ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1757/2021 от 20.05.2021 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-1757/2021

55RS0007-01-2021-002571-32

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 мая 2021 года город Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Ретуевой О.Н., при секретаре судебного заседания Шенфельд В.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, действующего в своих интересах и интересах А.А.В. к департаменту финансов и контроля Администрации г. Омска о признании незаконными действий, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1, ФИО2, действующий так же в интересах А.А.В. ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, обратились в суд с административным иском к департаменту финансов и контроля Администрации г. Омска о признании незаконными действий, возложении обязанности. В обоснование иска указывают, что ДД.ММ.ГГГГ Советским районным судом г. Омска было вынесено решение по иску ФИО2 в своих интересах и интересах несовершеннолетней А.А.В., ФИО1 к МП г. Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ» о компенсации морального вреда, возмещении ущерба, взыскании судебных расходов, которым постановлено: «Взыскать с ответчика МП г. Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ» в пользу ФИО2 моральный вред, причиненный смертью супруги А.О.И. в размере 20 000 руб., расходы на погребение в размере 94 550 руб.; взыскать с ответчика МП г. Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ» в пользу несовершеннолетней А.А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., моральный вред, причиненный смертью матери А.О.И. в размере 20 000 руб.; взыскать с ответчика МП г. Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ» в пользу ФИО1 моральный вред, причиненный смертью матери А.О.И. в размере 20 000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказать.

ДД.ММ.ГГГГ апелляционной инстанцией Омского областного суда решение было изменено в части взыскания морального вреда с увеличением суммы взыскания до 200 000 руб. каждому. ДД.ММ.ГГГГ в Департамент финансов и контроля Администрации г. Омска для взыскания были направлены исполнительные листы, заверенная копия судебного акта. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ФИО1 вышеперечисленные документы были возвращены с указанием: «В связи с отсутствием лицевого счета МП г. Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ» в финансовом органе муниципального образования городской округ город Омск, в который предъявлены исполнительные документы, Департамент финансов и контроля Администрации г. Омска возвращает документы без исполнения». Полагают, что отсутствие у муниципального предприятия лицевых (расчетных) счетов не должны препятствовать взыскателям в получении присужденного им исполнения. Со ссылкой на положения письма казначейства от 23.07.2012 №42-7.4-05/9.2-438, ст. 242.1 БКРФ просят признать действия департамента финансов и контроля Администрации г. Омска по возврату исполнительных листов, заверенной копии судебного акта, незаконными, обязать департамент финансов и контроля Администрации г. Омска принять исполнительные листы, установить надлежащий орган по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения (л.д. 4-6).

В судебном заседании административный истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме по доводам иска.

В судебном заседании административный истец ФИО2 участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного ответчика Департамента финансов и контроля Администрации г. Омска, действующая по доверенности ФИО3, требования не признала, в удовлетворении иска просила отказать в полном объеме, поддержав доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление. Согласно отзыву департамент финансов и контроля Администрации г. Омска, являясь финансовым органом муниципального образования, не входит в структуру Федерального казначейства и не является его территориальным органом. В связи с чем нормативные документы и письма Федерального казначейства, на которые ссылаются истцы в обоснование своих требований, не распространяются на департамент финансов и контроля Администрации г. Омска при исполнении судебных актов. Основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является представление документов, указанных в п. 1 и 2 ст. 242.1 БК РФ, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта РФ, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника. В связи с отсутствием лицевого счета МП г. Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ» в финансовом органе муниципального образования городской округ город Омск, в который были предъявлены исполнительные документы, департамент финансов и контроля Администрации г. Омска законно и обоснованно возвратил административным истцам документы без исполнения. Унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами. МП г. Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ» не является получателем субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность и у него отсутствуют счета, открытые ему в департаменте финансов и контроля Администрации г. Омска. Полагает, что исполнительные документы о взыскании денежных средств с МП г. Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ» должны быть направлены истцами в банк (иную кредитную организацию) или службу судебных приставов в целях исполнения судебного акта (л.д. 54-56).

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица МП г. Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ» ФИО4 в судебном заседании указала, что организация не имеет счетов, открытые в департаменте финансов и контроля Администрации г. Омска.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Из содержания ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ следует право гражданина обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.8 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

С учетом содержания частей 9 и 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ юридическое значение по данной категории дел имеют следующие обстоятельства: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

В соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Таким образом, для признания оспариваемого решения незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя.

Оценивая доводы стороны административного ответчика суд исходит из следующего.

Из материалов дела следует, что решением Советского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску ФИО2 в своих интересах и интересах несовершеннолетней А.А.В., ФИО1 к МП г. Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ» о компенсации морального вреда, возмещении ущерба, взыскании судебных расходов, которым постановлено: «Взыскать с ответчика МП г. Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ» в пользу ФИО2 моральный вред, причиненный смертью супруги А.О.И. в размере 20 000 руб., расходы на погребение в размере 94 550 руб.; взыскать с ответчика МП г. Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ» в пользу несовершеннолетней А.А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., моральный вред, причиненный смертью матери А.О.И. в размере 20 000 руб.; взыскать с ответчика МП г. Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ» в пользу ФИО1 моральный вред, причиненный смертью матери А.О.И. в размере 20 000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказать (л.д. 12-19.

Согласно апелляционному определению судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение изменено в части определения размера компенсации морального вреда, сумма морального вреда увеличена до 200 000 руб. в пользу каждого истца. В остальной части решение оставлено без изменения (л.д. 34-42).

Истцам выданы исполнительные листы по гражданскому делу , должником указано МП г. Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ».

Указанные исполнительные листы истцы направили в департамент финансов и контроля Администрации г. Омска с заявлением о принятии исполнительных листов к исполнению (л.д. 8-11).

Рассмотрев исполнительные документы, департамент финансов и контроля Администрации г. Омска 06.04.2021 возвратил документы без исполнения в связи с отсутствием лицевого счета МП г. Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ» в финансовом органе муниципального образования городской округ город Омск (л.д. 7).

В соответствии с п. 2 ст. 1 ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 242.1 Бюджетного Кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

В соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 242.1 БК РФ основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника.

В соответствии со ст. 78.2 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (далее в настоящей главе - капитальные вложения в объект государственной (муниципальной) собственности) с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у этих предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

Соглашение о предоставлении субсидии может быть заключено в отношении нескольких объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) объектов недвижимого имущества, приобретаемых в государственную (муниципальную) собственность, и должно содержать в том числе: положения, устанавливающие обязанность федерального автономного учреждения, автономного учреждения субъекта Российской Федерации, муниципального автономного учреждения, федерального государственного унитарного предприятия, государственного унитарного предприятия субъекта Российской Федерации, муниципального унитарного предприятия по открытию лицевого счета для учета операций с субсидиями соответственно в органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации или финансовом органе муниципального образования, а в случае заключения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией) с органом Федерального казначейства соглашения об открытии и ведении лицевого счета автономного учреждения субъекта Российской Федерации (муниципального автономного учреждения), государственного унитарного предприятия субъекта Российской Федерации (муниципального унитарного предприятия) - в органе Федерального казначейства в порядке, установленном Федеральным казначейством.

Таким образом, обязанность муниципального предприятия по открытию лицевого счета в финансовом органе субъекта РФ или финансовом органе муниципального образования связана только с предоставлением такому предприятию субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.

В соответствии с Положением о Департаменте финансов и контроля Администрации г. Омска, утвержденным решением Омского городского Совета от 28.09.2011, Департамент финансов и контроля Администрации города Омска (далее - департамент) является структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета города Омска, финансовым органом муниципального образования город Омск, органом внутреннего муниципального финансового контроля.

В соответствии с пп. 24, 25, п. 18 Положения Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции: исполняет судебные акты по искам к муниципальному образованию город Омск о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления города Омска или их должностных лиц, а также судебные акты по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны муниципального образования город Омск; исполняет судебные акты, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджета города Омска по денежным обязательствам муниципальных учреждений.

Согласно сведениям сайта ФНС должник МП г. Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ» по своей организационно-правовой форме относится к унитарным предприятиям, которые в соответствии с гражданским законодательством представляют собой коммерческие организации.

Из пояснений представителей департамента финансов и контроля Администрации г. Омска и МП г. Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ» следует, что МП г. Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ» не является получателем субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, у предприятия отсутствуют лицевые счета, открытые в департаменте финансов и контроля Администрации г. Омска.

Доказательств обратного суду не представлено.

В указанной связи доводы о нарушении административным ответчиком законодательства судом не могут быть приняты во внимание в связи с их необоснованностью и подлежат отклонению.

Таким образом принудительное исполнение судебных актов о взыскании денежных средств с МП г. Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ» осуществляется судебными приставами-исполнителями в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

В соответствии с ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 1 ст. 7 ФЗ «Об исполнительном производстве).

В силу ч. 1, 2, 5 ст. 8 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.

Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет в банк или иную кредитную организацию заявление, в котором указываются:

1) реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства;

2) фамилия, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина;

3) наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, адрес взыскателя - юридического лица.

Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, исполняет содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств или об их аресте с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона.

Таким образом, при отсутствии оснований для предъявления исполнительных документов в департамент финансов и контроля Администрации г. Омска указанные исполнительные документы могли быть направлены истцами в банк (иную кредитную организацию), в котором МП г. Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ» открыт счет либо в службу судебных приставов при отсутствии такой информации.

Проанализировав и сопоставив приведенные выше нормы закона и фактические обстоятельства дела, суд заключает, что оспариваемые действия департамента финансов и контроля Администрации г. Омска соответствуют действующему законодательству, соответственно, признанию незаконным не подлежат.

На основании изложенного, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, действующего в своих интересах и интересах А.А.В. к департаменту финансов и контроля Администрации г. Омска о признании незаконными действий по возврату исполнительных листов, возложении обязанности принять исполнительные листы, установить надлежащий орган по месту открытия лицевого счета, направить исполнительный лист для исполнения, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке посредством подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья О.Н. Ретуева

Решение в окончательной форме решение изготовлено 02.06.2021.