дело № 2а-1756/2020
УИД 03RS0003-01-2020-001247-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2020 года город Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Курамшиной А.Р.,
при секретаре Касимовой А.А.,
с участием административного истца Амрахова В.Г. оглы,
представителя административного ответчика Управления Росреестра по Республике Башкортостан – Мугутдиновой У.К. (дов. от 21.02.2020 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Амрахова Вагифа Гилао оглы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, государственному регистратору прав Управления Росреестра по Республике Башкортостан Амирханову М.А. об отмене решения Управления Росреестра по Республике Башкортостан,
установил:
Амрахов Вагиф Гилао оглы обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, государственному регистратору прав Управления Росреестра по Республике Башкортостан Амирханову М.А. об отмене решения Управления Росреестра по Республике Башкортостан от 03.10.2019 года в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: г.Уфа, Кировский район, ул. Рубежная, 2А, и обязании Управления Росреестра по Республике Башкортостан осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: г.Уфа, Кировский район, ул. Рубежная, 2А, признании незаконным и отмене решения апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан от 27.12.2019 года, указывая следующее.
03.10.2019 года приостановлено осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: г.Уфа, Кировский район, ул. Рубежная, 2А, документы по которому Амраховым В.Г. оглы представлены с заявлением от 23.09.2019 года в Управление Росреестра по Республике Башкортостан.
В уведомлении о приостановлении указывается, что указанные процессы приостановлены до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении. Основанием для приостановления послужило то, что расстояние между жилым домом и газопроводом, расположенным по адресу: г.Уфа, Кировский район, ул. Рубежная, 2А, не соответствует СНиП, СП, ГОСТ. Однако согласно техническому заключению специалиста №42/СТР/19 от 11.11.2019 года рассмотрение между жилым домом и газопроводом, соответствует требованиям СП 62.13330,2011 Постановления Правительства РФ от 20.11.2000 года.
Кроме того, 18.12.2019 года административный истец обратился в апелляционную комиссию в связи с необоснованным отказом в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: г.Уфа, Кировский район, ул. <адрес>. Однако комиссия отказала в принятии к рассмотрению заявления в связи с истечением срока, предусмотренного для обжалования. Однако указанный срок был пропущен в связи с проведением независимой экспертизы.
В судебном заседании административный истец Амрахов В.Г. оглы заявленные требования поддержал в полном объеме, просил административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Республике Башкортостан – Мугутдинова У.К. просила в удовлетворении административного иска отказать по доводам возражения.
Другие участники судебного разбирательства на судебное заседание не явились, извещены заранее и надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон по делу.
Выслушав участников процесса, изучив и оценив материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ для оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие одновременно двух условий: нарушение оспариваемым решением, либо действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина, обратившегося в суд с соответствующим требованием, а также несоответствие их закону или иному правовому акту.
Согласно пункту 58 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости) осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в том числе, если в орган регистрации прав поступило уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, направленное органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство, в соответствии с частью 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК).
В соответствии с частью 19 статьи 55 ГрК уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства в том числе проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве); в случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства.
Уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется в том числе в случае, если параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 статьи 55 ГрК предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК, другими федеральными законами.
23.09.2019 года Амрахов В.Г. оглы обратился в РГАУ МФЦ с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: г.Уфа, Кировский район, <адрес>А, представив выписку из ЕГРН от 15.04.2019 года и технический план здания от 23.09.2019 года.
04.10.2019 года по итогам правовой экспертизы на основании пункта 58 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: г.Уфа, Кировский район, <адрес>А, государственным регистратором прав Амирхановым М.А. было приостановлено.
Основанием для приостановления послужило уведомление отдела градостроительного контроля и выдачи разрешений администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан от 12.09.2019 года №УН-2957-2019 о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, в связи с тем, что параметры построенного объекта, а именно отступы от границ земельного участка до объекта индивидуального жилищного строительства, не соответствует предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки.
Согласно части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (в случаях, если Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" допускает возможность осуществления кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах в установленном настоящей статьей порядке. При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
В соответствии с частью 2 статьи 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" заявление подается в апелляционную комиссию в течение тридцати дней с даты принятия решения о приостановлении.
При этом, согласно части 4 статьи 26.1 названного Федерального закона при несоблюдении установленного частью 2 названной статьи срока обращения в апелляционную комиссию заявление об обжаловании решения о приостановлении не принимается к рассмотрению апелляционной комиссией.
18.12.2019 года административный истец обратился в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета Управления Росреестра по Республике Башкортостан.
Решением №92 от 27.12.2019 года на основании ч.4 ст. 26.1 Федерального закона «О кадастровой деятельности» апелляционная комиссия отказала Амрахову В.Г. оглы в принятии к рассмотрению заявления в связи с истечением срока, предусмотренного ч.ч.1,2 ст.26.1 Федерального закона «О кадастровой деятельности» для обжалования.
Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении требований Амрахова В.Г. оглы, суд исходит из того, что при поступлении в орган регистрации прав уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, в том числе требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленными, в частности, предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, государственная регистрация прав спорного объекта была правомерно приостановлена на основании пункта 58 части 1 статьи 26 Закона о недвижимости, а при несоблюдении установленного частью 2 статьи 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" срока обращения в апелляционную комиссию заявление об обжаловании решения о приостановлении обоснованно не было принято к рассмотрению апелляционной комиссией.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) рассмотрение представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав заявления и (или) документов может быть прекращено на основании совместного заявления лиц, представивших заявление и (или) документы для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
24.10.2019 года Амрахов В.Г. оглы обратился в РГАУ МФЦ с заявлением о прекращении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: г.Уфа, Кировский район, <адрес>А.
28.10.2019 года на основании ч.ч.1,2 ст.31 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: г.Уфа, Кировский район, <адрес>А, прекращено.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.
Обжалуемые решения приняты Управлением Росреестра по Республике Башкортостан области в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемых решений имелись, содержание оспариваемых решений соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Суд полагает необходимым отметить, что поскольку уведомлением от 28.10.2019 N 02/375/001/2019-8739 на основании заявления Амрахова В.Г. оглы осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: г.Уфа, Кировский район, <адрес>А, прекращено, то избранный заявителем способ защиты права в виде оспаривания действий регистрирующего органа о приостановлении государственной регистрации в настоящее время не приведет к восстановлению прав Амрахова В.Г. оглы.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Амрахова Вагифа Гилао оглы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, государственному регистратору прав Управления Росреестра по Республике Башкортостан Амирханову М.А. об отмене решения Управления Росреестра по Республике Башкортостан от 03.10.2019 года в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: г.Уфа, Кировский район, <адрес>А, и обязании Управления Росреестра по Республике Башкортостан осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: г.Уфа, Кировский район, <адрес>А, признании незаконным и отмене решения апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан от 27.12.2019 года отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Кировский районный суд г.Уфы.
Судья А.Р. Курамшина