ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1757/2022 от 04.04.2022 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

УИД - 23RS0059-01-2022-001664-37

К делу № 2а-1757/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Сочи 04 апреля 2022 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Шевелева Н.С.,

с участием:

представителя административного истца Михеева К.Н. по доверенности – Черкашиной Е.В.,

представителя административного ответчика Департамента имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края по доверенности – Кифниди Н.Р.,

при секретаре судебного заседания Чепнян С.А.,

рассмотрев в помещении Центрального районного суда города Сочи в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Михеева К. Н. к Департаменту имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов»,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Михеев К.Н. обратилася в Центральный районный суд г. Сочи с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов».

В обоснование заявленных требований Михеев К.Н. указал на то, что он обратился в филиал ГАУ КК «МФЦ КК» г. Сочи с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов» в отношении земельного участка с кадастровым номером , поскольку являясь ветераном боевых действий, согласно ФЗ-5 «О ветеранах», а так же ЗК РФ и других правовых норм имеет право на внеочередное получение земельного участка в аренду. ДД.ММ.ГГГГ, Департамент имущественных отношений отказал ему в предоставлении данной услуги в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок предоставлен в пожизненное наследуемое владение иному лицу. Считает данный отказ незаконным и необоснованным, нарушающим его законные права и интересы, так как согласно справочной информации об основных параметрах объекта недвижимости, а именно земельного участка с кадастровым номером , (отчет сформирован на основе сведений полученных из РОСРЕЕСТРА и актуален на ДД.ММ.ГГГГ) правообладателем данного земельного участка является Муниципальное образование город-курорт Сочи. По сведениям из Росреестра, данные о регистрации права третьих лиц на основании предоставления в пожизненное наследуемое владение земельного участка с кадастровым номером отсутствуют.

На основании вышеизложенного административный истец просит: признать недействительным и отменить решение Департамента имущественных отношений администрации муниципального образования <адрес> город-курорт Сочи Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, с кадастровым номером , находящегося в муниципальной собственности, Михееву К.Н. в аренду, без проведения торгов; признать его право на получение земельного участка с кадастровым номером , находящегося в муниципальной собственности, в аренду, без проведения торгов сроком на 20 лет; обязать Департамент имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края предоставить Михееву К.Н. в аренду земельный участок с кадастровым номере без проведения торгов сроком на 20 лет.

Административный истец Михеев К.Н. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте назначенного судебного заседания извещена надлежащим образом, для участия в деле направил своего представителя.

Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края по доверенности – Кифниди Н.Р., заявленные требования не признала, возражала против их удовлетворения по основаниям, изложенным в отказе. Представила письменные возражения на административное исковое заявление, в которых указал на следующее. Администрация города Сочи считает отказ законным и обоснованным, по следующим основаниям. Вместе с тем, согласно сведениям, полученным из территориального отдела филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра», а также муниципального казенного учреждения города Сочи «Сочинский городской архив», установлено, что земельный участок с кадастровым номером предоставлен в пожизненное наследуемое владение иному лицу. Согласно постановлению администрации Хостинского района города Сочи от 08.09.1992 № 501 садовые участки садоводческих товариществ «Девятка», «Пчелка», «Воля», «Заря», «Восход-6», «Магнолия», «Автомобилист-1», «Автомобилист-2», «Сигнал», «Каштан», «Горный сад», «Виктория», «Авторемонтник», «Восход-1», «Восход-2», «Восход-3», «Грушевый сад», «Советский воин», «Малинка», «Ветерна-4», «Учитель», «Сигнал-1», «Дружба», «Фронтовик», «Солнечная Долина», «Южное», «Журналист» и др. переоформлены в пожизненное наследуемое владение. Каждому садоводу выдать государственные акты на право пожизненного владения садовым земельным участком с правом наследования. Испрашиваемый земельный участок расположен в границах садоводческого товарищества «Фронтовик». В соответствии с межевым планом, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве пожизненного владения – Горохову А.С. На основании изложенного, представитель административного ответчика отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.

Заслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы административного дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Михеева К.Н. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 4 КАС РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частью 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

На основании п. 1) ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Из материалов административного дела следует, что административный истец Михеев К.Н. обратился в Департамент имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края через филиал ГАУ КК «МФЦ КК» г. Сочи с заявлением о предоставлении ему муниципальной услуги «Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов» в отношении земельного участка с кадастровым номером .

Департаментом имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края письмом от ДД.ММ.ГГГГМихееву К.И. отказано в предоставлении названной услуги «Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов».

Отказ мотивирован тем, что согласно сведениям, полученным из территориального отдела филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра», а также муниципального казенного учреждения города Сочи «Сочинский городской архив», установлено, что земельный участок с кадастровым номером предоставлен в пожизненное наследуемое владение иному лицу.

Административный истец Михеев К.И. считает незаконным данный отказ, ссылаясь на то, что является ветераном боевых действий, полагает, что имеет право на предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка. Кроме того, в соответствии со сведениями из Управления Росреестра по Краснодарскому краю, данные о регистрации прав третьих лиц на основании предоставления в пожизненное наследуемое владение земельного участка с кадастровым номером отсутствуют.

Отказывая административному истцу в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

Порядок и основания предоставления земельных участков установлены Земельным Кодексом РФ и административными регламентами предоставления муниципальных услуг, и зависят от целей использования земельных участков, в зависимости от имеющихся оснований.

Статьей 39.1 Земельного кодекса РФ предусмотрены основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в частности на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду (часть 1 ст. 39.1 ЗК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Статьей 39.18 ЗК РФ установлены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В силу п. 14 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 7 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4, 8 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков.

Административный истец Михеев К.Н. обращался в Департамент имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края с заявлением о предоставлении ему муниципальной услуги «Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов» в отношении земельного участка с кадастровым номером .

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости (актуальность сведений по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) земельный участок с кадастровым номером , площадью 895 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> находится в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, запись регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, как установлено в судебном заседании, согласно сведениям, полученным из территориального отдела филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра», а также муниципального казенного учреждения города Сочи «Сочинский городской архив», земельный участок с кадастровым номером предоставлен в пожизненное наследуемое владение иному лицу.

Согласно постановлению администрации Хостинского района города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ садовые участки садоводческих товариществ «Девятка», «Пчелка», «Воля», «Заря», «Восход-6», «Магнолия», «Автомобилист-1», «Автомобилист-2», «Сигнал», «Каштан», «Горный сад», «Виктория», «Авторемонтник», «Восход-1», «Восход-2», «Восход-3», «Грушевый сад», «Советский воин», «Малинка», «Ветерна-4», «Учитель», «Сигнал-1», «Дружба», «Фронтовик», «Солнечная Долина», «Южное», «Журналист» и др. переоформлены в пожизненное наследуемое владение.

Каждому садоводу выдать государственные акты на право пожизненного владения садовым земельным участком с правом наследования.

Испрашиваемый административным истцом земельный участок с кадастровым номером , площадью 895 кв.м., расположен в границах садоводческого товарищества «Фронтовик».

В соответствии с межевым планом, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве пожизненного владения гражданину Горохову А.С.

На основании ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером 23:49:0308002:2729, несмотря на отсутствие соответствующей записи в Едином государственном реестре недвижимости, является гражданин Горохов А.С.

Согласно пп. 2 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в частности, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.

Отказывая административному истцу в удовлетворении заявленных требований, суд учитывает следующее.

Пунктом 14 Приложения к постановлению администрации города Сочи от 25.12.2021 № 2294 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов» установлены требования к заполнению заявления.

В случае, если подача заявления осуществляется лицом, являющимся представителем заявителя, заявление должны быть указаны реквизиты документов, на основании которых действует представитель заявителя.

Однако в заявлении Михеевым К.Н., при обращении в Департамент имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, действовавшего через своего представителя, реквизиты названных документов не были указаны.

Согласно п. 27 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов», утвержденного Постановлением администрации города Сочи № 2294 от 25.12.2020, одним из оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги является – указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о представлении земельного участка обратился обладатель данных прав.

Таким образом, поскольку отказ Департамента имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи в оказании муниципальной услуг «Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов» в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0308002:2729, принят в соответствии с нормами действующего законодательства уполномоченным органом и в установленном порядке, у суда имеются все основания, для отказа в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

На основании пп. 2 п. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Михеева К. Н. к Департаменту имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов» – оставить без удовлетворения.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.С. Шевелев

Мотивированное решение суда составлено и подписано судьей 18.04.2022 года.

«Решение в законную силу на момент опубликования не вступило»

"Согласовано"