ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1754/202117МА от 17.05.2021 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2а-1754/2021 17 мая 2021 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Александрова А.А.

при секретаре Кузнецовой В.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске дело по административному исковому заявлению ФИО1 к УМВД России по городу Архангельску о понуждении совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с иском к административному ответчику о понуждении зачесть период с <Дата> по <Дата> в срок лишения специального права управления транспортными средствами, назначенного ФИО1 в виде административного наказания постановлением Ломоносовского районного суда г.Архангельска от <Дата> по делу <№>.

В обоснование указано, что <Дата> Ломоносовским районным судом г. Архангельска в отношении ФИО1 вынесено постановление по делу <№> о назначении административного наказания. Постановлено признать ФИО1: виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев. Разъяснить ФИО1 что в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права лицо, должно сдать документы в орган, исполняющий этот вид административного наказания, а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок. В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается. Течение срока лишения специального права начинается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов, а равно получения органом, исполняющим этот вид административного наказания, заявления лица об утрате указанных документов. Постановление вступило в законную силу <Дата>. ФИО1 не мог исполнить требования, указанные в постановлении Ломоносовского районного суда г.Архангельска от <Дата>, поскольку в момент вынесения указанного постановления содержался под стражей в местах лишения свободы.

В судебном заседании административный истец требование поддержал. Пояснил, что водительское удостоверение находилось в закрытой квартире, где проживала бывшая супруга истца. Он просил своих знакомых зайти и забрать удостоверение, но они этого сделать не смогли, поскольку квартиры была все время закрыта.

Представитель административного ответчика в судебном заседании с иском не согласился, указал, что в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать документы, предусмотренные частями 1 - 3.1 статьи 32.6 КоАП, в орган, исполняющий этот вид административного наказания, а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок. В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается. Течение срока лишения специального права продолжается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов, а равно получения органом, исполняющим этот вид административного наказания, заявления лица об утрате указанных документов. Водительское удостоверение было сдано истцом лишь 21.11.2019. В связи с чем исчисление срока лишения специального права осуществляется с указанной даты.

Заслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы настоящего дела, дела №2а-606/2020, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, признание незаконными решений должностного лица возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.

Как следует из административного искового заявления основанием обращения в суд послужило несогласие с ответом начальника отдела ГИБДД УМВД России по г.Архангельску от 10.12.2019 об исчислении срока лишения права на управления транспортными средствами с 21.11.2019.

Статьей 33 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ в установленный законом срок.

Реализация гражданином права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации также Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.09.2013 N 707 (далее - Инструкция).

Статьей 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В силу положений статей 5, 10, 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе, получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения в течение 30 дней со дня регистрации обращения; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Аналогичные требования содержаться в п. 91 Инструкции. При этом в силу п.8.1-8.4 Инструкции сотрудник органа внутренних дел должен обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина. Принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина. Направить гражданину письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 146 и 147 Инструкции. Уведомить гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с компетенцией, а также о продлении срока рассмотрения обращения. При рассмотрении обращения по существу непосредственный исполнитель: внимательно и всесторонне изучает содержание обращения, необходимые сведения, документы и материалы (пункт 99.1); осуществляет подготовку заключения о результатах проверки по жалобе и представляет его на утверждение должностному лицу, уполномоченному на подписание ответа (пункт 9.11); осуществляет подготовку и представление на подпись уполномоченному должностному лицу проекта ответа гражданину, а также при необходимости проектов ответов в государственный орган или должностному лицу, направившему обращение (пункт 9.12).

Как следует из материалов дела, <Дата> в отдел ГИБДД УМВД России по г.Архангельску поступило обращение ФИО1, в котором он просил исчислить срок лишения права управления транспортными средствами в отношении ФИО1 со дня вступления в законную силу постановления Ломоносовского районного суда г.Архангельска по делу <№>, с <Дата>. В обоснование указывал, что <Дата> Ломоносовским районным судом г.Архангельска вынесено постановление по делу <№> о назначении административного наказания, которым он был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев.

<Дата> в отношении ФИО1 мировым судьей судебного участка <№> Ломоносовского судебного района города Архангельска по делу <№> был вынесен приговор. ФИО1 был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.119 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 9 месяцев. По совокупности приговоров окончательно назначить ФИО1 наказание в виде 2 (два) года 9 (девять) месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Срок отбывания наказания исчислять с <Дата> зачесть в срок наказания время его содержания под стражей в период с <Дата> по <Дата> включительно из расчета один день содержания под стражей за один день лишения свободы. В отношении административного истца была изменена мера заключение под стражу, взят под стражу в зале суда немедленно. В связи с этим ФИО1 не мог исполнить требования указанные в постановлении Ломоносовского районного суда г.Архангельска от <Дата>, поскольку в момент вынесения указанного постановления содержался под стражей в местах лишения свободы, а значит, не уклонялся от сдачи водительского удостоверения в орган, отвечающий за исполнение административного наказания.

Оценив ответ начальника отдел ГИБДД УМВД России по г.Архангельску на обращение ФИО1 на соответствие нормам вышеприведенного законодательства, регулирующего рассмотрение обращений граждан, суд приходит к выводу о том, что обращение истца рассмотрено должностным лицом в соответствии с указанными нормами. Ответ дан надлежащим должностным лицом, в пределах его компетенции, в предусмотренные законом сроки. Мотивированный ответ дан на поставленный в обращении вопрос в соответствии с требованиями действующего законодательства. Нарушений прав и законных интересов истца, а также препятствий к их осуществлению, не установлено.

Несогласие ФИО1 с содержанием полученного ответа не свидетельствует о его незаконности, а также нарушении прав и законных интересов заявителя.

При этом сам по себе вывод должностного лица ГИБДД об определении начала течения срока административного наказания в виде лишения права на управление транспортными средствами со дня изъятия органом внутренних дел водительского удостоверения (<Дата>) является правомерным.

В соответствии с частью 1 статью 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях течение срока лишения специального права начинается со дня вступления постановления в законную силу о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права. Частью 1.1 статьи 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхпредусмотрено, что в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать документы, предусмотренные частями 1 - 3 статьи 32.6 настоящего Кодекса, в орган, исполняющий этот вид административного наказания, а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок. Согласно части 2 статьи 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхв случае уклонения лица, лишенного специального права управления, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов - срок лишения специального права прерывается. Течение срока лишения специального права начинается со дня сдачи либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов, а равно получения органом, исполняющим этот вид административного наказания, заявления лица об утрате указанных документов.

Следовательно, течение срока лишения административного истца права управления транспортным средством, прерванное по истечении трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания, возобновилось только со дня сдачи истцом водительского удостоверения органу внутренних дел.

Довод истца о том, что он вследствие отбывания наказания в виде лишения свободы не мог сдать водительское удостоверение, суд во внимание не принимает, поскольку истец не был лишен возможности уполномочить на это доверенное лицо. Учитывая изложенное, а также то, что истец, отбывавший наказание в виде лишения свободы не может извлекать какое-либо преимущество из данного обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для зачета периода с 20.02.2018 по 18.03.2018 в срок лишения специального права управления транспортными средствами.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к УМВД России по городу Архангельску о понуждении зачесть в срок лишения права на управление транспортными средствами период с <Дата> по <Дата> отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий А.А.Александров