ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1762/2023 от 05.07.2023 Первомайского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело 2а-1762/2023

УИД 55RS0005-01-2023-001676-42, строка стат. отчета 3.025

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 июля 2023 года город Омск

Первомайский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Карева Е.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Оганян Е.А., помощник судьи Сущенко В.М., с участием представителя административного истца ФРЕЗАС, представителя административного ответчика Управления Росреестра по Омской области БЮА, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФРЕ к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании отказа незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФРЕ обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании решения, действий незаконными. В обоснование требований указал, что является собственником земельных участков: с кадастровым номером , площадью 627 кв.м., категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - садоводство; для ведения гражданами садоводства и огородничества; коллективные и индивидуальные сады, адрес (местоположение): <адрес>; с кадастровым номером , площадью 359 кв.м., категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - садоводство; для ведения гражданами садоводства и огородничества; коллективные и индивидуальные сады, адрес (местоположение): Российская Федерация, <адрес>. Вышеуказанные земельные участки в соответствии со сведениями ЕГРН расположены в границах территориальной зоны Ж-1 «Зона индивидуальной жилой застройки», установленной Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201. Одними из основных видов разрешенного использования земельных участков являются виды разрешенного использования: «Ведение садоводство (код 13.2)» и «Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)». В территориальной зоне, Ж-1 наименования видов разрешенного использования установлены в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Классификатор видов разрешенного использования). ФРЕ на земельном участке с кадастровым номером запланировал строительство индивидуального жилого дома. Пологая, что вид разрешенного использования - «садоводство; для ведения гражданами садоводства и огородничества; коллективные и индивидуальные сады» установленные в отношении земельных участков не соответствует утвержденном на территории Российской Федерации классификатору видов разрешенного использования земельных и территориальной зоне Ж-1, с целью приведения видов разрешенного использования в соответствие с планируемым использованием ДД.ММ.ГГГГФРЕ обратился в Управление Росреестра по Омской области с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета изменений основных характеристик объектов недвижимости без одновременной государственной регистрации прав в отношении земельных участков в части изменения вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами и . К указанному заявлению были приложены Декларации, в соответствии с которыми заявитель просил изменить вид разрешенного использования указанных земельных участков с вида - садоводство; для ведения гражданами садоводства и огородничества; коллективные и индивидуальные сады, на вид разрешенного использования - Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1) применительно к территориальной зоне Ж-1. ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором приняты решения о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету сроком до ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 33.1 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации и в соответствии с п. 24 ст. 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества» в связи с тем, что в ходе проведения правовой экспертизы было выявлено, что земельные участки с кадастровыми номерами и были образованы из состава земель населенных пунктов для сельскохозяйственного использования под садоводство в садоводческом товариществе «<данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ для возобновления государственного кадастрового учета, ФРЕ обратился с заявлением о предоставлении дополнительных документов с приложением Деклараций, в соответствии с которыми заявитель просил: привести в соответствие вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером классификатору видов разрешенного использования земельных участков: Ведение садоводство (код 13.2); Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1). ДД.ММ.ГГГГ регистрирующим органом направлено Уведомление о не исправлении причин приостановления кадастрового учета. При этом, между ФРЕ и Управлением Росреестра по Омской области возник спор в отношении указанных земельных участков с кадастровым номером и рассмотренным Первомайским районным судом города Омска в рамках дела Основанием для возникновения спора, послужило то обстоятельство, что в адрес ФРЕ от Управления Росреестра по Омской области поступило Уведомление об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2022-20802810, согласно которому в соответствии с пунктом 5, статьи 61 федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регистрирующий орган уведомляем об исправлении на основании решения государственного регистратора технической ошибки ДД.ММ.ГГГГ в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), наименование Земельные участки, кадастровые номера и , в графе «Адрес», вместо правильных записей <адрес>, снт Садовод, внес ошибочные сведения <адрес>НИИСХоз. Решением Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, требования ФРЕ удовлетворены в полном объеме, признано незаконным решение государственного регистратора прав от ДД.ММ.ГГГГ об исправлении технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Для восстановления нарушенного права суд обязал Управление Росреестра по Омской области в течение пяти рабочих дней с момента вступления в законную илу решения суда восстановить в ЕГРН в отношении указанных земельных участков восстановить сведения о их местоположении. В связи с возникновением вышеуказанного спора проведение государственного кадастрового учета изменений основных характеристик объектов недвижимости без одновременной государственной регистрации прав в отношении земельных участков с кадастровыми номерами и по заявлению ФРЕ приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ. При этом, Администрацией Советского административного округа города Омска ФРЕ выдано уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметрам допустимости размещения объекта на земельном участке . Распоряжениями Администрации Советского административного округа города Омска от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, земельным участкам с кадастровыми номерами и присвоены почтовые адреса Р. Ф., <адрес>, соответственно.

По заявлению ФРЕ проведение государственного кадастрового учета изменений основных характеристик объектов недвижимости без одновременной государственной регистрации прав в отношении земельных участков с кадастровыми номерами и возобновлено. ДД.ММ.ГГГГ регистрирующим органом приняты решения о приостановлении кадастрового учета и одновременно, в связи с не устранением причин, послуживших для приостановлении кадастрового учета, указанных в уведомлениях от ДД.ММ.ГГГГ в осуществлении кадастрового учета отказано.

В обоснование указанных отказов регистрирующий орган ссылается на основания для приостановления государственного кадастрового учета предусмотренным пунктом 33.1, части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также что входе проведения правовой экспертизы установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами и были образованы из состава земель населенных пунктов для сельскохозяйственного использования под садоводство в <адрес>. А в соответствии с пп. 24 ст. 54 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменение вида разрешенного использования отдельных садовых или огородных земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан (за исключением случаев, если такое некоммерческое объединение ликвидировано или исключено из единого государственного реестра юридических лиц как недействующее), не допускается. ФРЕ считает указанные решения незаконными и необоснованными, нарушающим его права и законные интересы, по следующим основаниям.

В соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ для вида разрешенного использования «Ведение садоводства», код 13.2 Классификатор видов разрешенного использования предусматривает следующее описание вида разрешенного использования земельного участка: осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1. хозяйственных построек и гаражей для собственных нужд. Вид разрешенного использования код 2.1 «Для индивидуального жилищного строительства» имеет следующее описание: Размещение жилого дома. Из вышеуказанных описаний видов разрешенного использования следует, что использование земельных участков с видом разрешенного использования «Ведение садоводства» код 13.2 подразумевается совместно с видом код 2.1 «Для индивидуального жилищного строительства». При таких обстоятельствах вид разрешенного использования «Ведение садоводства» код 13.2 не противоречит виду разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства» код 2.1. Абз. 4 п. 2 ст. 7 ЗК РФ установлено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Согласно пункта 12 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2021 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ). По заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка (пункт 13 Федерального закона № 171-ФЗ). Как следует из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:070302:460 и 55:36:070302:461 учтены в ЕГРН с видом разрешенного использования: «Садоводство; для ведения гражданами садоводства и огородничества; коллективные и индивидуальные сады» не соответствует видам разрешенного использования указанным в классификаторе видов разрешенного использования земельных участков: «Ведение садоводства» код 13.2 и «Для индивидуального жилищного строительства» код 2.1, а следовательно, административный истец вправе требовать приведения видов разрешенного использование в соответствии с классификатором. Так, регистрирующим органном при принятии оспариваемых решений не учтено, что ФРЕ, по сути, обратился в орган государственной регистрации с заявлением об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с пунктом 13 Федерального закона № 171-ФЗ. Как уже указывал административный истец, земельный участок с кадастровым номером планируется использовать для размещения индивидуального жилого дома. Согласно п. 2 статьи 23.1 Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках, определяются градостроительными регламентами. При этом параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом градостроительные регламенты установлены для спорных земельных участков в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 для территориальной зоны территориальной зоны Ж-1 «Зона индивидуальной жилой застройки» основными видами разрешенного использования в которой является «Ведение садоводства», код 13.2 и «Для индивидуального жилищного строительства» код 2.1. Кроме того из норм переходных положений, предусмотренных п. 12 и п. 13 ст. 54 Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ следует, что некоммерческая организация, созданная гражданами до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства может быть реорганизована ее членами в «товарищество собственников жилья» при условии изменения вида разрешенного использования земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного такой некоммерческой организации, на вид разрешенного использования, предусматривающий индивидуальное жилищное строительство. Таким образом, установление вида разрешенного использования земельных участков код 2.1 «Для индивидуального жилищного строительства» прямо предусмотрено действующим законодательством о ведении гражданами садоводства и огородничества.

Принимая оспариваемый отказ, административный ответчик руководствовался п. 24 ст. 54 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ в соответствии с которым изменение вида разрешенного использования отдельных садовых или огородных земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан (за исключением случаев, если такое некоммерческое объединение ликвидировано или исключено из единого государственного реестра юридических лиц как недействующее), не допускается. Из системного и взаимосвязанного толкования приведенных норм следует, что установленный запрет на изменение вида разрешенного использования не связан и не распространяется на случае приведения в соответствие указанных видов к Классификатору видов разрешенного использования и установленным градостроительным регламентам. Кроме того, полагает, что указанной нормой предусмотрены два исключения из установленного запрета: если земельный участок не образован из земельного участка, предоставленного созданному садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан; если такое некоммерческое объединение ликвидировано или исключено из единого государственного реестра юридических лиц как недействующее. По мнению административного истца, оснований полагать, что земельные участки, с кадастровым номером 55:36:070302:460 и 55:36:070302:461, были образованы из земельного участка ранее предоставленного СНТ «Садовод» у административного ответчика не имелось. Земельный участок ранее предоставленный СНТ «Садовод» учтен в Едином государственном реестре недвижимости с кадастровым номером 55:36:070301:91. Как было установлено при рассмотрении дела № <адрес> Первомайским районным судом г. Омска 28.10.1994 КНА выдано свидетельство на право собственности на участок , расположенный по адресу <адрес> на основании постановления главы администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ. На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГФРЕ приобрел у КНА земельный участок с кадастровым местоположением <адрес>, вид разрешенного использования установлен: садоводство, права ФРЕ зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГВАГ выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером , местоположение <адрес> на основании распоряжения Департамента имущественных отношений администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ-р. ДД.ММ.ГГГГ между ВАГ и ФРЕ заключен договор купли-продажи указанного земельного участка с видом, разрешенного использования коллективные и индивидуальные сады. ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесены сведения о государственной регистрации права ФРЕ Земельные участки с кадастровыми номерами и были объединены и образован единый земельный участок с кадастровым который в последующем в результате раздела преобразован в земельные участки с кадастровыми номерами и . Со ссылкой на положения п. 1, 4, 6 ст. 11.4, п. 2 ст. 11.2 ЗК РФ, ч. 4 ст. 41 Федерального закона № 218-ФЗ, указывает, что земельные участки с кадастровыми номерами и не образованны из земельного участка СНТ «Садовод», с кадастровым номером 55:36:070301:91 путем раздела с сохранением исходного земельного участка в измененных границах. Исходными земельными участками в результате объединения и последующего раздела которых образовались земельные участки и , являются земельные участки с кадастровыми номерами и , ранее предоставленные правопредшественникам КНА и ВАГ При таких обстоятельствах, установленный п. 24 ст. 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества...» запрет изменения вида разрешенного использования на земельные участки и , принадлежащие на праве собственности ФРЕ не распространяется. Более того, административный истец членом СТ «Садовод» не является, пользования инфраструктурой садоводства (электроэнергией, водоснабжением и проездами) не осуществляет, доступ к принадлежащим ему участков производится через городскую планировочную структуру.

Просит суд признать незаконными отказы в государственном кадастровом учете, изложенных в уведомлениях от ДД.ММ.ГГГГ. В качестве способа устранения допущенных нарушений просит возложить на Управление Росреестра по Омской области обязанность в течение пяти рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда привести в соответствие вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , классификатору видов разрешенного использования земельных участков: Ведение садоводство (код 13.2); Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1).

В процессе рассмотрения дела административный истец представил дополнительные доводы к административному иску, в которых указал, что имеется Межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения и площади земельного участка с кадастровым номером , заказчик кадастровых работ ФРЕ В состав указанного межевого плана включен Акт согласования границ уточняемого земельного участка со смежными землепользователями, в том числе с ТСН «СНТ «Садовод». Ссылаясь на положения ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», п. 1 ст. 46, п. 1.1. ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», полагает, что представленный межевой план подтверждает позицию административного истца, о том что спорные земельные участки не образованы из земельного участка, ранее предоставленного СТ «Садовод», а являются самостоятельными и смежными участку СТ «Садовод». СТ «Садовод» прекратил деятельность ДД.ММ.ГГГГ. ТСН «Садовод», создано путем преобразования СТ «Садовод» ДД.ММ.ГГГГ. Согласно методическим рекомендациям отраженных в письме от ДД.ММ.ГГГГ Росреестра, необходимо обеспечить доведение до сведения государственных регистраторов прав соответствующей информации, в том числе пункта 3 «Об изменении вида разрешенного использования садовых земельных участков на вид, предусматривающий индивидуальное жилищное строительство». В соответствии с п. 3 указанного письма Центрального аппарата Росреестра указывается, что Законом № 217-ФЗ установлены особенности регулирования земельных отношений и отношений в области градостроительной деятельности применительно к использованию земельных участков для ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд (абзац 1 пункта 3 письма ). Согласно ч. 24 ст. 54 Закона № 217-ФЗ изменение вида разрешенного использования отдельных садовых или огородных земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу Закона № 217-ФЗ садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан (за исключением случаев, если такое некоммерческое объединение ликвидировано или исключено из единого государственного реестра юридических лиц как недействующее), не допускается (абзац 2 пункта 3 письма № 14-10634-ТГ/22). Одновременно с этим согласно ч. 12 и ч. 13 ст. 54 Закона № 217-ФЗ некоммерческая организация, созданная гражданами до дня вступления в силу Закона № 217-ФЗ для ведения садоводства или дачного хозяйства, вправе внести изменения в свой устав, указав в нем организационно-правовую форму «товарищество собственников недвижимости» и вид «товарищество собственников жилья» в случае соответствия нормам жилищного законодательства Российской Федерации, регулирующего создание товарищества собственников жилья, и одновременного соответствия следующим условиям: 1) земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка, предоставленного такой некоммерческой организации, расположены в границах населенного пункта; 2) на всех земельных участках, образованных из земельного участка, предоставленного такой некоммерческой организации, размещены жилые дома (абзац 3 письма пункта 3 ). Изменение устава некоммерческой организации допускается после изменения вида разрешенного использования указанных земельных участков на вид разрешенного использования, предусматривающий индивидуальное жилищное строительство (абз. 4 п. 3 письма ). В этой связи возможность внесения изменений в устав в части указания в нем организационно-правовой формы «товарищество собственников недвижимости» и вида «товарищество собственников жилья» допускается в случае подачи всеми собственниками, правообладателями земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного соответствующей некоммерческой организации, заявлений об изменении вида разрешенного использования таких земельных участков, предусматривающего «индивидуальное жилищное строительство» (абзац 5 пункта 3 письма ). При этом в данном случае запрет, установленный в ч. 24 ст. 54 Закона № 217-ФЗ, не распространяется на положения ч. 13 ст. 54 Закона № 217-ФЗ (абз. 6 п. 3 письма ). Учитывая официальную правовую позицию Росреестра в отношении изменения вида разрешенного использования садовых земельных участков на вид, предусматривающий индивидуальное жилищное строительство, оспариваемые отказы в осуществлении государственного кадастрового учета Управления Росреестра по Омской области являются не законными и не обоснованными.

В дальнейшем, при рассмотрении дела административный истец уточнил заявленные требования, в итоге просит признать незаконными отказы в государственном кадастровом учете, изложенные в уведомления от ДД.ММ.ГГГГ. В качестве способа устранения допущенных нарушений просит возложить на Управление Росреестра по Омской области обязанность в течение пяти рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда: привести в соответствие виды разрешенного использования земельные участки с кадастровыми номерами и , классификатору видов разрешенного использования земельных участков: Ведение садоводства (код 13.2); Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1).

Административный истец ФРЕ в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца – ЗАС, действующий по доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении с учетом дополнений.

Представитель Управления Росреестра по Омской области БЮА, действующая по доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала, ввиду их необоснованности. Поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица ТСН «СНТ Садовод», Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

В силу положений части 2 статьи 1 указанного Федерального закона, Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Согласно части 4 статьи 7 Закона о регистрации недвижимости орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ).

В соответствии пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации недвижимости государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Основания для приостановления государственного кадастрового учета предусмотрены в ст. 26 Закона о регистрации недвижимости.

В соответствии с пункту 33.1 части 1 статьи 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в заявлении правообладателя земельного участка, здания, сооружения о государственном кадастровом учете в связи с выбором таким правообладателем вида разрешенного использования данного объекта недвижимости указан вид разрешенного использования, не предусмотренный перечнем установленных применительно к соответствующей территории видов разрешенного использования объектов недвижимости, либо таким правообладателем не получено предусмотренное законом разрешение на условно разрешенный вид использования или согласие в письменной форме на использование земельного участка, здания, сооружения в соответствии с выбранным видом разрешенного использования, либо в соответствии с законом такой правообладатель не вправе использовать земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования, указанным в заявлении.

Приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (ч. 12 ст. 29 Закона о регистрации недвижимости).

Из материалов дела следует, что согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости ФРЕ является собственником земельных участков, с кадастровыми номерами и , расположенные по адресу <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, с видами разрешенного использования садоводство, для ведения гражданами садоводства и огородничества, коллективные и индивидуальные сады /т. 1 л.д. 13-20/.

ДД.ММ.ГГГГФРЕ обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета изменений характеристик объекта недвижимости в отношении земельных участков, с кадастровыми номерами , а именно изменении разрешенного использования земельного участка с «садоводство»; «для ведения гражданами садоводства и огородничества; «коллективные и индивидуальные сады» на «Для индивидуального жилого строительства (код 2.1) применительно к территориальной зоне Ж-1» /т. 1 л.д. 85-87, 132-134/.

К указанным заявлениям приложены Декларации от ДД.ММ.ГГГГ о виде разрешенного использования земельного участка, на основании ст. 7 ЗК РФ. ст. 37 ГрК РФ, в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО г. Омск, утвержденными решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ, об изменении вида разрешенного использования в отношении указанных земельных участков / т. 1 л.д. 92, 139/.

ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором приняты решения о приостановлении государственного кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что земельные участки, с кадастровыми номерами были образованы из состава земель населенных пунктов для сельскохозяйственного использования под садоводство в <адрес> Поскольку положения п. 24 ст. 54 Закона № 217-ФЗ, содержат запрет на изменение вида разрешенного использования отдельных садовых или огородных земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу Закона № 217-ФЗ садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан (за исключением случаев, если такое некоммерческое объединение ликвидировано или исключено из единого государственного реестра юридических лиц как недействующее), осуществить действия по государственному кадастровому учету в части изменения вида разрешенного использования вышеуказанных земельных участков не представляется возможным /т. 1 л.д. 101-102, 148-149/.

ДД.ММ.ГГГГФРЕ обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области предоставив новые документы, просил осуществить государственный кадастровый учет изменений характеристик объекта недвижимости в отношении земельных участков, с кадастровыми номерами , а именно об изменении разрешенного использования земельного участка с «садоводство»; «для ведения гражданами садоводства и огородничества; «коллективные и индивидуальные сады» на «Ведение садоводства (код 13.2); «Для индивидуального жилищного строительства» /т. 1 л.д. 106-108, 150-152/.

К перечисленным заявлениям приложены Декларации от ДД.ММ.ГГГГ об установлении соответствий между разрешенным использованием земельного участка в соответствии с п. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», о приведении в соответствии вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами , классификатору видов разрешенного использования земельных участков: Ведение садоводства (код 13.2); Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1) /т. 1 л.д. 109, 156/.

ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором в адрес ФРЕ направлены уведомления о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета со ссылкой на положения п. 24 ст. 54 Закона № 217-ФЗ /т. 1 л.д. 112-113, 158-159/.

ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФРЕ осуществление действий по государственному кадастровому учету приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ, о чем последнему Управлением Росреестра по Омской области направлено уведомление /т. 1 л.д. 118, 164/.

ДД.ММ.ГГГГ на основании заявлений, поступивших от ФРЕДД.ММ.ГГГГ, возобновлено осуществление действий по государственному кадастровому учету.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с неустранением причин, повлекших принятие решения о приостановлении, Управлением Росреестра по Омской области приняты решения об отказе ФРЕ в государственном кадастровом учете /т. 1 л.д. 130-131, 176-177/.

Административный истец считает указанные решения не законными и не обоснованными, указывает, что регистрирующим органом при принятии оспариваемых решений не учтено, что ФРЕ, по сути, обратился в орган государственной регистрации с заявлением об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с п. 13 Федерального закона № 171-ФЗ. Полагал, что в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ использование земельных участков с видом разрешенного использования «Ведение садоводства» код 13.2 подразумевается совместно с видом код 2.1 «Для индивидуального жилищного строительства». Земельные участки с кадастровыми номерами и учтены в ЕГРН с видом разрешенного использования: «Садоводство; для ведения гражданами садоводства и огородничества; коллективные и индивидуальные сады» не соответствуют видам разрешенного использования указанным в классификаторе видов разрешенного использования земельных участков: «Ведение садоводства» код 13.2 и «Для индивидуального жилищного строительства» код 2.1, а, следовательно, административный истец вправе требовать приведения видов разрешенного использование в соответствии с классификатором. Земельный участок с кадастровым номером планируется использовать для размещения индивидуального жилого дома, а параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Также полагал, что установленный п. 24 ст. 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества...» запрет на изменения вида разрешенного использования не связан и не распространяется на случаи приведения в соответствие указанных видов Классификатору видов разрешенного использования и установленным градостроительным регламентам. Кроме того, названной нормой предусмотрены два исключения из установленного запрета: если земельный участок не образован из земельного участка, предоставленного созданному садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан и если такое некоммерческое объединение ликвидировано или исключено из единого государственного реестра юридических лиц как недействующее. По мнению административного истца, оснований полагать, что земельные участки с кадастровым номером были образованы из земельного участка раннее предоставленного СНТ «Садовод» у административного ответчика не имелось.

Административный истец членом СТ «Садовод» не является, пользования инфраструктурой садоводства (электроэнергией, водоснабжением и проездами) не осуществляет, доступ к принадлежащим ему участков производится через городскую планировочную структуру. Согласно частям 12 и 13 статьи 54 Закона № 217-ФЗ некоммерческая организация, созданная гражданами до дня вступления в силу Закона № 217- ФЗ для ведения садоводства или дачного хозяйства, вправе внести изменения в свой устав, указав в нем организационно-правовую форму «товарищество собственников недвижимости» и вид «товарищество собственников жилья» в случае соответствия нормам жилищного законодательства Российской Федерации, регулирующего создание товарищества собственников жилья, и одновременного соответствия следующим условиям: 1) земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка, предоставленного такой некоммерческой организации, расположены в границах населенного пункта; 2) на всех земельных участках, образованных из земельного участка, предоставленного такой некоммерческой организации, размещены жилые дома (абз. 3 п. 3 письма № 14-10634- ХГ/22). Изменение устава некоммерческой организации допускается после изменения вида разрешенного использования указанных земельных участков на вид разрешенного использования, предусматривающий индивидуальное жилищное строительство (абз. 4 п. 3 письма № 14-10634-ТГ/22). В этой связи, возможность внесения изменений в устав в части указания в нем организационно-правовой формы «товарищество собственников недвижимости» и вида «товарищество собственников жилья» допускается в случае подачи всеми собственниками, правообладателями земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного соответствующей некоммерческой организации, заявлений об изменении вида разрешенного использования таких земельных участков, предусматривающего индивидуальное жилищное строительство (абзац 5 пункта 3 письма № 14-10634-ТГ/22). При этом, в спорном случае запрет, установленный ч. 24 ст. 54 Закона № 217-ФЗ, не распространяется на положения ч. 13 ст. 54 Закона № 217-ФЗ (абз. 6 п. 3 письма № 14-10634-ТГ/22).

Оценивая правомерность заявленных требований, суд учитывает следующее.

По мнению административного истца, регистратором при принятии решения не принято во внимание, что ФРЕ, по сути, обратился в орган государственной регистрации с заявлением об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с п. 13 Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Вместе с тем, в силу положений ч. 3 ст. 8 Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «О государственной регистрации недвижимости» к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), сведения, которые в соответствии с частями 2 и 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке, а также иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Дополнительные сведения об объекте недвижимости могут изменяться в порядке государственного кадастрового учета в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Сведения о виде или видах разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения (за исключением вспомогательных видов разрешенного использования), помещения, в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (п. 4 ч. 5 ст. 8 Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно ч. 1 ст. 13 указанного Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и, если иное не предусмотрено федеральным законом, дополнительных сведений об объекте недвижимости, указанных в пункте 4 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.

Согласно ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с ч. 5 ст. 14 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с выбором правообладателем земельного участка, здания или сооружения вида разрешенного использования такого объекта недвижимости в случае, если такой правообладатель в соответствии с законом вправе выбрать данный вид разрешенного использования земельного участка, здания или сооружения.

Как следует из положений ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов):

- об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения;

- о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка;

- об установлении соответствия между видом разрешенного использования земельного участка, указанным в заявлении об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

При этом, согласно ч. 12 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 171-ФЗ), до 1 января 2021 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (часть 12 статьи 34 Закона № 171-ФЗ).

Согласно ч. 13 ст. 34 Закона № 171-ФЗ, по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков, уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ установлен Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, Порядок изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки (далее Порядок ведения ЕГРН).

Согласно п. 3 ст. 22 указанного Порядка ведения ЕГРН, в записи кадастра недвижимости о земельном участке указываются дополнительные сведения, такие как вид или виды разрешенного использования земельного участка (п. 2 ст. 7 ЗК РФ) путем указания:

- установленного вида разрешенного использования на основании соответствующего акта уполномоченного в соответствии с законодательством Российской Федерации органа с указанием, в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования. В случае поступления в орган регистрации прав разрешения на условно разрешенный вид (виды) разрешенного использования земельного участка и внесения в ЕГРН указанных в нем сведений содержащиеся в ЕГРН сведения о видах разрешенного использования земельного участка сохраняются со статусом «актуальные»;

- вида разрешенного использования земельного участка, предусмотренного проектом межевания территории, если такой вид разрешенного использования определяется, устанавливается или изменяется на основании проекта межевания территории (с указанием учетного номера проекта межевания территории, сведения о котором внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ, или реквизитов решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов об утверждении проекта межевания территории или о внесении изменений в него, если в реестре границ отсутствует запись о проекте межевания территории);

- вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ, или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне).

Из изложенного следует, что законодательством РФ в спорном случае предусмотрено несколько способов внесения изменений в ЕГРН сведений о видах разрешенного использования земельных участков: на основании заявления (в связи с выбором правообладателем земельного участка вида разрешенного использования такого объекта недвижимости в случае, если такой правообладатель в соответствии с законом вправе выбрать данный вид разрешенного использования земельного участка), либо в порядке межведомственного информационного взаимодействия, при направлении органом государственной власти и органом местного самоуправления документов об установлении соответствия между видом разрешенного использования земельного участка, указанным в заявлении об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков (ч. 2 ст. 32, ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

Как следует из материалов дела, административный истец обратился в Управление Росреестра по Омской области за осуществлением государственного кадастрового учета. Изначально, в связи с изменением вида разрешенного использования земельных участков, с кадастровыми номерами а именно изменении разрешенного использования земельного участка с «садоводство»; «для ведения гражданами садоводства и огородничества; «коллективные и индивидуальные сады» на «Для индивидуального жилого строительства (код 2.1) применительно к территориальной зоне Ж-1». А затем, указав в декларации от ДД.ММ.ГГГГ об установлении соответствий между разрешенным использованием земельного участка в соответствии с п. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», о приведении в соответствии вида разрешенного использования земельных участков классификатору видов разрешенного использования земельных участков: Ведение садоводства (код 13.2); Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1).

Регистрирующий орган, исходя из приведенных положений закона, не является уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка, а действует в рамках Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, осуществляя государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости, в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственной регистрации недвижимости».

Следовательно, административный истец обратился в Управление Росреестра по Омской области в порядке ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений вида разрешенного использования земельных участков.

Относительно доводов административного истца о незаконности принятого решения об отказе в государственном кадастровом учете, суд отмечает следующее.

Согласно п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Статьи 83, 85 ЗК РФ определяют понятие, состав и зонирование территорий земель населенных пунктов и границ населенных пунктов.

В соответствии с обозначенными правовыми нормами, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения: о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления; об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления; о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки; о внесении изменений в правила землепользования и застройки; о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.

На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки.

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав жилых зон могут включаться: 1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами; 2) зоны застройки индивидуальными жилыми домами и домами блокированной застройки; 3) зоны застройки среднеэтажными многоквартирными домами; 4) зоны застройки многоэтажными многоквартирными домами; 5) зоны жилой застройки иных видов.

В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства.

Согласно ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Согласно ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

В то же время, отношения, связанные с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 217-ФЗ).

Указанный Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2019 года, за исключением статьи 51 настоящего Федерального закона (ст. 55 Закон № 217-ФЗ).

В соответствии с ч. 24 ст. 54 Федерального закона № 217 изменение вида разрешенного использования отдельных садовых или огородных земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан (за исключением случаев, если такое некоммерческое объединение ликвидировано или исключено из единого государственного реестра юридических лиц как недействующее), не допускается.

Судом установлено, что согласно сведениям ЕГРЮЛ Товарищество собственников недвижимости «Садоводческое некоммерческое товарищество «Садовод» создано ДД.ММ.ГГГГ путем реорганизации в форме преобразования Садоводческого товарищества «Садовод» (ОГРН , ИНН ), зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ, и является действующим.

Как следует из устава Товарищества собственников недвижимости «Садоводческое некоммерческое товарищество «Садовод», утвержденного решение общего собрания членов СНТ «Садовод» от ДД.ММ.ГГГГ, организационно-правовой формой организации является – товарищество собственников недвижимости. Вид – садовое некоммерческое товарищество.

В соответствии со свидетельством на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ, на основании постановления Главы администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ садоводческому товариществу «Садовод» был предоставлен в бессрочное пользование и аренду земельный участок обшей площадью 35,6781 га., занимаемый коллективным садом по <адрес> /т. 1 л.д. 188-189/.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГКНА выдано свидетельство на право собственности на уч. 454, расположенный по адресу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ /т. 1 л.д. 184-186/.

На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГФРЕ приобрел у КНА земельный участок с кадастровым номером , местоположением <адрес>, вид разрешенного использования установлен: садоводство, права ФРЕ зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГВАГ выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером , местоположение <адрес>, на основании распоряжения Департамента имущественных отношений администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ-р. /т. 1 л.д. 183/.

ДД.ММ.ГГГГ между ВАГ и ФРЕ заключен договор купли-продажи указанного земельного участка с видом разрешенного использования: коллективные и индивидуальные сады, ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесены сведения о государственной регистрации права ФРЕ

При этом, согласно списку садоводов садоводческого товарищества «САДОВОД» – регистра основных прав по земельным участкам садоводческого товарищества «Садовод», и листа инвентаризации землепользовании СТ «Садовод», подготовленного Омск ТИСИЗ ДД.ММ.ГГГГ, площади земельных участков и учитывались в составе площади земельного участка, предоставленного садоводству, на основании постановления /т. 2 л.д. 21, 22-53/.

Согласно сведениям реестрового дела, земельные участки с кадастровыми номерами и преобразованы путем слияния в земельный участок с кадастровым номером , а в дальнейшем из последнего, были образованы спорные земельные участки, с кадастровыми номерами и , в отношении которых административный истец просит изменить вид разрешенного использования.

В силу п. 2 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

При этом, п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ, установлено, что целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Из представленных в материалы дела сведений и доказательств с очевидностью усматривается, что для земельных участков с кадастровыми номерами , исходными земельными участками были земельные участки, образованные из земельного участка, предоставленного садоводческому товариществу «Садовод». Учитывая, что ТСН «СНТ «Садовод» было создано до ДД.ММ.ГГГГ и оно является действующим, то в силу требований Закона № 217-ФЗ изменение вида разрешенного использования у земельных участков с кадастровыми номерами образованных из земельного участка, предоставленного садоводческому товариществу «Садовод», невозможно, в силу прямого запрета, установленного положениями ч. 24 ст. 54 Федерального закона .

Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.

В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности. Правообладателем земельного участка по правилам, предусмотренным федеральным законом, может быть получено разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования.

Основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка не требуется.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 и подпунктом 5.26 (7.19) пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

В соответствии с указанным классификатором, Кодом 2.1. обозначен вид разрешенного использования земельного участка: «Для индивидуального жилищного строительства», предназначенный для размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение гаражей для собственных нужд и хозяйственных построек.

Кодом 13.2 обозначен вид разрешенного использования земельного участка: «Ведение садоводства», предназначенный для осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей для собственных нужд.

Следовательно, коды (числовое обозначение наименования вида разрешенного использования земельного участка) 2.1 и 13.2 являются по отношению друг к другу самостоятельными видами разрешенного использования земельных участков.

Из классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что такой вид разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства» предполагает размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение гаражей для собственных нужд и хозяйственных построек.

Таким образом, избранный административным истцом вид разрешенного использования не соответствует назначению спорного земельного участка, образованного из земель, предоставленных садоводческому товариществу.

Сам факт того, что ФРЕ не является и никогда не являлся членом ТСН «СНТ «Садовод» правового значения для данного административного дела не имеет, поскольку Федеральный закон № 217-ФЗ не связывает это обстоятельство с возможностью изменения вида разрешенного использования садового земельного участка.

Относительно доводов административного истца о том, что запрет установленный ч. 24 ст. 54 Закона № 217-ФЗ, не распространяется на приложения ч. 13 ст. 54 этого же закона, со ссылкой на письмо Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ, суд отмечает следующее.

Согласно п. 12 и п. 13 ст. 54 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» некоммерческая организация, созданная гражданами до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства или дачного хозяйства, вправе внести изменения в свой устав, указав в нем организационно-правовую форму «товарищество собственников недвижимости» и вид «товарищество собственников жилья» в случае соответствия нормам жилищного законодательства Российской Федерации, регулирующего создание товарищества собственников жилья, и одновременного соответствия следующим условиям:

1) земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка, предоставленного такой некоммерческой организации, расположены в границах населенного пункта;

2) на всех земельных участках, образованных из земельного участка, предоставленного такой некоммерческой организации, размещены жилые дома (ч. 12).

Указанное в части 12 настоящей статьи изменение устава некоммерческой организации допускается после изменения вида разрешенного использования указанных земельных участков на вид разрешенного использования, предусматривающий индивидуальное жилищное строительство (ч. 13).

Следовательно, перечисленные нормы указывают на возможность реорганизации некоммерческой организации, созданной до дня вступления в силу Закона № 217-ФЗ для ведения садоводства, в «товарищество собственников жилья» при соблюдении установленных законом условий, в том числе условия, что на всех земельных участках, образованных из земельного участка, предоставленного такой некоммерческой организации, размещены жилые дома, и на существо рассматриваемого спора не влияют.

Ссылка административного истца на письмо Росреестра, направленное для сведения и учета в работе ответы/рекомендации на поступившие вопросы методического характера в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, является несостоятельной, поскольку данное письмо нормативно-правовым актом не является.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Росреестр осуществляет, в том числе функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию при осуществлении ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, кадастровой деятельности. Согласно Положению Росреестр не наделен полномочиями по разъяснению законодательства, а также практики его применения.

Следует отметить, что как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации в порядке реализации положений статьи 9 (часть 1) и статьи 36 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации закрепляет в качестве основного принципа земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Данный принцип земельного законодательства призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли как важнейшего компонента окружающей среды; этой же цели служат положения статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, возлагающие на собственников земельных участков обязанность использовать их в соответствии с разрешенным видом использования и целевым назначением … В свою очередь, Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», учитывая как исторические особенности создания садоводческих, огороднических объединений граждан в Российской Федерации, так и необходимость сохранения самой возможности комплексного освоения и использования предоставленных в этих целях земель, вводит в качестве одного из своих понятий территорию ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (пункт 8 статьи 3), в границах которой могут располагаться и земельные участки, имеющие то же целевое назначение, но не принадлежащие членам садоводческого и огороднического объединения (статья 5). Способы определения границ данных территорий также закреплены в указанном Федеральном законе, в том числе исходя из местоположения земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» соответствующей некоммерческой организации или организации, при которой указанная организация была создана для ведения гражданами садоводства, огородничества или дачного хозяйства (пункт 2 части 28 статьи 54). Подобное правовое регулирование обеспечивает баланс коллективных и индивидуальных интересов граждан и преемственность отношений по использованию ими единого земельного массива с учетом его исходного предназначения (Определение Конституционного суда Росссйийской Федерации от 20 июля 2021 г. № 1514-О).

В соответствии с п. 33.1 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в заявлении правообладателя земельного участка, здания, сооружения о государственном кадастровом учете в связи с выбором таким правообладателем вида разрешенного использования данного объекта недвижимости указан вид разрешенного использования, не предусмотренный перечнем установленных применительно к соответствующей территории видов разрешенного использования объектов недвижимости, либо таким правообладателем не получено предусмотренное законом разрешение на условно разрешенный вид использования или согласие в письменной форме на использование земельного участка, здания, сооружения в соответствии с выбранным видом разрешенного использования, либо в соответствии с законом такой правообладатель не вправе использовать земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования, указанным в заявлении.

В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (части 1 части 27 Закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ).

На основании изложенного суд приходит к выводу, что решения государственного регистратора о приостановлении, а в дальнейшем отказе в осуществлении действий по кадастровому учету соответствует требованиям нормативных правовых актов и прав административного истца ФРК не нарушают.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В связи с тем, что в судебном заседании не была установлена совокупность таких условий как несоответствие оспариваемых решений ответчика нормативным правовым актам и нарушение этими решениями прав и законных интересов административного истца, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФРЕ к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании отказ в государственном кадастровом учете, изложенным в уведомлениях от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в течение пяти рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда привести в соответствие вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером классификатору видов разрешенного использования земельных участков: ведение садоводство (код 13.2); для индивидуального жилого строительства (код 2.1) - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.Н. Кустова

Мотивированное решение изготовлено 19.07.2022.

Судья: