ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1764/20 от 18.02.2021 Балаклавского районного суда (город Севастополь)

Дело №2а-428/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 февраля 2021 года г. Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Казацкого В.В.,

при секретаре Лукашовой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению АДМ.ИСТЕЦ в лице его представителя ФИО1 к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, государственному регистратору ФИО о признании незаконным отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права, возложении обязанности совершить определенные действия, -

установил:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам о признании незаконным отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права, возложении обязанности совершить определенные действия. Свои требования мотивирует тем, что решением Орлиновского сельского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ истцу был предоставлен земельный участок для индивидуального жилищного строительства и ведения подсобного хозяйства в <адрес>. Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению истца был установлен юридический факт, что вышеуказанным решением АДМ.ИСТЕЦ был предоставлен земельный участок под индивидуальное строительство – 0,015 га, для ведения подсобного хозяйства – 0,085 га, местонахождением которого является: г. Севастополь, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к административному ответчику с заявлениями о государственном кадастровом учете и регистрации права на земельный участок общей площадью 1000 кв. м. В то же время уведомлением государственного регистратора от ДД.ММ.ГГГГ регистрация права была приостановлена, поскольку заявителем не был предоставлен правоустанавливающий документ на земельный участок площадью 1000 кв. м, т.к. решением Орлиновского сельского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ истцу было предоставлено два земельных участка, а один земельный участок площадью 1000 кв. м данным решением не предоставлялся. Решением от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в предоставлении государственной услуги в связи с тем, что заявителем не устранены причины приостановки кадастрового учета. Считает вынесенный отказ незаконным, в связи с чем за защитой своих прав административный истец обратился в суд.

Административный истец в судебное заседание не явился, был уведомлен, направил в суд своего представителя.

Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивает по изложенным в иске основаниям, просит иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась и считает вынесенный отказ законным и обоснованным.

Административный ответчик - государственный регистратор ФИО в судебное заседание не явилась, была уведомлена, причины неявки суду не сообщила.

Выслушав административного истца и его представителя, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд приходит к убеждению о наличии оснований для удовлетворения требований административного иска исходя из следующего.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ. В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств: - нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; - соблюдены ли сроки обращения в суд, - возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств: - соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; - соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Суд удовлетворяет административное исковое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, решением исполкома Орлиновского сельского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ истцу был предоставлен земельный участок под индивидуальное жилищное строительство площадью 0,015 га и для ведения подсобного хозяйства площадью 0,085 га в <адрес>. Согласно архивной выписки из решения исполкома Орлиновского сельского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, АДМ.ИСТЕЦ был предоставлен земельный участок для индивидуального жилищного строительства и ведения подсобного хозяйства в <адрес>.

Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению истца был установлен юридический факт, что вышеуказанным решением АДМ.ИСТЕЦ был предоставлен земельный участок под индивидуальное строительство – 0,015 га, для ведения подсобного хозяйства – 0,085 га, местонахождением которого является: г. Севастополь, <адрес>. Данное решение суда вступило в законную силу.

Уведомлением государственного регистратора от ДД.ММ.ГГГГ регистрация права была приостановлена, поскольку имеются разночтения между представленными документами – заявлением АДМ.ИСТЕЦ о регистрации права на земельный участок общей площадью 1000 кв. м по адресу: г. Севастополь, <адрес>, , и решением Орлиновского сельского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого АДМ.ИСТЕЦ был предоставлен земельный участок - 0,015 га под индивидуальное строительство, 0,085 га для ведения подсобного хозяйства, в части указания площади земельного участка.

В дальнейшем решением Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации права собственности и во включении сведений о земельном участке в ЕГРН было отказано, поскольку в течение срока приостановки административным истцом не предоставлены государственному регистратору необходимые документы, а в представленных ранее документах - заявлении АДМ.ИСТЕЦ о регистрации права на земельный участок общей площадью 1000 кв. м по адресу: г. Севастополь, <адрес>, уч. , и решении Орлиновского сельского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого АДМ.ИСТЕЦ был предоставлен земельный участок - 0,015 га под индивидуальное строительство, 0,085 га, имеются разночтения в площади земельного участка.

В силу положений частей 3 и 7 статьи 1 ФЗ №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Как следует из частей 1 и 2 статьи 14 ФЗ №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, среди прочего, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости, а также вступившие в законную силу судебные акты.

Также в соответствии со ст. 6-1 Закона города Севастополя от 25.07.2014 года №46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" документами, подтверждающими наличие прав, возникших до вступления в силу Федерального конституционного закона и подлежащих государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации недвижимости, являются, среди прочего, изданные (выданные, оформленные) в установленном порядке акты органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.

В соответствии со ст. 49 ФЗ №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов - акта о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданного органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания.

На момент предоставления земельного участка наследодателю на территории Республики Крым и города Севастополя вопросы о возникновении и прекращении права собственности на земельный участок регулировались Земельным кодексом Украины от 18.12.1990 года, Гражданским кодексом УССР от 18.07.1963 года, Законом Украины "О собственности" от 7 февраля 1991 року №697-XII, Декретом Кабинета Министров Украины "О приватизации земельных участков" от 26.12.1992 года.

Подпунктами 1 и 2 ст. 9 ЗК Украины (в редакции 18.12.1990 года) было установлено, что к ведению сельских, поселковых и городских районного подчинения советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений на их территории относится: 1) передача земельных участков в собственность, предоставление их в пользования, в том числе на условиях аренды в порядке, установленном статьями 17 и 19 настоящего Кодекса; 2) регистрация права собственности, права пользования землей и договоров на аренду земли.

На основании исследованных по делу доказательств в их совокупности судом установлено, что земельный участок был передан административному истцу на основании акта о предоставлении ему земельного участка, изданного органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые были установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания.

Кроме того, из анализа содержания слов и выражений, используемых в решении исполкома Орлиновского сельского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, архивной выписке из данного решения следует, что органом местного самоуправления, уполномоченным на распоряжение земельными участками согласно действующего на тот момент законодательства, было принято решение о передаче АДМ.ИСТЕЦ одного земельного участка площадью 0,010 га, из которого часть площадью 0,015 га была передана под индивидуальное строительство, а часть площадью 0,085 га – для ведения подсобного хозяйства.

Данное обстоятельство установлено также решением Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, а также подтверждается письмом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №ГУ-исх от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя о приостановлении государственной регистрации, выраженное в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, а также решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя об отказе в государственной регистрации, выраженное в сообщении от ДД.ММ.ГГГГ, являются незаконными и необоснованными.

При этом, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к убеждению, что с целью защиты прав и законных интересов административного истца следует возложить на административного ответчика обязанность осуществить кадастровый учет и регистрацию права по заявлению АДМ.ИСТЕЦ от ДД.ММ.ГГГГ*, в отношении объекта недвижимости – земельного участка общей площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: РФ, г. Севастополь, <адрес>-а.

Таким образом, заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 62,175-181,187, 218, 226, 227 КАС РФ суд, -

решил:

Административный иск удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления регистрации права и кадастра города Севастополя об отказе в государственной регистрации, выраженное в сообщении от ДД.ММ.ГГГГ, по заявлению АДМ.ИСТЕЦ.

Обязать Управление регистрации права и кадастра города Севастополя осуществить кадастровый учет и регистрацию права по заявлению АДМ.ИСТЕЦ от ДД.ММ.ГГГГ*, в отношении объекта недвижимости – земельного участка общей площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: РФ, г. Севастополь, <адрес>-а.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы (представления прокурора) в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 05 марта 2021 года.

Судья В.В.Казацкий