ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1765/19 от 07.05.2019 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

дело № 2а-1765/19г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 мая 2019 года г.Казань

Приволжский районный суд г.Казани в составе председательствующего судьи Галяутдиновой Д.И.,

при секретаре Егоровой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии и Управлению Росреестра по Республике Татарстан о признании действий незаконными, возложении обязанностей устранить допущенные нарушения прав.

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 (далее по тексту – административный истец) обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Республике Татарстан (далее по тексту – административный соответчик) о признании незаконными действий и возложении обязанностей устранить допущенные нарушения прав.

Требования мотивированы тем, что 10.05.2018 административным истцом через личный кабинет федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее по тексту - ФГИС ЕГРН) были приобретены выписки из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости в количестве 500 000 штук общей стоимостью 240 000 руб. Далее был получен ключ доступа в личный кабинет ФГИС ЕГРН и заказано около 250 000 выписок.

Однако 23.11.2018 учётная запись в личный кабинет ФГИС ЕГРН была заблокирована без объяснения причин.

Впоследующем, исходя из сведений на сайте Росреестра, административному истцу стало известно о том, что сервис был временно отключен в связи с необходимостью устранения угроз, вызванных резко возросшим количеством входящих запросов.

23.11.2018 административный истец обратился в Управление Росреестра по Республике Татарстан с требованием восстановить доступ к личному кабинету ФГИС ЕГРН для формирования запросов, а также восстановить баланс выписок в личном кабинете и предоставить сведения об основаниях блокировки.

13.12.2018 Управление Росреестра по Республике Татарстан предоставило административному ответчику ответ, в котором сообщило, что Управлением инициирован запрос в службу технической поддержки Росреестра, но по состоянию на 11.12.2018 ответ на случившийся с административным истцом инцидент не поступил.

Росреестр до настоящего времени не предоставил административному истцу доступ в личный кабинет ФГИС ЕГРН, а также не восстановил баланс оплаченных выписок и не предоставил пояснения относительно причин и оснований блокировки учётной записи.

Тем самым, по мнению административного истца, нарушается его право на получение государственной услуги, оказываемой Росреестром, а именно по формированию и получению выписок из ЕГРН.

В связи с вышеизложенным административный истец просит суд признать незаконными действия по блокированию доступа в личный кабинет ФГИС ЕГРН, находящийся по адресу: https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_present/ir_egrn; обязать восстановить доступ в личный кабинет ФГИС ЕГРН, находящийся по адресу: https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_present/ir_egrn; обязании зачислить в баланс личного кабинета ФГИС ЕГРН, находящегося по адресу: https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_present/ir_egrn выписки из ФГИС ЕГРН, заказанные, но не полученные по причине блокировки личного кабинета ФГИС ЕГРН; обязать восстановить баланс в личном кабинете ФГИС ЕГРН, находящегося по адресу: https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_present/ir_egrn имевшихся выписок из ФГИС ЕГРН до блокировки личного кабинета ФГИС ЕГРН; обязать представить мотивированный ответ на жалобу от 23.11.2018 с разъяснением мотива блокировки учётной записи, аннулирования направленных заявок на получение выписки из ФГИС ЕГРН и баланса выписок ФГИС ЕГРН со ссылкой на нормативно-правовые акты, а также с указанием должностных лиц, по указанию которых совершены перечисленные действия.

Определениями суда к участию в деле привлечены в качестве административного соответчика - Росреестр; в качестве заинтересованных лиц – Ведомственный центр телефонного обслуживания Росреестра, Управление информационных технологий Росреестра и ООО «ТЕКТУС.ИТ».

В судебном заседании административный истец, уточнив требования, просил признать действия административных соответчиков по блокированию доступа в личный кабинет ФГИС ЕГРН, находящийся по адресу: https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_present/ir_egrn, незаконными; обязать административных соответчиков восстановить доступ административному истцу в личный кабинет ФГИС ЕГРН и продлить действие уникального ключа на срок 6 месяцев с момента получения информации административным истцом о восстановлении доступа в личный кабинет ФГИС ЕГРН, находящийся по адресу: https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_present/ir_egrn; обязать административных соответчиков восстановить баланс в количестве 250 000 имевшихся выписок ЕГРН в личном кабинете ФГИС ЕГРН, находящегося по адресу: https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_present/ir_egrn до блокировки личного кабинета ФГИС ЕГРН.

От административных исковых требований в части требований о возложении обязанностей зачислить в баланс личного кабинета ФГИС ЕГРН, находящегося по адресу: https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_present/ir_egrn, выписки из ФГИС ЕГРН, заказанные, но не полученные по причине блокировки личного кабинета ФГИС ЕГРН, и представить мотивированный ответ на жалобы от 23.11.2018 с разъяснением мотива блокировки учётной записи, аннулирования направленных заявок на получение выписки из ФГИС ЕГРН и баланса выписок ФГИС ЕГРН, со ссылкой на нормативно-правовые акты, а также с указанием должностных лиц, по указанию которых совершены перечисленные действия, ФИО1 отказался. Определением суда в данной части требований производство по делу прекращено.

Представитель административных соответчиков - Управления Росреестра по Республике Татарстан, Росреестра с уточнённым административным иском не согласилась.

Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены.

Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Положением части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Пунктами 5, 6 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, среди прочего, относится выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем.

Согласно статье 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц (далее - запрос о предоставлении сведений), в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.

В силу положений частей 6, 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, выписки из Единого государственного реестра недвижимости или ином виде, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968 установлен Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, согласно пункту 2 которого, сведения, содержащиеся в ЕГРН, в соответствии с настоящим Порядком предоставляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, ее территориальными органами, либо подведомственным ей федеральным государственным бюджетным учреждением в случае наделения указанного учреждения соответствующими полномочиями в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015, в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), официальный сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальный сайт) с использованием единой системы идентификации и аутентификации, а также посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ФГИС ЕГРН).

В соответствии с пунктом 3 Приказа Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» сведения, содержащиеся в ЕГРН, посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН предоставляются заявителям, получившим в соответствии с настоящим Порядком уникальные коды (далее - ключи доступа). Предоставление ключей доступа осуществляется в электронной форме посредством личного кабинета, размещенного на официальном сайте и обеспечивающего хранение ранее направленных в орган регистрации прав обращений (далее - личный кабинет), заявителям, зарегистрированным в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

Предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН осуществляется в электронной форме.

В ходе судебных разбирательств установлено, что ФИО1 являлся пользователем сервиса по предоставлению сведений посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН), для чего ему в электронной форме посредством личного кабинета были предоставлены два ключа доступа: ключ 1 – для использования как физическим лицом, дата создания 28.11.2017, и ключ 2 – для использования как юридическим лицом, дата создания 19.05.2017.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, ФИО1 является генеральным директором общества с ограниченной ответственностью «ВМЕТРЕ».

Деятельностью указанного общества, среди прочих видов деятельности, значится, в том числе деятельность по созданию и использованию базы данных и информационных ресурсов.

По ключу доступа 1 ФИО1 10.05.2018 приобрёл пакет на 500 000 операций, по ключу доступа 2 – 23.11.2018 пакет на 10 000 операций.

Пакет на 500 000 операций по ключу доступа 1 оплачен ФИО1 в размере 242 400 руб. 10.05.2018, что подтверждается материалами дела (л.д. 26 т.1).

В настоящее время ключ доступа 1 пользователю ФИО1 не доступен.

В начале ноября 2018г. ФИО1 как физическое лицо, пользуясь ключом доступа 1, в электронной форме через личный кабинет Росреестра оформил запрос на предоставление 250 000 выписок из ЕГРН, после чего его учётная запись была заблокирована.

23.11.2018 по факту блокировки учётной записи ФИО1 обратился в Управление Росреестра по Республике Татарстан, где в своём обращении он просил указать причину или основание прекращения доступа в электронной форме в личный кабинет ФГИС ЕГРН, восстановить доступ в личный кабинет, а также восстановить баланс выписок в личном кабинете ФГИС ЕГРН (л.д. 27 т.1).

27.11.2018 Управление Росреестра по Республике Татарстан инициировало запрос в службу технической поддержки электронных сервисов Росреестра.

По состоянию на 11.12.2018 ответ на запрос не поступил.

13.12.2018 Управлением Росреестра по Республике Татарстан на обращение ФИО1 предоставлен ответ за № 10-20/33363-з-э, в котором сообщено о том, что администрирование портала Росреестра и личного кабинета правообладателя не входит в компетенцию Управления Росреестра по Республике Татарстан. При этом заявителю было рекомендовано обратиться в Ведомственный центр телефонного обслуживания Росреестра либо в службу технической поддержки посредством заполнения формы «Помощь и поддержка» на сайте Росреестра (л.д. 28, 29).

В процессе рассмотрения дела начальником Управления информационных технологий Росреестра ФИО4 подготовлено Заключение по обстоятельствам блокировки ключа доступа 1, созданного 28.11.2017 и принадлежащего ФИО1

Из Заключения следует, что в ноябре 2018г. сервис по предоставлению сведений посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН подвергся массовым обращениям, сформированным роботами сайтов, с помощью которых осуществляется перепродажа сведений, полученных посредством ключа доступа к ФГИС ЕГРН, по завышенной стоимости. В результате значительно возросшей нагрузки на сервис его работа 09.11.2018 была приостановлена. Службой поддержки официального сайта Росреестра проведён анализ и выявлены те ключи, с помощью которых шло формирование запросов роботами-автоматами. Ввиду того, что с технической точки зрения сервис не был рассчитан на обработку запросов, подаваемых роботами-автоматами, Росреестром принято решение заблокировать такие ключи. В число заблокированных ключей вошёл ключ доступа 1, зарегистрированный на имя ФИО1 Блокировка нескольких ключей с запросами, формируемыми роботами-автоматами, а также оперативное внедрение технических решений, ограничивающих возможность обрушить работу сервиса роботами-автоматами, позволило возобновить работу и продолжить оказание государственных услуг 15.11.2018 (л.д.121, 122 т.1).

Вместе с тем, на момент рассмотрения спора ключ доступа 1 к ФГИС ЕГРН, принадлежащий ФИО1, не разблокирован, баланс выписок в личном кабинете ФГИС ЕГРН не восстановлен.

Более того, в ходе судебного заседания представителем административных ответчиков заявлено об отказе ФИО1 в обеспечении доступа в личный кабинет ФГИС ЕГРН посредством ключа 1 по причине злоупотребления им правом на получение услуги.

В соответствии с пунктом 11 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2011 N 451, операторы информационных систем органов и организаций, а также оператор информационных систем, входящих в состав инфраструктуры взаимодействия, при организации взаимодействия информационных систем между собой, а также с элементами инфраструктуры взаимодействия обязаны, среди прочего: а) обеспечивать защиту передаваемых сведений от неправомерного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, копирования, распространения, иных неправомерных действий с момента поступления этих сведений в свою информационную систему и до момента их поступления в информационные системы, эксплуатируемые иными операторами; в) обеспечивать доступ к информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации; г) обеспечивать фиксацию даты, времени и участников каждого случая взаимодействия, а также возможность предоставления сведений, позволяющих восстановить историю взаимодействия; д) незамедлительно информировать оператора инфраструктуры взаимодействия и операторов информационных систем органов и организаций, участвующих во взаимодействии, о сбоях и нарушениях в работе своих информационных систем, которые могут повлечь нарушение сроков и качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций, а также о нарушении требований об обеспечении информационной безопасности; е) принимать незамедлительные меры по устранению выявленных сбоев и нарушений функционирования своих информационных систем и случаев нарушения требований об обеспечении информационной безопасности; з) принимать в электронной форме запросы, обращения, заявления и иные документы (сведения), поступающие в информационные системы, а также осуществлять их обработку и подготовку ответов в электронной форме.

Частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрена обязанность доказывания законности действий (бездействия) органов и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган и должностное лицо. Указанные органы и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В нарушение указанных положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным ответчиком - Росреестром не представлены в материалы дела какие-либо доказательства, достоверно подтверждающие законность блокирования доступа ФИО1 в электронной форме в личный кабинет ФГИС ЕГРН посредством ключа 1.

Также указанным административным ответчиком не представлено сведений о том, каким именно нормативно-правовым актом установлено указанное ограничение доступа ФИО1 и невозможность дальнейшего восстановления доступа.

На судебный запрос Росреестром сообщено о невозможности предоставления материалов, связанных с оспариваемыми действиями по блокировке доступа в личный кабинет ФГИС ЕГРН, включая журнал событий обновления системы, журнал событий, связанных с ключом доступа, по причине истечения срока хранения указанных журналов (л.д. 108 т.1).

Доводы административных ответчиков о том, что при получении услуги административный истец использовал компьютерные программы роботов-автоматов, которые привели к сбою в работе портала Росреестра, относимыми и допустимыми доказательствами не подтверждены. Кроме того, административный ответчик не привел ссылку на действующее законодательство, в соответствии с которым установлено ограничение в части использования таких компьютерных программ. При использовании каких-либо информационных технологий в Российской Федерации субъекту предоставляется возможность выбирать любой вариант поведения, кроме того, что прямо и строго сформулировано в виде запрета.

Доводы административного ответчика о том, что отсутствует норма, запрещающая блокировку доступа ключей от личного кабинета ФГИС ЕГРН на портале Росреестра, суд находит несостоятельными, поскольку в то же время отсутствует норма, разрешающая блокировку доступа ключей от личного кабинета ФГИС ЕГРН на портале Росреестра по обстоятельствам, изложенным административными соответчиками.

К заключению начальника Управления информационных технологий Росреестра ФИО4 по обстоятельствам блокировки ключа доступа 1 суд относится критически, поскольку выводы заключения не имеют документального и законодательного подтверждения.

Исходя из положений пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, под злоупотреблением правом понимается умышленное поведение управомоченного лица по осуществлению принадлежащего ему гражданского права, сопряженное с нарушением установленных в названной статье пределов осуществления гражданских прав, причиняющее вред третьим лицам, или создающее условия для наступления вреда. Вместе с тем, исходя из пункта 3 данной статьи о презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и принципа доказывания, лицо, от которого требуется разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.

В силу статьи 14 Гражданского кодекса Российской Федерации допускается самозащита гражданских прав, способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

В своих возражениях на административный иск административные соответчики ссылаются на противоправное поведение административного истца, поскольку он, пользуясь ключом доступом как физическое лицо, в короткий промежуток времени с помощью компьютерных программ-роботов оформил большое количество запросов (около 250 000) на предмет истребования выписок из ЕГРН с целью их перепродажи по более высокой цене для извлечения прибыли в интересах коммерческой организации общества с ограниченной ответственностью «ВМЕТРЕ», где он является генеральным директором.

Суд, оценивая указанные доводы административных соответчиков о наличии в действиях ФИО1 злоупотребления правом, приходит к выводу, что административные соответчики не доказали факта совершения административным истцом умышленных действий, совершенных исключительно с целью причинения вреда обществу либо административным ответчикам.

Также избранный административным ответчиком - Росреестром способ самозащиты путем ограничения административному истцу доступа к ключу 1 в личный кабинет ФГИС ЕГРН по обстоятельствам настоящего спора не может быть признан отвечающим требованиям статьи 14 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как указано судом выше, порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, регулируется статьями 62 и 63 Закона о регистрации и приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости».

В соответствии с частью 2 статьи 63 Закона о регистрации сведения, содержащиеся в ЕГРН, аналитическая и иная информация по запросам о предоставлении сведений лиц, не указанных в части 1 статьи 63 Закона о регистрации, предоставляются за плату. Размер такой платы установлен приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016 N 291 «Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости», порядок ее взимания и возврата установлен приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 967 «Об утверждении порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации». Внесение платы осуществляет лицо, подавшее запрос (заявитель, плательщик). В соответствии с пунктом 5 Порядка взимания и возврата платы при представлении запроса в бумажном виде при личном обращении уникальный идентификатор начисления выдается заявителю в момент подачи запроса.

В силу пункта 2 Закона о регистрации, в случае, если в ЕГРН отсутствуют запрашиваемые сведения или предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом, орган регистрации прав в срок не более трех рабочих дней со дня получения им запроса о предоставлении сведений направляет уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений или обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, которое может быть обжаловано в судебном порядке.

В данном случае административный истец добросовестно в соответствии с действующим законодательством по назначению и оплаченному тарифу использовал ключ доступа в электронном виде в личный кабинет ФГИС ЕГРН для получения выписок из ЕГРН.

Вместе с тем, доступ к ключу 1, будучи отключенным по техническим причинам временно, по настоящее время владельцу ключа – ФИО1 не восстановлен.

Указанные действия (бездействия) суд расценивает как отказ Росреестра в предоставлении административному истцу оплаченной им государственной услуги (в предоставлении информации – выписок из ЕГРН).

Данный отказ не основан на законе, является необоснованным, поскольку противоречит требованиям федерального законодательства и нарушает право гражданина на получение сведений из ЕГРН, что противоречит как Закону о регистрации, так и Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также Порядку предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и Порядку уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом.

При этом необходимость в блокировке использования ФИО1 ключа доступа не подтверждается какими-либо относимыми и допустимыми доказательствами, в связи с чем суд считает необходимым признать незаконными действия Росреестра, выраженные в блокировании ФИО1 доступа в личный кабинет ФГИС ЕГРН, находящийся по адресу: https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_present/ir_egrn.

Поскольку оспариваемые действия не соответствуют закону, регулирующему спорные правоотношения, и нарушают права административного истца, так как препятствуют реализации его прав в сфере государственной услуги и информации, то имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания их незаконными.

Пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, суд указывает на необходимость совершения определенного действия.

Таким образом, решение суда своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, в связи с чем, принимая по делу решение, суд возлагает на Росреестр обязанность восстановить ФИО1 доступ в личный кабинет ФГИС ЕГРН, продлить действие уникального ключа на срок 6 месяцев с момента получения им информации о восстановлении доступа в личный кабинет ФГИС ЕГРН, находящийся по адресу: https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_present/ir_egrn, а также восстановить по указанному адресу баланс в количестве 250 000 имевшихся выписок ЕГРН из ФГИС ЕГРН до блокировки личного кабинета ФГИС ЕГРН.

Поскольку администрирование портала Росреестра и личного кабинета правообладателя не входит в компетенцию Управления Росреестра по Республике Татарстан, изменённые административные исковые требования ФИО1 к Управлению Росреестра по Республике Татарстан удовлетворению не подлежат.

Таким образом, административное исковое заявление ФИО1 подлежит удовлетворению частично.

Поскольку о нарушении своих прав административному истцу стало известно 13.12.2018, с настоящим административным исковым заявлением ФИО1 первично до оставления административного иска без движения обратился в суд 13.02.2019, суд приходит к выводу об обращении истца за защитой нарушенного права в срок, установленный статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175–180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, выраженные в блокировании ФИО1 доступа в личный кабинет ФГИС ЕГРН, находящийся по адресу: https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_present/ir_egrn.

Обязать Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии восстановить ФИО1 доступ в личный кабинет ФГИС ЕГРН, продлить действие уникального ключа на срок 6 месяцев с момента получения ФИО1 информации о восстановлении доступа в личный кабинет ФГИС ЕГРН, находящийся по адресу: https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_present/ir_egrn, а также восстановить по указанному адресу баланс в количестве 250 000 имевшихся выписок ЕГРН в личном кабинете ФГИС ЕГРН до блокировки личного кабинета ФГИС ЕГРН.

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Росреестра по Республике Татарстан о признании действий незаконными, обязании устранить допущенные нарушения прав отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд г.Казани Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья Д.И. Галяутдинова