ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1762/2021 от 28.06.2021 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

Дело №2а-1762/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего – судьи Истягиной Н.М.,

при секретаре судьи – Унщиковой О.А.,

с участием административного истца – Усова М.А.,

представителей административного истца – Дроботенко О.А., Дроботенко И.В.,

представителя административного ответчика Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя – Холмогоровой И.В.,

административного ответчика – главного специалиста отдела государственного земельного надзора и контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, государственного инспектора города федерального значения Севастополя по использованию и охране земель Хныкина В.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Усова М.А. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, главному специалисту отдела государственного земельного надзора и контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, государственному инспектору города федерального значения Севастополя по использованию и охране земель Хныкину В.Л. о признании незаконным действий должностных лиц Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя по осуществлению государственного земельного надзора на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу, <адрес>, признании незаконным акта административного обследования объекта земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ принятого по результатам административного обследования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, незаконным.

УСТАНОВИЛ:

Усов М.А. обратился в Ленинский районный суд города Севастополя с административным исковым заявлением к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя главному специалисту отдела государственного земельного надзора и контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, государственному инспектору города федерального значения Севастополя по использованию и охране земель Хныкину В.Л. в котором просит признать незаконными действия должностных лиц Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя по осуществлению государственного земельного надзора на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу, <адрес>, а также признать незаконным акт административного обследования объекта земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ принятого по результатам административного обследования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Исковые требования мотивированы тем, что должностным лицом Севреестра Хныкиным В.Л. проведено административное обследование без взаимодействия с правообладателем земельного участка, данные действия должностных лиц Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя проведены с нарушением порядка, сроков и процедуры контрольно-надзорных мероприятий, превышением полномочий, в связи с чем акт, составленный государственным инспектором города федерального значения Севастополя по использованию и охране земель Хныкиным В.Л. подлежит признанию судом незаконным. Административный истец указывает на допущенное должностным лицом нарушение положений ст.71.1 Земельного Кодекса Российской Федерации, в части проведения административного обследования без взаимодействия с правообладателем земельного участка и не проведения внеплановой проверки.

В судебном заседание истец Усов М.А., его представители Дроботенко И.В., Дроботенко О.А. поддержали исковые требования по основаниям изложенным в иске, просили суд административный иск удовлетворить.

Представитель ответчика Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя Холмогорова И.В. и главный специалист отдела государственного земельного надзора и контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций Управления государственной регистрации прав и кадастра Севастополя государственный инспектор города федерального значения Севастополя по использованию и охране земель Хныкин В.Л. в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, полагая, что действия должностного лица законны и обоснованы, также указывали на пропуск трехмесячного срока для обжалования.

Заслушав пояснения истца и его представителей, исследовав письменные материалы дела, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации, под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

В рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, проводится административное обследование объектов земельных отношений. частью 1 статьи 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации

Под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами (часть 2 статьи 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу части 4 статьи 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок проведения административного обследования объекта земельных отношений и форма акта административного обследования объекта земельных отношений утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 N 251 Утверждены Правила проведения административного обследования объектов земельных отношений (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 1 Правил, административное обследование объектов земельных отношений осуществляется должностными лицами органов государственного земельного надзора, уполномоченными на проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации (далее - должностные лица).

Согласно пункту 2 Правил, при административном обследовании объектов земельных отношений проводится исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого - токсикологического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами.

В ходе проведения административного обследования объектов земельных отношений должностные лица самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) осуществляют анализ полученной информации.

Проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.

Результаты административного обследования объектов земельных отношений оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 N 251 "Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений", или заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации (пункт 8 Правил).

Приказом Росреестра от 18 июня 2019 года N П/0240 утвержден Административный регламент осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора (далее - Регламент).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 7 Регламента, должностные лица имеют право осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом.

Пунктом 109 Регламента установлено, что основанием для начала административной процедуры является задание на проведение административного обследования объектов земельных отношений.

Исходя из пункта 110 Регламента, задание на проведение административного обследования подготавливается в соответствии с порядком оформления и содержанием заданий на проведение административного обследования объектов земельных отношений при проведении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и оформления результатов таких обследований, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 июня 2018 N 283.

Приказом Минэкономразвития России от 01 июня 2018 N 283 утвержден порядок оформления и содержания заданий на проведение административного обследования объектов земельных отношений при проведении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и оформления результатов таких обследований (далее - Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка, задание составляется должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов, уполномоченными на проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации, с учетом информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмические съемки, аэрофотосъемки), результатов почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими способами.

Задание утверждается руководителем (заместителем руководителя) Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии или руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (пункт 3 Порядка).

Исходя из пункта 4 Порядка, задание должно содержать следующую информацию:

1)наименование федерального органа исполнительной власти или его территориального органа, осуществляющего административное обследование;

2) дату и номер Задания;

3) должность, фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) должностного лица или нескольких должностных лиц, получающих Задание;

4) сведения об объекте земельных отношений или объектах земельных отношений (описание местоположения, адрес, кадастровый номер (при наличии), иное описание объекта земельных отношений);

5) дату начала и окончания проведения административного обследования;

6) должность, фамилию, инициалы и подпись должностного лица, составившего Задание;

7) должность, фамилию, инициалы и подпись должностного лица, утвердившего Задание.

Статьей 71.1 Земельного Кодекса РФ (действующей на момент проведения административного обследования) приведен перечень оснований для проведения внеплановой проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, а именно в случаях: 1) предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; 2) выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность; 3) поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан; 4) предусмотренных частью 23 статьи 8 Федерального закона "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 5) предусмотренных пунктом 16 статьи 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" N 294-ФЗ (далее Федерального закона N 294-ФЗ) установлен исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой проверки: 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; 1.1) поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования); 2) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены); г) нарушение требований к маркировке товаров.

Из пояснений должностного лица Хныкина В.Л., следует, что при рассмотрении поступившего в Управление акта планового (рейдового) осмотра Департамента городского хозяйства г. Севастополя от 09.10.2020 № 181-РД, информации о фактах, указанных в п.2 ч.2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, получено не было, в связи с чем, не имелось оснований для назначения и проведения внеплановой проверки в отношении Усова М.А. по пункту 1 части 6 статьи 71.1 Земельного Кодекса РФ. При этом, основания изложенные в пунктах 2,3,4 и 5 части 6 статьи 71.1 Земельного Кодекса РФ не относились к объекту земельных отношений, в отношении которого в последующем проводилось административное обследование, в связи с чем,

не имея законных оснований для назначения и проведения внеплановой проверки, главным специалистом Хныкиным В.Л., проведено административное обследование объекта земельных отношений.

Главным специалистом отдела государственного земельного надзора и контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций Управления Хныкиным В.Л, составлено задание на проведение административного обследования объекта земельных отношений – земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, участок ДД.ММ.ГГГГ.

Данное задание подготовлено с целью проверки исполнения требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок, а также требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием и утверждено заместителем начальника Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя.

Пунктом 3 статьи 71.2 ЗК РФ, абзацем вторым пункта 8 Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений определено, что в случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.

В соответствии с указанными нормами, ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом Хныкиным В.Л. составлен акт административного обследования объекта земельных отношений . Форма и содержание указанного акта соответствуют требованиям, предусмотренным статьями 116-117 Регламента, а также Правилам проведения административного обследования.

Статьей 119 Регламента предусмотрено, что в случае выявления при проведении административного обследования объектов земельных отношений достаточных данных, указывающих на наличие признаков нарушений законодательства Российской Федерации, за которые предусмотрена административная и иная ответственность, на основании мотивированного представления принимается решение о проведении внеплановой проверки, а в случае наличия достаточных данных, указывающих на наличие административного правонарушения и достаточных для возбуждения дела об административном правонарушении, принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ.

При этом согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Обязательного проведения проверки в рассматриваемом случае не требовалось, установление в ходе обследования земельного участка достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, является самостоятельным поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

Согласно положениям ч.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Необходимым условием для удовлетворения заявления в порядке публичного производства является нарушение прав и свобод гражданина, обратившегося в суд за защитой своих прав.

Заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод заявителя и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

Суд обращает вынимание на то, что само по себе действие по проведению административного обследования не привело к нарушению прав и законных интересов административного истца, так как данное обследование послужило поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, в ходе которого результаты обследования явились одним из доказательств по делу о привлечении истца к административной ответственности.

При этом относимость и допустимость доказательств по делу об административном правонарушении является предметом рассмотрения в ходе привлечения лица к административной ответственности, а также при обжаловании акта по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении.

Поскольку надлежащего фактического и правового обоснования действительного нарушения оспариваемым действием должностных лиц органа государственной власти прав и законных интересов административным истцом не было приведено, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований и восстановления прав административного истца путем возложения каких-либо обязанностей на административного ответчика по устранению нарушений прав, свобод и законных интересов.

Требования Усова М.А. об отмене акта проверки органа государственного надзора, соблюдения требований земельного законодательства физическим лицом от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат, поскольку данный документ не является ненормативным правовым актом, который может быть обжалован в судебном порядке и не несет никаких правовых последствий для истца, так как не возлагает на истца каких-либо обязанностей, и сам по себе для него не создает правовых последствий. Права и обязанности истца указанным актом административного обследования земельного участка не нарушены и не созданы препятствия к осуществлению истцом его прав и свобод.

С учетом изложенного, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска Усова М.А. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, главному специалисту отдела государственного земельного надзора и контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, государственному инспектору города федерального значения Севастополя по использованию и охране земель Хныкину В.Л. – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течении месяца со дня принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 07.07.2021.

Председательствующий