Дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2021 года г. Краснодар
Судья Ленинского районного суда г. Краснодара Устинов О.О., при секретаре ФИО9, с участием представителя административных истцов, административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ИФНС России № по г. Краснодару,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО6, ФИО7 к Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», ИФНС России № по г. Краснодару, МИФНС № по Краснодарскому краю, ИФНС России № по г. Краснодару, МИФНС России № по <адрес>, Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, Управлению Федеральной налоговой службы по <адрес> об обжаловании решений, действий (бездействий),
УСТАНОВИЛ:
ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО6, ФИО7 обратились в суд с административным исковым заявлением к Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», ИФНС России № по г. Краснодару, МИФНС № по Краснодарскому краю, ИФНС России № по г. Краснодару, МИФНС России № по <адрес>, Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, Управлению Федеральной налоговой службы по <адрес> об обжаловании решений, действий (бездействий).
В обоснование предъявленных требований указано, что АО КБ «Газбанк» в лице государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в налоговые органы предоставлены сведения по форме 2-НДФЛ в отношении ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО6, ФИО7 согласно которым указанные лица в 2018 году получили в названном Банке доход по коду 4800 (иные доходы) в котором указана сумма исчисленного, но не удержанного налога на доходы.
На основании представленных сведений налоговыми органами необоснованно выставлены налоговые уведомления:
- ФИО6 исчислен налог на доходы физических лиц за 2018 год на сумму 564 592,45 рублей;
- ФИО7 исчислен налог на доходы физических лиц за 2018 год на сумму 9 671 233 рублей;
- ФИО2 исчислен налог на доходы физических лиц за 2018 год на сумму 1 998 609 рублей;
- ФИО3 исчислен налог на доходы физических лиц за 2018 год на сумму 1 378 712 рублей;
- ФИО4 исчислен налог на доходы физических лиц за 2018 год на сумму 532 528 рублей;
- ФИО1 исчислен налог на доходы физических лиц за 2018 год на сумму 1 378 712 рублей.
Административные истцы находят указанные действия Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» незаконными, поскольку они не имели каких-либо обязательств и финансовых взаимоотношений с АО КБ «Газбанк». В досудебном порядке административным истцам не удалось устранить указанные противоречия, обращения в налоговые органы и Банк остались без рассмотрения.
Учитывая изложенные обстоятельства, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1 ФИО6, ФИО7 обратились в суд с данным административным исковым заявлением, в котором просят признать недействительными справки выданные АО КБ «Газбанк» в лице Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в отношении ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1 ФИО6, ФИО7 Признать незаконным бездействие АО КБ «Газбанк» в лице Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» выразившееся в не предоставлении документов в обоснование выданных справок формы 2-НДФЛ в отношении ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1 ФИО6, ФИО7 Признать недействительным налоговое уведомление инспекции Федеральной налоговой службы России № по г. Краснодару № от ДД.ММ.ГГГГ, обязывающее ФИО6 уплатить налог на доходы физических лиц за 2018 год в размере 564 592,45 рублей. Признать незаконным бездействие инспекции Федеральной налоговой службы России № по г. Краснодару выразившееся в отсутствии ответа на обращение ФИО6 Признать недействительным налоговое уведомление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Краснодарскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ обязывающее ФИО7 уплатить налог на доходы физических лиц за 2018 год в размере 1 257 260 рублей. Признать незаконным бездействие межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Краснодарскому краю выразившееся в письме от ДД.ММ.ГГГГ№@. Признать недействительным налоговое уведомление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, обязывающее ФИО2 уплатить налог на доходы физических лиц за 2018 год в размере 1 998 609 рублей. Признать незаконным бездействие межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> выразившееся в отсутствии ответа на обращение ФИО2 Признать недействительным налоговое уведомление инспекции Федеральной налоговой службы России № по г. Краснодару № от ДД.ММ.ГГГГ обязывающее ФИО3 уплатить налог на доходы физических лиц за 2018 год в размере 1 378 712 рублей. Признать незаконным бездействие инспекции Федеральной налоговой службы России № по г. Краснодару выразившееся в отсутствии ответа на обращение ФИО3 Признать недействительным налоговое уведомление инспекции Федеральной налоговой службы России № по г. Краснодару № от ДД.ММ.ГГГГ обязывающее ФИО4 уплатить налог на доходы физических лиц за 2018 год в размере 532 528 рублей. Признать незаконным бездействие инспекции Федеральной налоговой службы России № по г. Краснодару выразившееся в отсутствии ответа на обращение ФИО4 Признать недействительным налоговое уведомление инспекции Федеральной налоговой службы России № по г. Краснодару № от ДД.ММ.ГГГГ обязывающее ФИО5 уплатить налог на доходы физических лиц за 2018 год в размере 1 378 712 рублей. Признать незаконным бездействие инспекции Федеральной налоговой службы России № по г. Краснодару выразившееся в письме от ДД.ММ.ГГГГ№. Признать незаконными действия Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> и Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, выразившееся в оставлении жалоб административных истцов без удовлетворения. Обязать устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов административных истцов.
В судебное заседание административные истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6, ФИО7 не явились, о дате, времени и месте рассмотрения административного дела уведомлены в установленном порядке.
Административный истец ФИО10 и она же представитель административных истцов ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6, ФИО7 по доверенности требования иска уточнила, согласно которым просила признать недействительными справки формы 2-НДФЛ за 2018 год выданные Государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» в отношении: ФИО6 на сумму 564 592,45 рублей; ФИО7 на сумму 1 257 260 рублей; ФИО2 на сумму 1 998 609 рублей; ФИО3 на сумму 1 378 712 рублей; ФИО4 на сумму 532 528 рублей; ФИО1 на сумму 1 378 712 рублей.
Признать незаконным бездействие Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» выразившееся в не предоставлении документов в обоснование выданных справок формы 2-НДФЛ в отношении ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО6, ФИО7
Признать недействительным налоговое уведомление инспекции Федеральной налоговой службы России № по г. Краснодару № от ДД.ММ.ГГГГ, обязывающее ФИО6 уплатить налог на доходы физических лиц за 2018 год в размере 564 592,45 рублей. Признать недействительным налоговое уведомление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Краснодарскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ обязывающее ФИО7 уплатить налог на доходы физических лиц за 2018 год в размере 1 257 260 рублей. Признать недействительным налоговое уведомление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, обязывающее ФИО2 уплатить налог на доходы физических лиц за 2018 год в размере 1 998 609 рублей. Признать недействительным налоговое уведомление инспекции Федеральной налоговой службы России № по г. Краснодару № от ДД.ММ.ГГГГ обязывающее ФИО3 уплатить налог на доходы физических лиц за 2018 год в размере 1 378 712 рублей. Признать недействительным налоговое уведомление инспекции Федеральной налоговой службы России № по г. Краснодару № от ДД.ММ.ГГГГ обязывающее ФИО4 уплатить налог на доходы физических лиц за 2018 год в размере 532 528 рублей. Признать недействительным налоговое уведомление инспекции Федеральной налоговой службы России № по г. Краснодару № от ДД.ММ.ГГГГ обязывающее ФИО5 уплатить налог на доходы физических лиц за 2018 год в размере 1 378 712 рублей. Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы России № по г. Краснодару исключить сведения о получении дохода за 2018 год на основании справки, выданной Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» из лицевого счета налогоплательщиков ФИО6, ФИО3, ФИО4, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы России № по г. Краснодару исключить сведения о получении дохода за 2018 год на основании справки, выданной Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» из лицевого счета налогоплательщика ФИО1, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № по <адрес> исключить сведения о получении дохода за 2018 год на основании справки, выданной Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» из лицевого счета налогоплательщика ФИО2, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать межрайонную Федеральную налоговую службу № по Краснодарскому краю исключить сведения о получении дохода за 2018 год на основании справки, выданной Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» из лицевого счета налогоплательщика ФИО7, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика инспекции Федеральной налоговой службы России № по г. Краснодару по доверенности ФИО11 требования административного иска не признала, по доводам, изложенным в возражении, просила отказать в их удовлетворении.
Административные ответчики Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов», МИФНС № по Краснодарскому краю, ИФНС России № по г. Краснодару, МИФНС России № по <адрес>, Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, Управление Федеральной налоговой службы по <адрес>, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, о причинах неявки суду не сообщили.
От административных ответчиков поступили возражения на исковое заявление, согласно которых они просили в удовлетворении требований отказать.
Учитывая надлежащее извещение неявившихся в судебное заседание сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав мнение явившихся участников, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пункта 1 части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно пункту 1 статьи 226 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.
Указанные в пункте 1 статьи 226 НК РФ лица именуются в главе 23 НК РФ налоговыми агентами.
Из пункта 2 статьи 226 НК РФ следует, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.
В соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета по формам, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов: расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу (за исключением случаев, при которых могут быть переданы сведения, составляющие государственную <данные изъяты>), - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пункту 5 статьи 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
На основании пункта 6 статьи 228 НК РФ уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят также налогоплательщики, уплачивающие налог на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
Если иное не предусмотрено настоящей статьей, уплата налога осуществляется не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога налогоплательщиками, для которых выполнено хотя бы одно из следующих условий: сведения о доходах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде, представлены банками в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 4 статьи 214.2 настоящего Кодекса, налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса; общая сумма налога, исчисленная налоговым органом в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса, превышает совокупность суммы налога, удержанной налоговыми агентами, и суммы налога, исчисленной налогоплательщиками исходя из налоговой декларации, в отношении доходов налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом, содержится в статье 217 НК РФ. В соответствии с пунктом 72 статьи 217 НК РФ не подлежат обложению налогом доходы, полученные налогоплательщиками с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, при получении которых не был удержан налог налоговым агентом, сведения, о которых представлены налоговым агентом в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 настоящего Кодекса, за исключением доходов: в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполнение работ, оказание услуг; в виде дивидендов и процентов; в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса; в натуральной форме, определяемых в соответствии со статьей 211 настоящего Кодекса, в том числе подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей; в виде выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях.
Таким образом, освобождение от налогообложения списанных в установленном порядке сумм безнадежного долга с баланса организации, в статьей 217 НК РФ не содержится, соответственно, такие доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Статьей 819 ГК РФ предусмотрено, что по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.
При неисполнении заемщиком обязательств по кредитному договору кредитная организация в соответствии с требованиями Банка России обязана предпринять все предусмотренные законом меры по взысканию задолженности, включая обращение с иском в суд.
При соблюдении кредитной организацией установленного Банком России порядка признания задолженности безнадежной, такая задолженность клиента может быть признана безнадежной и списана с баланса кредитной организации.
Понятие безнадежного долга определено в пункте 2 статьи 266 НК РФ.
Так, безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям: невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях; у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
При признании долга безнадежным у заемщика появляется возможность распоряжаться денежными средствами (основной долг и проценты) по своему усмотрению, то есть у него возникает экономическая выгода в денежной форме.
Исходя из чего, сумма основного долга (кредита), а также суммы долга в виде процентов по кредиту, списанные банком как безнадежные, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке по ставке 13%.
При получении налогоплательщиком от кредитной организации такого дохода, подлежащего налогообложению, кредитная организация на основании пункта 1 статьи 24 и статьи 226 НК РФ признается налоговым агентом и должна исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов в статье 226 НК РФ и статье 230 НК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 226 НК РФ при выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме или получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплачиваемого дохода в денежной форме.
Если впоследствии задолженность будет взыскана с заемщика или уплачена им в добровольном порядке, кредитная организация как налоговый агент должна будет возвратить сумму излишне удержанного налога в порядке, установленном статьей 231 НК РФ, а также представить в налоговый орган уточненные сведения.
Формирование сводных налоговых уведомлений производится на основании данных из справок формы 2-НДФЛ, представленных налоговыми агентами в налоговые органы.
При этом основанием для перерасчета НДФЛ на основании обращений налогоплательщиков в соответствии с налоговым законодательством РФ осуществляется после представления налоговым агентом уточняющих (аннулирующих) сведений.
Полномочий по корректировке данных, представленных налоговым агентом в части дохода, полученного физическим лицом, налоговому органу не предоставлено.
Согласно позиции, изложенной в пункте 8 «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 НК РФ», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что разрешая вопрос о получении гражданином дохода при списании его задолженности как безнадежной, необходимо выяснять реальное существование и наличие документального подтверждения долга. При разрешении данной категории споров также необходимо учитывать, что по смыслу пункту 1 статьи 210 НК РФ списание долга может свидетельствовать о получении гражданином дохода лишь в том случае, если обязательство по его погашению у физического лица действительно имелось.
В разбираемом случае наличие у административных истцов указанных обязательств судом в ходе рассмотрения дела достоверно не установлено.
В судебном заседании установлено, что Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (АО КБ «Газбанк») в налоговые органы предоставлены сведения по форме 2-НДФЛ в отношении ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО6, ФИО7 согласно которым указанные лица в 2018 году получили в названном Банке доход по коду 4800 (иные доходы) в котором указана сумма исчисленного, но не удержанного налога на доходы.
На основании представленных сведений налоговыми органами необоснованно выставлены налоговые уведомления: ФИО6 исчислен налог на доходы физических лиц за 2018 год на сумму 564 592,45 рублей; ФИО7 исчислен налог на доходы физических лиц за 2018 год на сумму 1 257 260 рублей; ФИО2 исчислен налог на доходы физических лиц за 2018 год на сумму 1 998 609 рублей; ФИО3 исчислен налог на доходы физических лиц за 2018 год на сумму 1 378 712 рублей; ФИО4 исчислен налог на доходы физических лиц за 2018 год на сумму 532 528 рублей; ФИО1 исчислен налог на доходы физических лиц за 2018 год на сумму 1 378 712 рублей.
Административные истцы ссылаются на отсутствие каких-либо обязательств перед Банком, указали на необоснованный характер полученных уведомлений.
Суд, изучив материалы дела, послужившие основанием для направления налоговыми органами оспариваемых уведомлений находит указанные доводы административных истцов обоснованными.
Из содержания представленных в материалы дела административными истцами документов не усматривается наличия договорных отношений между административными истцами и Банком.
Так в рамках уголовного дела возбужденного в отношении управляющей филиалом ЗАО АКБ «Газбанк» в <адрес>ФИО12 проведены почерковедческие экспертизы, согласно выводам которых, подписи административных истцов на кредитных договорах и прочих документах сопутствующих их заключению не подтверждены.
Кроме того, в Положении Банка России от ДД.ММ.ГГГГ№-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» определено, что при списании безнадежной задолженности по ссудами и процентов по ней кредитная организация обязана предпринимать необходимые и достаточные юридические и фактические действия по взысканию указанной задолженности, возможность осуществления которых вытекает из закона, обычаев делового оборота либо договора (пункт 8.3).
В рассматриваемом случае Банк по спорным договорам требования о взыскании задолженности не предъявлялись, что также, по мнению суда не может свидетельствовать о наличии договорных отношений.
Согласно разъяснениям, содержащимся в приведенном выше «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 НК РФ» исключение задолженности гражданина в бухгалтерском учете является односторонним действием кредитора, совершение которого не зависит от воли налогоплательщика. Поэтому один лишь факт отнесения задолженности в учете кредитора к безнадежной, при наличии соответствующих возражений гражданина относительно существования долга и его размера не может являться безусловным доказательством получения дохода.
Как следует из приведенных разъяснений, утверждать о получении налогоплательщиком дохода при списании ранее учтенных Банком сумм, возможно при наличии у кредитора намерения одарить должника, то есть простить долг.
Разбирая спор по существу, суд указанных намерений у кредитной организации не установил. Следовательно, в связи с изменением банком способа учета кредитной задолженности административных истцов, экономической выгоды у последних не возникло.
При всем при этом из материалов административного дела следует, что в отношении административного истца ФИО2 на основании судебного определения Арбитражного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ завершена процедура реализации имущества.
При этом процедура признания ФИО2 несостоятельным (банкротом) инициирована АО КБ «Газбанк».
Таким образом, обращение Банка о признании гражданина банкротом за неисполненные кредитные обязательства, исключает возможность списание (прощение) долга по этим же обязательствам.
С учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и приведенных норм, суд считает необходимым признать недействительными справки формы 2-НДФЛ за 2018 год выданные Государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» в отношении ФИО6 на сумму 564 592,45 рублей; ФИО7 на сумму 1 257 260 рублей; ФИО2 на сумму 1 998 609 рублей; ФИО3 на сумму 1 378 712 рублей; ФИО4 на сумму 532 528 рублей; ФИО1 на сумму 1 378 712 рублей.
В связи с чем, имеются правовые основания для признания недействительными оспариваемых уведомлений налоговых органов обязывающих административных истцов уплатить налог на доходы физических лиц за 2018 год и исключения из лицевого счета налогоплательщиков указанных сведений.
Как установлено в судебном заседании ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1 ФИО6, ФИО7 в досудебном порядке обращались в Государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов» с просьбой предоставить документы послужившие основанием для составления справок формы-2 НДФЛ, однако данная просьба удовлетворена не была.
Такое бездействие административного ответчика суд не может признать законным.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том, числе, об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Оценив собранные по делу доказательства, в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, проанализировав доводы административного иска с учетом приведенных норм налогового законодательства, суд приходит к выводу, что требования административных истцов являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО6, ФИО7 к Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», ИФНС России № по г. Краснодару, МИФНС № по Краснодарскому краю, ИФНС России № по г. Краснодару, МИФНС России № по <адрес>, Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, Управлению Федеральной налоговой службы по <адрес> об обжаловании решений, действий (бездействий), - удовлетворить.
Признать недействительными справки формы 2-НДФЛ за 2018 год, выданные Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в отношении:
- ФИО6 на суму 564 592,45 рублей;
-ФИО7 на сумму 1 257 260 рублей;
-ФИО2 на сумму 1 998 609 рублей;
-ФИО3 на сумму 1 378 712 рублей;
-ФИО4 на сумму 532 528 рублей;
-ФИО1 на сумму 1 378 712 рублей.
Признать бездействие Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» по непредставлению документов в обосновании выданных справок формы 2-НДФЛ в отношении ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО6, ФИО7 – незаконными.
Признать недействительным налоговое уведомление ИФНС России № по г. Краснодару № от ДД.ММ.ГГГГ, обязывающее ФИО6 уплатить налог на доходы физических лиц за 2018 год в размере 564 592, 45 рублей.
Признать недействительным налоговое уведомление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Краснодарскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ, обязывающее ФИО7 уплатить налог на доходы физических лиц за 2018 год в размере 1 257 260 рублей.
Признать недействительным налоговое уведомление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Республики Адыгея № от ДД.ММ.ГГГГ, обязывающее ФИО2 уплатить налог на доходы физических лиц за 2018 год в размере 1 998 609 рублей.
Признать недействительным налоговое уведомление ИФНС России № по г. Краснодару № от ДД.ММ.ГГГГ, обязывающее ФИО3 уплатить налог на доходы физических лиц за 2018 год в размере 1 378 712 рублей.
Признать недействительным налоговое уведомление ИФНС России № по г. Краснодару № от ДД.ММ.ГГГГ, обязывающее ФИО4 уплатить налог на доходы физических лиц за 2018 год в размере 532 528 рублей.
Признать недействительным налоговое уведомление ИФНС России № по г. Краснодару № от ДД.ММ.ГГГГ, обязывающее ФИО1 уплатить налог на доходы физических лиц за 2018 год в размере 1 378 712 рублей.
Обязать ИФНС России № по г. Краснодару исключить сведения о получении дохода за 2018 год на основании справки, выданной Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» из лицевого счета налогоплательщиков ФИО6, ФИО3 и ФИО4, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать ИФНС России № по г. Краснодару исключить сведения о получении дохода за 2018 год на основании справки, выданной Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» из лицевого счета налогоплательщика ФИО1, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № по <адрес> исключить сведения о получении дохода за 2018 год на основании справки, выданной Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» из лицевого счета налогоплательщика ФИО2, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № по Краснодарскому краю исключить сведения о получении дохода за 2018 год на основании справки, выданной Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» из лицевого счета налогоплательщика ФИО7, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Об исполнении решения суда сообщить в суд, административным истцам, в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ и доведено до сведения лиц, участвующих в деле посредством направления почтовой корреспонденции.
Лица, участвующие в деле, их представители вправе знакомиться с протоколом и аудиозаписью судебного заседания, записями на носителях информации.
В течение трех дней со дня подписания протокола стороны вправе подать в суд замечания в письменной форме на протокол и аудиозапись судебного заседания с указанием на допущенные в них неточности и (или) на их неполноту.
Председательствующий: