Дело № 2а-1758/2023
УИД 33RS0003-01-2023-001720-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июля 2023 года г. Владимир
Фрунзенский районный суд города Владимира в составе
председательствующего судьи Баларченко П.С.,
при секретаре Луканине М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации к Владимирскому региональному антикоррупционному правозащитному общественному движению «Народный фронт» о признании прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица общественного объединения и исключении сведений из единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области (далее по тексту – Управление Минюста России по Владимирской области) обратилось в суд с административным иском к Владимирскому региональному антикоррупционному правозащитному общественному движению «Народный фронт» о признании прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица общественного объединения и исключении сведений из единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование иска указав, что Владимирское региональное антикоррупционное правозащитное общественное движение «Народный фронт» (далее по тексту – общественное движение «Народный фронт», организация) зарегистрировано и внесено в ведомственный реестр некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Владимирской области, за регистрационным номером №...
15.05.2014 сведения об общественном движении «Народный фронт» внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером №...
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ и ведомственном реестре Управления, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа общественного движения «Народный фронт», по которому с ним осуществляется связь: ...... лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени организации является председатель совета ФИО1.
В нарушение требований ч.1 ст.29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» в установленный срок организация не уведомила Управление о продолжении деятельности в 2022, 2023 году с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях Организации в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
Вместе с тем в 2022 году общественное движение «Народный фронт» представлено уведомление об окончании деятельности.
В нарушение требований ч.1 ст.29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» организация не представила информацию (отчет) за 2022 год об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, либо уполномоченных ими лиц, и (или) от граждан РФ или российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и иного имущества от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном п.8 ст.6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», являются иностранные граждане или лица без гражданства, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании.
05.06.2023 в Управление Минюста России по Владимирской области поступило заявление от ФИО1 с просьбой ликвидировать Владимирское региональное антикоррупционное правозащитное общественное движение «Народный фронт» в связи с тем, что его деятельность не осуществляется с 2021 года. У общественного движения «Народный фронт» отсутствует расчетный счет, члены, имущество. По адресу, указанному в ЕГРЮЛ, организация не находится (договор аренды нежилого помещения, находящегося по адресу: ...... расторгнут в 2021 году), у руководителя нет финансовой возможности на процедуру ликвидации.
При этом, в нарушение ч.2 ст.29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное движение «Народный фронт» не проинформировала Управление Минюста России по Владимирской области в установленный законом срок об изменении сведений, указанных в п.1 ст.5 Федерального закона от 08.08.2021 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в отношении адреса постоянно действующего руководящего органа организации.
Указанные нарушения, в соответствии с ч.4,5 ст.29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», являются основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
На основании изложенного, ссылаясь на положения ст.29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», подп.74 п.6 раздела II Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту РФ и пунктом 34 Перечня управлений Министерства юстиции РФ по субъектам РФ, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 03.03.2014 №26, указом Президента РФ от 13.01.2023 № 10 «Вопросы Министерства юстиции РФ» от 12.05.2008 № 724 «Вопросы систем и структуры федеральных органов исполнительной власти», ст.61 ГК РФ, ст.262 КАС РФ Управление Минюста России по Владимирской области просит ликвидировать Владимирское региональное антикоррупционное правозащитное общественное движение «Народный фронт» и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представители административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил.
Административный ответчик Владимирское региональное антикоррупционное правозащитное общественное движение «Народный фронт» в судебное заседание своего представителя не направила. О времени и месте рассмотрения дела организация извещалась надлежащим образом заказными почтовыми отправлениями по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Однако судебное извещение возвращено организацией связи по истечении срока хранения, что свидетельствует о неполучении извещений по зависящим от административного ответчика причинам и позволяет признать его надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства в соответствии с положениями ст.165.1 ГК РФ и разъяснениями, содержащимися в п.39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области, будучи надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, каких-либо ходатайств не представил.
С учетом изложенного дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица.
Исследовав материалы дела, оценив, согласно ст. ст. 60 - 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты.
В соответствии с ч.1 ст.262 КАС РФ, административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
Обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами, предусмотрена и статьей 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Исходя из абз. 4 ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ, общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» и абз. 8 ч. 1 ст. 29 Закона № 82-ФЗ предусмотрено, что общественное объединение представляет в уполномоченный орган документы, содержащие информацию об объеме получаемых им от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В силу ч. 4 ст.29 вышеназванного закона неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28.06.2012 №1246-О, указанная мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц. Признание общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица с исключением ее из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует этой общественной организации продолжить (возобновить) свою деятельность на правах общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, так и не лишает возможности приобрести статус юридического лица заново.
В соответствии с ч.5 ст.29 Закона №82-ФЗ непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
В ч.1 ст.44 Закона №82-ФЗ закреплены основания ликвидации общественного объединения по решению суда, согласно которой общественное объединение может быть ликвидировано решением суда в случае нарушения общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократных или грубых нарушений общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; неустранения в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
В соответствии с Положением «Об Управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации», утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ от 03.03.2014 №26, Управление Министерства юстиции РФ принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций).
Обладание правами юридического лица, вместе с тем, сопряжено с обязанностями, которые, в частности, общественная организация должна исполнять, будучи юридическим лицом, - при том, что в силу ч.1 ст.41 Федерального закона № 82-ФЗ их неисполнение может влечь ответственность именно самой общественной организации, а не только ее руководителей или членов, - а также с применением к общественной организации такой меры принуждения, как признание ее судом прекратившей деятельность в качестве юридического лица с исключением из единого государственного реестра юридических лиц.
Эта мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов как в судебном, так и во внесудебном порядке и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.
При рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, включая общественную организацию, в отношении которой подано заявление, а также исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого общественная организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу общественной организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении общественной организацией своей деятельности.
Непредставление же в установленный срок документов отчетности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении общественной организацией своей деятельности, но и о нарушении ею или ее органами законодательства, то есть об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации или обращения в суд с заявлением о ее ликвидации, которая имеет значение запрета на деятельность общественных объединений независимо от факта их государственной регистрации в качестве юридического лица (ч.ч. 4, 5 ст. 44 Закона №82-ФЗ) (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 №1246-О).
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Владимирское региональное антикоррупционное правозащитное общественное движение «Народный фронт» зарегистрировано и внесено в ведомственный реестр некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Владимирской области, за регистрационным номером 3312020025 (л.д. 12).
15.05.2014 сведения об общественном движении «Народный фронт» внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером №... (л.д. 11).
Устав действующей редакции Владимирское региональное антикоррупционное правозащитное общественное движение «Народный фронт» утвержден общим собранием учредителей 12.03.2014 (протокол № 1 от 12.03.2014).
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ и ведомственном реестре Управления, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа общественного движения «Народный фронт», по которому с ним осуществляется связь: ...... лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени организации является председатель совета ФИО1 (л.д. 28-30).
В Управление Министерства юстиции РФ по Владимирской области поступило уведомление от председатель совета ФИО1 об окончании деятельности общественного движения «Народный фронт» (л.д. 26).
05.06.2023 в Управление поступило заявление от ФИО1 с просьбой ликвидировать Владимирское региональное антикоррупционное правозащитное общественное движение «Народный фронт» в связи с тем, что деятельность ее не осуществляется с 2021 года. У общественного движения «Народный фронт» отсутствует расчетный счет, члены, имущество. По адресу, указанному в ЕГРЮЛ организация не находится (договор аренды нежилого помещения находящегося по адресу: ...... расторгнут в 2021 году), у руководителя нет финансовой возможности на процедуру ликвидации (л.д. 27).
В соответствии с требованиями ч.1 ст.29 №82-ФЗ от 19.05.1995 «Об общественных объединениях» организация обязана ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
В нарушение требованиями ч.1 ст.29 №82-ФЗ от 19.05.1995 «Об общественных объединениях» организация не уведомила Управление Министерства юстиции РФ по Владимирской области о продолжении своей деятельности в 2022, 2023 году с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения. Организация не представила информацию (отчет) за 2022 год об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, либо уполномоченных ими лиц, и (или) от граждан РФ или российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и иного имущества от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном п.8 ст.6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», являются иностранные граждане или лица без гражданства, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании.
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок вышеуказанных сведений является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из ЕГРЮЛ (абзац одиннадцатый).
Доказательств, подтверждающих уважительность причин непредоставления требуемой информации в течение длительного периода, материалы дела не содержат.
На момент обращения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области с иском в суд нарушения законодательства административным ответчиком устранены не были. Доказательств обратному суду представлено не было.
В соответствии с подп.3 п.3 ст.61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
На основании изложенного, поскольку административный ответчик в нарушение требований ст.29 Закона №82-ФЗ не исполнял возложенную законом на него обязанность по информированию административного истца, как органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названии и данных о руководителях, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление о признании Владимирского регионального антикоррупционного правозащитного общественного движения «Народный фронт» прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц подлежит удовлетворению.
В соответствии с п.8 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Согласно ст. 21 Федерального закона «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
По смыслу Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» исключение юридических лиц из государственного реестра предусматривает собой административную процедуру прекращения правоспособности юридического лица, предусматривающую предоставление необходимых гарантий защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц, а также возможность последующего проведения судебного контроля, обеспечивающего законность принимаемых решений.
В соответствии с п. 6 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
Процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ. Основанием для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ является решение суда об исключении таких сведений.
Таким образом, требование истца об исключении Владимирского регионального антикоррупционного правозащитного общественного движения «Народный фронт» из ЕГРЮЛ обоснованно и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области к Владимирскому региональному антикоррупционному правозащитному общественному движению «Народный фронт» о признании прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица общественного объединения и исключении сведений из единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить.
Признать Владимирское региональное антикоррупционное правозащитное общественное движение «Народный фронт», зарегистрированное 15.05.2014 Управлением Федеральной налоговой службой по Владимирской области, за основным государственным регистрационным номером №..., прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица.
Исключить из Единого государственного реестра юридических лиц сведения о Владимирском региональном антикоррупционном правозащитном общественном движении «Народный фронт».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 26.07.2023.
Председательствующий судья П.С. Баларченко