ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1755/2023 от 20.11.2023 Кетовского районного суда (Курганская область)

Дело № 2а-1755/2023

45RS0008-01-2023-001850-96

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кетовский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Закировой Ю.Б.,

при секретаре Мининой Е.В.,

рассмотрев в с. Кетово Кетовского района Курганской области в открытом судебном заседании 20 ноября 2023 года административное дело по административному исковому заявлению Ройзмана Арона Абрамовича к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании бездействия незаконным, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания,

УСТАНОВИЛ:

Ройзман А.А. обратился в Кетовский районный суд Курганской области с административным иском к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным бездействия ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области, выразившееся в том, что его обращение от 10.06.2022 не было в установленном законом порядке зарегистрировано и рассмотрено, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в сумме 5000 руб.

В обоснование заявленных требований Ройзман А.А. указал, что 10.06.2023 он сбросил в почтовый ящик заявление на имя начальника ИК-2 УФСИН России по Курганской области, в нарушение требований ФЗ № 59 ответ по настоящее время ему не дан, его заявление не зарегистрировали, вернули, тем самым нарушили его права.

Определением судьи от 21.09.2023 в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области.

Административный истец Ройзман А.А. в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление, в котором он просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Курганской области Столяров А.А., действующий на основании доверенностей в судебном заседании с доводами административного иска не согласился, просил в иске Ройзману А.А. отказать, дал пояснения согласно представленного отзыва.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представили письменный отзыв.

Суд с учетом мнения представителя административных ответчиков определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в порядке ст. 150 КАС РФ.

Заслушав представителя административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу пункта 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Согласно части 1 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на обращение в государственные органы; право на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы, в том числе необходимой для их реализации.

Согласно частям 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

В силу части 4 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в том числе к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания.

Частью 1 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований названного кодекса.

Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных (часть 6 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

В период спорных правоотношений действовали обязательные для исполнения сотрудниками уголовно-исполнительной системы и лицами, содержащимися в указанных учреждениях, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. № 295 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 62 указанных Правил каждый осужденный вправе письменно либо устно обращаться от своего имени с предложением, заявлением, ходатайством или жалобой в государственные органы Российской Федерации либо иностранные органы, а также в организации, защищающие интересы осужденных.

Регистрация предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, изложенных письменно и адресованных администрации исправительного учреждения, осуществляется службой делопроизводства исправительного учреждения в течение 3-х дней с момента их подачи (пункт 66 Правил).

Ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб не позднее чем в трехдневный срок после поступления под роспись выдаются осужденным на руки. При отказе осужденного хранить ответ у себя он приобщается к его личному делу (пункт 67 Правил).

Таким образом, все обращения осужденных, полученные исправительным учреждением, подлежат регистрации в установленных срок, с последующим рассмотрением и уведомлением заявителя о результатах такого рассмотрения.

Как установлено судом, по состоянию на 10 июня 2022 г. Ройзман А.А. отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области.

В материалы дела Ройзманом А.А. представлено заявление от 10.06.2022 адресованное Врио начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области Барсукову В.В. от имени Ройзмана А.А. с просьбой организовать прохождение учебной практики ВУЗ «Синергия», его документы ВУЗ направлены и переданы в ОВРО. Заявление не содержит сведений о регистрации.

Из справки заведующей канцелярии ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области от 27.10.2023, представленной представителем административного ответчика следует, что, по данным учета канцелярии за 2022 год обращений от осужденного Ройзмана А.А., датированных от 06.06.2022 и от 10.06.2022 в канцелярию учреждения для рассмотрения не поступало.

Из справки инспектора оперативного отдела ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области от 01.11.2023, представленной представителем административного ответчика, следует, что согласно журнала «Учета корреспонденции осужденных не подлежащих цензуре», изымаемой из почтовых ящиков жилой зоны ИК-2, обращения к администрации учреждения от осужденного Ройзмана А.А., датированные 06.06.2022, 10.06.2022 не изымались.

При этом суд отмечает, что иная корреспонденция от Ройзмана А.А. принималась, регистрировалась и направлялась должностными лицами ФКУ ИК-2, о чем свидетельствует копия журнала учета корреспонденции осужденных, не подлежащих цензуре, предоставленного представителем административного ответчика.

Вследствие изложенного отсутствуют основания для выводов о недобросовестности должностных лиц администрации исправительного учреждения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области при регистрации заявления Ройзмана А.А.

Доказательств, с достоверностью свидетельствующих о передаче Ройзманом А.А. 10.06.2022 заявления, которое вопреки требованиям нормативных актов не было зарегистрировано и рассмотрено, административным истцом в ходе рассмотрения дела представлено не было.

Таким образом, административный иск Ройзмана А.А. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Ройзмана Арона Абрамовича к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании бездействия незаконным, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционных жалоб (представления) через Кетовский районный суд Курганской области.

Мотивированное решение составлено 04.12.2023.

Судья Ю.Б. Закирова