ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1759/2016 от 15.07.2016 Самарского районного суда г. Самары (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

г. Самара ДДММГГГГ

Судья Самарского районного суда г. Самары Балова А.М.,

с участием представителя административного истца Каримова Б.Г. – ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Салаховой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № <данные изъяты> по административному исковому заявлению Каримова Б.Г. к УФМС России по Самарской области об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

Каримов Б.Г. обратился в Самарский районный суд г. Самары с указанным выше административным исковым заявлением, требуя признать незаконным и необоснованным решение УФМС России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в рассмотрении ходатайства Каримова Б.Г. о признании беженцем на территории РФ по существу; обязать УФМС России по Самарской области принять ходатайство о признании беженцем на территории РФ и рассмотреть его по существу.

Согласно доводам административного иска, ДД.ММ.ГГГГ Каримов Б.Г. обратился с ходатайством о признании его беженцем на территории РФ в УФМС России по Самарской области. ДД.ММ.ГГГГ он получил уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу. В уведомлении в качестве оснований отказа в рассмотрении ходатайства по существу указан п. 35.2 Административного регламента ФМС по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайства о признании беженцем на территории РФ и заявлений о предоставлении временного убежища на территории РФ, утвержденного Приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ, так как ему ранее было отказано в признании беженцем в связи с отсутствием обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 статьи 1 Федерального закона РФ «О беженцах», при условии, что обстановка в стране его гражданской принадлежности со дня получения отказа и до дня подачи нового ходатайства не изменилась. Полагает, что УФМС России по Самарской области не принято во внимание, что в его деле появились новые обстоятельства, а именно письмо с выдержкой из книги Amnesty International, в котором говорится о том, что имеются основания для сомнений в том, что в случае его принудительного возвращения в Узбекистан он подвергнется серьезному риску нарушений прав человека, в частности риску применения пыток и других видов жестокого обращения. В деле также имеется постановление прокурора Самарского района г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что Генеральной прокуратурой РФ от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении запроса Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан о выдаче Каримова Б.Г. отказано. На основании указанных документов ему отменили меру пресечения и прекратили розыск на территории РФ. Считает, что ввиду указанных обстоятельств административный ответчик обязан рассмотреть его ходатайство по существу.

Представитель административного истца Каримова Б.Г. – ФИО4 в судебном заседании заявленные требования полностью поддержала и сослалась на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, пояснив, что административное исковое заявление направлено в Самарский районный суд г. Самары ДД.ММ.ГГГГ, однако по ошибке работников почты доставлено в АО «ОСК», в связи с чем вновь направлено в Самарский районный суд г. Самары ДД.ММ.ГГГГ. Ввиду указанных обстоятельств просила восстановить срок для обращения в суд с данным административным иском.

Представитель административного ответчика – УФМС России по Самарской области в настоящее судебное заседание не явился, однако надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал. В предыдущем судебном заседании относительно удовлетворения заявленных требований возражал и просил в удовлетворении заявленных требований отказать, пояснив, что никаких новых обстоятельств для рассмотрения ходатайства Каримова Б.Г. о признании беженцем на территории РФ по существу не имеется.

Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, Каримов Б.Г., являющийся гражданином Республики Узбекистан, ДД.ММ.ГГГГ обратился в УФМС России по Самарской области с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации (л.д. 45).

По факту обращения Каримова Б.Г. ДД.ММ.ГГГГ с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации, по итогам предварительного рассмотрения указанного ходатайства ДД.ММ.ГГГГ принято решение о принятии к рассмотрению по существу ходатайства Каримова Б.Г. о признании беженцем на территории Российской Федерации и выдано свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу (л.д. 70-71).

Как следует из представленной суду копии протокола заседания комиссии УФМС России по Самарской области по рассмотрению ходатайств беженцев и вынужденных переселенцев от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 67-69), Каримову Б.Г. отказано в рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу в соответствии с п. 35.2 Административного регламента, так как заявителю ранее было отказано в признании беженцем в связи с отсутствием обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона РФ «О беженцах», при условии, что обстановка в стране его гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) со дня получения отказа и до дня подачи нового ходатайства не изменилась, о чем Каримов Б.Г. был уведомлен соответствующим уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-18).

В силу п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли сроки обращения в суд. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Согласно ст. 10 Федерального закона РФ от 19.02.1993 года № 4528-1 «О беженцах», решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением настоящего Федерального закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд (п. 2). Срок подачи жалобы не должен превышать: один месяц со дня получения лицом уведомления в письменной форме о принятом решении или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если лицом не был получен на нее ответ в письменной форме; три месяца со дня, когда лицу стало известно об отказе в признании беженцем (п. 3).

Как следует из содержания административного искового заявления и пояснений стороны административного истца в ходе рассмотрения дела, указанное уведомление от ДД.ММ.ГГГГ Каримовым Б.Г. было получено ДД.ММ.ГГГГ, и, принимая во внимание, что административное исковое заявление было направлено в суд ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствуют опись (л.д. 24) и почтовый конверт (л.д. 25), суд приходит к выводу о том, что срок обращения в суд с данным административным исковым заявлением Каримовым Б.Г. не пропущен.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 19.02.1993 года № 4528-1 «О беженцах», беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (п.п. 1 п. 1); лицо, ходатайствующее о признании беженцем, - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и заявляет о желании быть признанным беженцем по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, из числа:

иностранных граждан, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;

лиц без гражданства, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;

иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации на законном основании.

При этом лицо, ходатайствующее о признании беженцем, должно привести убедительные причины, почему оно лично опасается стать жертвой преследования по перечисленным выше признакам.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 19.02.1993 года № 4528-1 «О беженцах», признание лица беженцем осуществляется в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом (п. 1).

Признание лица беженцем предусматривает:

1) обращение с ходатайством о признании беженцем (далее - ходатайство);2) предварительное рассмотрение ходатайства;

3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее - свидетельство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

5) рассмотрение ходатайства по существу;

6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

7) выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем (п. 2).

Решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований (п. 3).

Из представленных суду материалов следует, что с административным истцом было проведено индивидуальное собеседование с заполнением анкеты (л.д. 46-56) и опросного листа (л.д. 57-58), во время которого он сообщил, что в <адрес> существует реальная угроза его преследования в связи с арестом его братьев по политическим и религиозным убеждениям. В настоящее время он находится в розыске с ДД.ММ.ГГГГ по возбужденному в отношении него уголовному делу по ч. 1 ст. 159, ч. 1 ст. 244-2 УК Республики Узбекистан. При задержании правоохранительными органами подвергался пыткам не менее 5 раз, жестоко избивали, на семью оказывали психологическое давление. Не желает возвращаться в Республику Узбекистан, так как опасается за свою жизнь и опасается стать жертвой по приписываемым ему религиозным и политическим убеждениям.

Из материалов дела судом установлено, что ранее, Каримов Б.Г. обращался ДД.ММ.ГГГГ с ходатайством о признании его беженцем и с заявлением о предоставлении ему временного убежища.

Решением УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Каримову Б.Г. отказано в признании беженцем, так как он не соответствует требованиям подпункта 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона РФ «О беженцах».

Решением УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Каримову Б.Г. также было отказано в предоставлении временного убежища.

Указанные решения были обжалованы Каримовым Б.Г. в Самарский районный суд <адрес>, который своим решением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-12), вступившим в законную силу, отказал в удовлетворении требований Каримова Б.Г., установив законность и обоснованность оспариваемых решений УФМС России по <адрес>.

Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Указанным решением суда установлено, что Каримов Б.Г. покинул государство своей гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) не по обстоятельствам, предусмотренным п.п. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона «О беженцах», и не желает возвращаться в государство своей гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) из опасений понести в соответствии с законодательством данного государства наказание за незаконный выезд за пределы территории либо за совершенное в нем правонарушение (разыскивается компетентными органами Республики Узбекистан за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 159 (посягательство на конституционный строй Республики Узбекистан), ч. 1 ст. 244-2 (создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях) Уголовного кодекса Республики Узбекистан).

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона РФ от 19.02.1993 года № 4528-1 «О беженцах», основаниями для отказа лицу в рассмотрении ходатайства по существу являются следующие обстоятельства:

1) если в отношении лица возбуждено уголовное дело за совершение преступления на территории Российской Федерации;

2) если лицу ранее было отказано в признании беженцем в связи с отсутствием обстоятельств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при условии, что обстановка в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства) со дня получения отказа и до дня подачи нового ходатайства не изменилась;

3) если лицо получило обоснованный отказ в признании беженцем в любом из государств, присоединившихся к Конвенции Организации Объединенных Наций 1951 года о статусе беженцев и (или) к Протоколу 1967 года, касающемуся статуса беженцев, при условии, что правовые нормы признания беженцем в данном государстве не противоречат законодательству Российской Федерации;

4) наличие у лица гражданства третьего государства, защитой которого лицо может воспользоваться, или права на пребывание на законном основании на территории третьего государства при отсутствии обоснованных опасений стать жертвой преследований в третьем государстве по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона;

5) если лицо прибыло из иностранного государства, на территории которого имело возможность быть признанным беженцем;

6) если лицо покинуло государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) не по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, и не желает возвращаться в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) из опасения понести в соответствии с законодательством данного государства наказание за незаконный выезд за пределы его территории либо за совершенное в нем иное правонарушение;

7) если лицо было вынуждено незаконно пересечь Государственную границу Российской Федерации с намерением ходатайствовать о признании беженцем и не обратилось с ходатайством в порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона;

8) если лицо отказывается сообщить сведения о себе и (или) об обстоятельствах прибытия на территорию Российской Федерации;

9) если лицо состоит в браке с гражданкой (гражданином) Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет возможность получить разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации;

10) если лицо уже имеет разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации.

В соответствии п. 35.2 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ, в рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона "О беженцах" отказывается, если заявителю ранее было отказано в признании беженцем в связи с отсутствием обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона "О беженцах" при условии, что обстановка в стране его гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) со дня получения отказа и до дня подачи нового ходатайства не изменилась.

Разрешая заявленные требования, суд считает несостоятельной ссылку стороны административного истца в обоснование своих доводов о новых обстоятельствах на письмо с выдержкой из книги Amnesty International, постановление прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отмене меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении и сообщение Генеральной прокуратуры РФ о прекращении розыска на территории Российской Федерации, поскольку о данных обстоятельствах при заявлении ходатайства Каримовым Б.Г. о признании его беженцем на территории Российской Федерации административным сообщено не было, что следует из представленных им в УФМС России по Самарской области документов и пояснений стороны административного истца в ходе рассмотрения дела, а также сведения, содержащиеся в письме, не имеют какого-либо значения для УФМС России по Самарской области, собраны на основании пояснений самого Каримова Б.Г. и его супруги, доказательств их достоверности не имеется, указанные стороной административного истца обстоятельства не являются доказательствами изменения обстановки в стране гражданской принадлежности административного истца.

Таким образом, оснований для признания незаконным оспариваемого решения УФМС России по Самарской области не имеется, поскольку оно вынесено в пределах компетенции УФМС России по Самарской области и в соответствии с требованиями закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 227-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Каримова Б.Г. отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Настоящее решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Самарского

районного суда А.М. Балова