ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1765/2022 от 23.05.2022 Орджоникидзевского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

УИД 03RS0006-01-2022-001895-34

Дело № 2а-1765/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 мая 2022 года город Уфа

Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Ибрагимова А.Р.,

при секретаре Гайдуллиной И.Д.,

с участием представителя административных истцов ФИО3 и ФИО4 – ФИО5, действующего на основании доверенностей от 09 июня 2021 и 15 июля 2021 года соответственно,

представителя заинтересованного лица - управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО город Уфа Республики Башкортостан – ФИО7, действующей на основании доверенности от 30 декабря 2021 года,

представителя заинтересованного лица – ООО «СЗ «СУ № 1 «ПСК-6» - ФИО8, действующей по доверенности от 13 апреля 2022 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО3, ФИО4 к администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отзыва согласия об установлении сервитута, сохранении сервитута,

установил:

ФИО3 и ФИО4 обратились в суд с заявлением о признании отзыва согласия на сервитут незаконным, выраженного в письме Администрации ГО г. Уфы РБ от 24.02.2022 № 01-14-62, сохранении сервитута.

В обоснование административного иска указано, что 10.02.2021 между ООО «Специализированный застройщик «СУ № 1 «ПСК-6» и ФИО3, 16.12.2020 между ООО «Специализированный застройщик «СУ № 1 «ПСК-6» и ФИО4 заключены договоры участия в долевом строительстве, согласно которым административные истцы финансируют строительство жилого дома (литер 9) в квартале, ограниченном , в городского округа Республики Башкортостан инвестиционными средствами, а ООО «Специализированный застройщик «Строительное Управление «ПСК-6» обязуется в предусмотренный договором срок передать соответствующие квартиры в этом доме Административным истцам.

ООО «Специализированный застройщик «СУ «ПСК-6» предоставлено право на развитие застроенной территории, ограниченной , ФИО2 Горького, Мира, Кольцевой в городского округа Республики Башкортостан на основании договора от 24.05.2012г., заключенного с Администрацией ГО РБ. На территории, ограниченной улицами указанными улицами на основании договора о развитии застроенной территории -РТ от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Специализированный застройщик «СУ «ПСК-6» осуществляет строительство жилого дома (литер 8), жилого дома (литер 9) на основании разрешений на строительство, выданных отделом градостроительного контроля и выдачи разрешений Администрации ГО РБ.

Для строительства вышеуказанных многоквартирных домов необходимо строительство линейных вспомогательных сооружений, размещение которых предусмотрено на части земельного участка с кадастровым номером 02:55:030267:4, находящегося в собственности муниципального образования ГО РБ и по договору БСп-21 безвозмездного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен МБОУ Школа ГО РБ.

Для обеспечения строительства линейных объектов между застройщиком и МБОУ Школа ГО РБ заключено соглашение об установлении сервитута на часть земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (письмом от ДД.ММ.ГГГГ УЗИО Администрации ГО РБ выразило согласие на заключение соглашения).

ДД.ММ.ГГГГ Администрация ГО РБ направила в адрес Застройщика письмо в котором сообщила, что ввиду отсутствия разрешения на строительство линейных объектов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 02:55:030267:4 уведомляет об отзыве ранее направленного согласия об установлении сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 02:55:030267:4, выраженного в письме УЗИО г. Уфы исх. от ДД.ММ.ГГГГ.

Административные истцы полагают, что такое письмо является незаконным и нарушающим их права и законные интересы как участников долевого строительства, разрешение на строительство линейных объектов для заключения соглашения о сервитуте не требуется, отзыв согласия на заключения сервитута выдан ненадлежащим органом.

Административные истцы ФИО2, ФИО1 в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.

Представитель административных истцов по доверенности ФИО6 в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО РБ просил вынести по делу законное и обоснованное решение.

Представитель заинтересованного лица ООО «СЗ «СУ «ПСК-6» заявленные исковые требования поддерживал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации ГО РБ на судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица МБОУ Школа ГО РБ на судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.

С учетом мнения сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие перечисленных лиц, уведомленных надлежащим образом.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица вправе обратиться непосредственно в суд.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с разъяснением Пленумов Верховного суда РФ и ВАС РФ, данным в пункте 6 постановления от ДД.ММ.ГГГГ о применении ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, основанием для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина.

Несоответствие акта закону охватывает: неправильное толкование или применение закона при принятии акта; издание акта соответствующим органом с превышением своих полномочий или нарушением процедуры его принятия; привлечение к ответственности, не предусмотренной нормативными актами, и др. нарушения. При этом незаконный акт (действие, бездействие) должен нарушать права и интересы лица, обратившегося за защитой к суду.

Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к решениям относятся акты государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в устной, так и в письменной форме. К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

В силу разъяснений п. 25 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Из материалов дела следует что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и Обществом заключен договор участия в долевом строительстве № М-9-123 на строительство двухкомнатной , расположенной на 25 этаже, общей проектной площадью 49,90 кв.м. в многоквартирном жилом доме литер 9 в квартале, ограниченном , ФИО2 Горького, Мира, Кольцевой в округа Республики Башкортостан. Оплата по договору участия в долевом строительстве в сумме 3 093 800 руб. административным истцом полностью внесена, что подтверждается выпиской по счету экскроу и индивидуальными условиями договора счета экскроу.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и Обществом заключен договор участия в долевом строительстве № М-9-234И на строительство двухкомнатной , расположенной на 2 этаже, общей проектной площадью 29,70 кв.м. в многоквартирном жилом доме по этому же адресу.

ООО «Специализированный застройщик «СУ «ПСК-6» осуществляет развитие застроенной территории, ограниченной , ФИО2 Горького, Мира, Кольцевой в городского округа Республики Башкортостан на основании договора -РТ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Администрацией ГО РБ.

В пределах данной территории, ООО «Специализированный застройщик «СУ «ПСК-6» осуществляет строительство объектов:

- жилого дома (литер 8) в квартале, ограниченном , в городского округа Республики Башкортостан на основании выданного отделом градостроительного контроля и выдачи разрешений Администрации ГО РБ разрешения на строительство от 08.10.2020г. на земельном участке с кадастровым номером 02:55:030267:1569, общей площадью 3440+/-21 кв.м., расположенном по адресу: Российская Федерация, , Орджоникидзевский , участок в квартале ограниченном , ФИО2 Горького, Мира, Кольцевой, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), принадлежащем Застройщику на праве собственности, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи регистрации 24.07.2020г.

- жилого дома (литер 9) в квартале, ограниченном , ФИО2 Горького, Мира, Кольцевой в городского округа Республики Башкортостан на основании выданного отделом градостроительного контроля и выдачи разрешений Администрации ГО РБ разрешения на строительство Разрешение на строительство (корректировка -RU 03308000-1263Ж-2020 от ДД.ММ.ГГГГ) от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью 3372+/-20 кв.м., расположенном по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: , Орджоникидзевский , участок в квартале ограниченном , ФИО2 Горького, Мира, Кольцевой, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирные многоэтажные жилые дома, принадлежащем Застройщику на праве собственности, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи регистрации 01.04.2020г. .

Неотъемлемой частью объектов капитального строительства являются наружные инженерные сети (линейные объекты) для вышеуказанных многоквартирных домов, размещение которых предусмотрено на части земельного участка с кадастровым номером 02:55:030267:4.

Так, на части указанного земельного участка предусмотрено строительство линейных вспомогательных сооружений (бытовая канализация, питьевой водопровод, сеть теплоснабжения и т.п.) (далее – сооружения) к строящимся жилым домам «Литер 8, 9» в соответствии с проектной документацией шифр «169-9.01.20» и шифр «169-8.01.20» по которой выданы положительные заключения экспертизы проектной документации № от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ объектов «Жилые дома Литер 8, 9 в квартале ограниченном городского округа Республики Башкортостан» и разрешения на строительства от ДД.ММ.ГГГГ и 02-RU 03308000-1264Ж-2020 от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст.274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Установлено, что земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 10726 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под учебно производственным корпусом, находится в собственности муниципального образования ГО РБ и по договору БСп-21 безвозмездного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен МБОУ Школа ГО РБ.

Для обеспечения строительства линейных объектов Застройщик обратился в УЗИО Администрации ГО РБ с письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ УЗИО Администрации ГО РБ выразило согласие на заключение соглашения об установлении сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым номером с целью осуществления проезда и строительства на нем линейных объектов согласно предоставленной Застройщиком схеме границ сервитута.

На основании данного согласия между Застройщиком и МБОУ Школа ГО РБ заключено соглашение об установлении сервитута на часть земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Установлено, что данная часть земельного участка, предоставленного МБОУ Школа ГО РБ, находится за границами территории школы и отделена забором, не используется в деятельности школы и устройство на данной части земельного участка сетей не препятствует в момент строительства и не будет препятствовать в процессе эксплуатации сетей деятельности учебного учреждения.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация ГО РБ направила в адрес Застройщика письмо в котором сообщила, что ввиду отсутствия разрешения на строительство линейных объектов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером уведомляет об отзыве ранее направленного согласия об установлении сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 02:55:030267:4, выраженного в письме УЗИО г. Уфы исх от ДД.ММ.ГГГГ.

На запрос административных истцов о ходе строительства жилого дома литер 9, поступило уведомление Застройщика от ДД.ММ.ГГГГ о предполагаемой невозможности ввода в эксплуатацию многоквартирного жилого дома литер 9 в связи с отзывом согласия на заключение сервитута, необходимого для строительства инженерных сетей (линейных объектов) с приложением оспариваемого отзыва согласия об установлении сервитута.

Проектной документацией на строительство Жилых домов Литер 8, Литер 9 по которой выданы разрешения на строительства от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрена необходимость наружных инженерные сети (линейные объекты), размещение которых предусмотрено на части земельного участка с кадастровым номером 02:55:030267:4.

Линейные объекты, строящиеся на части земельного участка с кадастровым номером , предназначены для обслуживания и эксплуатации строящихся многоэтажных жилых домов Литер 8, 9 и не имеют возможности самостоятельного использования для иной деятельности. Следовательно, являются вспомогательными.

Из исследованной судом технической, проектной документации следует, что источники и условия подключения сетей водоснабжения и водоотведения к жилым домам литер 8, 9 установлены МУП «Уфаводоканал» в технических условиях подключения (технологического присоединения) к системам водоснабжения и водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

В технических условиях (п. 2) установлено, что местоположение точки подключения сетей водоснабжения установлено , сетей водоотведения в районе расположения жилого .

Колодец подключения сетей водоотведения расположен внутри квартала между жилым домом 74/1 по и жилым домом по . Иного пути подвода сетей водоотведения кроме как на части земельного участка с кадастровым номером не представляется возможным, так как иное размещение не позволяет плотная внутриквартальная застройка. Альтернативная возможность размещения линии сетей водоотведения возможно только по территории благоустройства (общему имуществу) жилого .

Колодец подключения сетей водоснабжения и теплоснабжения многоквартирных домов литер 8, 9 расположен между домов Конституции 5, 7. Альтернативная возможность размещения линии сетей водоснабжения и теплоснабжения, кроме как по территории части земельного участка с кадастровым номером 02:55:030267:4 отсутствует.

С учетом изложенного, оспариваемое административными истцами письмо Администрации об отзыве согласия на сервитут выражает письменное волеизъявление, направленное на прекращение правоотношений между Застройщиком и МБОУ Школа ГО РБ, в связи с чем суд приходит к выводу что права административных истцов затрагиваются отзывом согласия на заключение сервитута, выраженное в письме Администрация ГО РБ от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку могут повлечь для них негативные последствия. Так, в случае невозможности строительства линейных объектов – сетей для обслуживания указанных жилых домов, ввод объектов в эксплуатацию будет полностью невозможен, либо просрочен, что приведет к невозможности или просрочке получения объектов долевого участия истцами.

Администрация ГО РБ в письме от ДД.ММ.ГГГГ уведомляет об отзыве ранее направленного согласия об установлении сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером , выраженного в письме УЗИО г. Уфы исх. от ДД.ММ.ГГГГ ввиду отсутствия разрешения на строительство линейных объектов.

Однако приведенное Администрацией основание не может быть признано судом законным ввиду следующего.

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В письме Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N "Об объектах вспомогательного использования" разъяснено, что под объектами вспомогательного использования следует понимать объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности, представляется, что возведение таких объектов возможно при наличии на земельном участке основного объекта, для обслуживания которого планируется возведение объекта вспомогательного использования.

Создание зданий и сооружений вспомогательного использования может (должно) предусматриваться в проектной документации объектов капитального строительства.

В рассматриваемом случае, линейные объекты, строящиеся на части земельного участка с кадастровым номером 02:55:030267:4, предназначены для обслуживания и эксплуатации строящихся многоэтажных жилых домов Литер 8, 9 и не имеют возможности самостоятельного использования для иной деятельности. Следовательно, являются вспомогательными и не требуют получения разрешения на строительство в соответствии с п.3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, суд отмечает, что разрешением на строительство от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено строительство наружных инженерных сетей (линейные объекты).

Также суд отмечает, что отзыв согласия на установление сервитута совершен не лицом его выдавшим – УЗИО Администрации ГО РБ, а иным лицом - Администрацией ГО РБ. Между тем, в соответствии с положениями ч.2 ст.41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Согласно ч.8 ст.23 Устава городского округа Республики Башкортостан, утвержденного Решения Совета городского округа РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 3/6, Администрация обладает правами юридического лица.

Также самостоятельным юридическим лицом является и УЗИО Администрации ГО РБ, которое, в соответствии с «Положением об Управлении земельных и имущественных отношений Администрации городского округа », утвержденным Решением Совета городского округа РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 54/7 является функциональным органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление деятельности Администрации городского округа Республики Башкортостан по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения имуществом, земельными участками, находящимися в муниципальной собственности городского округа Республики Башкортостан, в пределах полномочий, определенных настоящим Положением. Основной задачей УЗИО является деятельность по осуществлению прав по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности городского округа Республики Башкортостан, имуществом, в том числе имущественными правами, находящимися в муниципальной собственности городского округа Республики Башкортостан.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что отзыв согласия на сервитут выраженный в письме Администрации ГО г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административных истцов, в том числе препятствует реализации им прав по договору участия в долевом строительстве.

В рассматриваемом случае, критерии, установленные ст.274 Гражданского кодекса Российской Федерации соблюдены в полном объеме: ООО «Специализированный застройщик «СУ «ПСК-6» является собственником земельных участков, сопряженных с земельным участком с кадастровым номером , ограниченное пользование земельным участком необходимо для строительства линейных объектов, предусмотренных проектной документацией, получившей положительное заключение экспертизы и осуществляется на основании разрешений на строительство, выданных Администрацией. Использование части земельного участка с кадастровым номером 02:55:030267:4для данных целей не препятствует использованию земельного участка муниципальному образованию городской округ и МБОУ Школа ГО РБ, поскольку данная часть земельного участка фактически находится за забором МБОУ Школа ГО РБ и не задействована в деятельности школы.

При таких обстоятельствах требования административных истцов являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд

решил:

удовлетворить административные исковые требования ФИО3, ФИО4.

Признать незаконным отзыв согласия об установлении сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером , выраженный в письме администрации ГО Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на администрацию ГО Республики Башкортостан обязанность сохранить действие сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером до ввода в эксплуатацию бытовой канализации, питьевого водопровода и сети теплоснабжения жилого дома (Литер 9) в квартале, ограниченном , М.Горького, Мира, Кольцевой в г.Уфы.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Судья А.Р.Ибрагимов