ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1758/2022 от 10.03.2022 Октябрьского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2а-1758/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 марта 2022 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Федоренко Л.В.,

при секретаре Андреасян К.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Департаменту лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу о признании незаконным в части предписания,

УСТАНОВИЛ:

Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось в суд с указанным административным иском, с учетом уточнений, мотивируя требования тем, что Департаментом лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу 20 августа 2021 года в отношении Министерства лесного хозяйства Красноярского края вынесено предписание № 29/08-13 «Об устранении выявленных нарушений», которое зарегистрировано за № 86-15674 от 25.08.2021г.. Министерство не согласно с вынесенными пунктами 1, 5 предписания. Согласно пункту 1 предписано обеспечить принятие мер, направленных на расторжение (признание недействительными) соглашения от 27.03.2019 о передаче прав и обязанностей по договорам аренды лесных участков от 08.10.2008 №№ 151-з, 152-3, 155-3, на основании ч. 6 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции введенной Федеральным законом от 29.12.2017 № 471-ФЗ), ч. 7 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно п. 5 предписано обеспечить взыскание неустойки с арендаторов, не выполнивших мероприятия по противопожарному обустройству лесов и лесовосстановлению в период 2019 и 2020гг. (договоры аренды от 21.08.2008 № 11-3, № 12-3, от 08.10.2008 №№ 151-з, 153-з, 155-з; от 17.10.2008 № 188-з; от 19.11.2008 № 231-з; от 22.12.2008 № 266-з; от 01.12.2012 № 651-з), на основании пп. М п. 4.2 Приказа Минприроды России от 30.07.2020 № 542 «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков», ст. 12 ГК РФ. Пролагают, что предписание не соответствует требованиям действующего законодательства. Департамент по СФО при вынесении пункта 1 предписания неправильно применил правовые акты, подлежащие применению. По договору аренды лесного участка от 08.10.2008 № 151-з, заключенному между агентством лесной отрасли Красноярского края и ООО «Ковинская лесопромышленная компания» заключен договор аренды лесного участка, к которому заключены дополнительные соглашения от 22.12.2008 № 268-з, от 27.02.2012 № 1, от 15.10.2013 № 2 (решение Арбитражного суда Красноярскому краю по делу АЗ 3-9311/2014). На основании письма министерства о выдаче согласия от 20.03.2019 млх/1-3832 заключено соглашение от 27.03.2019 о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 08.10.2008 № 151-3, которое зарегистрировано 11.04.2019 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, картографии по Красноярскому краю, новый арендатор ООО «Интер Форест». По договору аренды лесного участка от 08.10.2008 № 153-з, заключенному между агентством лесной отрасли Красноярского края и ООО «Прогресс» заключен договор лесного участка от 08.10.2008 № 153-з, к которому заключены дополнительные соглашения от 22.12.2008 № 263-з, от 14.04.2011 № 1, 27.02.2012 № 2, от 17.10.2013 № 3 (решение Арбитражного суда Красноярского края по делу № АЗ 3-9315/2014). На основании письма министерства о выдаче согласия от 20.03.2019 млх/1-3830 заключено соглашение от 27.03.2019 о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 08.10.2008 № 153-з, которое было зарегистрировано 09.04.2019 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, картографии по Красноярскому краю, новый арендатор ООО «Интер Форест». По договору аренды лесного участка от 08.10.2008 № 155-з, заключенному между агентством лесной отрасли Красноярского края и ООО «Строймастер», к которому заключены дополнительные соглашения от 22.12.2008 № 264-з, от 27.02.2012 № 1, от 17.10.2013 № 2 (решение Арбитражного суда Красноярского края по делу 33-9316/2014), от 05.10.2018 № 2, от 16.10.2019 № 3. На основании письма министерства о выдаче согласия от 20.03.2019 млх/1-3827 заключено соглашение от 27.03.2019 о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 08.10.2008 № 155-з, которое зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, новый арендатор ООО «Интер Форест». Органом исполнительной власти Красноярского края, уполномоченным в области лесных отношений в настоящее время является истец. Пунктом 2 ст. 3 ЛК РФ установлено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской федерации, другими федеральными законами. Статьей 5 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» арендатору предоставлено право сдавать арендованные участки лесного фонда, лесной участок в субаренду, передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда, по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем), отдавать арендные права в залог, вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, при соблюдении иных условий. В соответствии с ч.2 ст.615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим кодексом, другим законом или иными правовыми актами. Приказом министерства от 28.04.2017 № 486-од утвержден Порядок выдачи согласий на совершение сделок с арендованными лесными участками или арендными правами (сдача арендатором арендованного имущества в субаренду (поднаем) и передача прав и обязанностей по договору аренды другому лицу (перенаем), передача арендных прав в залог и внесение их в качестве вклада в уставный капитал товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив. С учетом изложенного, министерством в соответствии с Положением о порядке выдачи согласия на совершение сделок с арендованными лесными участками или арендными правами, утвержденного приказом министерства от 28.04.2017 № 486-од выданы согласия на передачу прав и обязанностей до договорам аренды лесных участков oт 08.10.2008 №№ 151-з, 153-з, 155-з. Кроме того, предписание не соответствует требованиям законодательства. Согласно предписанию Департамента по СФО министерству для расторжения (признания недействительным) соглашения от 27.03.2019 о передаче прав и обязанностей по договорам аренды лесных участков от 08.10.2008 №№ 151-з, 153-з, 155-з, необходимо применить следующие нормы права: ч.б ст.71 ЛК РФ (в редакции введенной Федеральным законом от 29.12.2017 № 471-фз), ч.7 ст.448 ГК РФ. Однако пункт ч.б ст.71 ЛК РФ (в редакции введенной Федеральным законом от 29.12.2017 № 471-фз), ч.7 ст.448 ГК РФ, не распространяется на правоотношения по заключенным договорам аренды лесных участков от 08.10.2008 № 151-з, 153-з, 155-з. Правовые основания для расторжения договоров отсутствуют исходя из следующего: согласно изменениям в п.7 ст.448 ГК РФ, вступившим в силу 01.06.2015, установлен запрет на уступку прав по обязательствам, возникшим из договора, включение которого в силу закона возможно только на торгах. Также согласно подпункту «в» пункта 11 Положения о порядке выдачи согласия на совершение сделок с арендованными лесными участками или арендными правами, утвержденного приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 28.04.2017 № 486-од, в случае если договор аренды заключен по результатам аукциона после внесения изменений в п.7 ст.448 ГК РФ, в соответствии с которым заключение договора аренды возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Данный запрет не распространяется на договоры № 151-з, 153-з, 155-з, так как указанные договоры заключены в 2008 году, то есть до внесения изменений в п.7 ст.448 ГК РФ (до 01.06.2015). Также не применяется в данном случае и специальная норма права - ч.б ст.71 ЛК РФ, вступившая в силу 04.02.2021, на сделки по договорам № 151-з, 153-з, 155-з, так как согласие министерства на передачу прав то договорам № 151-3, 153-з, 155-3 было выдано в 2019 году, договоры о передаче прав зарегистрированы в Росреестре в 2019 году. Департамент по СФО при вынесении пункта 5 предписания неправильно применил правовые акты, подлежащие применению в отношении договоров аренды лесного участка от 21.08.2008 № 11-з, № 12-з, от 08.10.2008 №№ 151-3, 153-з, 155-3, от 17.10.2008 № 188-з, от 19.11.200 № 231-з, от 22.12.2008 № 266-з, от 01.12.2012 №651-з. Между сторонами заключен договор аренды лесного участка, отношения по которому регулируются положениями главы 34 ГК РФ. Согласно п.3 ст.71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом. Согласно предписанию Департамента по СФО министерству предписано обеспечить взыскание неустойки с арендаторов, не выполнивших мероприятия по противопожарному обустройству лесов и лесовосстановлению в период 2019 и 2020 гг. (договоры аренды лесного участка от 21.08.2008 № 11-з, № 12-з, от 08.10.2008 №№ 151-з, 153-з, 155-3, от 17.10.2008 № 188-з, от 19.11.2008 № 231-з, от 22.12.2008 № 266-3, от 01.12.2012 № 651-з), применив пп. «м» п.4.2 приказа Минприроды России от 30.07.2020 № 542 «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков», ст.12 ГК РФ. Пункт 5 предписания Департамента по СФО №29/08-13 невозможно исполнить по следующим договорам аренды лесного участка от 21.08.2008 № 11-з, № 12-з, от 08.10.2008 №№ 151-з, 153-з, 155-з, от 17.10.2008 № 188-з, от 19.11.200 № 231-з, от 22.12.2008 № 266-з, от 01.12.2012 № 651-з. В указанных выше договорах аренды не установлена обязанность арендатора уплачивать неустойки за невыполнение и несвоевременное выполнение мероприятий по воспроизводству лесов, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении № 6 к договорам аренды. Согласно п.4.2 Типового договора аренды лесных участков, утвержденного приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 542, за нарушение условий настоящего Договора Арендатор уплачивает Арендодателю неустойку в следующем размере: за невыполнение и несвоевременное выполнение противопожарных, санитарно-оздоровительных мероприятий, мероприятий по воспроизводству лесов - 3-кратная стоимость затрат, необходимых для выполнения этих мероприятий по нормативам в области лесного хозяйства, предусмотренным законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Приказ Минприроды России от 30.07.2020 № 542 вступил в силу с 01.01.2021 и распространяет свое действие на правоотношения по договорам аренды, заключенным после 01.01.2021. При обращении в суд с иском о взыскании неустойки, министерство должно указать в обосновании заявления нарушенный пункт договора аренды. Арендатор не может быть признан нарушившим обязанность, которая не предусмотрена договором аренды лесного участка. В связи с указанным, с учетом уточнений, просят признать недействительными пункты 1, 5 предписания Департамента лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу № 29/08-13 «Об устранении выявленных нарушений», направленное в адрес министерства лесного хозяйства Красноярского края письмом от 20.08.2021 № 3643/01-15.

В судебном заседании представитель административного истца Свежакова В.И., действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Указав, что все договоры заключены в 2008 году, соответственно к ним возможно применение п. 7 ст. 48 ГК РФ, поскольку уступка по договорам, заключенным до 2015 года была разрешена, по договорам, заключенным после 2015 года уступка не разрешается. При этом, ответчик применяет указанную норму к дополнительным соглашениям, а не к самому договору, равно как и ч. 6 ст. 71 Лесного кодекса РФ по расторжению договоров. Пункт 5 предписания невозможно исполнить, поскольку в договорах нет условий для взыскания неустойки, неустойка не предусматривалась, при этом, дополнительные соглашения по указанным договорам не заключались.

Представитель административного ответчика Департамента лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены заказанной корреспонденцией, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств не заявляли, отзыв не представили

С учетом мнения представителя административного истца, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пунктов 1 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Пунктом 3 ч. 9 ст. 83 Лесного кодекса РФ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю за осуществлением переданных полномочий: осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий с правом направления обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, а также представлений об отстранении от должности и (или) о привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе об освобождении от занимаемой должности, должностных лиц, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий.

Пунктом 2 ст. 3 Лесного кодекса РФ установлено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской федерации, другими федеральными законами.

Статьей 5 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» арендатору предоставлено право сдавать арендованные участки лесного фонда, лесной участок в субаренду, передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда, по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем), отдавать арендные права в залог, вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, при соблюдении иных условий.

В соответствии с ч.2 ст.615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим кодексом, другим законом или иными правовыми актами.

Судом установлено, что Департаментом лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу на основании акта проведенной внеплановой документарной проверки от 12.08.2021 № 2, в соответствии с пп. 13 п. 10, п. 45 приказа Минприроды России от 03.07.2019 № 434 « Об утверждении порядка осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений», руководствуясь Положением о Департаменте лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, утвержденным приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 19.05.2015 года № 204, Министру лесного хозяйства Красноярского края вынесено предписание № 29/08-13 «Об устранении выявленных нарушений», согласно пункту 1 указанного предписания, последнему предписано обеспечить принятие мер, направленных на расторжение (признание недействительными) соглашения от 27.03.2019 о передаче прав и обязанностей по договорам аренды лесных участков от 08.10.2008 №№ 151-з, 152-3, 155-3, на основании ч. 6 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции введенной Федеральным законом от 29.12.2017 № 471-ФЗ), ч. 7 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно п. 5 предписано обеспечить взыскание неустойки с арендаторов, не выполнивших мероприятия по противопожарному обустройству лесов и лесовосстановлению в период 2019 и 2020гг. (договоры аренды от 21.08.2008 № 11-3, № 12-3, от 08.10.2008 №№ 151-з, 153-з, 155-з; от 17.10.2008 № 188-з; от 19.11.2008 № 231-з; от 22.12.2008 № 266-з; от 01.12.2012 № 651-з), на основании пп. М п. 4.2 Приказа Минприроды России от 30.07.2020 № 542 «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков», ст. 12 ГК РФ, со сроком исполнения обоих пунктов 01 августа 2022 года.

Как следует из материалов дела, 08 октября 2008 года между агентством лесной отрасли Красноярского края и ООО «Ковинская лесопромышленная компания» заключен договор аренды лесного участка № 151-з, а также 22 декабря 2008 года заключено дополнительное соглашение № 268-з, 27 февраля 2012 дополнительное соглашение № 1, 15 октября 2013 дополнительное соглашение № 2, к указанному договору.

При этом, на основании письма министерства о выдаче согласия от 20.03.2019 года № млх/1-3832 заключено соглашение от 27.03.2019 о передаче прав и обязанностей к ООО «Интер Форест» по договору аренды лесного участка от 08.10.2008 № 151-3, которое зарегистрировано 11.04.2019 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, картографии по Красноярскому краю.

Кроме того, 08 октября 2008 года между агентством лесной отрасли Красноярского края и ООО «Прогресс» заключен договор лесного участка № 153-з, а также 22 декабря 2008 года заключено дополнительное соглашение № 263-з, 14 апреля 2011 года дополнительное соглашение № 1, 27 февраля 2012 года дополнительное соглашение № 2, 17 октября 2013 года дополнительное соглашение № 3.

При этом, на основании письма министерства о выдаче согласия от 20.03.2019 года № млх/1-3830 заключено соглашение от 27.03.2019 года о передаче прав и обязанностей к ООО «Интер-Форест» по договору аренды лесного участка от 08.10.2008 № 153-з, которое было зарегистрировано 09.04.2019 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.

Также 08 октября 2008 года между агентством лесной отрасли Красноярского края и ООО «Строймастер» заключен договор аренды лесного участка № 155-з, а также 22 декабря 2008 года заключено дополнительное соглашение № 264-з, 27 февраля 2012 года заключено дополнительное соглашение № 1, 17 октября 2013 года заключено дополнительное соглашение № 2, 05 октября 2018 года заключено дополнительное соглашение № 2, 16 октября 2019 года заключено дополнительное соглашение № 3.

При этом, на основании письма министерства о выдаче согласия от 20.03.2019 года № млх/1-3827 заключено соглашение от 27.03.2019 года о передаче прав и обязанностей ООО «Интер Форест» по договору аренды лесного участка от 08.10.2008 № 155-з, которое зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.

Таким образом, поскольку органом исполнительной власти Красноярского края, уполномоченным в области лесных отношений в настоящее время является Министерство лесного хозяйства Красноярского края, последним в соответствии с Положением о порядке выдачи согласия на совершение сделок с арендованными лесными участками или арендными правами, утвержденного приказом министерства от 28.04.2017 № 486-од выданы согласия на передачу прав и обязанностей до договорам аренды лесных участков oт 08.10.2008 №№ 151-з, 153-з, 155-з.

Как следует из оспариваемого пункта 1 предписания Департамента по СФО административному истцу необходимо обеспечить принятие мер, направленных на расторжение (признания недействительным) соглашения от 27.03.2019 года о передаче прав и обязанностей по договорам аренды лесных участков от 08.10.2008 №№ 151-з, 153-з, 155-з, на основании ч.6 ст.71 ЛК РФ (в редакции введенной Федеральным законом от 29.12.2017 № 471-фз), ч.7 ст.448 ГК РФ.

Согласно изменениям в п.7 ст.448 ГК РФ, вступившим в силу 01.06.2015, установлен запрет на уступку прав по обязательствам, возникшим из договора, включение которого в силу закона возможно только на торгах. Также согласно подпункту «в» пункта 11 Положения о порядке выдачи согласия на совершение сделок с арендованными лесными участками или арендными правами, утвержденного приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 28.04.2017 № 486-од, в случае если договор аренды заключен по результатам аукциона после внесения изменений в п.7 ст.448 ГК РФ, в соответствии с которым заключение договора аренды возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора.

Вместе с тем, ч.6 ст.71 ЛК РФ (в редакции введенной Федеральным законом от 29.12.2017 № 471-фз), ч.7 ст.448 ГК РФ не распространяются на правоотношения, возникшие до вступления в силу указанных норм, соответственно, не распространяется на правоотношения по заключенным договорам аренды лесных участков от 08.10.2008 № 151-з, 153-з, 155-з, а как следствие отсутствие правовых оснований для расторжения договоров.

Равно как не применима, в данном случае, и специальная норма права - ч.6 ст.71 Лесного кодекса РФ, вступившая в силу 04.02.2021 года, в отношении сделок № 151-з, 153-з, 155-з, так как согласие министерства на передачу прав по указанным договорам было выдано в 2019 году, договоры о передаче прав зарегистрированы в Росреестре в 2019 году.

Кроме того, согласно пункта 5 предписания Департамента по СФО административному истцу предписано обеспечить взыскание неустойки с арендаторов, не выполнивших мероприятия по противопожарному обустройству лесов и лесовосстановлению в период 2019 и 2020 гг. по договорам аренды лесного участка от 21.08.2008 №№ 11-з, 12-з; от 08.10.2008 №№ 151-з, 153-з, 155-3, от 17.10.2008 № 188-з, от 19.11.2008 № 231-з, от 22.12.2008 № 266-3, от 01.12.2012 № 651-з, по основанию, предусмотренному пп. «м» п.4.2 приказа Минприроды России от 30.07.2020 № 542 «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков», ст.12 ГК РФ.

Согласно п.4.2 Типового договора аренды лесных участков, утвержденного приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 542, за нарушение условий настоящего Договора Арендатор уплачивает Арендодателю неустойку в следующем размере: за невыполнение и несвоевременное выполнение противопожарных, санитарно-оздоровительных мероприятий, мероприятий по воспроизводству лесов - 3-кратная стоимость затрат, необходимых для выполнения этих мероприятий по нормативам в области лесного хозяйства, предусмотренным законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, приказ Минприроды России от 30.07.2020 № 542 вступил в силу с 01.01.2021 года и распространяет свое действие на правоотношения по договорам аренды, заключенным после 01.01.2021 года.

При этом, в договорах аренды от 21.08.2008 №№ 11-з, 12-з; от 08.10.2008 №№ 151-з, 153-з, 155-з; от 17.10.2008 № 188-з, от 19.11.2008 № 231-з; от 22.12.2008 № 266-з; от 01.12.2012 № 651-з сторонами не предусмотрена обязанность арендатора уплачивать неустойку за невыполнение и несвоевременное выполнение мероприятий по воспроизводству лесов, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении № 6 к договорам аренды, соответственно пункт 5 предписания также неисполним.

Разрешая административные исковые требования, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что административные исковые требования административного истца о признании недействительными пунктов 1, 5 предписания департамента лесного хозяйства по СФО № 29/08-13 от 20.08.2021 «Об устранении выявленных нарушений», обоснованы, поскольку оспариваемое предписание является неисполнимым, что свидетельствует о его незаконности и необоснованности, нарушает права и законные интересы Министерства Лесного хозяйства Красноярского края.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Департаменту лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу, полагает необходимым признать незаконными пункты 1, 5 предписания департамента лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу № 29/08-13 «Об устранении выявленных нарушений» от 20.08.2021 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Департаменту лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу о признании незаконным в части предписания – удовлетворить.

Признать незаконными пункты 1, 5 предписания департамента лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу № 29/08-13 «Об устранении выявленных нарушений» от 20.08.2021 года.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Красноярска.

Судья (подпись) Л.В. Федоренко

Копия верна: Л.В. Федоренко

Мотивированное решение изготовлено 24.03.2022г.