ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-175/2022 от 25.01.2022 Тайшетского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 января 2022 года г. Тайшет

Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Радионовой И.В., при секретаре судебного заседания Пономаревой Е.С., с участием старшего помощника Тайшетского межрайонного прокурора Морозюк Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-175/2022 по административному исковому заявлению Тайшетского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Джогинского муниципального образования о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить оказание муниципальных услуг в электронном виде,

У С Т А Н О В И Л:

Тайшетский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском, в обоснование заявленных исковых требований указал, что Тайшетской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Тайшетского района законодательства в сфере оказания муниципальных услуг, в ходе которой было установлено, что в нарушение требований п. 2 ч.1 ст.6 Федерального закона № 210-ФЗ, возможность получения заявителями предоставляемых муниципальных услуг в электронной форме не обеспечена, администрацией муниципального образования муниципальные услуги в электронной форме не предоставляются, что подтверждается отсутствием размещенных сведений о предоставляемых в электронной форме муниципальных услугах на Портале государственных и муниципальных услуг Иркутской области в Интернете.

Неисполнение администрацией Джогинского муниципального образования указанных требований законодательства в сфере оказания муниципальных услуг гражданам и иным заявителям влечет нарушение интересов неопределенного круга лиц, так как нарушение законодательства влечет невозможность достижения основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг, таких как правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими муниципальные услуги; открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги; доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья; возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Отсутствие возможности получения услуг в электронной форме также лишает субъекты предпринимательской деятельности возможности дистанционного получения необходимых муниципальных услуг, что противоречит основным целям и принципам государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства установленным ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Бездействие администрации Джогинского муниципального образования выражается в непринятии достаточных мер к организации оказания муниципальных услуг в электронной форме, что нарушает права граждан, юридических лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности.

В связи с чем, Тайшетский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, просит суд признать незаконным бездействие администрации Джогинского муниципального образования, выразившееся в непринятии мер к организации оказания муниципальных услуг в электронной форме, возложить на администрацию Джогинского муниципального образования обязанность устранить нарушения законодательства об организации предоставления муниципальных услуг путем обеспечения возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе на едином портале государственных и муниципальных услуг в срок до 31.12.2022 года.

В судебном заседании старший помощник Тайшетского межрайонного прокурора Морозюк Д.В. исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика глава администрации Джогинского муниципального образования Васильев А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, направил в адрес суда отзыв на административное исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований и указал, что данные муниципальные услуги не востребованы гражданами, с заявлениями о предоставлении указанных услуг жители муниципального образования не обращались. При этом, в 2021 году муниципальное учреждение не бездействовало, напротив принимало меры к обеспечению возможности получения муниципальных услуг в электронной форме, путем обращения в МФЦ, Ростелеком. Кроме того, Администрацией Джогинского муниципального образования направлена заявка в Министерство цифрового развития и связи Иркутской области на присоединение к Регламенту обеспечения предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде и проект соглашения.

Представитель заинтересованного лица Министерства цифрового развития и связи Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, возражений не представил.

Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. ст.1,2Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) органы самоуправления должны предоставлять муниципальные услуги, т.е. осуществлять деятельность по реализации функций органа местного самоуправления по запросам заявителей в пределах полномочий органа предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Собственными полномочиями органов МСУ выступают только те, которые устанавливаются для решения вопросов местного значения, определенных статьями 14, 15 и 16 Федерального закона № 131-ФЭ. Иные федеральные законы и по общему правилу законы субъектов РФ (за исключением случаев, указанных в данном законе) не могут расширить этот перечень вопросов местного значения.

Государственные и муниципальные услуги должны предоставляться, в том числе в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом МСУ (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа МСУ (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральный закон № 131-ФЗ и уставами муниципальных образований, а также в пределах прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона № 131-ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов МСУ на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований.

Согласно статье 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) основными принципами противодействия коррупции в РФ являются публичность и открытость деятельности государственных органов и органов МСУ, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ основные направления государственной политики в области противодействия коррупции определяются Президентом РФ.

Пунктом «в» части 8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года № 460, одним из направлений реализации национальной стратегии противодействия коррупции признано внедрение в деятельность органов МСУ инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов РФ, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг.

Внедрение в деятельность органов МСУ возможности предоставления гражданам и организациям услуг в электронной форме минимизирует личный контакт муниципального служащего и заявителя, чтобы исключить возможность установления коррупционной связи.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также местными администрациями и иными органами МСУ, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом № 210-ФЗ.

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона № 210-ФЗ одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона № 210-ФЗ.

Пунктами 2 и 3 статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя.

Положениями статьи 9 Федерального закона № 210-ФЗ предусмотрено, что перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона № 210-ФЗ государственных и муниципальных услуг устанавливаются соответствующими нормативными актами, принимаемыми в пределах компетенции соответствующим уполномоченным органом власти.

Согласно статье 10 Федерального закона № 210-ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляются:

1) предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах;

2) подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу МСУ организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг;

3) получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;

4) взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов МСУ, организаций, участвующих в предоставлении, предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона №210-ФЗ государственных и муниципальных услуг;

5) получение заявителем результата предоставления государственной или муниципальной услуги, если иное не установлено федеральным законом;

6) иные действия, необходимые для предоставления государственной или муниципальной услуги.

Пункт 7 статьи 11 Федерального закона № 210-ФЗ устанавливает, что формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляется в порядке, установленном местной администрацией.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона № 210-ФЗ Единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде», определены сроки реализации этапов перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде, а также установлены характеристики этих этапов.

Первый этап перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде: предусматривается размещение информации об услуге (функции) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).

Второй этап: предусматривается размещение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заложения в электронном виде.

Третий этап: предусматривается обеспечение возможности для заявителей в целях получения услуги представлять документы в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).

Четвертый этап: предусматривается обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции).

Пятый этап: предусматривается обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.

Таким образом, на первом этапе организуется дистанционное предоставление заявителям общей информации об услуге, а на последнем (пятом) - дистанционное предоставление заявителям результата услуги.

На промежуточных этапах заявителю предоставляется возможность дистанционно получить формы необходимых документов, дистанционно предоставить заявление и документы для получения услуги, дистанционно получить доступ к информации о ходе предоставления услуги в режиме реального времени (в том числе, о результатах рассмотрения его документов и о принятых решениях на отдельных стадиях рассмотрения заявления).

Органы государственной власти субъектов РФ вправе создавать региональные порталы государственных и муниципальных услуг, являющиеся государственными информационными системами субъектов РФ, обеспечивающими предоставление государственных услуг субъектов РФ и муниципальных услуг в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.

Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно­телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг.

Согласно пункту 1 Положения о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 года № 861 (далее — постановление Правительства РФ № 861), федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» обеспечивает в том числе:

- доступ физических лиц и организаций к сведениям о государственных и муниципальных услугах, содержащимся в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - федеральный реестр);

- предоставление заявителям в электронной форме государственных и муниципальных услуг, документов (сведений), размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ.

Пунктом 2 Требований к региональным порталам государственных и муниципальных услуг (функций), утверждённым постановлением Правительства РФ № 861 установлено, что региональные порталы должны обеспечивать, в частности:

- доступ заявителей к сведениям о предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами МСУ, учреждениями (организациями) государственных и муниципальных услугах (исполняемых функциях), размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных услуг (функций) субъектов РФ и реестров муниципальных услуг (функций);

- предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами МСУ, учреждениями (организациями), подведомственными этим органам, а также учреждениями (организациями), в которых указанными органами размещены государственные либо муниципальные задания (заказы).

Постановлением Правительства РФ от 26 марта 2016 года № 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг» утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг, в том числе органами государственной власти субъектов РФ и органами МСУ.

Кроме того, указанными Требованиями установлено, что предоставление услуг посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» осуществляется на основе сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)».

Таким образом, не предоставление муниципальных услуг в электронной форме создает административные барьеры для реализации прав граждан и создает условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, а также влияет на качество и доступность муниципальных услуг, создает почву для коррупционных проявлений.

Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела, Тайшетской межрайонной прокуратурой в ходе проверки установлено, что в нарушение указанных требований законодательства администрацией Джогинского муниципального образования муниципальные услуги в электронной форме не предоставляются, возможность получения заявителями предоставляемых муниципальных услуг в электронной форме не обеспечена, что подтверждается отсутствием размещенных сведений о предоставляемых в электронной форме муниципальных услугах на Портале государственных и муниципальных услуг Иркутской области в сети Интернет (https://www.qosusluqi.ru).

В обоснование своих доводов представителем ответчика суду представлены: информационное письмо ГАУ «МФЦ ИО», справка бюджета на 2022г., перечень первоочередных муниципальных услуг.

Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде», определены сроки реализации этапов перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде, а также установлены характеристики этих этапов.

На первом этапе организуется дистанционное предоставление заявителям общей информации об услуге, а на последнем (пятом) - дистанционное предоставление заявителям результата услуги. На промежуточных этапах заявителю предоставляется возможность дистанционно получить формы необходимых документов, дистанционно предоставить заявление и документы для получения услуги, дистанционно получить доступ к информации о ходе предоставления услуги в режиме реального времени (в том числе, о результатах рассмотрения его документов и о принятых решениях на отдельных стадиях рассмотрения заявления).

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации(Минцифры России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий (включая использование информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним),электросвязи(включая использование и конверсию радиочастотного спектра) ипочтовой связи, массовых коммуникаций исредств массовой информации, в том числе электронных (включая развитие информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", систем телевизионного (в том числе цифрового) вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях), печати, издательской и полиграфической деятельности, обработкиперсональных данных, управления государственным имуществом и оказания государственных услуг в сфере информационных технологий, в том числе в части использования информационных технологий для формирования государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним, а также по выработке и реализации государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Вместе с тем, суду не представлено доказательств своевременного обращения ответчика в уполномоченный орган для заключения соглашения о взаимодействии при организации предоставления государственных и муниципальных услуг, документов, сведений, размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах, исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме с использованием региональной системы межведомственного электронного взаимодействия.

Кроме того, ответчиком суду не представлено доказательств обеспечения наличия программно-технических средств для подключения РЭСМЭВ собственного сегмента сети передачи данных (криптооборудования или криптографического программного обеспечения); принятия мер по разработке и утверждению нормативных правовых актов, регулирующих порядок создания и функционирования информационной системы, НПА, направленных на совершенствование порядка предоставления государственных и муниципальных услуг, документов (сведений), размещенных в государственных информационных системах.

В ходе судебного разбирательства доводы административного истца нашли свое подтверждение, доказательств обратного суду не представлено, в связи с чем, оценив представленные суду доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о признании незаконным бездействия администрации Джогинского муниципального образования в части непринятия мер к организации оказания муниципальных услуг в электронной форме, подлежат удовлетворению.

Разрешая вопрос о порядке устранения нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах которых обратился прокурор, суд приходит к выводу о возложении на орган местного самоуправления обязанности устранить нарушения путем обеспечения возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе на едином портале государственных и муниципальных услуг.

Рассматривая вопрос о сроках устранения выявленных нарушений законодательства, принимая во внимание временные и финансовые затраты, особенности местного бюджетного процесса, суд считает разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений срок до 31.12.2022 г.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются, в том числе, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков). В связи с чем, с Администрации Джогинского муниципального образования не подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, процессуальные издержки взысканию не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Тайшетского межрайонного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Джогинского муниципального образования, выразившееся в непринятия мер к организации оказания муниципальных услуг в электронной форме.

Обязать администрацию Джогинского муниципального образования устранить нарушения законодательства об организации предоставления муниципальных услуг путем обеспечения возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе на едином портале государственных и муниципальных услуг, в срок до 31.12.2022 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда путем подачи жалобы через Тайшетский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: И.В. Радионова