ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1757/2021 от 31.01.2022 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-83/2022 (69RS0040-02-2021-006906-10)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«31» января 2022 года город Тверь

Центральный районный суд г.Твери в составе:

Председательствующего судьи Степановой Е.А.,

при помощнике судьи Хальметовой Н.Х.,

с участием представителя административного истца адвоката Теряева Ю.А., действующего на основании ордера и доверенности,

представителя административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 10 по Тверской области ФИО1 на основании доверенности,

представителя административного ответчика УФНС России по Тверской области ФИО2 на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Тверской области, УФНС России по Тверской области о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Тверской области от 25 марта 2021 года № 2778,

установил:

ФИО3 обратился в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы№10 по Тверской области о признании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Тверской области от 25 марта 2021 года № 2778 незаконным. В обоснование заявленных требований административным истцом указано следующее. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №10 по Тверской области в отношении ФИО3 проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой вынесено решение от 25 марта 2021 года №2778 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области от 21 июня 2021 года №08-11/173 вышеуказанное решение МИФНС №10 было оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО3 – без удовлетворения. Согласно решению №2778 ФИО3 не был уплачен налог на доходы физических лиц за 2019 год, полученные в результате продажи ряда земельных участков расположенных в <адрес>.

Земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> приобретены ФИО3 09 декабря 2005 года на основании договора дарения земельных участков. Согласно указанному договору ФИО3 приобрел в собственность земельный участок с кадастровым номером , из которого впоследствии были образованы отчужденные в 2019 году вышеуказанные земельные участки. Земельные участка с кадастровыми номерами <данные изъяты> были образованы в результате раздела земельного участка, приобретенного ФИО3 более чем за 5 лет до отчуждения вышеуказанных земельных участков. Земельный участок с кадастровым номером был приобретен ФИО3 на основании договора купли-продажи земельного участка от 01.12.2014 года. Согласно указанному договору ФИО3 приобрел земельный массив, из которого впоследствии был образован вышеуказанный земельный участок. Земельные участка с кадастровыми номерами <данные изъяты> были образованы в результате раздела земельного массива, приобретенного ФИО3 более чем за 5 лет до отчуждения вышеуказанных земельных участков. В 2018-2019 году указанные земельные участки были отчуждены налогоплательщиком по договорам купли-продажи третьим лицам. ФИО3 не было допущено совершения налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст.122 НК РФ – неуплаты налога на доходы физических лиц. В соответствии с п.17.1 ст.217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных ст. 217.1 настоящего Кодекса. В соответствии с п.2 ст.217.1 НК РФ доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимости, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более. По общему правилу, предусмотренному п.4 ст. 217.1 НК РФ, минимальный срок владения объектом недвижимости составляет пять лет (в случае приобретения объекта недвижимости до 01.01.2016 – три года). Как указывалось выше, отчужденные земельные участки были образованы в результате раздела земельных участков, приобретенных ФИО3 более пяти лет назад до их отчуждения. С принятием заявителем решения о разделе приобретенных первоначально земельных участков – на обособленные земельные участка с внесением соответствующих записей в ЕГРП его первоначально возникшее право собственности не прекратилось, поскольку действующее законодательство не предусматривает в качестве основания прекращения права собственности на недвижимость ее раздел на отдельные самостоятельные части с последующей постановкой на кадастровый учет. Данное право лишь трансформировалось (преобразовалось) в право собственности ФИО3 на несколько частей ранее единого объекта недвижимости. То есть земельные участки, отчужденные заявителем третьим лицам в 2019 году, находились в его собственности более трех лет, в связи с чем доход от продажи указанных участков не подлежит налогообложению. Сам по себе факт регистрации права собственности ФИО3 на земельные участки после раздела исходных участков, не означает, что право собственности на данные объекты у ФИО3 ранее не существовало. При этом, в правоустанавливающих и правоподтверждающих документах на образованные земельные участки в качестве документов-оснований указаны те же документы, что и в исходных земельных участках. В связи с изложенным, поскольку отчужденные земельные участки фактически находились в собственности ФИО3 более трех лет, приобретены были до 01.01.2016 года, доход от их продажи не подлежит налогообложению. Обязанность по предоставлению налоговой декларации возложена на налогоплательщиков, которые получили доход от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, положениями п.3 ст. 228 НК РФ. Вместе с тем, согласно подп.2 п.1 ст. 228 НК РФ, указанный порядок не применяется для случаев, предусмотренных п.17.1 ст.217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению. Поскольку доходы от продажи объектов недвижимости не подлежали налогообложению, то и обязанность по представлению налоговой декларации у налогоплательщика не возникла. Поскольку решение № 2778 в части неуплаты ФИО3 налога на доходы физических лиц является незаконным, то незаконным является и решение о назначении ему наказания в виде штрафа, а также начисления пеней. В результате принятия оспариваемого решения, ФИО3, как налогоплательщику, начислен налог на доходы физических лиц, в сумме превышающей действительный размер налога, что нарушает его право на уплату налога в размере, установленном законодательством. Решение № 2778 было обжаловано ФИО3 путем подачи апелляционной жалобы в Управление ФНС России по Тверской области. 21 июня 2021 года Управлением было принято решение, которым в удовлетворении данной жалобы было отказано. Согласно п.3 ст. 138 НК РФ, в случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного п.6 ст. 140 настоящего кодекса. Таким образом, срок обращения в суд, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен.

Определением суда от 06 октября 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Тверской области.

Определением суда от 08 декабря 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, УФНС по Тверской области исключено из числа заинтересованных лиц и привлечено к участию в деле в качестве административного соответчика.

Определением суда от 10 января 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Монолит».

В судебное заседание административный истец не явился, о дне, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя.

В судебном заседании представитель административного истца адвокат Теряев Ю.А., действующий на основании ордера и доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Также пояснил, что налоговая декларация за 2019 год ФИО3 не подавалась, подпись на представленной в инспекцию декларации ему не принадлежит. Кроме того, просил суд снизить размер штрафа в связи с наличием у ФИО3 двоих детей.

В судебном заседании представитель административного ответчика МИФНС России № 10 по Тверской области ФИО1 на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам письменных возражений.

В судебном заседании представитель административного ответчика УФНС России по Тверской области ФИО2 на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, поддержал доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление.

Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из положений ст. 4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.

Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединения и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен главой 22 КАС РФ.

В силу положений ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

К доходам от источников в Российской Федерации согласно статье 208 НК РФ относятся, в частности, доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 НК РФ, с учетом особенностей, установленных главой 23 НК РФ.

Пунктом 17.1 ст. 217 НК РФ предусмотрено, что не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период:

от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 Кодекса;

от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.

Положения указанного пункта не распространяются на доходы, получаемые физическими лицами от реализации ценных бумаг, а также на доходы, получаемые физическими лицами от продажи имущества, непосредственно используемого в предпринимательской деятельности.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение, в частности, имущественного налогового вычета при продаже имущества.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ указанный имущественный налоговый вычет предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 Кодекса, не превышающем в целом миллион рублей.

Вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества (пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ).

Таким образом, полученный доход от продажи земельных участков налогоплательщик имеет право уменьшить на сумму расходов, связанных с приобретением данного имущества, при наличии документов, подтверждающих произведенные расходы.

При этом указанные документы должны быть надлежащим образом оформлены (в соответствии с законодательством Российской Федерации) и в полной мере свидетельствовать о факте осуществления расходов непосредственно налогоплательщиком.

В соответствии с п. 3 ст. 217.1 НК РФ минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, доходы от продажи которого освобождаются от налогообложения, составляет три года в случае, если право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком:

в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации;

в результате приватизации;

в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением.

Согласно п. 4 ст. 217.1 НК РФ в случаях, не указанных в пункте 3 указанной статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет.

Для объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность до 01.01.2016, минимальный предельный срок владения таким имуществом составляет три года (п. 17.1 ст. 217 НК РФ в редакции до 01.01.2016).

Таким образом, исходя из вышеизложенных норм права, если недвижимое имущество находилось в собственности налогоплательщика более срока, установленного пунктом 17.1 статьи 217 НК РФ, а также статьей 217.1 НК РФ, то доходы от продажи такого имущества освобождаются от уплаты НДФЛ. В иных случаях доход от его продажи подлежит обложению НДФЛ на общих основаниях. При этом налогоплательщик вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом, установленным статьей 220 НК РФ.

Согласно п. 5 ст. 217.1 НК РФ в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

На основании п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно сообщают сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, включая сведения о кадастровой стоимости данного имущества.

Как следует из оспариваемого решения № 2778 от 25.03.2021 в отношении ФИО3 проведена камеральная налоговая проверка, в качестве основания проведения указано – налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма № 3-НДФЛ), дата представления 26.06.2020 за 2019 год. Налоговой проверкой установлено следующее. ФИО3 представлена первичная налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2019 год в связи с продажей квартиры, расположенной по адресу: <адрес> Согласно представленному договору купли-продажи квартиры от 22.10.2019 ФИО3 в 2019 году продал <данные изъяты> доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, которая принадлежала ФИО3 на праве собственности с 01.06.2018. Согласно базе данных инспекции указанная <данные изъяты> доли имущества находилась в собственности ФИО3 с 2018 года и на момент продажи в 2019 году принадлежала налогоплательщику менее 5 лет (дата возникновения собственности – 01.06.2018, дата отчуждения – 25.10.2019). Налогоплательщиком в налоговой декларации сумма полученного дохода от продажи имущества, исчислена исходя из условий договоров купли-продажи в размере 1 113 535 рублей и заявлен имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 2 ст.220 Кодекса в размере 1 000 000 рублей. Согласно данным, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области в соответствии с пунктом 4 ст. 85 Кодекса, кадастровая стоимость недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2019 составляет 3 181 527 рублей 21 копейку: 3 181 527 х70%= 2 227 069 рублей 04 копейки. 70% ? - 1 113 534 рубля 52 копейки. По данным представленной налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц налогоплательщиком ФИО3 за 2019 год: общая сумма дохода составила – 1 143 534 рубля 53 копейки, общая сумма дохода, подлежащая налогообложению – 1 143534 рубля 53 копейки, сумма налоговых вычетов – 1 040 200 рублей, в том числе: имущественный налоговый вычет по доходам от продажи доли (долей) имущества – 1 000 000 рублей; социальный налоговый вычет, предоставленный в течение отчетного налогового периода налоговыми агентами – 40 200 рублей, налоговая база – 103 334 рубля 53 копейки, сумма налога, исчисленная к уплате – 13 433 рубля, общая сумма налога, удержанная у источника выплаты – 0 рублей, сумма налога, подлежащая уплате (доплате) в бюджет – 13 433 рубля. В ходе камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2019 год ФИО3 выявлено, что не в полном объеме задекларированы доходы, полученные от продажи земельных участков за 2019 год: земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> с., кадастровая стоимость участка 202700, расчет 70% 141890, налоговая база 141890, кадастровая стоимость 202400, расчет 70% 141680, налоговая база 141680, кадастровая стоимость участка 202200, расчет 70% 141540, налоговая база 141540, кадастровая стоимость участка 191200, расчет 70% 133840, налоговая база 133840; земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> кадастровая стоимость участка 2427397,72 расчет 70% 1699178,4 налоговая база 1699178,4, кадастровая стоимость участка 2427397,72 расчет 70% 1699178,4 налоговая база 1699178,4, кадастровая стоимость участка 4155216,60 расчет 70% 2908651,62 налоговая база 2908651,62, кадастровая стоимость участка 2427397,72 расчет 70% 1699178,4 налоговая база 1699178,4, кадастровая стоимость участка 2427397,72 расчет 70% 1699178,4 налоговая база 1699178,4, кадастровая стоимость участка 2427397,72 расчет 70% 1699178,4 налоговая база 1699178,4; земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровая стоимость участка 3367230,56 расчет 70% 2357061,39 налоговая база 2 400 000 (согласно графика платежей), земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> кадастровая стоимость участка 793600 расчет 70% 555520 налоговая база 555520, 69:10:0000024:9066 кадастровая стоимость участка 757888 расчет 70% 530521,6 налоговая база 530521,6. Итого: кадастровая стоимость 22 009 423,76 руб., расчет 70% кадастровой стоимости 15 406 596,61 руб., налоговая база 15 449 535,22 руб. По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2019 год ФИО3: общая сумма дохода составила 16 593 069,75 руб., общая сумма дохода, подлежащая налогообложению 16 593 069,75 руб., сумма налоговых вычетов – 1040200 рублей, в том числе: имущественный налоговый вычет по доходам от продажи доли (долей) имущества – 1 000 000 рублей, социальный налоговый вычет, предоставленный в течение отчетного налогового периода налоговыми агентами – 40 200 рублей. Налоговая база – 15 552 869,75 руб., сумма налога, исчисленная к уплате 2 021 873 рубля. Сумма налога, подлежащая уплате (доплате) в бюджет – 2 021 873 рубля. Управлением Росреестра по Тверской области представлены следующие документы: договор купли-продажи земельных участков от 20.03.2019, договор купли-продажи от 31.05.2019, договор купли-продажи земельного участка от 01.08.2019, договор купли-продажи земельного участка от 17.05.2020, договор купли-продажи земельного участка от 16.05.2019, договор купли-продажи земельного участка от 03.05.2018. По результатам проведенного анализ представленных документов установлено следующее: земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> с., кадастровая стоимость участка 202700, расчет 70% 141890, стоимость по договору 126667 рублей, налоговая база 141890, кадастровая стоимость 202400, расчет 70% 141680, стоимость по договору 126667 рублей, налоговая база 141680, 69:10:0000025:4830 кадастровая стоимость участка 202200, расчет 70% 141540, стоимость по договору 126667 рублей, налоговая база 141540, кадастровая стоимость участка 191200, расчет 70% 133840, стоимость по договору 120 000, налоговая база 133840; земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> кадастровая стоимость участка 2427397,72 расчет 70% 1699178,4, стоимость по договору 1862500, налоговая база 1862500, кадастровая стоимость участка 2427397,72 расчет 70% 1699178,4, стоимость по договору 1862500, налоговая база 1862500, кадастровая стоимость участка 4155216,60 расчет 70% 2908651,62, стоимость по договору 3187500, налоговая база 3187500, 69:10:0000024:7586 кадастровая стоимость участка 2427397,72 расчет 70% 1699178,4, стоимость по договору 1862500, налоговая база 1862500, кадастровая стоимость участка 2427397,72 расчет 70% 1699178,4, стоимость по договору 1862500, налоговая база 1862500, кадастровая стоимость участка 2427397,72 расчет 70% 1699178,4, стоимость по договору 1862500, налоговая база 1862500; земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровая стоимость участка 3367230,56 расчет 70% 2357061,39, стоимость по договору 2400000, налоговая база 2 400 000 (согласно графика платежей), земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> кадастровая стоимость участка 793600 расчет 70% 555520, стоимость по договору 560 000, налоговая база 560 000, 69:10:0000024:9066 кадастровая стоимость участка 757888 расчет 70% 530521,6, стоимость по договору 540 000, налоговая база 540 000 руб. Итого: кадастровая стоимость 22 009 423,76 руб., расчет 70% кадастровой стоимости 15 406 596,61 руб., стоимость по договору 16 500 000 рублей, налоговая база 16 558 950 руб. Общая сумма дохода составила 17 702 484,73 руб. Общая сумма дохода, подлежащая налогообложению 17 702 484,73 руб. сумма налоговых вычетов 1 040 200 руб., в том числе: имущественный налоговый вычет по доходам от продажи доли (долей) имущества – 1 000000 руб., социальный налоговый вычет, предоставленный в течение отчетного налогового периода налоговыми агентами 40200 руб., налоговая база – 16 662 284,53 руб. Сумма налога, исчисленная к уплате 2 166 097 руб. Сумма налога, подлежащая уплате (доплате) в бюджет – 2 166 097 руб. Также ФИО3 начислены пени и штраф в размере 430 532,80 руб. 2 152 664 руб. (сумма неуплаченного налога) х 20%.

Решением заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области № 08-11/173 от 21 июня 2021 года апелляционная жалоба ФИО3 на решение Межрайонной ИФНС России № 10 по Тверской области от 25.03.2021 № 2778 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлена без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым номером был образован из земельного участка с кадастровым номером и поставлен на кадастровый учет 16.05.2016 года, земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым номером был образован из земельного участка с кадастровым номером и поставлен на кадастровый учет 16.05.2016 года, земельный участок по адресу: <адрес>, Бурашевское с/п, район д.Кольцово с кадастровым номером был образован из земельного участка с кадастровым номером и поставлен на кадастровый учет 16.05.2016 года, земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым номером был образован из земельного участка с кадастровым номером и поставлен на кадастровый учет 16.05.2016 года, земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым номером был образован из земельного участка с кадастровым номером и поставлен на кадастровый учет 23.10.2017 года, земельный участок по адресу: <адрес>, Никулинское с/п, д.Палкино с кадастровым номером был образован из земельного участка с кадастровым номером и поставлен на кадастровый учет 23.10.2017 года, земельный участок по адресу<адрес> с кадастровым номером был образован из земельного участка с кадастровым номером и поставлен на кадастровый учет 23.10.2017 года, земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым номером был образован из земельного участка с кадастровым номером и поставлен на кадастровый учет 23.10.2017 года, земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым номером был образован из земельного участка с кадастровым номером и поставлен на кадастровый учет 23.10.2017 года, земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым номером был образован из земельного участка с кадастровым номером и поставлен на кадастровый учет 23.10.2017 года, земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым номером был образован из земельного участка с кадастровым номером и поставлен на кадастровый учет 08.05.2019 года, земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым номером был образован из земельного участка с кадастровым номером и поставлен на кадастровый учет 08.05.2019 года.

Как следует из пункта 3 статьи 41 закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.

При разделе земельного участка возникают новые объекты права собственности, которым присваиваются новые кадастровые номера, и срок нахождения в собственности вновь образованных земельных участков исчисляется с даты регистрации прав на вновь образованные земельные участки.

Как следует из материалов дела, 31 мая 2019 года между ФИО3 и ФИО заключен договор купли-продажи земельных участков по адресу: <адрес> земельный участок с кадастровым номером продается за 126666 рублей, с кадастровым номером за 126667 рублей, за 126667 рублей. Деньги в сумме 380 000 рублей получены от покупателя полностью до подписания настоящего договора.

01 августа 2019 года между ФИО3 и ФИО заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, стоимость составила 120 000 рублей. Продавец указанную денежную сумму получил полностью от покупателя.

20 марта 2019 года между ФИО3 и ФИО заключен договор купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, почтовый адрес ориентира: <адрес>. Указанное недвижимое имущество оценено по соглашению сторон в 1 250 000 рублей, которые продавцом получены от покупателя полностью.

03 мая 2018 года между ФИО3 и ООО «Монолит» заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <данные изъяты>. Указанный земельный участок оценен сторонами в 7 100 000 рублей, оплата по договору производится в соответствии с графиком платежей: до 10 января 2019 года 200 000 рублей, до 10 февраля 2019 года 200 000 рублей, до 10 марта 2019 года 200 000 рублей, до 10 апреля 2019 года 200 000 рублей, до 10 мая 2019 года 200 000 рублей, до 10 июня 2019 года 200 000 рублей, до 10 июля 2019 года 200 000 рублей, до 10 августа 2019 года 200 000 рублей, до 10 сентября 2019 года 200 000 рублей, до 10 октября 2019 года 200 000 рублей, до 10 ноября 2019 года 200 000 рублей, до 10 декабря 2019 года 200 000 рублей.

Как следует из материалов гражданского дела № 2-307/2021, ФИО3 10 августа 2020 года обратился в суд с иском к ООО «Монолит» о взыскании задолженности по договору купли-продажи вышеуказанного земельного участка. В обоснование иска указано, что с января 2019 года ООО «Монолит» перестало исполнять свои обязательства по уплате покупной цены по договору и у ответчика перед истцом ФИО3 существует задолженность по оплате в размере: 200 000 (сумма ежемесячного платежа за период с 10.01.2019 по 10.05.2020) х 17 месяцев с 10.01.2019 по 10.05.2020) + 500 000 (сумма платежа за 10.06.2020). Определением суда от 12 февраля 2021 года производство по делу прекращено в связи с отказом истца от иска. Как указано в определении суда, отказ истца от иска вызван внесудебным урегулированием спора, а именно погашением ответчиком части долга в сумме 1 700 000 рублей и заключением 01.02.2021 между сторонами дополнительного соглашения к договору купли-продажи земельного участка от 03.05.2018.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что административный истец не получил в 2019 году доход от продажи земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в размере 2 400 000 рублей, в связи с чем указанная сумма подлежит исключению из налоговой базы.

16 мая 2019 года между ФИО3 и ФИО заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок оценен в 540 000 рублей, которые продавец получил полностью от покупателя.

17 мая 2019 года между ФИО3 и ФИО заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок оценен сторонами договора в 560 000 рублей. Оплата осуществляется в следующем порядке: 500 000 рублей покупатель предал продавцу в качестве частичной оплаты при подписании договора, деньги в сумме 60 000 рублей покупатель обязуется передать продавцу в качестве полной оплаты до 17 июля 2019 года.

22 октября 2019 года между ФИО3, ФИО и ФИО, действующей от имени ФИО заключен договор купли продажи квартиры, в соответствии с которым ФИО3 продал <данные изъяты> долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Указанная доля в квартире принадлежит ФИО3 на основании акта о передаче нереализованного имущества должника взыскателю от 21 мая 20128 года. Указанная квартира оценена по соглашению сторон в 2613535 рублей. ФИО3 получил от покупателя 1113535 рублей.

На основании пункта 17.1 ст.217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более.

В соответствии с п.3 ст. 217.1 НК РФ в целях настоящей статьи минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года для объектов недвижимого имущества, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из следующих условий: 1) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации; 2) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в результате приватизации; 3) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком - плательщиком ренты в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением; 4) в собственности налогоплательщика (включая совместную собственность супругов) на дату государственной регистрации перехода права собственности от налогоплательщика к покупателю на проданный объект недвижимого имущества в виде комнаты, квартиры, жилого дома, части квартиры, части жилого дома (далее в настоящем подпункте - жилое помещение) или доли в праве собственности на жилое помещение не находится иного жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение). При этом в целях настоящего подпункта не учитывается жилое помещение (доля в праве собственности на жилое помещение), приобретенное (приобретенная) в собственность налогоплательщика и (или) его супруга (супруги) в течение 90 календарных дней до даты государственной регистрации перехода права собственности на проданное жилое помещение (проданную долю в праве собственности на жилое помещение) от налогоплательщика к покупателю. При соблюдении установленных настоящим подпунктом условий в отношении жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) положения настоящего пункта распространяются на земельный участок, на котором расположено такое жилое помещение (долю в праве собственности на земельный участок, связанную с долей в праве собственности на такое жилое помещение), и расположенные на указанном земельном участке хозяйственные строения и (или) сооружения.

В случаях, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет (п.4 ст.217.1 НК РФ).

Согласно подпункту 5 статьи 217.1 НК РФ, в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 01 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженный на понижающий коэффициент 0,7.

Право собственности административного истца на земельные участки, образованные в результате раздела исходных земельных участков с кадастровыми номерами , , было зарегистрировано в 2016,2017, 2018 и 2019 годах, доходы от их продажи получены в 2019 году, соответственно, налоговый инспекцией сделан обоснованный вывод о том, что вновь образованные земельные участки находились в собственности административного истца менее минимального предельного срока владения объектом недвижимости, что исключает освобождение полученных доходов от налогообложения.

Поскольку вышеуказанное недвижимое имущество находилось в собственности административного истца менее пяти лет, то полученный от их продажи доход подлежал налогообложению исходя из 70% кадастровой стоимости объекта недвижимости в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7. По земельным участкам с кадастровыми номерами <данные изъяты>, поскольку стоимость по договору купли-продажи была выше, чем 70% кадастровой стоимости объекта недвижимости, налоговая база была определена исходя из цены объекта недвижимости, указанной в договоре купли-продажи.

Таким образом, доход, полученный от продажи земельных участков, подлежал отражению налогоплательщиком в налоговой декларации и налогообложению за исключением дохода от продажи земельного участка с кадастровым номером , поскольку как ранее было указано в решении суда, фактически в 2019 году дохода в размере 2 400 000 рублей административным истцом получено не было.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что ФИО3 была занижена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по сроку уплаты 15.07.2020.

Таким образом, налоговая база будет составлять 14 262 284 рубля 53 копейки. Соответственно сумма НДФЛ, подлежащая уплате составит: 14262284,53х13%=1854096 рублей 99 копеек.

В соответствии с п.1 ст.122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

Соответственно, исходя из исчисленной суммы налога, размер штрафа будет составлять: 1854096,99х20%=370819 рублей 40 копеек.

При этом оснований дня снижения размера штрафа, предусмотренных ст. ст. основании статей 112 и 114 НК РФ суд не усматривает.

В соответствии с п.3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Согласно п.4 ст.75 НК РФ пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Размер пени составит 66685 рублей 69 копеек: 1854096,99 х11 дней (с 16.07.2020 по 26.07.2020)х1/300х4,5% =3059,26 руб., 1854096,99х238 (с 27.07.2020 по 21.03.2021)х1/300х4,25%= 62513,97 руб., 1854096,99 х 4 (с 22.03.2021 по 25.03.2021) х1/300 х4,5%=1112,46 руб.

Порядок привлечения ФИО3 к налоговой ответственности налоговым органом не нарушен, соответствует положениям статей 100.1-101, 101.4 НК РФ.

В период с 26.06.2020 по 28.09.2020 МИФНС России № 10 по Тверской области проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации ФИО3 по НДФЛ за 2019 год.

28.09.2020 ФИО3 направлено требование о предоставлении пояснений по поводу представленной налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма № 3-НДФЛ) за 2019 год, а именно по сведениям налогового органа и полученных им в ходе налогового контроля представить уточненную налоговую декларацию формы 3-НДФЛ за 2019 год, в связи с незадекларированным в полном объеме доходов, полученных от продажи земельных участков.

Также 30.09.2020 ФИО3 направлено уведомление № 8390 от 29.09.2020 о вызове в налоговый орган налогоплательщика для вручения акта камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (формы 3-НДФЛ) за 2019 год. Данное уведомление получено ФИО3 07.10.2020.

По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма №3-НДФЛ) за 2019 год 12 октября 2020 года составлен акт налоговой проверки № 5881, который направлен ФИО3 15 октября 2020 года.

25 ноября 2020 года заказным письмом ФИО3 направлено извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки 04.12.2020 с 10 час.00 мин. до 11 час. 00 мин. Указанное извещение получено ФИО3

07.12.2020 заместителем начальника инспекции межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Тверской области принято решение № 51 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Указанное решение направлено ФИО3 08 декабря 2020 года. 01.02.2021 составлен дополнения к акту налоговой проверки № 1. Дополнения к акту налоговой проверки направлены ФИО3 08 февраля 2021 года.

09 марта 2021 года ФИО3 направлено извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки № 2452 на 19 марта 2021 года в 11 ч.00 м.

Решение МИФНС России № 10 по Тверской области от 25.03.2021 № 2778 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, доначислении НДФЛ направлено ФИО3 01 апреля 2021 года.

В соответствии с ч.2 ст. 140 НК РФ апелляционная жалоба ФИО3 рассмотрена заместителем руководителя УФНС России 21 июня 2021 года без его участия.

К доводам административного истца о том, что им не подавалась декларация за 2019 год, суд относится критически, поскольку о проведении камеральной налоговой проверки и основаниях для ее проведения ФИО3 было достоверно известно, данные доводы при проведении проверки, обжаловании решения налогового органа в порядке подчиненности, ФИО3 не приводились.

Учитывая вышеизложенное решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Тверской области от 25 марта 2021 года № 2778 является незаконным в части включения в налоговую базу суммы дохода в размере 2 400 000 рублей, в связи с чем налоговая база, указанная в оспариваемом решении подлежит уменьшению на указанную сумму, соответственно размер налога, подлежащий оплате в бюджет составит 1 854 096 рублей 99 копеек, штрафа 370 819 рублей 40 копеек, пени 66 685 рублей 69 копеек.

При этом оснований для отмены решения налогового органа суд не усматривает.

руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования ФИО3 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Тверской области, УФНС России по Тверской области о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Тверской области от 25 марта 2021 года № 2778 удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Тверской области от 25 марта 2021 года № 2778 в части включения в налоговую базу суммы в размере 2 400 000 в связи с реализацией земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , уменьшив налоговую базу до 14 262 284 рубля 53 копейки, размер налога до 1 854 096 рублей 99 копеек, штрафа до 370 819 рублей 40 копеек, пени до 66 685 рублей 69 копеек.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований административному истцу отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья Е.А. Степанова

Мотивированное решение суда изготовлено 14 февраля 2022 года.

Дело № 2а-83/2022 (69RS0040-02-2021-006906-10)