ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1758/2022 от 24.05.2022 Дзержинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-1758/2022

59RS0001-01-2022-001346-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2022 года г. Пермь

Дзержинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Богомоловой Л.А.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 21 по Пермскому краю ФИО3, действующей на основании доверенности,

представителя административного ответчика Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 22 по Пермскому краю ФИО4, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 21 по Пермскому краю, Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по Пермскому краю, УФНС России по Пермскому краю о признании незаконными требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на Дата, ответа от Дата@, решения УФНС России по Пермскому краю от Дата, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по Пермскому краю, Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по Пермскому краю (далее – инспекция, налоговый орган) о признании незаконными требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на Дата, ответа Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по Пермскому краю от Дата@, возложении обязанности произвести перерасчет страховых взносов за 2021 год.

Заявленные требования мотивирует тем, что Дата через личный кабинет налогоплательщика истцом получено требование от Дата на уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и Фонд обязательного медицинского страхования. В этот же день истцом направлена жалоба на требование, поскольку истец с Дата поставлена на учет в налоговом органе в качестве самозанятой и не обязана платить страховые взносы без добровольного на то согласия. Согласие на перечисление взносов в ПФР истец не давала. Дата истцом получен ответ @ от МИФНС по Пермскому краю, в котором оснований для начисления не указано. Дата истец направила жалобу в УФНС по Пермскому краю в целях обжалования ответа налогового органа. Письмом УФНС России по Пермскому краю @ от Дата получено решение по жалобе от Дата, в котором жалобу истца на требование от Дата об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), письмом от 01.02.2022@ оставили без удовлетворения. Доход от деятельности медиатора в спорный период отсутствовал, следовательно, уплата страховых взносов от деятельности, доход от которой равен нулю, приводит к ущемлению ее прав. Истец оказывает юридические услуги, с дохода от данной деятельности уплачивает налог на профессиональный доход, а также осуществляла деятельность медиатора. Уплата налога на профессиональный доход от деятельности самозанятого и страховых взносов от деятельности медиатора одновременно может привести к двойному перечислению взносов в ОМС. полагает, что доходы, полученные от деятельности медиатора, облагаются исключительно налогом на доходы физических лиц.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФНС России по Пермскому краю.

В ходе рассмотрения дела административным истцом уточнены административные исковые требования, просит признать незаконными требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на Дата, ответа от Дата@, решения УФНС России по Пермскому краю от Дата, произвести перерасчет страховых взносов за 2021 год.

УФНС России по Пермскому краю привлечено к участию в деле в качестве административного соответчика.

В судебном заседании административный истец ФИО1 на исковых требованиях настаивала, дополнительно пояснив, что деятельность медиатора должна облагаться налогом на профессиональный доход в рамках осуществляемой ею деятельности в качестве самозанятой. Кроме того, отсутствует экономическое обоснование необходимости уплаты страховых взносов при нулевом доходе от деятельности медиатора. При оплате НПД происходит автоматическое отчисление в фонд ОМС, что при оплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование приводит к двойному налогообложению. В силу ст.3 НК РФ все спорные моменты должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

Представитель административного ответчика Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по Пермскому краю ФИО3 в судебном заседании с административным иском не согласилась, представила письменные возражения на административное исковое заявление, дополнительно пояснив, что задолженность по страховым взносам до настоящего времени не погашены, льгот для уплаты страховых взносов медиаторами, которые одновременно зарегистрированы в качестве самозанятых нет, в связи с чем, указанные лица обязаны оплачивать страховые взносы.

Представитель административного ответчика Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по Пермскому краю ФИО4 в судебном заседании с требованиями административного искового заявления не согласилась, представила письменные возражения.

Представители административного ответчика УФНС России по Пермскому краю, заинтересованного лица Отделения ПФР по Пермскому краю в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, представили письменные отзывы.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3, ст.ст. 23, 45 НК РФ каждый обязан в срок, установленный законодательством о налогах и сборах платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и объектов налогообложения, уплачивать законно установленные налоги возложена на налогоплательщика.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Размер страховых взносов, порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены статьями 430, 432 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями пунктом 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в частности, медиаторы, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.

В пункте 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 указанного Кодекса, в срок, установленный абзацем 2 настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 указанного Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В соответствии со статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.

В соответствии со ст.430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2021 года;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 рублей за расчетный период 2021 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Из положений ст.69 НК РФ следует, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.

Судом установлено, что ФИО1 была зарегистрирована в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя в период с Дата по Дата, в качестве медиатора – с Дата (л.д.27, 111).

ФИО1 с Дата перешла на специальный режим налогообложения в виде налога на профессиональный доход (л.д.28).

По состоянию на Дата налоговым органом ФИО1 выставлено требование об уплате налога по состоянию на Дата, согласно которому сумма недоимки по уплате страховых взносов за налоговый период 2021 года на обязательное пенсионное страхование составила 32448 руб., по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование – 8426 руб. (л.д.6-8).

ДатаФИО1 путем интернет-обращения обратилась в налоговый орган с жалобой на требование от Дата (л.д.19).

Обращение зарегистрировано в МИФНС России по Пермскому краю Дата за вх.№ЗГ-00203 (л.д.112).

Дата Межрайонной ИФНС России по Пермскому краю на указанное обращение ФИО1 дан ответ (л.д.9-11).

ДатаФИО1 обратилась в УФНС России по Пермскому краю с жалобой, выразив несогласие с письмом от Дата Межрайонной ИФНС России по Пермскому краю, требованием от Дата Межрайонной ИФНС России по Пермскому краю.

Решением УФНС России по Пермскому краю №18-16/126 от 02.03.2022 заявителю отказано в удовлетворении требований.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также установление порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).

Согласно ст.10 Федерального закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Согласно пункту 2 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).

Статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации установлены исчерпывающие виды решений по результатам рассмотрения жалоб. По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган - оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения, отменяет акт налогового органа ненормативного характера, отменяет решение налогового органа полностью или в части, отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение, признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

Согласно Приказу №02-07/058 от 28.05.2021 на Межрайонную ИФНС России №22 по Пермскому краю возложены обязанности по рассмотрению поступивших обращений, документов и материалов (л.д.73-74).

Таким образом, ответ на заявление и решение по жалобе ФИО1 приняты административными ответчиками в установленные законом сроки, которые соответствуют требованиям Федерального закона от Дата N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", статьи 140 Налогового Кодекса РФ, подписаны уполномоченными на то должностными лицами, выводы, в них изложенные, подробно мотивированы.

Несогласие административного истца с содержанием ответа само по себе не может служить основанием для удовлетворения требования о признании незаконным ответа на его обращение.

В связи с отсутствием в налоговых органах информации об оплате налогоплательщиком страховых взносов налоговым органом в соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, ФИО1 выставлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 13.01.2022 года. Требование выставлено в установленные налоговым законодательством сроки, с соблюдением процедуры уведомления, в связи с чем, является законным и обоснованным.

Доводы административного истца о том, что доходы деятельность медиатора не приносит, такие доходы должны облагаться исключительно налогом на доходы физических лиц, а применение специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» освобождает от уплаты страховых взносов несостоятелен в силу следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются: 1) плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся частной практикой.

Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, то он обязан исчислить и уплатить страховые взносы отдельно по каждому основанию (п. 2 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации).

Установлено, что ФИО1 состоит на учете в качестве медиатора с Дата и в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком страховых взносов.

Кроме того, с Дата административный истец перешла на специальный налоговый режим в виде налога на профессиональный доход.

Следовательно, в расчетном периоде 2021 года ФИО1 состояла на учете в налоговом органе как плательщик НПД и медиатор.

В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" индивидуальные предприниматели, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, не признаются плательщиками страховых взносов за период применения специального налогового режима.

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" не вправе применять специальный налоговый режим лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 6 названного Федерального закона N 422-ФЗ не признаются объектом налогообложения доходы от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

Следовательно, лица, осуществляющие деятельность в качестве медиатора, не вправе применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".

Таким образом, по смыслу вышеназванных норм медиатор при осуществлении медиативной деятельности не вправе применять специальный налоговый режим в виде налога на профессиональный доход, является самостоятельным плательщиком страховых взносов, в том числе, и при осуществлении дополнительной деятельности в качестве самозанятого, в связи с чем в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419, пунктом 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исчислять суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетные периоды в размерах, установленных положениями статьи 430 НК РФ.

Кроме того, следует отметить, что налоговое законодательство не ставит обязанность по уплате страховых взносов в фиксированном размере в зависимость от фактического осуществления деятельности в качестве медиатора, а отсутствие дохода в спорный налоговый период не освобождает от их уплаты.

Доводы административного истца о не начислении налоговым органом страховых взносов в 2020 году правого значения не имеют, поскольку в силу ст.432 НК РФ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, в данном случае предметом рассмотрения является обоснованность начисления страховых взносов на 2021 год.

Доводы о двойном налогообложении, поскольку при оплате налога на профессиональный доход часть налога поступает в фонд обязательного медицинского страхования, не опровергают правомерности направления требования налоговым органом.

Положениями статей 56 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые доходы, поступившие в счет уплаты НПД, подлежат зачислению по нормативу 63 процента в бюджеты субъектов Российской Федерации и 37 процентов в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Выплаты и иные вознаграждения, полученные налогоплательщиками - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, подлежащие учету при определении налоговой базы по налогу НПД, не признаются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 15 Федерального закона N 422-ФЗ).

При этом налогоплательщики НПД вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивать страховые взносы в порядке, определенном Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Согласно пункту 2 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации если плательщик относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию. При этом, страховые взносы за спорный период начислены ФИО1 только за деятельность, осуществляемую в качестве медиатора. Сведений, ФИО1 добровольно вступила в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию не имеется.

Таким образом, учитывая, правовую природу отчислений доходов, поступивших в счет уплаты НПД, в фонд обязательного медицинского страхования и законно установленных страховых взносов, не свидетельствует о двойном налогообложении.

Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушают права и свободы заявителя, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту. Из этого следует, что отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требований.

При этом на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (пункт 1 части 9 и часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Между тем такая совокупность для удовлетворения требований ФИО1 не установлена.

В связи с изложенным, основания для удовлетворения административного искового заявления ФИО1 отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 21 по Пермскому краю, Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 22 по Пермскому краю, УФНС России по Пермскому краю о признании незаконными требования №1524 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 13.01.2022 года, ответа от 01.02.2022 № 11-15/02436@, решения УФНС России по Пермскому краю от 02.03.2022 №18-16/126, возложении обязанности – отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья (подпись).

Копия верна. Судья Л.А. Богомолова

В мотивированном виде изготовлено 27.05.2022 года