ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1758/20 от 21.01.2021 Муромского городского суда (Владимирская область)

Дело № 2а-69/2021

УИД 33RS0014-01-2020-002496-32

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 января 2021 года

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Филатовой С.М.,

при секретаре Реган В.А.,

с участием административного истца ФИО1 и ее представителя ФИО2,

представителя административного ответчика администрации о. Муром ФИО3,

представителя КУМИ администрации о. Муром ФИО4,

рассматривая в открытом судебном заседании в городе Муроме Владимирской области административное дело по административному иску ФИО1 к администрации округа Муром, и.о. начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации о. Муром ФИО5 о признании незаконными бездействий,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации округа Муром, и, уточнив исковые требования, просит обязать администрацию округа Муром рассмотреть заявление ФИО1 от 06.08.2020 по существу, принять по нему соответствующее решение правового характера и дать ФИО1 письменный ответ.

В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником реконструируемого административного здания общей площадью 147,8 кв.м. с кадастровым номером (номер), расположенного на земельном участке, общей площадь 978,9 кв.м. кадастровым номером (номер) по адресу: ..... Право собственности на здание за истцом было признано на основании решения суда от 04.10.2018 и зарегистрировано 19.03.2020. Земельный участок принадлежит истцу на основании договора переуступки права аренды от 28.02.2013, заключенного между ООО «....» и истцом, договор зарегистрирован в установленном законом порядке. Здание и земельный участок в настоящее время используется истцом для эксплуатации жилого дома. Для приведения технических документов в соответствие с реальным использованием здания и земельного участка необходим перевод здания из нежилого в жилое, в связи с чем истец и обращался к ответчику. На обращение истца был направлен ответ из Управления архитектуры и градостроительства администрации о. Муром от 19.08.2020 № 06-14-1234, которым вновь создана спорная ситуация, как по зданию, так и по земле. Но указанное письмо не имеет формы правого документа. Ответ на заявление истца должен был быть направлен администрацией округа Муром под руководством главы о. Муром с принятием правого акта.

Определением суда от 05 ноября 2020 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен и.о. начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации о. Муром ФИО5

Определением суда от 24 ноября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено КУМИ администрации о. Муром.

Определением суда от 21 декабря 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен и.о. председателя КУМИ администрации о. Муром ФИО6

Административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 в судебном заседании поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации о. Муром ФИО3 возражала против удовлетворения заявленных требований. В представленных суду возражениях указала, что на территории муниципального образования о. Муром перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое помещение является муниципальной услугой, порядок предоставления которой определяется Административным регламентом по переводу жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, утвержденным постановлением администрации о. Муром от 27.12.2017 № 1000. В соответствии с п.2.2 указанного регламента исполнителем муниципальной услуги является Управление архитектуры и градостроительства администрации округа Муром. 04.07.2019 года истец обращалась в УАиГ администрации округа Муром с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое. УАиГ администрации о. Муром рассмотрев указанное заявление приняло решение, оформленное письмом от 06.08.2019 № 06-14-1341 об отказе в переводе нежилого здания в жилое. Данное решение УАиГ администрации округа Муром истцом не обжаловалось. Письмо административного истца от 10.08.2020 вх. № 671-01-13к является обращением, а не заявлением о переводе нежилого помещения в жилое. Из содержания обращения административного истца от 10.08.2020, направленного на имя главы округа Муром, усматривается одновременное изложение своей проблемной ситуации с просьбой о помощи в ее разрешении, в связи с чем обращение рассмотрено и.о. начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации о. Муром ФИО5 в соответствии с положениями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Представитель заинтересованного лица КУМИ администрации о. Муром ФИО4 возражала против удовлетворения требований истца. В представленном суду отзыве указала, что на основании постановления главы о. Муром от 16.07.2002 № 869 «О предоставлении в аренду земельного участка ООО «....» КУМИ администрации о. Муром в рамках возложенных постановлением главы г. Мурома № 1579 «О передаче функций по управлению земельными ресурсами КУМИ г. Мурома» полномочий, 09.08.2002 между КУМИ администрации о. Муром и ООО «....» заключен договор аренды № 5606 аренды земельного участка с кадастровым номером (номер), расположенного по адресу: ..... Цель предоставления земельного участка – для эксплуатации административного здания и гаража. 06.03.2002 ООО «....» сообщило в КУМИ о произведенной переуступке права ФИО1 на основании договора от 28.02.2013. 05.04.2019 в КУМИ обратилась ФИО1 с заявлением от 04.04.2019 об обращении в комиссию по правилам землепользования и застройки округа Муром по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером (номер), расположенного по адресу: ...., с «для эксплуатации административного здания и гаража» на «для объектов индивидуального жилищного строительства не более 2 этажей» в связи с планируемым переводом административного здания в статус жилого дома. 12.04.2019 заявление было отозвано заявителем. 12.08.2020 в КУМИ администрации о. Муром поступило заявление ФИО1, адресованное в Совет народных депутатов о. Муром и главе о. Муром, в котором заявитель просила дать ответ по вопросу перевода административного здания из нежилого в жилое, приняв правовой акт, в соответствии с Уставом округа Муром. Поскольку письменное обращение содержало вопросы, решение которых не входило в компетенцию КУМИ администрации о. Муром, оно было перенаправлено в УАиГ администрации о. Муром. 12.04.2019 ФИО1 обратилась в КУМИ с обращением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «для эксплуатации административного здания и гаража» на «для объектов индивидуального жилищного строительства не более 2 этажей» в связи с планируемым переводом административного здания в статус жилого дома. Письмом КУМИ администрации о. Муром от 08.05.2019 № 1669 заявителю было сообщено, что запрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, т.к. на вышеуказанном земельном участке расположено административное здание и гараж, объекты недвижимости, предназначенные для постоянного проживания на земельном участке отсутствуют.

Административный ответчик и.о. начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации о. Муром ФИО5 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.

Заинтересованное лицо и.о. председателя КУМИ администрации о. Муром ФИО6 в судебное заседание не явился, о мести времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч.9).

В судебном заседании установлено, что решением Муромского городского суда от 04.10.2018, вступившим в законную силу, за ФИО1 признано право собственности на реконструируемое административное здание, расположенное по адресу: .... с общей площадью 147,8 кв.м., согласно техническому плану от 04.10.2018.

Данным решением установлено, что ФИО1 на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 05.02.2013 приобрела административное здание, назначение: нежилое здание, 2-этажный, общая площадь 153,3 кв.м., инв. № 11864, лит. Б,б,Г7, адрес: ....

Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18.03.2013, о чем выдано соответствующее свидетельство.

Данное административное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером (номер), с разрешенным использованием: для эксплуатации административного здания и гаража, площадью 979 кв.м.

Данный земельный участок был предоставлен 09.08.2002 администрацией о. Муром на основании договора аренды ООО «....».

28.02.2013 ОО «....» уступило ФИО1 права и обязанности арендатора по договору № 5606 аренды земельного участка с кадастровым номером (номер) от 09.08.2002.

С целью перевода административного здания в жилой дом истцом произведена реконструкция административного здания: демонтаж холодной лестничной клетки (лит.б по техническому паспорту от 17.01.2001), устройстве внутренней открытой лестницы и в строительстве холодного пристроя (лит.б). Наружные и внутренние стены 1-го и 2-го этажей (лит.Б) выполнены из силикатного кирпича. Наружные стены (лит.б) выполнены из блоков толщиной 200 мм. Перегородки выполнены ГВЛ по деревянному каркасу. Межэтажные перекрытия выполнено из пустотных железобетонных плит. Чердачное перекрытие деревянное, выполнено по деревянным балкам, обшитое доской и утеплено. Кровля стропильная с покрытием металлочерепица, что подтверждается данными техническим паспортом здания по состоянию на 05.07.2017 и техническим планом от 04.10.2018.

Согласно п.2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которых установлены эти обстоятельства.

04.04.2019 ФИО1 обращалась в КУМИ администрации о. Муром с заявлением с просьбой обратиться в комиссию по правилам землепользования и застройки о. Муром по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером (номер), расположенного по адресу: ...., с «для эксплуатации административного здания и гаража» на «для объектов индивидуального жилищного строительства этажностью не более 2 этажей» в связи с планируемым переводом административного здания в статус жилого дома. Данное заявление было ФИО1 отозвано.

12.04.2019 ФИО1 обращалась в КУМИ администрации о. Муром с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером (номер), расположенного по адресу: ...., с «для эксплуатации административного здания и гаража» на «для объектов индивидуального жилищного строительства этажностью не более 2 этажей» в связи с планируемым переводом административного здания в статус жилого дома.

08.05.2019 КУМИ администрации о. Муром в ответе № 1669 сообщил ФИО1, что на земельном участке с кадастровым номером (номер) расположено административное (нежилое) здание и гараж, иные объекты недвижимости, в том числе, предназначенные для постоянного проживания, на земельном участке отсутствуют. Запрашиваемый вид разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка. КУМИ о. Муром отказало ФИО1 в изменении вида разрешенного использования земельного участка «эксплуатация административного здания и гаража» на «объекты индивидуального жилищного строительства этажностью не более 2 этажей».

04.07.2019 ФИО1 обратилась к начальнику Управления архитектуры и градостроительства администрации о. Муром с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое помещение, расположенное по адресу: ..... К заявлению было приложено: свидетельство о государственной регистрации права от 18.03.2013, технический план задания от 17.12.2018.

06.08.2019 Управление архитектуры и градостроительства администрации о. Муром за № 06-14-1341 направило в адрес Р.., действующей по доверенности за ФИО1, ответ, в котором указано, что порядок перевода нежилого здания в жилое (изменение его назначения) в законодательстве не урегулирован. Жилищным кодексом РФ правила перевода из нежилого в жилое и наоборот установлены только для помещений. Исходя из вышеизложенного на основании п.3 ч.1 ст. 24 Жилищного Кодекса РФ, п.2.8 Административного регламента по переводу жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, утвержденного постановлением администрации о. Муром от 27.12.2017 № 1000, в переводе нежилого здания в жилое отказано.

10.08.2020 ФИО1 обратилась на имя главы о. Муром с заявлением, в котором просила рассмотреть вопрос перевода административного здания из нежилого в жилое, приняв соответствующий Уставу округа Муром правовой акт.

Рассмотрение данного обращения было поручено и.о. председателя КУМИ администрации о. Муром Б. а в последующем из КУМИ администрации о. Муром перенаправлено в Управление архитектуры и градостроительства администрации о. Муром.

19.08.2020 и.о. начальника УАиГ администрации о. Муром ФИО5 дан заявителю ответ разъяснительного характера № 06-14-1234, в котором указано, что случаи и условия перевода нежилого помещения в жилое помещение установлены главой 3 Жилищного кодекса РФ. Перевод нежилого здания в жилое помещение (жилой дом) не предусмотрен Жилищным кодексом РФ. Поскольку в настоящее время ФИО1 создан индивидуальный жилой дом на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта и без получения на это необходимых в силу закона разрешений, в соответствии с ч.1 ст. 222 ГК РФ жилой дом является самовольной постройкой. Также разъяснено, что для обращения в суд за признанием права собственности на самовольную постройку заявителю необходимо: 1) изменить вид разрешенного использования земельного участка, для чего обратиться в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области; 2) получить в УАиГ администрации о. Муром заключение о соответствии объекта Правилам землепользования и застройки в о. Муром; 3) обратиться в УАиГ администрации о. Муром с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию самовольно реконструированного административного здания под жилой дом.

К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые (п. 6 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением главы округа Муром от 25.04.2006 № 865 утверждено Положение об Управлении архитектуры и градостроительства администрации округа Муром. В соответствии с п. 1.1 Управление является структурным подразделением администрации округа. В соответствии с п. 3.1 Положения основными функциями УАиГ являются, в том числе рассмотрение заявлений и обращений граждан, юридических лиц по вопросам осуществления градостроительной деятельности и принятие решений в пределах своей компетенции, а также подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, перевод жилых помещений в нежилые, переустройство и (или) перепланировку жилых и нежилых помещений.

В соответствии с п. 5.1 Положения УАиГ возглавляет начальник, главный архитектор округа Муром. В соответствии с п. 3.1. должностной инструкции начальника Управления, являющейся приложением к постановлению главы округа Муром от 25.04.2006 № 856, начальник управления обязан рассматривать заявления и обращения граждан, юридических лиц.

На территории муниципального образования округ Муром перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое помещение является муниципальной услугой, порядок предоставления которой определяется Административным регламентом по переводу жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, утвержденным постановлением администрации округа Муром от 27.12.2017 № 1000.

В соответствии с п. 2.2 указанного регламента исполнителем муниципальной услуги является Управление архитектуры и градостроительства администрации округа Муром.

Заявление ФИО1 от 10.08.2020, адресованное в адрес главы о. Муром заявлением о переводе нежилого помещения в жилое не является. Из содержания обращения усматривается изложение проблемной ситуации административного истца с просьбой о помощи в ее разрешении, в связи с чем указанное обращение подлежало рассмотрению в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон об обращениях).

Согласно ч. I ст. 9 Закона об обращениях обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона об обращениях государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, в том числе обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (ч. 3 ст. 10 Закона об обращениях).

Частью 1 ст. 12 Закона об обращениях предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Ответ на обращение разъяснительного характера по существу поставленных вопросов направлен в адрес истца 19.08.2020 в установленный законом 30-ти дневный срок уполномоченным должностным лицом администрации о. Муром – и.о. начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации округа Муром ФИО5

Таким образом, судом не установлен факт бездействия администрации о. Муром по рассмотрению обращения административного истца.

Ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) установлено, что в систему муниципальных правовых актов входят;

- устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан),

- нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования,

- правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования,

Согласно ч. 4 ст. 43 Закона № 131-ФЗ глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 6 ст. 43 Закона № 131-ФЗ глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Согласно ч. 7 ст. 43 Закона № 131-ФЗ иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

Перечень вопросов местного значения городского округа содержится в ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ. В частности к вопросам местного значения относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального, городского округа; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; осуществление в ценовых зонах теплоснабжения муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения в пределах полномочий, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении"; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством и др.

К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе, принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые (п. 6 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Поскольку обращение административного истца заявлением о переводе нежилого помещения в жилое не является, при его разрешении принятия решений правого характера как главой администрации о. Муром, так и должностными лицами администрации округа Муром не требовалось.

Проанализировав и оценив доказательства по делу, суд считает, что оспариваемый ответ принят в соответствии с требованиями действующего законодательства, в пределах предоставленных полномочий. При этом права, свободы и законные интересы административного истца нарушены не были.

Таким образом, административные исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

ФИО1 в удовлетворении административного иска к администрации округа Муром, и.о. начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации о. Муром ФИО5 об обязании рассмотреть заявление ФИО1 от 06.08.2020 по существу, принятии по нему соответствующего решения правового характера и направлении письменного ответа отказать.

На решение сторонами может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья С.М.Филатова

Решение в окончательной форме изготовлено 04 февраля 2021 года.