ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1763/2021 от 10.09.2021 Бердского городского суда (Новосибирская область)

Дело №2а-1763/2021

Поступило 09.09.2021 г.

УИД 54RS0013-01-2021-004013-69

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 сентября 2021 года г. Бердск

Бердский городской суд Новосибирской области в составе: председательствующего судьи Зюковой О.А.,

при секретаре Ивановой В.В.,

с участием прокурора Стулиной О.Ж.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Большова М. Н. к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 27 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва, Утешеву А. С. об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 27 Утешева А. С.,

УСТАНОВИЛ:

Большов М.Н. обратился с административным иском об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 27 Утешева А.С. В обоснование требований указано, что решением Совета депутатов города Бердска от 21 июня 2021 года № 463 назначены выборы депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва на 19 сентября 2021 года. Решением избирательной комиссии города Бердска от 17 июня 2021 года № 1/1 полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 27 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва возложены на избирательную комиссию муниципального образования города Бердска Новосибирской области. Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 27 от 5 августа 2021 года № 6/6 «О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением местное отделение Социалистической Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» в г. Бердске Новосибирской области по одномандатному избирательному округу № 27 Большов М.Н. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 27.

Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 27 от 05.08.2021 за №6/9 Утешев А.С. зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва по тому же избирательному округу. Большов М.Н. полагает, что регистрация кандидата Утешева А.С. подлежит отмене, поскольку агитационный печатный материал изготовлен им с нарушением законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и требований, установленных п.п. 1.1 ст. 56 от 12.06.2019 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Надпись на листовке «Антон УТЕШЕВ», изготовленной ООО «Талекс Принт» по заказу и оплаченной из средств избирательного фонда кандидата в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 27 Утешева А.С., выполнена с использованием шрифта ФороСанс, являющегося объектом интеллектуальных прав, принадлежащих Foro Sans. Шрифт используются кандидатом Утешевым А.С. без согласия правообладателя. Большов М.Н. считает, что это является основанием для отмены регистрации кандидата.

Большов М.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика - Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 27 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Согласно письменному отзыву, административный ответчик иск не признает, полагая, что основания для удовлетворения требований отсутствуют. Указано, что в окружную избирательную комиссию от кандидата Утешева А.С. поступило уведомление об изготовлении предвыборного агитационного материала. При приеме уведомления комиссия оценила материал на его соответствие частям 3,4,6,7 ст. 57 Закона Новосибирской области о выборах, не усмотрела нарушений законодательства о выборах по данным основаниям и зарегистрировала уведомления. Установление нарушений прав интеллектуальной собственности в полномочия избирательных комиссий не входит.

Административный ответчик Утешев А.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав административного истца, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что оснований для удовлетворения требований не имеется, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).

В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

При этом, с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор (часть 11 статьи 239 КАС РФ).

На основании части 5 статьи 240 КАС РФ, административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее, чем за восемь дней до дня голосования (в случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд - не позднее чем за восемь дней до первого дня голосования). Данный срок не может быть восстановлен в случае его пропуска независимо от причин (часть 7 этой же статьи).

Материалами дела подтверждается, что постановлением избирательной комиссии Новосибирской области № 71/585-6 от 30 ноября 2020 года сформирована территориальная избирательная комиссия города Бердска в количестве одиннадцати членов с правом решающего голоса.

Решением Избирательной комиссии Новосибирской области №166/1276-4 от 19.04.2013 года полномочия избирательной комиссии муниципального образования города Бердска Новосибирской области возложены на территориальную избирательную комиссию города Бердска Новосибирской области.

Решением Избирательной комиссии г. Бердска Новосибирской области №1/1 от 17.06.2021 года полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №№ 1-27 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва возложены на избирательную комиссию муниципального образования города Бердска Новосибирской области.

Решением Совета депутатов города Бердска четвертого созыва № 463 от 21.06.2021 г. назначены выборы депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва на 19.09.2021 г.

Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 27 по выборам депутата Совета депутатов города Бердска пятого созыва от 05.08.2021 года № 6/9, в качестве кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу № 27 зарегистрирован Утешев А.С..

Решением той же окружной избирательной комиссии от 05.08.2021 года № 6/6, в качестве кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу № 27 зарегистрирован Большов М.Н..

Таким образом, с учетом приведенных выше положений ч. 11 ст. 239 КАС РФ, административный истец Большов М.Н., как кандидат в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 27, имеет право в судебном порядке требовать отмены регистрации кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу.

Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 67-ФЗ) определено, что агитация предвыборная (предвыборная агитация) представляет собой деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании и имеющую цель побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Граждане вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию. Кандидат самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводит ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц (пункты 1, 4 статьи 48 Федерального закона № 67-ФЗ).

Из представленных в материалы дела доказательств, судом установлено, что по заказу кандидата в депутаты Утешева А.С. ООО «Талекс Принт» изготовило агитационный материал в виде листовки формата А4, который оплачен из средств избирательного фонда кандидата, о чем имеются сведения на лицевой стороне агитационного материала.

Утешевым А.С. в Окружную избирательную комиссию представлены уведомления об изготовлении указанного предвыборного агитационного материала, его экземпляры, которые зарегистрированы избирательной комиссией.

Заявляя требование об отмене регистрации кандидата Утешева А.С., административный истец Большов М.Н. ссылается на то, что Утешевым А.С. допущено нарушение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности, которое выразилось в том, что в указанном выше агитационном материале содержится фраза «Антон УТЕШЕВ», выполненная с использованием шрифта ФороСанс, являющегося объектом интеллектуальных прав Foro Sans.

Свои требования административный истец основывает на положениях подпункта «д» пункта 7 ст. 76, пункта 1.1. статьи 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 7 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1.1 ст. 56 Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ, при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума не допускается злоупотребление свободой массовой информации в иных, чем указанные в пункте 1 настоящей статьи, формах. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В соответствии с ч.1 ст. 1229 ГК РФ, использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В силу ст. 1255 ГК РФ интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

В соответствии со ст. 1270 ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со ст. 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в п. 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

В силу ст. 1229 ГК РФ, гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 35 постановления от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при применении пункта 1.1 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ о запрете агитации, нарушающей законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности, судам следует учитывать, что с 1 января 2008 г. отношения в сфере интеллектуальной собственности (охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации) регулируются частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. Несоблюдение требований, установленных частью четвертой этого Кодекса (в частности, использование результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации без согласия автора или иного правообладателя, а в случае, когда допускается их использование без согласия автора или иного правообладателя - несоблюдение условий такого использования), должно квалифицироваться судами как нарушение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В соответствии со статьей 1276 ГК РФ, допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение и распространение изготовленных экземпляров, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, если изображение произведения является основным объектом использования или изображение произведения используется в целях извлечения прибыли (пункт 1).

По смыслу приведенных правовых положений о соблюдении кандидатом требований законодательства об интеллектуальной собственности при воспроизведении объектов чужой интеллектуальной собственности без согласия их владельцев свидетельствуют следующие обстоятельства: произведение находилось в месте, открытом для свободного посещения, то, что это произведение не было основным объектом воспроизведения, и то, что произведение не используется в целях извлечения прибыли.

Как следует из материалов дела и указывалось выше, агитационный материал кандидата Утешева А.С. содержит сведения, необходимость указания которых предписана пунктом 2 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, при этом избирательная комиссия уведомлена об изготовлении данного агитационного материала, экземпляр агитационного материала представлен кандидатом в избирательную комиссию, о чем указано выше.

В названном печатном агитационном материале - листовке основным является крупное фотографическое изображение кандидата Утешева. Внизу листовки имеется надпись «Антон УТЕШЕВ». Также указан статус кандидата в депутаты Совета депутатов города Бердска, имеются указания на избирательный округ № 27, содержится фраза «Парень с нашего двора».

В пункте 1 статьи 1300 ГК РФ установлено, что информацией об авторском праве признается любая информация, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя, либо информация об условиях использования произведения, которая содержится на оригинале или экземпляре произведения, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением такого произведения до всеобщего сведения, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация.

В нарушение ст. 62 КАС РФ Большовым М.Н. не представлены доказательства того, что надпись на листовке кандидата Утешева А.С. произведены именно тем шрифтом, на который он ссылается.

Распечатки из программы распознавания шрифтов, с помощью которых истец установил использованный Утешевым А.С. шрифт, такими доказательствами не являются, поскольку истцом не представлены сведения о программе, принципе её работы, погрешностях и т.д.

Кроме этого, использование автоматической программы не исключает ошибки при определении шрифта. Вопрос определения шрифта требует специальных познаний, соответствующей квалификации специалиста, который может определить шрифт.

Таким образом, каких-либо объективных, допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих об использовании в агитационных печатных материалах Утешева А.С. каких-либо объектов авторского права с нарушением прав их авторов либо правообладателей, не представлено, равно как и данных об обращении кого-либо из указанных лиц или их правопреемников за судебной защитой права, нарушенного использованием в агитационных материалах Утешева А.С. объектов, охраняемых законодательством об интеллектуальной собственности.

Довод административного истца о том, что Утешевым А.С. не представлено доказательств получения согласия от правообладателя на использование объекта его интеллектуальной собственности, что само по себе, по мнению истца, доказывает нарушение законодательства об интеллектуальной собственности, не может быть принят во внимание, поскольку сделан без учета положений статьи 1276 ГК РФ, разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации в пункте 35 постановления Пленума от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", указанных выше.

Анализируя представленные доказательства и установленные обстоятельства, требования административного истца не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,241,243,244 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Большова М. Н. к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 27 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва, Утешеву А. С. об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 27 Утешева А. С., зарегистрированного решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 27 от 05 августа 2021 года № 6/9, отказать.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Новосибирский областной суд через Бердский городской суд в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.А. Зюкова

Полный текст решения изготовлен 10.09.2021 года.