадастровый №, категория земель - земли населенных пунктов – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу РФ <адрес>, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, т.е. с 16.11.2020 года.
судья